Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 Биотехнология







Скачать 251.78 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 Биотехнология
Дата публикации20.01.2015
Размер251.78 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики, естественных наук и информационных технологий

Кафедра ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры



Боме Н.А.

ГЕННАЯ ИНЖЕНЕРИЯ


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 03.01.06 - Биотехнология

(в том числе бионанотехнологии)

очной и заочной форм обучения

Тюменский государственный университет

2011

Боме Н.А. Генная инженерия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03.01.06 – Биотехнология (в том числе бионанотехнологии) очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011, 14 с.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Генная инженерия [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой ботаники, биотехнологии, ландшафтной архитектуры. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Боме Н.А., заведующий кафедрой ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры, доктор сельскохозяйственных наук, профессор



© Тюменский государственный университет, 2011.

© Боме Н.А., 2011.

1. Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи дисциплины

Цель преподавания дисциплины – ознакомление аспирантов с фундаментальными основами современной биотехнологии и практическими приложениями в биологии; с методологическими приемами, используемыми в получении клеток, обладающих высокой генеративной и биосинтетической способностями, а также с основными способами переноса и экспрессии генов в клетках, тканях и органах.

Основная задача дисциплины – формирование у аспирантов глубоких теоретических знаний в области методов генной инженерии как нового направления биологической науки для использования в практической деятельности.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП аспирантуры

Дисциплина «Генная инженерия» предназначена для аспирантов 2-го года (4 семестр), обучающихся по специальности 03.01.06 – Биотехнология (в том числе бионанотехнологии). Дисциплина «Генная инженерия» относится к дисциплинам по выбору. Дисциплина «Генная инженерия» связана с другими дисциплинами: Теоретические и прикладные аспекты биотехнологии, Фитобиотехнология, Трансгенные организмы, Молекулярные организмы изменчивости и стабильности генома.

Для успешного освоения дисциплины аспирант должен обладать знаниями по следующим дисциплинам: Клеточная инженерия, Экологическая биотехнология, Этические проблемы биотехнологии, Методы получения промышленных штаммов, Методы микробиологических и биотехнологических исследований, а также обладать умениями статистической обработки экспериментальных данных, составления презентаций, навыками работы с персональным компьютером и в сети Internet.

Усвоение данной дисциплины необходимо как предшествующее для изучения дисциплин «Теоретические и практические аспекты биотехнологии», «Биоиндикация и биоремидиация антропогенно нарушенных экосистем», «Трансгенные организмы».

1.3. Компетенции выпускника ООП аспирантуры, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП аспирантуры выпускник должен обладать следующими компетенциями:

  • демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы.

  • демонстрирует современные представления об основах биотехнологии и генной инженерии, нанобиотехнологии, молекулярного моделирования;

  • понимает, излагает и критически анализирует получаемую информацию и представляет результаты полевых и лабораторных биологических исследований;

  • пользуется современными методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной биологической информации, демонстрирует знания принципов составления научно-технических проектов и отчетов;

  • понимает и применяет на практике методы управления в сфере биотехнологии, природопользования и восстановления и охраны биоресурсов.

После изучения дисциплины аспиранты должны:

- знать: историю возникновения генетической инженерии и ее место среди других наук, общие положения и подходы генной инженерии, достижения и перспективы, структурно-функциональные особенности объектов биоинженерии; основные принципы получения рекомбинантных ДНК, этапы генно-инженерных работ; задачи, направления и проблемы генной инженерии применительно к современным потребностям, наиболее значимые проекты и область их применения, научные и правовые основы обеспечения биобезопасности в биоинженерии и использовании трансгенных растений.

- уметь: использовать полученные знания для подбора биологических объектов и применения их в различных технологических процессах; понимать необходимость применения методов генной инженерии для конструирования новых форм, составлять схемы конструирования организмов на основе воссоединения фрагментов ДНК in vitro, определять конкретный ген, отвечающий за синтез того или иного белка в получении мутации.

- владеть: навыками разработки исследовательских проектов, участия в других проектах, самостоятельной исследовательской работы, методами генетического конструирования, к которым относятся мутагенез, гибридизация, конъюгация, трансдукция, трансформация и слияние протопластов, углубления профессиональных знаний с помощью новых информационных и образовательных технологий.

2. Структура и трудоемкость дисциплины

    Семестр 4. Форма промежуточной аттестации (зачет). Общая трудоемкость дисциплины составляет две зачетные единицы 72 часа.

    3. Тематический план.

    Таблица 1

    Тематический план







    Тема

    Всего часов

    виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

  1. из них в интерактивной форме

    Формы конт-роля

    лекции*

    семинарские (практические) занятия*

    лабораторные занятия*

    самостоятельная работа*

    1

    2

    3

    4

    5

    8

    6

    7

    8

    1

    Предмет и задачи генной инженерии

    6

    2





    4



    Устный опрос

    2

Разделы генетической инженерии и этапы их становления

    6



    2



    4

    2

    Ответ на практическом занятии

    3

    Ферменты, используемые в генной инженерии

    8

    2





    6



    Устный опрос

    4

    Структура и транскрипция эукариотических генов

    6



    2



    4

    2

    Устный опрос

    5

    Векторы, используемые в генной инженерии

    6

    2





    4



    Конспект по теме

    6

Генная инженерия растений

    6

    2





    4



    Конспект по теме

    7

    Экспресс-диагностика, анализ и оценка генетически реконструированного материала.

    6



    2



    4

    2

    Ответ на практическом занятии

    8

    Методы идентификации генов.

    8

2







6







9

Сочетание методов адаптивной системы селекции и генетической инженерии растений

    6



    2



    4

    2

    Ответ на практическом занятии

    10

    Практические аспекты генной инженерии

    4



    2



    2

    2

    Работа в группах

    11

Заключительное занятие

10




2




8

2

Контрольная работа




    Итого:

72

10

12




50

12







из них часов в интерактивной форме











    12





Таблица 2.

    Планирование самостоятельной работы



Темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

дополнительные

1.

    Предмет и задачи генной инженерии

Чтение обязательной и дополнительной литературы

Подготовка к опросу

    4

2.

Разделы генетической инженерии и этапы их становления

Выполнение практической работы

Чтение обязательной и дополнительной литературы

    4

3.

    Ферменты, используемые в генной инженерии

Чтение обязательной и дополнительной литературы

Подготовка к опросу

    6

4.

    Структура и транскрипция эукариотических генов

Выполнение практической работы

Чтение обязательной и дополнительной литературы

    4

5.

    Векторы, используемые в генной инженерии

Чтение обязательной и дополнительной литературы

Составление конспекта по теме

    4

6.

Генная инженерия растений

Чтение обязательной и дополнительной литературы

Составление конспекта по предложенной теме

    4

7.

    Экспресс-диагностика, анализ и оценка генетически реконструированного материала.

Выполнение практической работы

Чтение обязательной и дополнительной литературы

    4

8.

    Методы идентификации генов.

Чтение обязательной и дополнительной литературы

Подготовка к опросу

6

9.

Сочетание методов адаптивной системы селекции и генетической инженерии растений

Выполнение практической работы

Чтение обязательной и дополнительной литературы

    4

10.

    Практические аспекты генной инженерии

Выполнение практической работы

Чтение обязательной и дополнительной литературы

    2

11.

Заключительное занятие

Чтение обязательной и дополнительной литературы

Подготовка к контрольной работе

8

Заслушивание рефератов по предложенным темам.

50



3. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимых

для изучения обеспечиваемых

(последующих) дисциплин





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




1.

Теоретические и прикладные аспекты биотехнологии растений

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+




2.

Фитобиотехнология
















+







+

+




3.

Биоиндикация и биоремидиация антропогенно нарушенных экосистем
















+










+




4.

Трасгенные организмы

+

+










+

+

+

+

+




Примечание: номера тем соответствуют названиям, приведенным в таблице 1.

4. Содержание дисциплины.

Лекция 1. Предмет и задачи генной инженерии. Предмет и задачи курса, связь с другими науками. Основные направления и перспективы развития современной науки. Генная инженерия, как составная часть биотехнологии. Объекты генной инженерии. Состояние, проблемы, перспективы, практическое значение. Современный опыт трансгенных объектов для пищевой технологии. Области практического применения.

Лекция 2. Ферменты, используемые в генной инженерии. Характеристика ферментов, применяемых при конструировании рекомбинантных ДНК: ферменты, с помощью которых получают фрагменты ДНК; ферменты, синтезирующие ДНК на матрице ДНК или РНК; ферменты, соединяющие фрагменты ДНК; ферменты, позволяющие осуществить изменение структуры концов фрагментов ДНК.

Лекция 3. Векторы, используемые в генной инженерии. Этапы создания трансгенных организмов. Понятие о векторе. Типы векторов, их конструирование.

Лекция 4. Генная инженерия растений. Истоки генной инженерии растений. Корончатые галлы. Агробактерии и растения. Методология генетической инженерии растений. Векторы на основе хлоропластной и митохондриальной ДНК. Преимущества и трудности использования растений как объекта для генно-инженерных исследований. Достижения и перспективы генной инженерии растений.

Лекция 5. Методы идентификации генов. Использование ДНК-зондов в качестве молекулярных маркеров. Метод РФЛП, основанный на полиморфизме по длине рестрикционных фрагментов. Идентификация локусов количественных признаков при помощи РФЛП-маркеров. Выявление геномной гомологии у видов растений.
5. Планы практических занятий.

Занятие 1. Разделы генетической инженерии и этапы их становления. Генетическая роль ДНК. Работы Жакоба в предыстории генетической инженерии. Этапы становления генетической инженерии. Разделы генетической инженерии. Основные этапы генно-инженерных работ. Получение генов, включение генов в состав вектора, перенос генов в клетки-реципиенты, амплификация и экспрессия клонируемых гомологичных и гетерологичных генов.

Занятие 2. Структура и транскрипция эукариотических генов. Гены растений. Изолирование генов растений и особенности их транскрипции. Маркерные системы у растений. Экспрессия и генетическая стабильность чужеродных генов. Наследование чужеродных генов у трансгенных растений. Фенотипическая и технологическая характеристика трансгенных растений. Испытание трансгенных растений в открытом грунте.

Занятие 3. Экспресс-диагностика, анализ и оценка генетически реконструированного материала. Технология моноклональных тел и методы ее улучшения. Серологические тесты. Иммунологические тесты. Эффективность их применения.

Занятие 4. Сочетание методов адаптивной системы селекции и генетической инженерии растений. Возможность интеграции адаптивной системы селекции и генетической инженерии. Приоритеты, задачи, трудности. Возможность различия генотипов и паспортизация сортов с использованием современных методов (изоферментный анализ, одномерный и двумерный электрофорез. Рестрикация ДНК и др.).

Занятие 5. Практические аспекты генной инженерии. Современные проблемы и основы практического использования достижений генной инженерии. Получение и опыт применения растительных генмодифицированных объектов. Свойства, влияние на качество пищевых систем и продуктов питания.

Занятие 6. Заключительное занятие. Подведение итогов по темам практических занятий, обозначение значимости методов генетической инженерии в различных направлениях биотехнологии.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Самостоятельная работа аспирантов специальности 03.01.06 - Биотехнология (в том числе бионанотехнологии) по дисциплине «Генная инженерия» включает следующие виды учебной деятельности: чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка к семинарскому (практическому) занятию, подготовка рефератов, выступление с докладом и презентацией, подготовка и защита конспектов по предложенной теме с презентацией, выполнение контрольной работы.

На контрольную работу по модулю отводится не менее 1,0 часа. Контрольная работа состоит из средних по трудоемкости вопросов, различных типов тестов или заданий, требующих поиска обоснованного развернутого ответа.

Контрольная работа:

  1. Типы векторов, используемые в генной инженерии. Достоинства и недостатки.

  2. Какие бактерии называют природным генным инженером растений? Какие типы плазмид встречаются у агробактерий? Как они организованы?

  3. Возможность создания трансгенных растений, способных фиксировать атмосферный азот.

  4. Методы идентификации генов.

  5. . Какие методы используют для переноса генов из одного генотипа в другой? В чем отличие методов генетической инженерии от методов традиционной селекции?

  6. Можно ли использовать трансгенные технологии для создания новых видов биологического оружия? Явление биотерроризма.

Примерные темы рефератов:

  1. Трансгенные растения картофеля устойчивые к колорадскому жуку.

  2. Эффективность применения трансгенных растений в мире.

  3. Значение генетической инженерии в получении форм растений, устойчивых к стрессовым воздействиям.

  4. Достоинства и недостатки методов сохранения растительного материала в неконтролируемых и контролируемых условиях.

  5. Проблемы риска и биобезопасности использования генетически модифицированных продуктов.

  6. Основные направления конструирования трансгенных растений, устойчивых к болезням.

  7. Генетическая инженерия растений – «за» и «против».

  8. Применение генетической трансформации в биотехнологии и селекции растений.

  9. Методы переноса генетической информации между объектами.

  10. Основные мировые тенденции в развитии производства биотоплива.

  11. Роль генетической инженерии в решении экологических проблем.

  12. Анализ научно-технической и патентной информации в области генетической инженерии растений.

  13. Направленный мутагенез и генная инженерия.

  14. Причины утраты и уменьшения разнообразия генофонда диких растений, животных и микроорганизмов при выращивании ГМ-растений.

Зачет служит формой проверки качества усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, а также иных видов учебной деятельности аспирантов соответствии с учебной программой.

Вопросы к зачету:

1. Какова роль генетической инженерии в практике и познании фундаментальных основ организации и функционирования растительного генома?

2. Преимущество селекции с использованием генетической инженерии по сравнению с традиционной при одинаковой конечной цели – получение новых сортов.

3. Что такое трансгенные растения?

  1. Перечислите основные этапы получения трансгенных растений.

  2. Назовите основные пути создания трансгенных растений устойчивых к насекомым-вредителям.

  3. В чем практический смысл создания сортов, устойчивых к гербицидам?

  4. Назовите примеры генетического улучшения растений с целью повышения их продуктивности.

  5. Как можно улучшить качество растительной продукции?

  6. Как повысить устойчивость растений к неблагоприятным воздействиям (засухе, засолению, низким температурам)?

  7. Стратегия создания растений, устойчивых к насекомым, грибам, бактериям, вирусам.

  8. Какими методами генной инженерии можно получить растения с необычной окраской венчика?

  9. Как осуществляется генетическое загрязнение трасгенами перекрестно-опыляемых сортов растений?

  10. С чем связаны опасения в отношении уменьшения сортового и видового разнообразия культурных растений при выращивании трансгенных растений?

  11. В чем заключаются особенности структуры и транскрипции эукариотических генов?

  12. Как можно использовать маркерную систему у растений?

  13. Гены растений и их активность в онтогенезе высших растений.

  14. Назовите векторы переноса генетической информации у растений.

  15. В чем заключается агробактериальная трансформация растений: Ti-плазмиды?

  16. Какие гены локализованы в Т-ДНК?

  17. Назовите молекулярно-генетические механизмы агробактериальной трансформации.

  18. Что Вы понимаете под белковыми и ДНК-маркерами?

  19. Опишите использование молекулярных маркеров в селекции растений.

  20. Приведите примеры использования белковых маркеров в семеноводстве и семенном контроле.

  21. Охарактеризуйте вирусы растений и их роль в переносе генетической информации.

  22. Колимовирусы и их роль в переносе генетической информации.

  23. Что Вы знаете о джеминивирусах?

  24. Каковы возможности использования транспозонных элементов в качестве векторов для генетической трансформации?

  25. Какие Вы знаете методы экспресс-диагностики, анализа и оценки генетически реконструированного материала?

  26. Охарактеризуйте основные функции микроорганизмов, способствующие установлению симбиозов с растениями.

  27. Назовите генетические системы, контролирующие сигнальное взаимодействие со стороны клубеньковых бактерий и бобовых растений.

  28. Дайте характеристику основных групп генов, контролирующих развитие клубеньков у бобовых растений.

  29. Какие методы сохранения генофонда Вы знаете?

  30. Достоинства и недостатки Ex situ сохранения.

  31. Достоинства и недостатки In situ сохранения.

  32. Что Вы понимаете под криосохранением?

  33. Особенности замораживания почек стебля и меристем, культуры клеток, тканей и протопластов?

  34. От каких факторов зависит успех низкотемпературной консервации?

  35. Какова роль криопротекторов в криосохранении?

  36. Назначение и принципы работы биокриокомплексов.

  37. Назовите вещества, используемые в качестве криопротекторов.

  38. Какие Вы можете назвать тесты для определения жизнеспособности клеток после размораживания?

  39. Что понимают под фенотипической и технологической характеристикой трансгенных растений?

  40. Чем объяснить появление резистентных к антибиотикам, гербицидам, Bt-энтомотоксину форм организмов (суперсорняков, суперпаразитов, суперпатогенов) при выращивании ГМ-растений?

  41. Что Вы понимаете под адаптивной системой селекции и какова роль генетической инженерии в ее развитии?

  42. Порядок создания, испытания и использования ГМ-продукции в различных странах.

  43. Какие экономические риски несут ГМО? Страны – основные производители ГМО? Причины монополизации рынка ГМО. Почему фермеры против распространения ГМО?

47. Государственный контроль и государственное регулирование в области генно-инженерной деятельности.

48. Критерии, показатели и методы оценки генетически модифицированных растительных организмов и получаемых из них продуктов на биобезопасность.
7. Образовательные технологии.

При реализации различных видов учебной работы во время изучения дисциплины «Генетическая инженерия» используются различные образовательные технологии: лекции и практические занятия, отражающие основные разделы изучаемого курса, рефераты, контрольная работа.

Отдельное внимание уделяется интерактивным формам занятий. В интерактивной форме (работа в малых группах) проводится бóльшая часть практических занятий. Для развития навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, способностей обобщать и анализировать информацию из литературных источников предлагается реферат по одной из приведенных тем.

Для текущего контроля знаний магистрантов используются устные опросы, ответы на практических занятиях, конспекты по предложенным темам, предложены вопросы к зачету.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

9.1. Основная литература:

1. Клетки=Cells: учебник для студентов вузов: пер. с англ./ред. Б. Льюин и др. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. 951 с. (Лучший зарубежный учебник)

2. Молекулярная биология: рибосомы и биосинтез белка: учебник для студентов вузов обуч. по напр. «Биология» и биолог. спец./ А. С. Спирин М.: Академия 2011 - 496 с.

3. Основы биотехнологии растений. Учебное пособие (гриф УМО). Боме Н.А., Белозерова А.А. Изд. 2-е, доп. Тюмень: Изд-во ТюмГУ. 2007. 96 c.

8.2. Дополнительная литература:

1. Генетическая инженерия: учеб. пособие для вузов по напр. "Биология", спец. "Биотехнология", "Биохимия", "Генетика", "Микробиология"/ С. Н. Щелкунов. - 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2004. - 496 с.

2. Молчание генов: сборник научных трудов/ отв. ред. А.В. Данилкович, Пущино: ОНТИ ПНЦ РАН, 2008, - 309 с.

3. Молекулярная биотехнология: принципы и применение/ Б. Глик, Дж. Пастернак; пер. с англ. Н. В. Баскаковой, О. А. Колесниковой, Ю. М. Романовой [и др.] под ред. Н. К. Янковского. - Москва: Мир, 2002. - 589 с.

4. Прикладная генетика: введение в биотехнологию : учеб. пособие для студентов по агроном. спец. /А.П. Голощапов. - Курган: Зауралье, 2004. - 248 с.

8.3. Периодические издания:

Успехи современной биологии. М.: Наука

Отдел биологический. Изд-во Московского ун-та

8.4. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

  1. http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека

  2. www.vir.nw.ru/index_r.htm - ГНЦ РФ Всероссийский научно-исследовательский институт растениеводства им. Н.И. Вавилова.

  3. mailto:info@timacad.ru Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева.

4. http://pushgu.ru Пущинский государственный университет.

5. http://www.rusbiotech.ru./company Российские биотехнологии и биоинформатика.

9. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины

Лекции по дисциплине по выбору магистра «Генная инженерия» читаются в аудитории кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры и имеют мультимедийное сопровождение. Для научно-исследовательской работы на кафедре имеется лаборатория биотехнологических и микробиологических исследований, оснащенная современным оборудованием.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 Биотехнология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 Биотехнология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 Биотехнология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 Биотехнология iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Молекулярная генетика»
ДС1 при подготовке дипломированных специалистов (инженер по специальности 240900 “Биотехнология”) и магистров по специальности химическая...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 Биотехнология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Купчик Е. В. Функциональный аспект исследования русской речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 Биотехнология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Трофимова О. В. Методология лингвистических исследований. Аспирантский семинар Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 Биотехнология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Байдуж Л. М. Семантический синтаксис. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 – русский...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 Биотехнология iconРабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 Биотехнология (в том числе бионанотехнология),...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 Биотехнология iconРабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 Биотехнология (в том числе бионанотехнология),...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 Биотехнология iconРабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 Биотехнология (в том числе бионанотехнология),...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 Биотехнология iconРабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 Биотехнология (в том числе бионанотехнология),...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 Биотехнология iconРабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 Биотехнология (в том числе бионанотехнология),...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 Биотехнология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Медведев А. А. Религиозно-философские искания русской литературы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 Биотехнология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 Экология...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 Биотехнология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 – экология...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 Биотехнология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Трофимова О. В. Современный русский язык. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01...
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск