Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)





Скачать 167.67 Kb.
НазваниеРабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
Дата публикации28.01.2015
Размер167.67 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

И.о. проректора-начальник

управления по научной работе

_______________________ Г.Ф. Ромашкина

__________ _____________ 2011г.


ТРАНСГЕННЫЕ ОРГАНИЗМЫ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 03.01.06 – Биотехнология (в том числе бионанотехнология), очной и заочной форм обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________________/Пак И.В./

«______»___________2011г.

Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики «___»________2011 протокол № ___

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 9 стр.

Зав. кафедрой ______________________________/И.В. Пак/

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК отделения биологии Института математики, естественных наук и информационных технологий «___»________2011 протокол № ___

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Фролова О.В./

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Нач. отдела аспирантуры

и докторантуры_____________М.Р. Сорокина

«______»_____________2011 г.


2011

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики, естественных наук и информационных технологий

Кафедра экологии и генетики



Пак И.В.


ТРАНСГЕННЫЕ ОРГАНИЗМЫ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 03.01.06 – Биотехнология (в том числе бионанотехнология), очной и заочной форм обучения

Тюменский государственный университет

2011

Пак И. В. Трансгенные организмы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03.01.06 – Биотехнология (в том числе бионанотехнология), очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011, 9 стр.


Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Трансгенные организмы [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой экологии и генетики. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:

заведующий кафедрой экологии и генетики

Тюменского государственного университета,

д.б.н. Пак И. В.






© Тюменский государственный университет, 2011.

© Пак И.В., 2011.

  1. Пояснительная записка.

    1. Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины «Трансгенные организмы» является получение базовых знаний о трансгенных организмах, о научных и прикладных аспектах их использовании.

В процессе изучения дисциплины аспиранты решают следующие задачи: в систематизированной форме усваивают основы клеточной и генетической инженерии; знакомятся с проблемами, связанными с созданием и использованием трансгенных растений и животных, изучают прикладные аспекты использования достижений в биотехнологии.

Учебно-методический комплекс «Трансгенные организмы» соответствует паспорту специальности 03.01.06 – Биотехнология (в том числе бионанотехнология).



    1. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Трансгенные организмы» относится к циклу «специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности». Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами бакалавриата и магистратуры Б.1. Гуманитарного, социального и экономического цикла: базовой частью и Б.3. Профессионального цикла: базовой (общепрофессиональной) частью: экономикой; биологией размножения и развития; микробиологией, физиологией человека и животных, генетикой и селекцией, введением в биотехнологию и биоинженерию, биохимией и молекулярной биологией. Для успешного освоения дисциплины необходимы базовые знания по генетике, биологии размножения и развития, микробиологии, физиологии, биохимии, введению в биотехнологию и биоинженерию, умение к биометрической обработке материала, владение компьютерными статистическими программами. Для успешного освоения данной дисциплины необходимо предшествующее изучение следующих модулей: экономики; биологии размножения и развития, цитологии и гистологии; физиологии человека и животных, генетики и селекции, биохимии и молекулярной биологии, введению в биотехнологию и биоинженерию.


    1. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- следовать этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), иметь четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека – ОК 1;

- приобретать новые знания и формировать суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии - ОК 3;

- демонстрировать базовые представления об основных закономерностях и современных достижениях генетики, о геномике, протеомике;

- демонстрировать современные представления об основах биотехнологии и генной инженерии, нанобиотехнологии, молекулярного моделирования.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать: основы биоинженерии и биотехнологии.

  • Уметь: демонстрировать базовые представления по биотехнологии, геномике и протеомике, применять их на практике, критически анализировать полученную информацию и представлять результаты исследований.

    Владеть: методами биотехнологии, навыками к научно-исследовательской работе, преподаванию биотехнологии, ведению дискуссии.

  1. Структура и трудоемкость дисциплины.

    Семестр 4. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

  2. Тематический план.

    Таблица 1.





Тема

Всего часов

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Из них в интерактивной форме

Формы контроля

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Самостоятельная работа

1.

Методы создания трансгенных растений

24

2

2

10




Презентация

2.

Методы создания трансгенных животных


28

2

3

10

2

Ответ на семинаре

3.

Использование трансгенных организмов в медицине

27

3

3

15

2

Реферат

4.

Использование трансгенных микроорганизмов в промышленной микробиологии


29

3

4

15

2

Контрольная работа




Итого:

72

10

12

50

16

Зачет




Из них в интерактивной форме







6

8








Таблица 2.

    Планирование самостоятельной работы аспирантов



Модули и темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

дополнительные

1.

Методы создания трансгенных растений

Изучение отдельных тем.

Выполнение индивидуальных заданий (презентаций)

Чтение литературы

10

2.

Методы создания трансгенных животных


Изучение отдельных тем

(ответы на семинарах)

Выполнение индивидуальных заданий (глоссарий)

Чтение литературы

10

3.

Использование трансгенных организмов в медицине

Выполнение индивидуальных заданий (рефератов)

Чтение литературы

15

4.

Использование трансгенных микроорганизмов в промышленной микробиологии


Изучение отдельных тем (ответы на семинарах, эссе)


Чтение литературы

15




ИТОГО:

50



4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Теоретические и прикладные аспекты биотехнологии

























2.

Фитобиотехнология


























5. Содержание дисциплины.

1. Методы создания трансгенных растений

Клеточная инженерия растений. Получение и использование протопластов. Конструирование рекомбинантов растений. Культура растительных клеток и производство полезных соединений. Генетическая инженерия растений. Плазмиды агробактерий как векторы для трансформации. Другие методы трансформации. Успехи в получении трансгенных растений. Проблемы биобезопасности ГМО и Bt-растений. Изучение возможностей повышения эффективности биологической фиксации атмосферного азота.

2. Методы создания трансгенных животных

Трансплантация эмбрионов. Стимуляция суперовуляции. Извлечение эмбрионов. Криоконсервация эмбрионов. Клеточная инженерия животных: искусственное получение монозиготных близнецов, соматическая гибридизация животных клеток. Клонирование животных. Получение трансгенных животных.

3.Использование трансгенных организмов в медицине

Биосинтез инсулина человека в клетках E.coli. Биосинтез гормона роста. Биосинтез интерферонов. Гибридомы. Моноклональные антитела. Получение вакцин. Использование стволовых клеток. Генная терапия.

4.Использование трансгенных микроорганизмов в промышленной микробиологии

Микроорганизмы – продуценты полезных веществ. Первичные и вторичные метаболиты. Производство ферментов, капсульных полисахаридов. Белки одноклеточных организмов.
6. Планы семинарских занятий.

Семинар «Методы создания трансгенных животных»

Обсуждаемые темы:

1.Соматическая гибридизация.

2.Трансплантация ядер.

3.Микроклетки и изолированные хромосомы.

Семинар «Методы создания трансгенных растений»

Обсуждаемые темы:

1.Клеточная инженерия растений.

2.Изучение возможностей повышения эффективности биологической фиксации атмосферного азота.

3.Проблема биобезопасности ГМО.

Семинар «Использование трансгенных организмов в медицине»

Обсуждаемые темы:

1.Биосинтез инсулина человека в клетках E.coli.

2.Гибридомы.

Семинар «Использование трансгенных микроорганизмов в промышленной микробиологии»

Обсуждаемая тема:

1.Капсульные полисахариды

8. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

1. Методы создания трансгенных растений

Темы компьютерных презентаций:

1.Использование трансгенных растений.

2.Экологические последствия применения Bt-растений.

3.Плазмиды агробактерий как векторы для трансформации.

4.Создание трансгенных растений для получения человеческих белков.

2. Методы создания трансгенных животных

Составление глоссария:

Дать развернутое толкование терминов:

Рекомбинантная ДНК

Рестриктазы

ДНК-лигазы

Прокариоты

Промотор

Терминатор

Оперон

Регулон

Эукариоты

Экзон

Интрон

Вектор

«Липкие» концы ДНК

Клеточная компетентность

Электропорация

Транскрипция гена

Трансляция гена

Экспрессия гена

Трансфекция

Энхансер

Модифицирующие метилазы

Для составления глоссария можно использовать следующую литературу:

1.Жимулёв, И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск: Сибирское университетское изд-во. 2003. 458 с.

2.Щелкунов С.Н. Генетическая инженерия. Новосибирск: Сибирское университетское изд-во. 2004. 496 с.

3.Пак И.В., Цой Р.М. Введение в биотехнологию. Тюмень: изд-во ТюмГУ. 2002.157 с.

3.Использование трансгенных организмов в медицине
Темы рефератов и контрольных работ:

1.Метод пересадки ядер с использованием цитохолазинов.

2.Межвидовая гибридизация соматических клеток.

3.Методы реконструкции клеток.

4.Методы культивирования клеток прокариот.

5.Методы культивирования клеток эукариот.

4.Использование трансгенных микроорганизмов в промышленной микробиологии
Тема эссе:

1.Ваше отношение к клонированию животных, к созданию трансгенных организмов.

6. Биотехнология и медицина

Составление библиографического списка по теме «Использование биотехнологии в медицине» (по журналам «Биотехнология», «Молекулярная биология», реферативным журналам за период с 2000 по 2010 год)

Контрольные вопросы к зачету

1.Клеточная инженерия растений.

2.Получение и использование протопластов.

3.Конструирование рекомбинантов растений.

4.Культура растительных клеток и производство полезных соединений.

5.Генетическая инженерия растений.

6.Плазмиды агробактерий как векторы для трансформации.

7.Другие методы трансформации.

8.Успехи в получении трансгенных растений.

9.Проблемы биобезопасности ГМО и Bt-растений.

10.Изучение возможностей повышения эффективности биологической фиксации атмосферного азота.

11.Трансплантация эмбрионов.

12.Стимуляция суперовуляции.

13.Извлечение эмбрионов.

14.Криоконсервация эмбрионов.

15.Клеточная инженерия животных: искусственное получение монозиготных близнецов. 16.Соматическая гибридизация животных клеток.

17.Клонирование животных.

18.Получение трансгенных животных.

19.Биосинтез инсулина человека в клетках E.coli.

20.Биосинтез гормона роста.

21.Биосинтез интерферонов.

22.Гибридомы.

23.Моноклональные антитела.

24.Получение вакцин.

25.Использование стволовых клеток.

26. Генная терапия.

27.Микроорганизмы – продуценты полезных веществ.

28.Первичные и вторичные метаболиты.

29.Производство ферментов, капсульных полисахаридов.

30.Белки одноклеточных организмов.
9. Образовательные технологии.

    Мультимедийные средства обучения (презентации по всем темам тематического плана), проблемные и исследовательские методы (по темам модуля 2), встречи с представителями российских компаний (по темам модуля 3), мастер-классы экспертов и специалистов (по темам модуля 3).

Интерактивные формы:

По теме 2. Проведение конференции «Этические проблемы получения трансгенных организмов».

По теме 3. Проведение групповой дискуссии «Биобезопасность и трансгенные организмы ».

По теме 4. Просмотр и обсуждение фильма Института биоорганической химии РАН «Технологии создания инсулина»

10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

10.1. Основная литература:

1.Клунова С.М., Егорова Т.А.,Живухина Е.А. Биотехнология. Гриф УМО. М.:Академия. 2010. 256 с.

2.Сазыкин Ю.О., Орехов С.Н. Биотехнология. М.:Академия. 2008. 256 с.

3. Б.Льин. Гены. М.: Бином. 2012. 895 с.

10.2. Дополнительная литература:

1.Герасименко В.Г. Биотехнология. Киев: Выша школа. 1989.

2.Сассон А. Биотехнология: свершения и надежды. М.: Мир. 1987.

3.Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск: изд-во НГУ. 2002.

4.Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск: изд-во НГУ. 2003

5.Щелкунов С.Н. Генетическая инженерия. Новосибирск: изд-во НГУ. 2002

6. Егорова Т.А. Основы биотехнологии. М.: Академия. 2005.

Периодические издания:

1. Журнал «Биотехнология» М.: Биотехнология. (2005-2011 гг.).

2.Журнал «Генетика». М.: Академиздат Наука. (2005-2011 гг.)

3.Журнал «Молекулярная биология» М.: Академиздат Наука. 2005-2011 гг.

10.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

www.biotechnolog.ru

academic.ru

megabook.ru

wikipedia.org

edudic.ru

transgen.ru

newspark.net.ua

situation.ru

scorcher.ru

11. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.

Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, составленными автором, видеофильмами. На факультете имеется для проведения занятий 3 мультимедийные аудитории, есть специализированные лаборатории: центр микроскопии (№ 408), оснащенный электронным микроскопом LSM 510-мета, фазово-контрастным микроскопом Axioimager А1; лаборатория молекулярной генетики (№ 309), оснащенная хроматографом ВСЖХ, ПЦР; лаборатория популяционной генетики (№ 111), оснащенная приборами для проведения электрофореза и цитогенетических исследований.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconРабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основно
...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconРабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной...
Рассмотрено на заседании умк института математики, естественных наук и информационных технологий «28» июня 2011г., протокол №4
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconРабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 Биотехнология (в том числе бионанотехнология),...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconРабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 Биотехнология (в том числе бионанотехнология),...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconРабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 Биотехнология (в том числе бионанотехнология),...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconРабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 Биотехнология (в том числе бионанотехнология),...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconРабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 13. 00. 03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconРабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 13. 00. 03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconРабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 13. 00. 03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности
...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 25. 00. 26
...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 25. 00. 26
...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 25. 00. 26
...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 25. 00. 26
...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск