Е. Н. Белова Красноярский Государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева





Скачать 48.84 Kb.
НазваниеЕ. Н. Белова Красноярский Государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
Дата публикации22.01.2015
Размер48.84 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА МЛАДШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Е.Н. Белова

Красноярский Государственный педагогический университет

им. В.П.Астафьева
В настоящей статье мы попытались обобщить опыт кафедры английского языка по организации самостоятельной работы студентов 1-2 курсов факультета иностранных языков КГПУ по практическому курсу иностранного языка и теоретическим дисциплинам кафедры, сформулировать проблемы, с которыми мы сталкиваемся в нашей работе, определить их возможные причины.

Модернизация учебного процесса направлена на сокращение аудиторных часов занятий и смещение акцента на самостоятельную подготовку студента. В связи с этим возникает, на наш взгляд, первая проблема – перестройки преподавательской деятельности. Основной функцией преподавателя вместо обучающей становится контролирующая и организующая. Студенту необходимо прилагать максимум усилий для осуществления собственной теоретической подготовки, а также самостоятельно отрабатывать практические умения, так как аудиторных часов хватает лишь на корректировку знаний и проверку творческих заданий. «Черновая» работа по устранению и объяснению ошибок сведена к минимуму.

И здесь возникает вторая проблема – неподготовленности студента к самостоятельному изучению материала. Необходимо признать тот факт, что у большинства абитуриентов не сформированы навыки познавательной деятельности. Выполнение творческих заданий в подавляющем количестве случаев сводится к простому цитированию первоисточника, причем без соответствующего оформления цитаты. Очень большое число студентов на младшем этапе обучения не способны выделить главную мысль из прочитанного теоретического материала, применить теорию на практике, самостоятельно осознать преемственность дисциплин, включенных в учебный план, актуализировать школьные знания.

Необходимо указать на еще одну проблему, с которой приходится сталкиваться в учебном процессе с самых первых дней – отсутствие специальной филологической подготовки у абитуриентов. Прием на специализированный факультет по результатам ЕГЭ не позволяет проверить уровень теоретической подготовки абитуриента, так как ЕГЭ по иностранному языку проверяет лишь практические умения, что оказывается явно недостаточным для успешного обучения в вузе. Успешное усвоение тем по грамматике, формирование адекватных знаний лексики, несомненно, требуют серьезной филологической базы у студента, знание им основных языковедческих терминов.

Объем самостоятельной работы на факультете иностранных языков всегда был очень большим, поэтому проблема обеспечения студентов учебными пособиями и методическими рекомендациями успешно решается коллективом преподавателей. Однако вопрос о перегруженности студентов и преподавателей сейчас никак не решается, а вместе с тем он свидетельствует либо о неправильной концепции деления курса на модули, либо о просчетах в распределении нагрузки преподавателей и студентов. Например, курс «Языкознания» поделен на два базовых модуля согласно тематике занятий. В каждом модуле есть задание «Написание реферата», которое, конечно, не является обязательным, но чаще всего студенты выбирают его, так как оно оценивается от 12 до 20 баллов и, кроме того, это один из самых простых способов заработать баллы. У студента есть право писать реферат по каждому модулю. На курсе в среднем 120 студентов. Из них один реферат пишут 110 студентов, второй – около 40. Итого преподаватель должен проверить 150 рефератов плюс задания из дополнительного модуля, если не выполнен минимум или студент желает улучшить свой рейтинг (так называемый «добор баллов»). Количество часов, отведенных на контроль (индивидуальная работа), явно не соответствует реальной нагрузке преподавателя. У студента ситуация не лучше. По каждой дисциплине ему предлагается либо написание реферата, либо составление кроссвордов из 200-300 терминов, либо иные творческие задания, которые требуют очень большого количества времени. В результате все это сводится к вопиющей профанации обучения, к тому, что студент просто бездумно все скачивает из Интернета, не утруждая себя даже исправлением опечаток и форматированием текста.

Конечно, перечисленные выше проблемы не исчерпывают весь список трудностей, но на текущем этапе являются наиболее актуальными, что и позволило нам обозначить их в настоящей статье. Ниже мы расскажем об организации самостоятельной деятельности студентов и формах ее контроля, которые помогают преподавателям обучить студентов приемам работы в автономном режиме.

В начале каждого семестра на вводном занятии студент в обязательном порядке получает технологическую карту дисциплины и памятку, где детально прописаны все пункты содержания учебного процесса, требования к ответу студента на экзамене, содержание экзаменационного билета, указаны сроки сдачи заданий по индивидуальной и самостоятельной работе. Остальные материалы УМКД (карта самостоятельной работы, рабочая модульная программа, методические рекомендации студентам) также рекомендованы к ознакомлению.

Поскольку практический курс иностранного языка разбит на аспекты, по каждому аспекту подготовлены пакеты заданий, которые необходимо выполнить каждому студенту: кассеты с тестами на аудирование и задания к ним; кассеты с учебными текстами по фонетике; методические рекомендации по каждой теме устной практики, содержащие аутентичные тексты, тематический словарь и упражнения на его отработку; методические рекомендации и учебное пособие по грамматике, разработанное коллективом авторов-преподавателей кафедры и получившее гриф СибРУМЦа. В методических рекомендациях имеются теоретические разделы (грамматика) и ключи к упражнениям, что позволяет студенту усваивать и отрабатывать материал в удобном для него режиме. На текущих консультациях преподаватель корректирует ответы студента в том случае, если у него возникли трудности с исправлением собственных ошибок.

К самостоятельной работе относится внеаудиторное чтение дополнительной неадаптированной художественной литературы на языке – 150 страниц во втором семестре, по 250 страниц в третьем и четвертом семестрах. На кафедре имеется подборка разнообразных литературных произведений на английском языке от классиков до современных авторов, предлагаемых студентам второго курса. Контролировать выполнение это задания преподаватель может либо в письменном виде, когда студент предоставляет эссе по прочитанной книге, либо в устной форме. Выбор контроля осуществляется в зависимости от уровня подготовки студента.

Для расширения кругозора студентов и формирования у них лингво-культурной компетенции на кафедре была создана видеотека по основным разговорным темам. В дополнительном модуле студентам второго курса, желающим поднять свой рейтинг, предлагается разработать задания для контроля понимания просмотренного материала. Так студенты не только повышают свою лингвистическую компетенцию, но и впервые пробуют себя в профессиональной деятельности, учатся обрабатывать языковой материал с учебными целями.

Самостоятельная работа предполагает не только результат в виде написанных заданий, но и более ценный итог в виде обогащения тезауруса студента, повышения его мотивации к обучению, заинтересованности в повышении собственного рейтинга. Содержание творческих заданий, включенных в базовые модули, предполагает работу с дополнительными источниками информации и работу с ресурсами Интернет-сайтов, библиотек. Помимо прямого контроля выполнения заданий преподаватель также осуществляет опосредованный контроль через оценивание устных ответов на занятиях и ответов на экзамене.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. Н. Белова Красноярский Государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» факультет биологии, географии и химии
Е. Н. Белова Красноярский Государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева iconФгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет...
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Е. Н. Белова Красноярский Государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева iconКафедра экономической географии экономическая и социальная
Гоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Е. Н. Белова Красноярский Государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева iconСравнительная педагогика учебно-методический комплекс дисциплины
Гоу впо «красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Е. Н. Белова Красноярский Государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева iconТ. А. Степанова Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
Методические условия развития алгоритмического мышления школьников на уроках информатики
Е. Н. Белова Красноярский Государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Менеджмент напитков» для...
Гоу впо красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
Е. Н. Белова Красноярский Государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Е. Н. Белова Красноярский Государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 100110. 65...
Гоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Е. Н. Белова Красноярский Государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» Кафедра теоретической физики
Е. Н. Белова Красноярский Государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева проводит интерактивную видеотрансляцию (видеоконференцию,...
Е. Н. Белова Красноярский Государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работа выполнена на кафедре ботаники гоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Е. Н. Белова Красноярский Государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный...
Е. Н. Белова Красноярский Государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «красноярский государственный...
Е. Н. Белова Красноярский Государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «красноярский государственный...
Е. Н. Белова Красноярский Государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «красноярский государственный...
Е. Н. Белова Красноярский Государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева iconУм «Основы проектирования уроков по английскому языку с использованием...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск