Международное усыновление: понятие, виды, источники правового регулирования 6







НазваниеМеждународное усыновление: понятие, виды, источники правового регулирования 6
страница1/5
Дата публикации19.06.2013
Размер0.55 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4   5
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание
Введение 3
Глава 1. Международное усыновление: понятие, виды, источники правового регулирования 6
1. 1 Понятие международного усыновления, его отличия от национального усыновления 6
1. 2Источники международно-правового регулирования 13

1. 3 Разрешительный порядок усыновления 19

1. 4 Действие публичного порядка 23

Глава 2. Коллизионное регулирование международного усыновления 26

Глава 3. Особенности процедуры международного усыновления 34
Заключение 47
Список использованных источников и литературы 51

ВВЕДЕНИЕ
В семейном праве РФ, существует ряд институтов, имеющих своей целью обеспечение охраны интересов несовершеннолетних детей. Наиболее предпочтительной формой социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление, поскольку оно позволяет с максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей, но и интересы взрослых людей, которые по тем или иным причинам лишены возможности иметь своих детей.

Семейное законодательство РФ предусматривает возможность усыновления российских детей, как гражданами России, так и иностранцами, закрепляя при этом исключительность усыновления негражданами РФ. Актуальность проблемы усыновления российских детей иностранными гражданами не ослабевает с момента внесения в 1991 году поправок в семейное законодательство РФ, разрешивших его официально. Статистические данные свидетельствуют, что число детей, оставшихся без попечения родителей, продолжает увеличиваться, большинство из них передаются под опеку (попечительство) или на усыновление.

Отношение общественности – российской и зарубежной – к этому явлению довольно неоднозначное. Многие представители власти и обычные граждане высказывают опасения, обеспокоенность по поводу российских сирот, и, надо сказать небезосновательно. За последние пятнадцать лет деятельность по международному усыновлению приобрела очень широкий масштаб.

В соответствии со ст. 124 Семейного кодекса РФ усыновление детей иностранными гражданами допускается только в тех случаях, когда не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ. В то же время ситуация складывается прямо противоположная: международное усыновление из года в год растет, а усыновление детей российскими гражданами, наоборот, снижается. За последнее время количество детей, усыновленных иностранными гражданами, выросло почти в пять раз, в то время как число детей, усыновленных российскими гражданами, сократилось почти вдвое.

Данная тенденция сложилась из целого комплекса проблем, главная из которых – невозможность российскими гражданами по тем или иным причинам усыновлять российских детей.

В связи с этим сегодня остро стоит проблема реформирования российского законодательства и совершенствования процедуры установления усыновления иностранцами в направлении усиления защиты прав усыновляемых российских детей. Нужно отметить, что проблема международного усыновления, а точнее несовершенства института правового регулирования данной проблемы остро стоит не только в Российской Федерации, но и в других развивающихся странах, поэтому впору говорить о межнациональной проблеме, которая требует от государств особого к ней внимания.

Необходимо отметить, что некоторые сдвиги в деле реформирования российского законодательства в сфере усыновления уже наметились, достаточно отметить принятие в апреле 2008 года Федерального закона «Об опеке и попечительстве», который закрепляет ряд фундаментальных норм регулирующих особенности опеки и попечительства, на столь высоком уровне, однако, несомненно, рано говорить о решении этой проблемы и снижении интереса законодателя и ученых к ней.

Цель работы состоит в комплексном анализе правового регулирования порядка усыновления детей – граждан РФ, оставшихся без попечения родителей, иностранными гражданами.

Данная цель обуславливает постановку и решение следующих основных задач:

- сформулировать и исследовать понятие международного усыновления, его отличия от института национального усыновления

- изучить особенности правового регулирования института международного усыновления;

- определить порядок и условия усыновления детей иностранными гражданами;

- охарактеризовать коллизионные вопросы усыновления.

1. МЕЖДУНАРОДНОЕ УСЫНОВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Понятие международного усыновления, его отличия от национального усыновления
Расширение сферы международных контактов коснулось в первую очередь такого института, как усыновление, и именно «иностранное» усыновление. Если исходить из общих представлений о том, что есть «усыновление (удочерение)», которое определяется в юридической литературе как « юридический акт, в силу которого между ребенком (усыновленным) и лицом, принявшим его на воспитание, устанавливаются правовые (личные и имущественные) отношения, существующие между родителями и детьми»1, то необходимым дополнением для дефиниции «иностранного», или «международного», усыновления должно стать включение в рассматриваемое понятие основного фактора – юридической связи данного отношения с несколькими правопорядками. Иными словами, усыновитель (усыновители) и усыновляемый должны быть иностранцами по отношению друг к другу, либо факт усыновления должен иметь место за границей в соответствии с правопорядком иностранного государства.

Основные положения, касающиеся международного усыновления, закреплены в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. (ст. ст. 20, 21). Это, во-первых, признание его в качестве альтернативного способа ухода за детьми, лишенными семейного окружения, допустимого лишь тогда, когда «обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». Во-вторых, отнесение решения вопроса об усыновлении к ведению компетентных органов государства. В-третьих, необходимость, чтобы при усыновлении в другой стране относительно ребенка применялись те же гарантии и нормы, которые используются при внутригосударственном усыновлении. И, наконец, в-четвертых, недопущение, чтобы устройство ребенка приводило к получению неоправданных финансовых и иных выгод связанными с усыновлением лицами.
Эти принципы были в полной мере восприняты и закреплены в тексте специально посвященной вопросам международного усыновления Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления от 29 мая 1993 г. В ней употребляется термин «иностранное усыновление», в целом созвучный термину «международное усыновление». Иностранное усыновление имеет место, «когда ребенок, постоянно проживающий в одном Договаривающемся государстве («государство происхождения»), переехал, переезжает или должен переехать в другое Договаривающееся государство («принимающее государство») либо после его усыновления в государстве происхождения супругами или лицом, обычно проживающими в принимающем государстве, либо в целях такого усыновления в принимающем государстве или в государстве происхождения» (п. 1 ст. 2 Конвенции)1.

Один из выводов, который был сделан при анализе отношений, возникающих при иностранном усыновлении, заключается в том, что каждому государству известен институт усыновления вообще и иностранного в частности (за редким исключением — ряд мусульманских стран), но в них по-разному регулируются основные условия его установления. Это связано с господствующей в стране религией, моралью, традициями, обычаями, принципами и устоями жизни.

Международное усыновление является альтернативной мерой обеспечения ребенка семьей, когда не представляется возможным передать ребенка другой семье на воспитание или для усыновления, или обеспечить для него надлежащую заботу в стране происхождения. Усыновление за границей производится в случае наличия законодательной базы в стране происхождения и в стране, куда ребенок передается на усыновление. Международное усыновление производится через компетентные органы или учреждения с применением гарантий и норм, аналогичных тем, которые действуют при усыновлении в стране происхождения. При международном усыновлении особое внимание должно уделяться вопросу защиты правовых и социальных интересов ребенка.

Говоря о специфике отношений, характеризующихся проявлением юридической связи с правопорядками различных государств, следует подчеркнуть, что чаще всего подобная связь бывает очевидной даже с внешней точки зрения: иностранное гражданство субъектов отношения, либо постоянное место жительства за рубежом, либо установление юридического факта судом или иным юрисдикционным органом иностранного государства и т.д.

Увеличение масштабов усыновления, вывоз усыновленных из страны поставили на повестку дня решение проблем, связан­ных с более тщательной правовой регламентацией усыновле­ния детей иностранцами.1 Такая задача возникла и в России, куда обратили свой взгляд граждане США, Италии, Сканди­навских и других государств. А причин для этого достаточно: рост числа детей, оставшихся без попечения родителей, среди которых немало инвалидов; социально-экономические потря­сения, не позволяющие должным образом обеспечить нормаль­ное существование этих детей. С другой стороны, все больше становится иностранных граждан, которые почему-либо не могут усыновить ребенка в своей стране. Одна из причин, более жесткие, чем в России, условия усыновления в собственной стране. Например, в Нидерландах усыновление разрешается только женатым парам с брачным стажем не менее пяти лет. В Испании лицо, усыновляющее ребенка, должно быть не моло­же 25 лет. В ФРГ после вступления в силу в 1991 г. Закона «О благополучии детей» ужесточен порядок усыновления, предус­матривается уголовное наказание за торговлю детьми, которая практикуется в отношении детей, привозимых из развиваю­щихся стран. Усыновление здесь тоже разрешается только суп­ружеским парам.1

Не на последнем месте среди соображений, по которым ино­странные граждане выражают желание усыновить ребенка из России, — побуждение сугубо нравственного свойства, когда милосердие к осиротевшему, попавшему в бедственное положение ребенку не нуждается в объяснении. К тому же многие иностранцы, желающие усыновить российского ребенка, рус­ские по происхождению. И, наконец, что не менее важно, дорогу к международному усыновлению облегчила ст. 21 Конвенции о правах ребенка, рассматривающая усыновление как наилуч­ший способ удовлетворения интересов ребенка.

Но чем все-таки можно объяснить повышенный интерес иностранных граждан именно к российским детям-сиротам?

Если иметь в виду, что иностранные граждане-усыновители преследуют в России какую-то выгоду, чего нет в их странах, то, увы, это ошибка. На усыновление иностранцем передаются только те дети-сироты, усыновление которых российскими гражданами невозможно. Что это за дети? Как правило, инвалиды. Известен случай, когда супружеская пара из Штатов, у которой уже были двое усыновленных детей, изъявила желание удочерить маленькую девочку. Семья была весьма обеспеченная, муж-врач, хирург. Имел высокий, стабильный доход. Но, у этой девочки одного ушка не было совсем, другое, недоразвитое, находилось на шее. Никто в России удочерить ее не пожелал. Операция ей предстояла сложнейшая, и не одна. Стоит это очень больших денег. И, естественно, усыновитель, врач, это понимал. И, тем не менее, ребенка они забрали.2

Все это вместе взятое объясняет то, что усыновление ребенка — российского гражданина к редким событиям не относится, о чем говорят данные статистики. В 2003 году впервые количество детей, усыновленных иностранными гражданами, превысило количество детей, усыновленных гражданами России. В 2003 году 7331 ребенок был усыновлен в России и 7852 ребенка прошли международное усыновление. В 2004 году разница между российскими и международными усыновителями возросла: россияне усыновили 7000 детей, а иностранные граждане - 9400. В 2005 году разница существенно сократилась, но не за счет того, что стали усыновлять больше российские граждане, а за счет того, что уменьшилось иностранное усыновление. И на сегодняшний день количество российских детей иностранными гражданами продолжает расти.

Усыновление российских детей гражданами других госу­дарств подчиняется ряду требований, исключающих свободное распоряжение судьбой ребенка. Существование этих правил объясняется, в частности, стремлением предотвратить превра­щение детей в товар, в предмет наживы теми, кто готов совер­шить такое преступление.

Если сравнивать международное и национальное усыновление, то здесь необходимо сказать, что международное усыновление отличается от национального усыновления тем, что необходимым компонентом такого рода отношений является наличие иностранного элемента.

Как известно, существует три вида иностранного элемента: субъект отношений, объект отношений, юридический факт.

В данном случае иностранным элементом выступает субъект (иностранец усыновляет ребенка — гражданина РФ, например) и юридический факт (например, акт об усыновлении исходит с территории иностранного государства, где был усыновлен ребенок – гражданин РФ). Иными словами, возникает два аспекта: "усыновление детей-иностранцев" и "усыновление детей иностранцами", причем очень важно, где именно юридический факт — усыновление — устанавливается: на территории РФ или на территории иностранного государства.

При усыновлении детей — граждан одной страны гражданами другой затрагиваются интересы нескольких лиц, являющихся гражданами различных государств, или лиц, проживающих на территории разных стран. В этих странах могут быть иные и даже совершенно противоположные взгляды на усыновление. Эти различия обусловливаются, прежде всего, различиями в целях, которые ставятся перед институтом усыновления в этих государствах. Так, в странах Западной Европы законодательно закрепляется, что усыновление возможно только с учетом интересов детей, но в то же время оно направлено на то, чтобы "обеспечить бездетных лиц наследниками, сделать возможным существование фирмы"1, вследствие чего в ряде стран допускается брак между усыновленным и усыновителем, а также усыновление совершеннолетних лиц.

Интересным является тот факт, что в мусульманских странах усыновление вообще запрещено. Этот запрет базируется на положении Корана (33:4-5): "Не устроил Аллах для человека двух сердец внутри и не сделал ваших приемышей вашими детьми. Возведите их к их отцам, это более справедливо у Аллаха, а если не знаете их отцов, то это ваши братья в вере и ваши близкие". Единственным мусульманским государством, где существует и функционирует институт усыновления, является Тунис. В других странах существует институт "приема" или "убежища", согласно которому супруги обязуются принять ребенка и дать ему необходимую помощь, но ребенок не может ни носить фамилию своей новой семьи, ни рассчитывать на часть имущества или на наследство2.

Одним словом, мы видим, что на сегодняшний день международное усыновление является очень распространенным. В связи с этим возникает очень много проблем, касающихся правового регулирования усыновления, особенностей его процедуры и т. д. Именно поэтому институт международного усыновления требует тщательного изучения.

1.2 Источники международно-правового регулирования

Центральным моментом в защите прав детей, получившим закрепление в законодательстве большинства государств и нашедшим отражение в международных конвенциях, является регулирование усыновления.

Вообще нужно сказать, что масштабным усыновление детей гражданами другого государства стало после окончания Второй мировой войны. Ни одно государство в то время не имело специального законодательства, регулирующего «иностранное» усыновление, вследствие чего его процедура не могла быть законодательно оформлена и зачастую осуществлялась стихийно, с массой нарушений как моральных, так и правовых норм.

Но все же с течением времени в различных странах стали появляться первые специальные законодательные акты об усыновлении.

Вопросы обеспечения, реализации и зашиты прав ребенка на сегодняшний день достаточно подробно оговариваются в таких международных актах, как Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (15 сентября 1990 г. – ратифицирована СССР). В ст. 21 Конвенции предусмотрено, что государства-участники обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями, которые определяют в соответствии с применимыми законами и процедурами и на основе всей относящейся к делу достоверной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка1.

К числу международных правовых актов по вопросам охраны детства можно отнести также Женевскую декларацию прав ребенка 1924 г., Декларацию прав ребенка, провозглашенную Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г., Гаагскую конвенцию о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления от 29 мая 1993 г. Последняя содержит ряд положений, направленных на упорядочение отношений в сфере иностранного усыновления.

Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления от 29 мая 1993 г. (далее – Конвенция) содержит общие требования для иностранного усыновления. Прежде всего, власти государства в котором проживает ребенок, должны установить, что ребенок может быть усыновлен и что иностранное усыновление отвечает наилучшим интересам ребенка. Должно иметь место согласие компетентных органов государства, в котором проживает ребенок, где это требуется согласие матери и самого ребенка на усыновление. Также государство, в котором проживает ребенок, должно установить обладают ли правом предполагаемые приемные родители усыновить ребенка, и будет ли у ребенка возможность въехать на территорию иностранного государства. Конвенция 1993 г. акцентирует внимание на недопустимость извлечения материальной выгоды, какими – либо субъектами в процессе осуществления деятельности, направленной на возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере международного усыновления. Также Конвенция предусматривает некоторые процедурные требования, которые имеют место при иностранном усыновлении, а также особенности признаний и последствия усыновления.

Европейская конвенция об усыновлении детей от 24 апреля 1967 г., заключенная в г. Страсбурге, которую ратифицировали всего 18 государств, направлена в основном на унификацию материально-правовых норм об усыновлении и его последствиях. Так, в ней определены условия, которые должны быть соблюдены, чтобы усыновление, произведенное в одной стране, было признано и в других странах-участницах. Конвенция об усыновлении устанавливает, что усыновляемый в отношении усыновителя имеет такие же права и обязанности, какие имеет рожденный в браке ребенок в отношении своих отца и матери. При этом имеется в виду усыновление детей, не достигших 18 лет, не состоящих и не состоявших в браке и не считающихся по закону совершеннолетними.

Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся усыновления детей на международном уровне, утвержденная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 3 декабря 1986 г., также как и Конвенция о правах ребенка предусматривает, что усыновление в другой стране может рассматриваться лишь в качестве альтернативного способа ухода за ребенком при соблюдении двух условий (если ребенок не может быть передан на воспитание в своей стране; если обеспечение подходящего ухода для ребенка является невозможным в стране происхождения). К числу международных правовых актов по вопросам охраны детства можно отнести Женевскую декларацию прав ребенка 1924 г., Декларацию прав ребенка, провозглашенную Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.

Общие требования и рекомендации, закрепленные в международных нормативных актах, конкретизированы и дополнены внутренним законодательством государств. Однако до начала 90-х годов в РФ случаи «иностранного» усыновления были достаточно редки; впоследствии они заметно участились. В результате из-за интереса иностранных граждан к усыновлению российских детей в этой сфере наметился сдвиг в сторону корректировки российского законодательства и практики, сначала в форме ненормативных разъяснений Министерства образования РФ и Министерства здравоохранения РФ о том, что в семьи иностранных граждан могут быть переданы дети, которых по тем или иным причинам не взяли под опеку (попечительство) российские граждане, затем – о порядке обязательного централизованного учета детей-сирот, подлежащих усыновлению; и наконец, о форме включения в ведущий акт семейного права – Семейный Кодекс – специальных норм, регламентирующих иностранное усыновление.

Касаясь правовой базы, используемой для регламентации данного вида отношений, можно выделить постановление Верховного Совета РФ от 18.12.1992 г. «О неотложных мерах по упорядочению усыновления детей, являющихся гражданами РФ, гражданами других государств». 13.09.1995 г. в РФ принят специальный акт, содержащий материальные нормы по иностранному усыновлению, - «Положение о порядке передачи детей, являющихся гражданами РФ, на усыновление гражданам РФ и иностранным гражданам», которым подтверждались ранее установленные принципы усыновления (интересы ребенка, ненарушение прав ребенка), передачи детей на усыновление иностранным гражданам только в случае, если не представилась возможность передать их на усыновление гражданам РФ, и т. д. В Российской Федерации также основными нормами, регулирующими вопросы иностранного усыновления, являются: Федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года; «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 нюня 1999 года; «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16 апреля 2001 года; «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года. Важным нормативными актами, регулирующим вопросы иностранного усыновления, является Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275. Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства1. Также Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г.. О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ, и контроле за её осуществлением2.

Согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ, часть российской правовой системы

составляют международные договоры. Их правила имеют приоритетный

характер в случае противоречия с внутренним законодательством, в том числе и семейным. Такой приоритет распространяется как на федеральные законы, регулирующие семейные отношения, так и на законы субъектов РФ, когда бы они ни были приняты (до или после заключения международного договора). Специальная оговорка на этот счет имеется в ст.6 СК РФ.

К числу этих договоров относятся многосторонние и двусторонние договоры России с другими государствами о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Среди них, прежде всего, нужно

назвать Конвенцию «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», заключенную 22 января 1993 г. в Минске государствами — членами Содружества Независимых Государств.

Конвенция ратифицирована в Российской Федерации 4 августа 1994 г. И

вступила в силу для России с 10 декабря 1994г. Часть III этой Конвенции посвящена в частности усыновлению. В Российской Федерации в целях

развития сотрудничества в области оказания правовой помощи по

гражданским, семейным и уголовным делам заключены двусторонние

соглашения с некоторыми государствами — участниками СНГ. Российская

Федерация заключила ряд международных договоров касающихся вопросов

усыновления с зарубежными государствами. Среди них: Договор между РФ и

Республикой Польша «О правовой помощи и правовых отношениях по

гражданским и уголовным делам» от 13.07.01г., содержащий ст.30

«Усыновление» и вступивший в силу для России 18.01.02г.; Договор РФ и

Республики Мали «О правовой помощи по гражданским, семейным и

уголовным делам» подписание которого состоялось 31августа 2000 г. в

г. Москва (содержит ст.33 «Усыновление»); Договор РФ и Республики Куба «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным

делам», подписание которого состоялось в Гаване 14 декабря 2000 г. (ст.28

«Усыновление»); Консульский договор между РФ и КНР, ратифицирован

Россией ФЗ от 11.03.03г.; Договор между РФ и Италией о сотрудничестве в области усыновления
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Международное усыновление: понятие, виды, источники правового регулирования 6 iconПеречень вопросов для вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Предмет гражданско-правового регулирования. Понятие и виды имущественных отношений, регулируемых гражданским правом. Понятие и виды...
Международное усыновление: понятие, виды, источники правового регулирования 6 iconТематика семинарских занятий по гражданскому праву (особенная часть) для студентов заочной
Понятие, правовая природа, источники правового регулирования и виды договора купли-продажи
Международное усыновление: понятие, виды, источники правового регулирования 6 iconК вопросу о разумном сроке в гражданском праве: понятие и критерии определения
Предмет гражданско-правового регулирования. Понятие и виды имущественных отношений, регулируемых гражданским правом. Понятие и виды...
Международное усыновление: понятие, виды, источники правового регулирования 6 iconТематика рефератов, курсовых работ Дисциплина «Гражданское право»
Предмет гражданско-правового регулирования. Понятие и виды имущественных отношений, регулируемых гражданским правом. Понятие и виды...
Международное усыновление: понятие, виды, источники правового регулирования 6 iconСекция: Техника и инженерные науки гоу межшкольный учебный комбинат №25 «Центральный»
Предмет гражданско-правового регулирования. Понятие и виды имущественных отношений, регулируемых гражданским правом. Понятие и виды...
Международное усыновление: понятие, виды, источники правового регулирования 6 iconПрограмма государственного экзамена по специализации «Гражданское...
Предмет гражданско-правового регулирования. Понятие и виды имущественных отношений, регулируемых гражданским правом. Понятие и виды...
Международное усыновление: понятие, виды, источники правового регулирования 6 iconПоправка к закону всемирного тяготения из уравнений
Предмет гражданско-правового регулирования. Понятие и виды имущественных отношений, регулируемых гражданским правом. Понятие и виды...
Международное усыновление: понятие, виды, источники правового регулирования 6 icon"Это вызывает невероятное уважение и хохот"
Предмет гражданско-правового регулирования. Понятие и виды имущественных отношений, регулируемых гражданским правом. Понятие и виды...
Международное усыновление: понятие, виды, источники правового регулирования 6 iconБиографическая справка пономарев владимир николаевич
Предмет гражданско-правового регулирования. Понятие и виды имущественных отношений, регулируемых гражданским правом. Понятие и виды...
Международное усыновление: понятие, виды, источники правового регулирования 6 iconСовременное состояние физической науки
Предмет гражданско-правового регулирования. Понятие и виды имущественных отношений, регулируемых гражданским правом. Понятие и виды...
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск