Скачать 167.67 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: И.о. проректора-начальник управления по научной работе _______________________ Г.Ф. Ромашкина __________ _____________ 2011г. ТРАНСГЕННЫЕ ОРГАНИЗМЫ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03.01.06 – Биотехнология (в том числе бионанотехнология), очной и заочной форм обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы _____________________________/Пак И.В./ «______»___________2011г. Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики «___»________2011 протокол № ___ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 9 стр. Зав. кафедрой ______________________________/И.В. Пак/ «______»___________ 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК отделения биологии Института математики, естественных наук и информационных технологий «___»________2011 протокол № ___ Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Фролова О.В./ «______»_____________2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Нач. отдела аспирантуры и докторантуры_____________М.Р. Сорокина «______»_____________2011 г. 2011 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт математики, естественных наук и информационных технологийКафедра экологии и генетикиПак И.В. ТРАНСГЕННЫЕ ОРГАНИЗМЫ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03.01.06 – Биотехнология (в том числе бионанотехнология), очной и заочной форм обучения Тюменский государственный университет 2011 Пак И. В. Трансгенные организмы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03.01.06 – Биотехнология (в том числе бионанотехнология), очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011, 9 стр.Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура). Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Трансгенные организмы [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой экологии и генетики. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:заведующий кафедрой экологии и генетикиТюменского государственного университета,д.б.н. Пак И. В.© Тюменский государственный университет, 2011. © Пак И.В., 2011.
Целью дисциплины «Трансгенные организмы» является получение базовых знаний о трансгенных организмах, о научных и прикладных аспектах их использовании. В процессе изучения дисциплины аспиранты решают следующие задачи: в систематизированной форме усваивают основы клеточной и генетической инженерии; знакомятся с проблемами, связанными с созданием и использованием трансгенных растений и животных, изучают прикладные аспекты использования достижений в биотехнологии. Учебно-методический комплекс «Трансгенные организмы» соответствует паспорту специальности 03.01.06 – Биотехнология (в том числе бионанотехнология).
Дисциплина «Трансгенные организмы» относится к циклу «специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности». Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами бакалавриата и магистратуры Б.1. Гуманитарного, социального и экономического цикла: базовой частью и Б.3. Профессионального цикла: базовой (общепрофессиональной) частью: экономикой; биологией размножения и развития; микробиологией, физиологией человека и животных, генетикой и селекцией, введением в биотехнологию и биоинженерию, биохимией и молекулярной биологией. Для успешного освоения дисциплины необходимы базовые знания по генетике, биологии размножения и развития, микробиологии, физиологии, биохимии, введению в биотехнологию и биоинженерию, умение к биометрической обработке материала, владение компьютерными статистическими программами. Для успешного освоения данной дисциплины необходимо предшествующее изучение следующих модулей: экономики; биологии размножения и развития, цитологии и гистологии; физиологии человека и животных, генетики и селекции, биохимии и молекулярной биологии, введению в биотехнологию и биоинженерию.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - следовать этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), иметь четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека – ОК 1; - приобретать новые знания и формировать суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии - ОК 3; - демонстрировать базовые представления об основных закономерностях и современных достижениях генетики, о геномике, протеомике; - демонстрировать современные представления об основах биотехнологии и генной инженерии, нанобиотехнологии, молекулярного моделирования. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Владеть: методами биотехнологии, навыками к научно-исследовательской работе, преподаванию биотехнологии, ведению дискуссии.
Таблица 2. Планирование самостоятельной работы аспирантов
4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5. Содержание дисциплины. 1. Методы создания трансгенных растений Клеточная инженерия растений. Получение и использование протопластов. Конструирование рекомбинантов растений. Культура растительных клеток и производство полезных соединений. Генетическая инженерия растений. Плазмиды агробактерий как векторы для трансформации. Другие методы трансформации. Успехи в получении трансгенных растений. Проблемы биобезопасности ГМО и Bt-растений. Изучение возможностей повышения эффективности биологической фиксации атмосферного азота. 2. Методы создания трансгенных животных Трансплантация эмбрионов. Стимуляция суперовуляции. Извлечение эмбрионов. Криоконсервация эмбрионов. Клеточная инженерия животных: искусственное получение монозиготных близнецов, соматическая гибридизация животных клеток. Клонирование животных. Получение трансгенных животных. 3.Использование трансгенных организмов в медицине Биосинтез инсулина человека в клетках E.coli. Биосинтез гормона роста. Биосинтез интерферонов. Гибридомы. Моноклональные антитела. Получение вакцин. Использование стволовых клеток. Генная терапия. 4.Использование трансгенных микроорганизмов в промышленной микробиологии Микроорганизмы – продуценты полезных веществ. Первичные и вторичные метаболиты. Производство ферментов, капсульных полисахаридов. Белки одноклеточных организмов. 6. Планы семинарских занятий. Семинар «Методы создания трансгенных животных» Обсуждаемые темы: 1.Соматическая гибридизация. 2.Трансплантация ядер. 3.Микроклетки и изолированные хромосомы. Семинар «Методы создания трансгенных растений» Обсуждаемые темы: 1.Клеточная инженерия растений. 2.Изучение возможностей повышения эффективности биологической фиксации атмосферного азота. 3.Проблема биобезопасности ГМО. Семинар «Использование трансгенных организмов в медицине» Обсуждаемые темы: 1.Биосинтез инсулина человека в клетках E.coli. 2.Гибридомы. Семинар «Использование трансгенных микроорганизмов в промышленной микробиологии» Обсуждаемая тема: 1.Капсульные полисахариды 8. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля). 1. Методы создания трансгенных растений Темы компьютерных презентаций: 1.Использование трансгенных растений. 2.Экологические последствия применения Bt-растений. 3.Плазмиды агробактерий как векторы для трансформации. 4.Создание трансгенных растений для получения человеческих белков. 2. Методы создания трансгенных животных Составление глоссария: Дать развернутое толкование терминов: Рекомбинантная ДНК Рестриктазы ДНК-лигазы Прокариоты Промотор Терминатор Оперон Регулон Эукариоты Экзон Интрон Вектор «Липкие» концы ДНК Клеточная компетентность Электропорация Транскрипция гена Трансляция гена Экспрессия гена Трансфекция Энхансер Модифицирующие метилазы Для составления глоссария можно использовать следующую литературу: 1.Жимулёв, И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск: Сибирское университетское изд-во. 2003. 458 с. 2.Щелкунов С.Н. Генетическая инженерия. Новосибирск: Сибирское университетское изд-во. 2004. 496 с. 3.Пак И.В., Цой Р.М. Введение в биотехнологию. Тюмень: изд-во ТюмГУ. 2002.157 с. 3.Использование трансгенных организмов в медицине Темы рефератов и контрольных работ: 1.Метод пересадки ядер с использованием цитохолазинов. 2.Межвидовая гибридизация соматических клеток. 3.Методы реконструкции клеток. 4.Методы культивирования клеток прокариот. 5.Методы культивирования клеток эукариот. 4.Использование трансгенных микроорганизмов в промышленной микробиологии Тема эссе: 1.Ваше отношение к клонированию животных, к созданию трансгенных организмов. 6. Биотехнология и медицина Составление библиографического списка по теме «Использование биотехнологии в медицине» (по журналам «Биотехнология», «Молекулярная биология», реферативным журналам за период с 2000 по 2010 год) Контрольные вопросы к зачету 1.Клеточная инженерия растений. 2.Получение и использование протопластов. 3.Конструирование рекомбинантов растений. 4.Культура растительных клеток и производство полезных соединений. 5.Генетическая инженерия растений. 6.Плазмиды агробактерий как векторы для трансформации. 7.Другие методы трансформации. 8.Успехи в получении трансгенных растений. 9.Проблемы биобезопасности ГМО и Bt-растений. 10.Изучение возможностей повышения эффективности биологической фиксации атмосферного азота. 11.Трансплантация эмбрионов. 12.Стимуляция суперовуляции. 13.Извлечение эмбрионов. 14.Криоконсервация эмбрионов. 15.Клеточная инженерия животных: искусственное получение монозиготных близнецов. 16.Соматическая гибридизация животных клеток. 17.Клонирование животных. 18.Получение трансгенных животных. 19.Биосинтез инсулина человека в клетках E.coli. 20.Биосинтез гормона роста. 21.Биосинтез интерферонов. 22.Гибридомы. 23.Моноклональные антитела. 24.Получение вакцин. 25.Использование стволовых клеток. 26. Генная терапия. 27.Микроорганизмы – продуценты полезных веществ. 28.Первичные и вторичные метаболиты. 29.Производство ферментов, капсульных полисахаридов. 30.Белки одноклеточных организмов. 9. Образовательные технологии. Мультимедийные средства обучения (презентации по всем темам тематического плана), проблемные и исследовательские методы (по темам модуля 2), встречи с представителями российских компаний (по темам модуля 3), мастер-классы экспертов и специалистов (по темам модуля 3). Интерактивные формы: По теме 2. Проведение конференции «Этические проблемы получения трансгенных организмов». По теме 3. Проведение групповой дискуссии «Биобезопасность и трансгенные организмы ». По теме 4. Просмотр и обсуждение фильма Института биоорганической химии РАН «Технологии создания инсулина» 10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 10.1. Основная литература: 1.Клунова С.М., Егорова Т.А.,Живухина Е.А. Биотехнология. Гриф УМО. М.:Академия. 2010. 256 с. 2.Сазыкин Ю.О., Орехов С.Н. Биотехнология. М.:Академия. 2008. 256 с. 3. Б.Льин. Гены. М.: Бином. 2012. 895 с. 10.2. Дополнительная литература: 1.Герасименко В.Г. Биотехнология. Киев: Выша школа. 1989. 2.Сассон А. Биотехнология: свершения и надежды. М.: Мир. 1987. 3.Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск: изд-во НГУ. 2002. 4.Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск: изд-во НГУ. 2003 5.Щелкунов С.Н. Генетическая инженерия. Новосибирск: изд-во НГУ. 2002 6. Егорова Т.А. Основы биотехнологии. М.: Академия. 2005. Периодические издания: 1. Журнал «Биотехнология» М.: Биотехнология. (2005-2011 гг.). 2.Журнал «Генетика». М.: Академиздат Наука. (2005-2011 гг.) 3.Журнал «Молекулярная биология» М.: Академиздат Наука. 2005-2011 гг. 10.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы: www.biotechnolog.ru academic.ru megabook.ru wikipedia.org edudic.ru transgen.ru newspark.net.ua situation.ru scorcher.ru 11. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины. Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, составленными автором, видеофильмами. На факультете имеется для проведения занятий 3 мультимедийные аудитории, есть специализированные лаборатории: центр микроскопии (№ 408), оснащенный электронным микроскопом LSM 510-мета, фазово-контрастным микроскопом Axioimager А1; лаборатория молекулярной генетики (№ 309), оснащенная хроматографом ВСЖХ, ПЦР; лаборатория популяционной генетики (№ 111), оснащенная приборами для проведения электрофореза и цитогенетических исследований. |