№
| Раздел, тема
| Кол-во часов
| 1 уровень – «3»
| 2 уровень – «4»
| 3 уровень – «5»
|
I
| ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
|
| Причины возникновения политики
| 1
| 1. Знать и уметь объяснить понятие «политология», причины и историю её возникновения, предмет изучения политологии. Вопр. 2 – стр. 12
2. Знать и уметь объяснить понятие «политика». Вопр. 1-3 – стр. 21
3. Знать и уметь объяснить структуру и функции политики, понятие «гражданское общество». Вопр. 1-3 – стр. 28
4. Вопр. 1-2 – стр. 36
| 1. Вопр. 3, практикум № 1 – стр. 12-13
2. Вопр. 4-5, практикум № 1 – стр. 21
3. Знать и уметь объяснить понятия политика: внешняя и внутренняя, социальная, экономическая, правовая. Вопр. 4-6, практикум № 1 – стр. 29
4. Вопр. 3-4, практикум № 1 – стр. 37
| 1. Вопр. 4, практикум № 2 – стр 12-13
2. Вопр. 6-7, практикум № 2 – стр. 21-22
3. Вопр. 7-8, практикум 2, 3 – стр. 29
4. Вопр. 5, практикум 2 – стр. 37
|
| Понятие политики
| 1
|
| Структура политики. Роль политики в обществе
| 1
|
| Политика – это «слишком человеческое» или «вообще грязное дело»
| 1
|
| Контрольно-обобщающее занятие
| 1
| Письменная работа-зачёт
| Устное собеседование-зачёт, терминологический диктант
|
II
| ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ и УЧЕНИЙ
|
| Развитие политической мысли на Западе и на Востоке
| 1
| 1. Составление сравнительной таблицы «Развитие политических учений». Практикум № 1 – стр. 45
| 1. Составление сравнительной таблицы «Развитие политических учений». Практикум № 2
|
| Политическая мысль средневековья и эпохи Возрождения
| 1
| 2-6. Продолжение заполнения сравнительной таблицы «Развитие политических учений»
| 2-6. Продолжение работы над сравнительной таблицей «Развитие политических учений». Вопр. 1-5 – стр. 48-49
3. Вопр. 5-8, практикум № 1 – стр. 58-59
4. Вопр. 1-2 – стр. 63
5. Вопр. 1-4 – стр. 69
6. Вопр. 1-6 – стр. 76
| 2-6. Продолжение работы над сравнительной таблицей «Развитие политических учений». Вопр. 6, практикум № 1-3 – стр. 49
3. Вопр. 9-10, практикум № 2
4. Вопр. 3-4 – стр. 63
5. Вопр. 4-5 – стр. 69
6. Практикум № 1-2 – стр. 76-77
|
| Политические учения нового времени
| 1
|
| Развитие политических идей на рубеже XIX-XX вв.
| 2
|
|
| Особенности развития политической мысли в России
| 1
|
| Основные направления развития российской политической мысли
| 1
| 7. Продолжение работы над сравнительной таблицей «Развитие политических учений»
| 7. Продолжение работы над сравнительной таблицей «Развитие политических учений». Вопр. 1, 6 – стр. 76
| 7. Продолжение работы над сравнительной таблицей «Развитие политических учений». Практикум № 1-2 – стр. 77. Термины
|
| Контрольно-обобщающее занятие
| 1
| Письменная работа-зачёт
| Устное собеседование-зачёт, терминологический диктант
|
III | ЧТО и КАК ИЗУЧАЕТ СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА
|
| Предмет современной политологии
| 1
| 1. Знать и уметь объяснить предмет политической науки (вопр. 1-2 – стр. 88)
2. Знать структуру политической науки (рис. 5 – стр. 85)
| 1. Знать и уметь объяснить различия подходов в изучении политической науки, причины этих различий (вопр. 3 – стр. 88)
| 1. Знать и уметь объяснить различия подходов в изучении политической науки, причины этих различий (вопр. 4-6 – стр. 88)
2. Знать предмет изучения наук, интегрированных с политологией (рис. стр. 85)
|
| Методы и функции политологии
| 1
| Знать методы и функции политологии
| 1. Провести сравнительный анализ методов политологии по материалам рис. 5 стр. 85
2. Знать функции политологии.
3. Вопр. 1-5 – стр. 95
| 1. Провести сравнительный анализ методов политологии по материалам рис. 5 стр. 85
2. Знать функции политологии.
3. Вопр. 6-7 – стр. 95, практикум 1, 2 – стр. 97
|
| Политическая наука в России
| 1
| Вопр. 1-2 – стр. 102
| Вопр. 1-4 – стр. 102
| Объясните роль политической науки в современной России на конкретных примерах. В чём отличие российской политической науки от зарубежной? Каковы перспективы российской политической науки на ближайшее время и перспективу?
|
| ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
|
| Теория власти
| 1
| 1. Знать определение «власть политическая» (стр. 373)
2. Вопр. 1-2 – стр. 112
| 1. Знать определения власти, предложенные на стр. 107-110
2. Знать и уметь объяснить структуру власти – рис. 7 на стр. 110
3. Вопр. 1-4 – стр. 112
| 1. Знать определения власти, предложенные на стр. 107-110
2. Знать и уметь объяснить структуру власти – рис. 7 на стр. 110
3. Вопр. 1-6, практикум № 1-2 – стр. 113
|
| Ресурсы власти
| 1
| 1. Знать определение «ресурс власти» (стр. 113)
2. Вопр. 1-3 – стр. 117
| 1. Знать определение «ресурсы власти» (Словарь-справочник, стр. 200-201)
2. Вопр. 4-5 – стр. 117
| 1. Знать определение «ресурсы власти» (Словарь-справочник, стр. 200-201)
2. Знать типологию ресурсов власти (стр. 114-117)
3. Вопр. 6-7, практикум № 1-2 – стр. 118
|
| Принципы организации и функционирования политической системы
| 1
| 1. Знать принципы организации политической системы
2. Знать понятие «суверенитет», «легитимность»
3. Вопр. 2, 4 – стр. 128
| 1. Знать и уметь определять принципы организации политической системы
2. Знать и уметь определять типы легитимности
3. Вопр. 1-7 – стр. 128
| 1. Знать и уметь определять принципы организации политической системы
2. Знать и уметь определять типы легитимности
3. Вопр. 1-3, 8-11, практикум 1-3 – стр. 128-129
|
| ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ
|
| Теории элит
| 1
| 1. Знать понятие «элита политическая» - стр. 377
2. Вопр. 1-3 – стр. 136
| 1. Знать понятие «элита политическая» - стр. 377
2. Вопр. 1-7, практикум 1-2 – стр. 136
|
| Современная политическая элита: источники власти и системы отбора
| 1
| 1. Какие существовали типы элит?
2. Вопр. 1-3 – стр. 143
| 1. Знать и уметь определять типологию элит.
2. Знать системы отбора в элиту.
| 1. Знать и уметь определять типологию элит.
2. Знать системы отбора в элиту.
3. Вопр. 4-5, практикум – стр. 143-144
|
| Политическая элита в России
| 1
| 1. Знать и уметь применять понятия «номенклатура», «иерархия»
2. Впор. 1-3, 5
| 1. Знать и уметь применять понятия «номенклатура», «иерархия». Уметь объяснить природу появления и роль номенклатуры в советском обществе.
2. Объяснить изменения, произошедшие при формировании элиты в постсоветской России
3. Вопр. 6 – стр. 152
| 1. Знать и уметь применять понятия «номенклатура», «иерархия». Уметь объяснить природу появления и роль номенклатуры в советском обществе.
2. Объяснить изменения, произошедшие при формировании элиты в постсоветской России
3. Вопр. 7-8 – стр. 152
|
| ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
|
| Понятие политического лидерства
| 1
| 1. Знать и уметь применять понятие «политический лидер»
2. Вопр. 1 – стр. 161
| 1. Знать и уметь применять понятие «политический лидер», природу лидерства и причины возникновения этого явления
2. Вопр. 2-9 – стр. 161
| 1. Знать и уметь применять понятие «политический лидер», природу лидерства и причины возникновения этого явления
2. Вопр. 2-9, практикум № 1-3 – стр. 161-162
|
| Типы лидеров и их функции
| 1
| 1. Знать и уметь применять понятия «харизма», «легитимность» - стр. 375, 377
2. Вопр. 4, 6 – стр. 171
| 1. Знать и уметь применять понятия «харизма», «легитимность» - стр. 375, 377
2. Знать принципы типологий лидерства, предложенные в учебнике
3. Вопр. 4, 6 – стр. 171
| 1. Знать и уметь применять понятия «харизма», «легитимность» - стр. 375, 377
2. Знать принципы типологий лидерства, предложенные в учебнике
3. Знать функции лидера
4. Вопр. 3-7 – стр. 171
|
| Политическое лидерство в России
| 1
| Вопр. 1-3 – стр. 176
| Вопр. 1-4 – стр. 176
| Вопр. 1-4, практикум № 1-2 – стр. 176-178
|
| Контрольно-обобщающее занятие
| 1
| Письменная работа-зачёт
| Семинарское занятие-зачёт, терминологический диктант, тестирование
|
| ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
|
| Понятие и функции политической системы
| 1
| 1. Знать понятие «политическая система» - стр. 377, уметь объяснить это понятие
2. Вопр. 4, 9 – стр. 191
| 1. Составить по тексту учебника и определению (стр. 377) схему «Политическая система общества». Уметь объяснить схему и механизм её функционирования
2. Знать и уметь применять понятие «функции политической системы» (рис. 10 – стр. 189)
| 1. Составить по тексту учебника и определению (стр. 377) схему «Политическая система общества». Уметь объяснить схему и механизм её функционирования
2. Знать и уметь применять понятие «функции политической системы» (рис. 10 – стр. 189)
3. Вопр. 5, 6, 8 – стр. 191
|
| Типы политических систем
| 1
| Знать и уметь применять понятия «тоталитарная, авторитарная, демократическая политическая система» (термины – стр. 371, 374, 377)
| 1. Знать и уметь применять понятия «»тоталитарная, авторитарная, демократическая политическая система» (термины – стр. 371, 374, 377)
2. Вопр. 1-4, практикум 1, 2 – стр. 194-195
3. Уметь определять тип политической системы по ряду предложенных признаков
|
| Политическая система России
| 1
| 1. Каковы особенности политической системы советского типа?
2. Каковы особенности политической система постсоветской России?
| 1. Вопр. 1-3, практикум 1-2 – стр. 201
2. Знакомство с альтернативными типологиями политической системы СССР
| 1. Вопр. 1-3, практикум 1-2 – стр. 201
2. Знакомство с альтернативными типологиями политической системы СССР
3. Реферат на тему «Политическая система СССР (по периодам)»
|
| ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
|
| Понятие политического режима
| 1
| 1. Знать и уметь по признакам определять политические режимы, формы правления и избирательные системы
2. Вопр. 1-3, 6-10 – стр. 214-215
| 1. Знать и уметь по признакам определять политические режимы, формы правления и избирательные системы
2. Вопр. 1-12, практикум 1-2
| 1. Знать и уметь по признакам определять политические режимы, формы правления и избирательные системы
2. Реферат на тему «История политического режима в какой-либо стране (по выбору учащихся)»
|
| Типы политических режимов
| 1
| Вопр. 2, 5-7, 10 – стр. 224
| Вопр. 1-13, практикум 1-2 – стр. 224-225
|
| Политический режим в России
| 1
| 1. Знать понятия «авторитаризм», тоталитаризм»
2. Вопр. 2 – стр. 228
| Вопр. 1-3 – стр. 228
| 1. Вопр. 1 – стр. 228
2. Реферат на тему «Политический режим в России (исторический период – по выбору учащихся)»
|
| Контрольно-обобщающее занятие
| 1
| Письменная работа-зачёт
| Семинарское занятие-зачёт, терминологический диктант, тестирование
| Защита рефератов по выбранным темам
|
| ПОЛИТИКА и ОБЩЕСТВО. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
|
| Содержание, предпосылки возникновения и структура гражданского общества
| 1
| 1. Знать понятие «гражданское общество», знать его институты
2. Рассказать о формировании гражданского общества
3. Вопр. 1-4 стр. 242
| 1. Знать понятие «гражданское общество», знать его институты
2. Рассказать о формировании гражданского общества
3. Вопр. 3-10 стр. 242
| Подготовить сообщение о реализации жизненных интересов гражданского общества в разные периоды истории в России и других государствах
|
| Конституционализм как режим отношений государства и гражданского общества
| 1
| Лекция «Формирование гражданского общества в России: исторический аспект проблемы»
|
| Формирование гражданского общества в России
| 1
| 1. Вопр. 1-6
| 1. Вопр. 1-6, практикум 1, 2 – стр. 252-253
2. Расскажите о последних событиях в России, в которых проявляются признаки укрепления гражданского общества
|
| ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ
|
| Природа и сущность государства
| 1
| 1. Знать понятие государства, уметь выделять его институты
2. Вопр. 1-2, 4, 5, 6, 9 – стр. 261.
| 1. Знать понятие государства, уметь выделять его институты
2. Вопр. 1-9, практикум – стр. 261.
| Знать и уметь различать типы государства: «криминальное», «полицейское», «правовое», «социальное», «унитарное», «федеративное» («Словарь-справочник», стр. 46-53)
|
| Функции и устройство государства
| 1
| 1. Знать и уметь объяснить функции государства, его устройство (форму государства), типы государства
2. Вопр. 1-6, 8, 11 стр. 270
| 1. Знать и уметь объяснить функции государства, его устройство (форму государства), типы государства
2. Вопр. 1-11, стр. 270
| 1. Знать и уметь объяснить функции государства, его устройство (форму государства), типы государства
2. Вопр. 1-13, практикум 1-3 стр. 270-271
3. Знакомство с теориями об идеальном государстве
4. Решение задач на применение полученных знаний
|
| Государство в России: тенденции развития
| 1
| Вопр. 1-2 стр. 276
| Вопр. 1-4 стр. 276
| 1. Вопр. 1-4, практикум 1-2 стр. 276
2. Решение задач на применение полученных знаний
|
| Возникновение и сущность партий
| 1
| Лекция «Возникновение и сущность партий: исторический аспект проблемы»
|
| Типология партий и их функций
| 1
| 1. Знать понятие «политическая партия», историю их возникновения и функции партий в политической системе общества
2. Вопр. 4-6 стр. 284
| 1. Знать понятие «политическая партия», историю их возникновения и функции партий в политической системе общества
2. Вопр. 4-8 стр. 284, вопр. 1-4 стр. 290
3. Знать типологию партий
| 1. Знать понятие «политическая партия», историю их возникновения и функции партий в политической системе общества
2. Вопр. 4-8 стр. 284, вопр. 3-6 стр. 290
3. Знать типологию партий и уметь определять место партии в политическом спектре политической системы
|
| Партийные системы
| 1
| 1. Знать понятие «партийная система»
2. Вопр. 2 стр. 294
3. Готовить материалы к семинару
| Вопр. 1-2, 4-5 стр. 294
Готовить материалы к семинару
| Вопр. 1-6 стр. 294
Готовить материалы к семинару
|
| Российская модель партийной системы
| 2
| Семинар «Практика создания, организации и функционирования политической партии в демократическом обществе»
План работы по группам 1-я группа: создание политической партии (идея, подготовка, название, программа, устав и т.д.)
2-я группа: организация деятельности политической партии на выборах в органы государственной власти
3-я группа: планирование направлений деятельности политической партии.
Каждая группа готовит материалы к семинару (схемы, плакаты, лозунги, газеты и т.п.).
Вопросы для дискуссии:
Какие факторы влияют на возникновение партий и становление многопартийности?
Существуют ли в настоящее время в развитых странах чисто классовые партии? Означает ли фактор представительства интересов определённого класса ограничение деятельности партии исключительно его средой?
|
|
IV
| ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
|
| Функции и содержание политической социализации
| 1
| 1. Знать понятие «политическая социализация личности», содержание и этапы политической социализации
2. Вопр. 1, 3, 4 – стр. 315-316
| 1. Знать понятие «политическая социализация личности», содержание и этапы политической социализации
2. Вопр. 1-8 – стр. 315-316
| Подготовить сообщение на тему: «Политическая социализация с древнейших времён – до нашего времени» (выделение особенностей социализации в различные периоды истории человечества)
|
| Модели (типы) политической социализации
| 1
| 1. Вопр. 1-3 – стр. 320
2. Знать и уметь применять термин «плюрализм»
| 1. Вопр. 1-7 – стр. 321-322
2. Готовить материалы к семинару
|
| Политическая культура: содержание и типология
| 2
| 1. Знать и уметь применять понятие «политическая культура», её содержание и типологию
2. Вопр. 2, 5
3. Письменная работа-зачёт (терминологический диктант, вопросы по темам «Политика и общество. Гражданское общество», «Политические институты», «Политическая социализация личности»
| Семинар «Личность в политических отношениях и процессах» План:
Личность в политической системе общества: права, свободы, обязанности, ответственность
Человек как субъект и объект политики
Логические задания и проблемные вопросы:
Как и почему человек становится субъектом социальной и политической жизни, источником её функционирования?
Какова взаимосвязь свободы личности и её социальной ответственности?
В каких формах осуществляется политическая деятельность?
Чем определяется политическая культура личности?
От чего зависит уровень социально-политической культуры личности?
Какую бы вы предложили типологию личности в современном российском обществе по её отношению к политическому процессу? Какие критерии типологии вы берёте за основу?
Отчуждение личности от политики в XIX-XX вв. – одна из характерных черт политической действительности. В чём это отчуждение проявляется?
Какие виды общественно-политической деятельности вы считаете наиболее важными на современном этапе?
В политическом сознании личности не последнюю роль играют стереотипы. Назовите наиболее устойчивые стереотипы оценок политических лидеров.
При каких условиях СМИ активно влияют на формирование политического сознания личности? Покажите противоречивую роль СМИ в их воздействии на личность в политическом отношении.
Какие факторы влияют на формирование политически активной личности?
В современном политическом процессе существуют две тенденции: с одной стороны, повышается активность людей, расширяется их участие в политике, с другой – углубляется отчуждение граждан от политических институтов. Какие возможности преодоления сложившейся ситуации существуют на современном этапе?
Практические задания (для работы в группах)
Проанализируйте события политической жизни в России за последнюю неделю и определите степень участия Вашей личности в каждом из них.
Проанализируйте политические конфликты в России за последний год. Составьте рейтинг их значимости и степень воздействия на Вас.
Проанализируйте глобальные политические конфликты или кризисы XX века. Определите степень важности их для человечества, России и лично для Вас.
|
| Политическая культура России: тенденции развития
|
|
V
| ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ
|
| Возникновение идеологии и её функции
| 1
| 1. Знать и уметь применять понятие «идеология политическая»
2. Вопр. 1-3 стр. 335
| 1. Знать и уметь применять понятие «идеология политическая»
2. Вопр. 1-5 стр. 335
| 1. Знать и уметь применять понятие «идеология политическая»
2. Вопр. 1-5 стр. 335
3. Сочинение-рассуждение по заданию практикума стр. 335
|
| Типы идеологий
| 1
| Знать и уметь различать типы идеологии
| 1. Знать и уметь различать типы идеологии
2. Вопр. 1-12 стр. 345
| 1. Знать и уметь различать типы идеологии
2. Вопр. 1-12 стр. 345
3. Решение задач на применение полученных знаний
|
| Политические идеологии в постсоветской России
| 1
| Вопр. 1-2 стр. 349
| Вопр. 1-7 стр. 349-350
| 1. Вопр. 1-7 стр. 349-350
2. Решение задач на применение полученных знаний
|
VI | МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА
|
| Политика и международные отношения
| 1
| Лекция «Политика и международные отношения»
|
| Теория и практика международных отношений
| 1
| 1. Знать и уметь применять понятия «международная безопасность», «национальная безопасность»
2. Вопр. 1-3 стр. 359, 1-3 стр. 367
| 1. Знать и уметь применять понятия «международная безопасность», «национальная безопасность»
2. Вопр. 4, практикум 1 – стр. 359, вопр. 4-6 – стр. 367-368
| 1. Знать и уметь применять понятия «международная безопасность», «национальная безопасность»
2. Вопр. 4-5, практикум 1-2 стр. 359-360, вопр. 4-8 стр. 367-369
3. Сообщение на свободную тему о международных отношениях
|
| Контрольно-обобщающее занятие
| 1
| Терминологическая работа и собеседование-зачёт по теме «Международная политика»
| Защита сообщений на уроке
|