Скачать 142.48 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» (ФГОУВПО «РГУТиС») Институт туризма и гостеприимства (г.Москва) (филиал)Кафедра «Лингвистическое обеспечение туристической деятельности» УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебно-методической работе д.э.н., профессор Новикова Н.Г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина ДН(М).Ф.1 Языкознание: Введение в языкознание Направление 031100.62 «Лингвистика» Москва 2010 г.Рабочая программа составлена на основании примерной программы дисциплины ДН(М).Ф.1 «Языкознание: Введение в языкознание» При разработке программы в основу положен Государственный образовательный стандарт по специальности 031100.62 «Лингвистика» Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «Лингвистическое обеспечение туристической деятельности» Протокол № 11 «_3_» июня 2010 г. Зав. кафедрой к.п.н., доцент Е.Ю. Левитская Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС» Протокол № 10 «26» августа 2010 г. Рабочую программу разработал: Преподаватель кафедры: «Лингвистическое обеспечение туристической деятельности» Доцент Ранчина О.В. (должность) (Ф.И.О.) 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Курс «Языкознание: Введение в языкознание» ориентируется на традиции отечественной лингвистической науки, он содержит изложение основных понятий, категорий и методологических принципов науки о языке. Курс дает представления о системе языка и строении науки о языке, о месте языкознания в системе филологических дисциплин. Целью курса « Языкознание: Введение в языкознание» является создание у студентов-лингвистов целостного представления о языке как сложном, многостороннем явлении, находящемся в тесной связи с целым рядом других явлений природы и общества. В соответствии с Государственным стандартом этот курс должен предоставить студентам широкую научную информацию об основных законах функционирования и развития языка, познакомить их с системой важнейших понятий и проблематикой современного языкознания и историей изучения языка. Задача курса « Языкознание: Введение в языкознание» - дать будущим лингвистам методологические основы научного анализа явлений языка и привить необходимые навыки исследования фактов языка во всем их разнообразии. Курс « Языкознание: Введение в языкознание ориентирует студента в специальных языковедческих дисциплинах, которые ему предстоит освоить в ходе дальнейшего обучения. Студент должен приобрести навыки определения основных языковых категорий, основных отношений и единиц языка и речи, применять понятийный аппарат языкознания и пользоваться основными методами лингвистического исследования. Студент должен овладеть умениями применять полученные знания к материалу знакомых ему и изучаемых языков. Этими главными целями и задачами курса обусловлена его структура: каждой теоретической теме соответствуют практические занятия, обеспечивающие будущих лингвистов фактическим материалом и упражнениями для развития профессиональных навыков. Соответственно, ожидаемый результат курса для студента – овладение знаниями о внутреннем устройстве языка и понимание законов его развития и функционирования в обществе, умение определять формально-грамматические свойства языка и его место среди языков мира и продуктивно применять эти навыки и умения при изучении конкретных языков. Курс «Введение в языкознание» рассчитан на 72 часа аудиторных занятий, из них 54 час - лекции, 18 часов - практические занятия. «Введение в языкознание» читается в третьем семестре. По окончании курса студенты защищают курсовую работу. Форма итогового контроля - экзамен. 2. ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.3.Тематическое содержание дисциплины
методов обучения 2.4.1. Каждый раздел курса включает определения основных лингвистических понятий и задачи и упражнения. Темы задач и упражнений:
2.4.2. Проведение зачета не предусмотрено. 2.4.3. Проведение экзамена. Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу «Введение в языкознание»
12. Слог как фонетическая единица. Сонорная теория слога. 13. Фонетическое слово. Проклитики и энклитики. Сегментные и суперсегментные признаки слова. 14. Синтагма. Фраза. Синтагматическое, фразовое, логическое ударение. 15. Природа словесного ударения, его виды. 16. Фонетические и исторические чередования. 17. Предмет грамматики. Вещественное, деривационное, грамматическое значение. 18. Парадигматические и синтагматические отношения в грамматике. 19. Типы грамматических абстракций. Номинация. 20. Типы грамматических абстракций. Предикация. 21. Типы грамматических абстракций. Локация. 22. Способы выражения отношения говорящего к действительности. 23. Части речи. Принципы их выделения. 24. Семантика отношений между языковыми единицами. 25. Способы выражения грамматических значений в языках разных типов. 26. Аналитизм и синтетизм. 27. Агглютинация и фузия. 28. Служебные слова как грамматическое средство. 29. Порядок слов как грамматическое средство. 30. Ударение и интонация как грамматическое средство. 31. Предложение. 32. Обороты с потенциальной предикативностью. 2.5. Курсовая работа защищается в конце курса. Примерный перечень тем курсовых работ
2.6. Контрольная работа не предусмотрена 2.7. Реферат не предусмотрен. 2.8. На самостоятельную работу выносятся вопросы, связанные с развитием полисемии.
Обязательная литература 1.Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., Аспект- Пресс, 2008 2.http//Znanium.com. Дополнительная литература
4. Дистанционно-информационное обеспечение дисциплины не предусмотрено
|
Программа курса лекционный курс языкознание как наука и «Введение в языкознание» Важное место в лингвистической подготовке будущих учителей-словесников занимает дисциплина «Теория языка», включающая курсы «Введение... | Рабочая программа разработана для изучения базового лингвистического... Ильющеня Т. А., Сотникова Т. В. Языкознание: введение в языкознание: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 2 Введение в языкознание... Данный курс вырабатывает первичные навыки лингвистического анализа звуковой, лексической и грамматической сторон языка, осмысленного... | Учебно-методический комплекс дисциплины языкознание. Введение в языкознание... Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут» | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «актуальные проблемы фразеологии» «Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Основы межкультурной коммуникации», «Современный русский язык и культура... | Программа дисциплины дпп. Ддс. 04. Языкознание цели и задачи дисциплины Курс «Языкознание» Расширяя и углубляя общеязыковедческую подготовку студентов, курс решает следующие задачи | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «современные проблемы изучения дискурса» «Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Теоретическая фонетика основного иностранного языка», «Основы межкультурной... | Российской федерации Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, полученных в ходе освоения дисциплин «Введение в языкознание», «Основной иностранный... | ||
Российской федерации Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, полученных в ходе освоения дисциплин «Введение в языкознание», «Основной иностранный... | Программа дисциплины «Древнерусский язык и литература» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и аспирантов направления «Языкознание и литературоведения»,... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «проблемы языковой номинации» «Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Теоретическая фонетика основного иностранного языка», «Основы межкультурной... | Рабочая учебная программа дисциплины опд. Ф. 01. 1 «Введение в языкознание» Рабочая учебная программа составлена к ф н., доцентом кафедры французской филологии Сотниковой Т. В | ||
Программа дисциплины «Введение в языкознание» Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Языкознание и литературоведение», по профилю «Русский язык» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры русского... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Языкознание и литературоведение», по профилю «Германские языки (английский язык)» разработана профессорско-преподавательским составом... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Языкознание и литературоведение», по профилю «Русская литература» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры русской... |