Скачать 331.71 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТКОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Псков Издательство ППИ 2006 УДК 51(091)(07) ББК 20 Рецензенты: Доктор физ.-мат. наук, профессор ПГПУ им. С.М.Кирова Г.А.Розман. Кандидат химических наук, доцент ПГПУ им. С.М.Кирова А.Н.Румянцев Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов экономических специальностей /А.Н.Верхозин, В.В.Однобоков / Под ред. В.В. Однобокова. – Псков.: Изд-во ППИ, 2006. –55 с. Учебное пособие соответствует требованиям государственного образовательного стандарта к дисциплине “Концепции современного естествознания”, входящей в цикл общих математических и естественно-научных дисциплин для подготовки дипломированных специалистов по специальностям: «Финансы и кредит» (080105), «Государственное и муниципальное управление» (080504), «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (080109). Может быть использовано также студентами других экономических специальностей. Приводится государственный образовательный стандарт по этой дисциплине и разработанная на его основе программа курса. Содержит методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям и зачету, темы контрольных работ (рефератов), список рекомендуемой литературы, словарь (глоссарий) специальных и редко встречающихся терминов, знание которых необходимо для успешного изучения вопросов программы. Предназначено для студентов всех форм обучения. Печатается по решению Редакционно-издательского совета ППИ Псковский государственный ISBN политехнический институт, 2006 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Учебная дисциплина “Концепции современного естествознания” (КСЕ) была включена в систему высшего образования в 1994/95 учебном году главным образом для того, чтобы ознакомить студентов гуманитарных специальностей с общепринятой в настоящее время естественно-научной картиной мира. Необходимость такого решения особенно остро проявляется на современном этапе развития духовной культуры, когда, с одной стороны, рациональный подход все более проникает в традиционные гуманитарные области науки, а, с другой стороны, имеет место тенденция к гармоническому синтезу компонентов культуры, когда “истина”, “добро” и “красота” не противопоставляются, а взаимно дополняют друг друга. В настоящее время курс КСЕ, относящийся к циклу общих математических и естественно-научных дисциплин (куда входят также “Высшая математика”, “Информатика и вычислительная техника”, “Экология и основы природопользования” и другие), присутствует в учебных программах практически всех российских высших учебных заведений. В большинстве из них эта дисциплина изучается в течение одного семестра, что предъявляет особенно высокие требования к эффективности использования учебного времени. Как правило, преподавание по курсу осуществляется в традиционных формах лекций и семинаров, а также предусматривает индивидуальную работу студентов под руководством преподавателей. На лекциях излагаются основные теоретические вопросы курса, акцентируется внимание студентов на наиболее существенных аспектах, подчеркивается целостность структуры курса, объясняются труднодоступные моменты с учетом уровня подготовки студентов. В то же время для лекционной формы обучения характерен односторонний поток информации от преподавателя к студентам, которые не имеют возможности активно участвовать в обсуждении, оценке получаемой информации. В связи с этим актуальным становится закрепление полученных на лекциях знаний, для чего обычно проводятся занятия в группах. В этом случае в обсуждение наиболее важных и трудных вопросов курса вовлекается большинство студентов. В настоящее время разработаны различные формы проведения таких занятий, отличающихся организацией контактов между преподавателем и студентами. К ним относятся круглые столы, конференции, симпозиумы, диспуты, “мозговые атаки”, семинары, игры и многие другие. Наибольшее распространение в учебной практике вузов получили семинарские занятия, целью которых является: - более подробное ознакомление с отдельными разделами теоретического курса; - обсуждение и закрепление лекционного материала; - формирование навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой; - приобретение опыта публичных выступлений, обсуждения получаемой информации. На семинаре докладчики выступают с подготовленными докладами, подробно останавливаясь на наиболее важных, наиболее ярких моментах рассматриваемой темы. После обсуждения доклада преподаватель подводит итог, давая оценку как роли изучаемого материала в контексте курса, так и качеству подготовленного доклада и проведенной дискуссии. В итоговой оценке доклада могут принимать участие все студенты группы. Представленный на семинаре доклад оформляется в виде реферата, который также оценивается преподавателем. Другим важным компонентом учебного процесса по курсу КСЕ является индивидуальная работа студентов. Эта работа проводится под руководством преподавателя и заканчивается выступлением по самостоятельно выбранной теме, в том числе на студенческих научных конференциях. Настоящее пособие содержит организационные и методические материалы, которые должны помочь студентам в их практической работе по изучению курса КСЕ. Включенный в пособие государственный образовательный стандарт показывает, что постановка вопросов отличает курс КСЕ от традиционных естественно-научных дисциплин (физика, химия, биология и другие), приближая его по отбору и освещению материала к философии естествознания. С другой стороны, стремление связать концептуальное поле фундаментального естествознания с проблематикой, задачами и состоянием современных технологий, а также с физико-техническими и социокультурными характеристиками создаваемых материальных ценностей, приводит к тому, что насыщение курса КСЕ конкретным естественно-научным материалом значительно выше, чем в философских, в частности, в культурологических дисциплинах. К образовательному стандарту тесно примыкает перечень ключевых терминов и понятий, который позволяет очертить поле объектов и явлений, изучаемых в курсе. Образовательный стандарт, ориентируя на изучение тех или иных вопросов, предоставляет в то же время определенную свободу в отборе материала и методических приемов. В связи с этим вопросы, по которым проводится контроль знаний (например, во время зачета), могут несколько отличаться от формулировок образовательного стандарта. В качестве примера в пособии приведен список таких контрольных вопросов по курсу КСЕ, в том числе и для аттестационной экспертизы остаточных знаний, которая проводится спустя один - два семестра после завершения изучения курса. Приведенная в пособии программа занятий является официальным документом, на основании которого кафедра физики и химии организует учебные занятия по курсу КСЕ. Основную часть пособия составляют методические разработки по подготовке и проведению семинарских занятий, включающие в себя темы основных докладов, рекомендуемую по каждому докладу литературу. Предлагающийся в пособии список тем для самостоятельной работы по подготовке рефератов носит рекомендательный характер и может неограниченно расширяться с учетом индивидуальных интересов студентов и преподавателей. При изучении курса КСЕ особое внимание должно быть уделено работе с литературой. В настоящее время имеется много учебных пособий по этой дисциплине, однако большинство из них либо носит сугубо философскую направленность, либо перегружено конкретным фактическим материалом и представляет значительные трудности для студентов – гуманитариев. Наиболее близким к утвержденной ППИ программе курса КСЕ является учебное пособие Н. М. Кожевникова, Е. Г. Краснодембского, А. В. Ляпцева и В. Ф. Тульверта “Концепции современного естествознания”, изданное в СПбГУЭФ в 1999 г. Однако при подготовке докладов, работе над рефератами этих учебных пособий может оказаться недостаточно. Поэтому приходится обращаться к различной, в том числе справочно-энциклопедической литературе. Рекомендуемые списки литературных источников как к отдельным темам семинарских занятий, так и к разделам курса также представлены в пособии. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Необходимость ознакомления студентов-экономистов с концептуальным фундаментом современного естествознания является насущным требованием времени и связана с переходом на качественно новый уровень подготовки специалистов в области экономической науки и практики. Если совсем недавно экономике отводилась достаточно узкая, вспомогательная роль в определении и регулировании технической и социальной политики, то сейчас она превратилась в один из главных факторов общественного развития. Изменение роли экономики в структуре современного государства влияет, помимо всего прочего, и на требования к кадрам, реализующим экономическую политику. Сегодня экономист должен быть не только профессионалом в своей области, но и, прежде всего, лидером, обладающим устойчивыми жизненными ориентирами и способным сформировать такие ориентиры у других. Именно это определяет не только эффективность экономической жизни общества, но и моральный, психологический, нравственный климат в стране. В свою очередь жизненные установки и ориентиры зависят от общего культурного уровня человека, который формируется в процессе его воспитания и образования. Одним из показателей такого общекультурного уровня всегда считались научное мировоззрение, осведомленность в вопросах, касающихся общепринятой естественно-научной картины мира. Таким образом, одной из целей курса “Концепции современного естествознания” является повышение общего культурного и образовательного уровня будущих экономистов. Участвуя в организации и управлении производством, насыщенным наукоемкими технологиями, в формировании общественных отношений, в регулировании финансовых потоков, выпускники экономических университетов и институтов нуждаются в определенном багаже естественно-научных знаний, позволяющих непосредственно влиять на инновационный процесс, быстро и правильно оценивать те или иные предложения по совершенствованию современных технологий, предвидеть прорывы научно-технического прогресса. Напротив, отсутствие элементарных естественно-научных знаний чревато серьезными ошибками в профессиональной деятельности. Поэтому еще одной целью курса КСЕ является создание предпосылок для формирования современного инновационно-технологического мышления экономистов. Несмотря на, казалось бы, существенное отличие естественных наук от экономики, имеют место многочисленные примеры взаимопроникновения их методов и подходов к анализу явлений. Основой такой общности является, конечно же, целостный характер мира, взаимообусловленность процессов, происходящих в нем, которые, однако, часто проявляются в завуалированной, опосредованной форме. Известно, что накопленный человечеством багаж в каждой области знаний настолько велик, что дальнейшее наращивание этих знаний с использование только “внутренних резервов” (т.е. специфических для данной области знаний методов) является в настоящее время очень медленным и часто малоэффективным. В этом случае существенную помощь может оказать методология, применяемая в смежных, а иногда и достаточно удаленных (по объекту изучения) науках. Недаром в последнее время в экономических публикациях все чаще и чаще появляются такие “физические” термины, как энтропия, синергетика, бифуркации и т.п. Более того, большинство серьезных достижений в науке последнего времени относится к пограничным областям знания. Например, Нобелевская премия 1993 г. по экономике присуждена за разработку теории эволюционной экономики. В 1996 г. в России был проведен международный симпозиум на тему “Эволюционная экономика на пороге XXI века”, где, в частности, с позиций теории неравновесных состояний, изучающей законы самоорганизации, были проанализированы проблемы трансформации российской экономики в процессе ее перехода к организованному рынку. Так, в частности, специфический для биологии, а теперь широко применяемый и в физике эволюционный метод все глубже внедряется в экономическую науку. Поэтому знания в смежных областях, в том числе и в естествознании, - это для экономиста дополнительный инструмент собственной научно-практической деятельности. Таким образом, еще одной целью курса КСЕ является обогащение и совершенствование методов экономического исследования. Для достижения указанных целей курс КСЕ должен: - сформировать убежденность в диалектическом единстве и целостности мира, несмотря на внешнее многообразие его форм; - дать представление об иерархической сложности мира, не позволяющей применить единый подход к его описанию одновременно на всех уровнях организации материи; - ознакомить с наиболее общими законами, концепциями, адекватно описывающими природные явления внутри каждого иерархического уровня. Эти общие задачи конкретизированы в приведенном ниже государственном образовательном стандарте по курсу КСЕ. Государственный образовательный стандарт Выпускник экономических специальностей институтов и университетов в области концепций современного естествознания должен: - иметь представление об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах ; -о концепциях пространства и времени; -о принципах симметрии и законах сохранения; -о понятиях состояния в естествознании; -о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы; -о динамических и статистических закономерностях в естествознании; -о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот; -о самоорганизации в живой и неживой природе; -об иерархии структурных элементов материи от микромира до макро- и мегамира; -о взаимосвязи между физическими, химическими и биологическими процессами; -о специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе, об иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем; -о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики; -о физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека; -о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования; -об эволюции человека в мировой истории, о ноосфере и парадигме единой культуры. Ключевые термины и понятия Естественная и гуманитарная культуры. Научный метод. История естествознания. Панорама современного естествознания, тенденции развития. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Порядок и беспорядок в природе, хаос. Структурные уровни организации материи, микро-, макро- и мегамиры. Пространство, время. Принципы относительности. Принципы симметрии. Законы сохранения. Взаимодействие, близкодействие, дальнодействие. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Динамические и статистические закономерности в природе. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Принцип возрастания энтропии. Химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ. Особенности биологического уровня организации материи. Принципы воспроизводства и развития живых систем. Многообразие живых организмов. Основы организации и устойчивости биосферы. Генетика и эволюция. Человек, эмоции, творчество, работоспособность. Экология и здоровье. Человек, биосфера и космические циклы. Ноосфера. Проблема времени. Самоорганизация в живой и неживой природе. Принципы универсального эволюционизма. ПРОГРАММА КУРСА ВВЕДЕНИЕ Роль курса КСЕ в повышении уровня подготовки экономистов широкого профиля, в создании предпосылок для формирования инновационно-технологического мышления, совершенствования методов экономического анализа. Задачи курса в свете требований образовательного стандарта. ТЕМА 1. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Иерархия уровней культуры. Определение науки и ее место в духовной культуре. Естественные, гуманитарные и технические науки, их структура и проблематика. Аксиологические и гносеологические аспекты естественно-научного знания. Эмпирический и теоретический уровни в науке. Литература: 12, 17, 21, 23, 36, 44, 47, 51, 57, 60. ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Возникновение науки в процессе распада целостно-синкретических культур. Зарождение научного мышления в Древней Греции. Классический, неклассический и постнеклассический периоды в естествознании. Особенности современного естествознания. История естествознания как смена научных парадигм. Понятие о научных революциях. Ньютоновская и эволюционная парадигмы. Литература: 26, 30, 33, 36, 65. ТЕМА 3. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС Основные этапы научно-технического прогресса и их связь с развитием естествознания. Роль естествознания в решении глобальных проблем развития человечества. Законы естествознания и пределы роста техногенной цивилизации. Литература: 27, 38, 42, 44, 54, 61. ТЕМА 4. КОНЦЕПЦИЯ ДЕТЕРМИНИЗМА В КЛАССИЧЕСКОМ ЕСТЕСТВОЗНАНИИ Триумф небесной механики и детерминизм Лапласа. Идеализированные представления в динамике Ньютона. Обратимость механических процессов. Законы сохранения и фундаментальная симметрия пространства и времени. Литература: 20, 26, 30, 35, 39, 45, 48, 55, 66. ТЕМА 5. КОРПУСКУЛЯРНЫЕ И КОНТИНУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ Антиномия дискретности и непрерывности в вопросе о структуре материи. Теоретико-полевой формализм в механике сплошных сред. Развитие представлений о природе света. Концепции дальнодействия, близкодействия и понятие материального поля. Частицы и поля – две формы существования материи в классическом естествознании. Литература: 26, 35, 39, 55, 66. ТЕМА 6. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ Пространство и время в античной натурфилософии. Абсолютное пространство и абсолютное время в ньютоновской механике. Современные представления о физическом вакууме. Концепция единого четырехмерного пространства – времени в специальной теории относительности. Искривленное (неевклидово) пространство – время в общей теории относительности. Релятивизм как концептуальный принцип неклассического естествознания. Литература: 11, 14, 39, 43, 47, 51, 49, 66. ТЕМА 7. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ПРИРОДЕ Проблема “стрелы времени” в естествознании и возникновение статистической термодинамики. Особенности описания состояния в статистических теориях. Увеличение энтропии при переходе из упорядоченных состояний в неупорядоченные. Гипотеза Томсона и “тепловая смерть” Вселенной. Литература: 9, 19, 34, 45, 47, 59, 64, 66. ТЕМА 8. НЕКЛАССИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ В НАУКЕ О МИКРОМИРЕ Зарождение и развитие квантовых представлений в естествознании. Квантовая механика как статистическая теория. Квантовая природа состояний макроскопических объектов. Неклассическое естествознание и достижения микро- и оптоэлектроники. Литература: 9, 11, 13, 14, 19, 21, 24, 28, 29, 43, 47, 48, 51, 66. ТЕМА 9. НА ПУТИ К ЕДИНОЙ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ТЕОРИИ МАТЕРИИ Становление субатомной физики. Фундаментальные взаимодействия и стандартная модель элементарных частиц. Основные проблемы на пути к объединению электрослабого и сильного взаимодействий. Суперобъединение и его возможные реализации. Гносеологические аспекты современной физики микромира. Литература: 11, 15, 24, 31. ТЕМА 10. ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МЕГАМИРЕ Особенности эволюционных процессов в природе. Классические представления об эволюции Вселенной. Общая теория относительности и космологическая модель Эйнштейна – Фридмана. Современные представления об эволюции Вселенной. Литература: 15, 31, 37, 40. ТЕМА 11. ЭВОЛЮЦИЯ ЗВЕЗД Самопроизвольное рождение звезд из газопылевых облаков. Жизнь звезд как “борьба” между гравитационным сжатием и тепловым расширением. Возможные сценарии “смерти” звезд: белые карлики, нейтронные звезды, черные дыры. Литература: 31, 37, 58, 63. ТЕМА 12. ЭВОЛЮЦИЯ ЗЕМЛИ Гипотезы происхождения Земли и основные этапы ее эволюции. Строение Земли и ее основные физико-химические параметры. Роль биологического фактора в эволюции Земли. Развитие и роль космонавтики и космических технологий. Литература: 20, 32, 37, 54. ТЕМА 13. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВОЙ МАТЕРИИ Современные представления о сущности жизни. Специфика живого – самообновление, самовоспроизведение, саморегуляция. Механизмы и уровни реализации гомеостаза. Взаимодействие физических, химических и биологических процессов в жизнедеятельности организмов. Организм как открытая система. Молекулярные механизмы наследственности и изменчивости живых организмов. Молекулярная генетика как основа биотехнологии и генной инженерии. Литература: 9, 10, 16, 18, 19, 28, 31, 34, 41, 52, 53, 64. ТЕМА 14. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ И ЭВОЛЮЦИЯ ЕЕ ФОРМ Различные подходы к проблеме происхождения жизни на Земле. Гипотеза Опарина – Холдейна. Биологическое многообразие живых организмов и его роль в организации и сохранении устойчивости биосферы. Синтетическая теория эволюции. Микро- и макроэволюция. Факторы и направления эволюционного процесса. Соотношение индивидуального и эволюционного развития организмов. Литература: 46, 52, 53. ТЕМА 15. БИОСОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА Антропогенез и значение биологических и социальных факторов на разных его этапах. Физиологические основы психики, социального поведения, экологии и здоровья человека. Биосфера как экосистема, ее структура, свойства и функционирование. Современный уровень взаимодействия человека и среды, принципы охраны природы и рационального природопользования. Понятие о ноосфере. Литература: 16, 22, 38, 41, 53, 62. ТЕМА 16. САМООРГАНИЗАЦИЯ В ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ Особенности эволюции по сравнению с динамическими и статистическими процессами. Природа необратимых эволюционных процессов. Динамический хаос как фундаментальное свойство природы. Бифуркации и катастрофы. Открытые диссипативные системы в физике, химии, биологии, экологии. Синергетика. Литература: 25, 27, 38, 49, 50, 61. Тема 17. Иерархия физических, химических, биологических и социальных процессов Возникновение новых качеств и свойств при усложнении структуры объектов. Фундаментальные взаимодействия как материальная основа всех процессов в природе. Критика физикализма, редукционизма, витализма. Понятие субстрата. Особенности описания природных процессов на различных иерархических уровнях структурной организации материи. Литература: 9, 12, 13, 17, 18, 21, 48, 55, 57, 65. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
В соответствии с учебным планом студенты заочной формы обучения выполняют одну контрольную работу (реферат) по КСЕ. Тема контрольной работы (реферата) для каждого студента устанавливается в зависимости от первой буквы его фамилии.
Для выполнения контрольной работы необходимо ознакомиться с литературными источниками из списка литературы, номера которых приведены после каждой темы. При невозможности получения указанных книг или брошюр можно воспользоваться другой литературой, имеющей отношение к Вашей контрольной работе. Большую помощь при выполнении контрольных работ окажут установочные лекции преподавателей кафедры.
Контрольная работа должна полностью раскрыть содержание как самой темы работы, так и конкретизировать её три подтемы, в каждой из которых необходимо достаточно полно раскрыть название данной подтемы. Работа должна содержать необходимые формулы, графики и рисунки. После титульного листа необходимо привести план работы с указанием страниц, который должен включать три подтемы, далее следует само изложение материала и в заключении должен быть указан список литературы, использованный при написании работы. Контрольная работа сдается студентом в деканат или высылается в институт на проверку. Те студенты, у которых работа получила положительную оценку «зачёт», допускаются к зачету по курсу. Во время зачета обсуждаются вопросы и замечания, возникшие и отмеченные в рецензии при проверке данной контрольной работы, и сдается тест по всему курсу. Контрольная работа с оценкой «не зачтено» представляется на повторное рецензирование, после того, как студент исправит ошибки, более подробно раскроет содержание темы, или если того требуется, полностью переделает работу. Примерный объем реферата 20 – 50 стр. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ |
Учебное пособие для студентов экономических специальностей рассмотрено... Концепции современного естествознания: Учеб пособие для студентов экономических специальностей /А. Н. Верхозин, В. В. Однобоков /... | Учебное пособие по английскому языку для студентов экономических... Учебное пособие по английскому языку для студентов заочного обучения экономических специальностей | ||
Литература Введение Учебное пособие предназначено для магистров дневного и заочного отделений экономических специальностей. Данное учебное пособие может... | Учебное пособие включает материалы лекционных занятий по курсу «Социология... Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения всех специальностей, кроме специальностей социально-экономического... | ||
Учебное пособие по курсу «Управление качеством» (практикум) Учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей, разработано на основе государственных стандартов по специальностям... | Учебное пособие для студентов технического отделения по дисциплине «Немецкий язык» Учебное пособие предназначено для студентов Омгкпт технического отделения специальностей 1705, 1706 | ||
Нестандартные задачи по теории вероятностей для студентов экономических... На основании Письма от 08. 02. 2013 302-02/02/277 Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края | Учебно-методические пособия Аршавская Е. А., Исаева Г. П английский... Аршавская Е. А., Исаева Г. П английский язык. Пособие для студентов экономических специальностей / М.: Высшая школа, 2009 | ||
Учебное пособие по разговорному английскому языку для студентов всех... Учебное пособие по разговорному английскому языку для студентов всех специальностей неязыкового вуза | Методическое пособие по выполнению студентами рефератов учебное пособие... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Контрольные вопросы и задачи с решением. Учебное пособие предназначено... «Экономика недвижимости», но полным по охвату изложенных тем, рекомендованных для изучения умо по образованию в области производственного... | Учебное пособие для студентов специальности 271200 «Технология продуктов... Учебное пособие предназначено для студентов вузов, аспирантов и преподавателей, может быть полезно практическим работникам | ||
Министерство образования и науки федеральное агентство по образованию Учебно-методическое пособие для студентов гуманитарных и экономических специальностей | Психология Учебное пособие Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения и обучающихся в сокращенные сроки | ||
Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений Педагогика. Учебное пособие для студентов педаго гических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М: Педагогическое... | Учебное пособие по политологии. Владикавказ: 2015 г Учебное пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения направления "бакалавр", преподавателей, аспирантов |