Рабочая программа Дисциплина дн(М). Ф. 1 Языкознание: Введение в языкознание





Скачать 142.48 Kb.
НазваниеРабочая программа Дисциплина дн(М). Ф. 1 Языкознание: Введение в языкознание
Дата публикации20.02.2015
Размер142.48 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

(ФГОУВПО «РГУТиС»)

Институт туризма и гостеприимства (г.Москва) (филиал)


Кафедра «Лингвистическое обеспечение туристической деятельности»

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебно-методической работе

д.э.н., профессор Новикова Н.Г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина ДН(М).Ф.1 Языкознание: Введение в языкознание

Направление 031100.62 «Лингвистика»

Москва 2010 г.


Рабочая программа составлена на основании примерной программы дисциплины ДН(М).Ф.1 «Языкознание: Введение в языкознание»



При разработке программы в основу положен Государственный образовательный стандарт по специальности 031100.62 «Лингвистика»
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании
кафедры «Лингвистическое обеспечение туристической деятельности»


Протокол № 11 «_3_» июня 2010 г.

Зав. кафедрой

к.п.н., доцент Е.Ю. Левитская

Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»
Протокол № 10 «26» августа 2010 г.

Рабочую программу разработал:
Преподаватель кафедры:

«Лингвистическое обеспечение туристической деятельности»

Доцент Ранчина О.В.

(должность) (Ф.И.О.)

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Курс «Языкознание: Введение в языкознание» ориентируется на традиции отечественной лингвистической науки, он содержит изложение основных понятий, категорий и методологических принципов науки о языке. Курс дает представления о системе языка и строении науки о языке, о месте языкознания в системе филологических дисциплин.

Целью курса « Языкознание: Введение в языкознание» является создание у студентов-лингвистов целостного представления о языке как сложном, многостороннем явлении, находящемся в тесной связи с целым рядом других явлений природы и общества. В соответствии с Государственным стандартом этот курс должен предоставить студентам широкую научную информацию об основных законах функционирования и развития языка, познакомить их с системой важнейших понятий и проблематикой современного языкознания и историей изучения языка. Задача курса « Языкознание: Введение в языкознание» - дать будущим лингвистам методологические основы научного анализа явлений языка и привить необходимые навыки исследования фактов языка во всем их разнообразии. Курс « Языкознание: Введение в языкознание ориентирует студента в специальных языковедческих дисциплинах, которые ему предстоит освоить в ходе дальнейшего обучения.

Студент должен приобрести навыки определения основных языковых категорий, основных отношений и единиц языка и речи, применять понятийный аппарат языкознания и пользоваться основными методами лингвистического исследования. Студент должен овладеть умениями применять полученные знания к материалу знакомых ему и изучаемых языков.

Этими главными целями и задачами курса обусловлена его структура: каждой теоретической теме соответствуют практические занятия, обеспечивающие будущих лингвистов фактическим материалом и упражнениями для развития профессиональных навыков.

Соответственно, ожидаемый результат курса для студента – овладение знаниями о внутреннем устройстве языка и понимание законов его развития и функционирования в обществе, умение определять формально-грамматические свойства языка и его место среди языков мира и продуктивно применять эти навыки и умения при изучении конкретных языков.

Курс «Введение в языкознание» рассчитан на 72 часа аудиторных занятий, из них 54 час - лекции, 18 часов - практические занятия. «Введение в языкознание» читается в третьем семестре. По окончании курса студенты защищают курсовую работу. Форма итогового контроля - экзамен.

2. ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Распределение рабочего времени по семестрам, видам занятий и контроля







Виды занятий и контроля

часы

1.

Всего часов по курсу

162

2.

Лекции

54

3.

Практические занятия

18

4.

Всего аудиторных занятий

72

5.

Самостоятельная работа студента

45

6.

Курсовая работа

1 семестр

8.

Экзамен

45-1 семестр




    1. Наименование тем, их содержание и объем в часах аудиторных занятий



Наименование тем




Лекции

Практич. занятия

1. Природа языка, его общественные функции. Происхождение языка, основные закономерности его развития. Место языка среди других явлений действительности.


6


-

2. Особенности строения языка. Основные единицы и категории языка, их соотношение.

8

2

3. Фонетика.

8

4

4. Грамматика.

10

4

5. Лексика.

8

2

6. Классификация языков мира.

8

4

7. Язык как объект теории.

6

2

2.3.Тематическое содержание дисциплины



Содержание темы

Вид занятий

1.

ПРИРОДА ЯЗЫКА, ЕГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА, ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ. МЕСТО ЯЗЫКА СРЕДИ ДРУГИХ ЯВЛЕНИЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

Язык как предмет языкознания. Место и роль языкознания в системе наук. Комплексные научные дисциплины как отражение процесса дифференциации научных областей и синтеза научного знания (социолингвистика, этнолингвистика, психолингвистика, нейролингвистика, математическая лингвистика и др.). Разделы языкознания. Обще и частное языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание.

Язык как явление природы и как особое общественное явление. Функции языка как его сущностные характеристики. Языки живые и мертвые, искусственные языки. Перспективы языкового развития человечества. Языковые контакты. Билингвизм. Язык и культура. Отражение в языке культуры общества. Язык и «картина мира». Социальная дифференциация языков. Территориальная дифференциация языков. Виды диалектов. Основные теории происхождения языков. Историческое развитие языков. Развитие языков и диалектов в разные исторические эпохи. Развитие национальных языков, понятие литературного языка и нормы. Исторические изменения в словарном составе, грамматическом строе, звуковой стороне языка.Происхождение языка. Отличие сигнальных систем животных от языка человека. Связь между языком и мышлением. Язык как важнейшее средство общения людей. Непрерывность развития языка, его преемственность и традиционность. Диахрония (историческое описание) и синхрония (системное представление) как разные подходы к изучению языка. Законы языка, их отличие от законов природы.

Л

2.

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ЯЗЫКА. ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ И КАТЕГОРИИ ЯЗЫКА, ИХ СООТНОШЕНИЕ.

Язык как системно-структурное образование. Понятие системы и структуры. Структурные отношения в языке. Понятие уровня языка, основные языковые уровни и единицы системы языка. Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке. Понятие лингвистического знака. Учение Ф.Де Соссюра о лингвистическом знаке.

Язык как знаковая система. План выражения и план содержания языка. Членимость плана выражения и плана содержания. Единицы плана выражения и единицы плана содержания. Языковой знак, его свойства.

Язык и речь: конкретное и абстрактное, наблюдаемое и ненаблюдаемое, индивидуальное и социальное в языке и речи.

Парадигматические (системные) и синтагматические (линейные) отношения в языке, их взаимосвязь. Иерархия языковых единиц. Уровни языка и уровни его исследования: фонематический, морфологический, синтаксический. Лексика как система. История и теория письма, значение письма и письменности в истории общества, соотношение письменного и звукового языка. Пиктография, идеография, алфавитное письмо. Письменность народов изучаемых языков.

Л ,ПЗ

3.

ФОНЕТИКА

Предмет фонетики как раздела языкознания. Анатомия речевого аппарата и физиология органов речи. Активны и пассивные органы речи. Речевая акустика. Звуки речи, виды их классификации: акустическая, артикуляторная. Фонетическое членение речевого потока.

Вокализм. Артикуляторные характеристики гласных. Качественные и количественные характеристики гласных. Изменения гласных в потоке речи (изменения под ударением, изменения в безударной позиции, редукция количественная и качественная, сингармонизм).

Консонантизм. Артикуляторные характеристики согласных. Изменения согласных в потоке речи (аккомодация, ассимиляция, диссимиляция и другие фонетические процессы).

Понятие фонемы как минимальной смыслоразличительной единицы языка. Различение и отождествление фонем. Позиции, вариации и варианты фонем. Дистрибуция фонемы. Дифференциальные и интегральные признаки фонем.

Слог как фонетическая единица. Сонорная и экспираторная теории слога. Силлабема как единица языка.

Фонетическое слово. Сегментные и суперсегментные признаки слова. Проклитики и энклитики.

Природа словесного ударения, его виды: динамическое, квантитативное, тоновое. Место ударения в слове: фиксированное (одноместное и разноместное), нефиксированное.

Синтагма и фраза как фонетические единицы. Интонация, ее функции, виды интонационных конструкций. Синтагматическое, фразовое, логическое ударения.

Л ,ПЗ

4.

ГРАММАТИКА

Предмет грамматики. Вещественное, деривационное, грамматическое значения. Типы абстракций, характеризующие грамматику: абстракция предметов, признаков и действий – номинация; абстракция связей между предметами – предикация; абстракция отношений человека к месту и времени речи – локация. Типы грамматических категорий, связанные с данными типами абстракций. Общие связи грамматики с лексикой.

Грамматические способы языков: синтетические - аффиксация, чередования и внутренняя флексия, редупликация, способ ударения, супплетивизм, сложение; аналитические - способ служебных слов, способ порядка слов, способ интонации.

Синтетический и аналитический строй языков.

Агглютинация и фузия. Морфологический и этимологический состав слова.

Части речи и принципы их выделения (семантический морфологический и синтаксический). Категориальное грамматическое значение. Словообразование и словоизменение.

Синтаксические единицы языка. Синтагма. Элементарные синтаксические отношения и их семантика. Простое предложение и его типы. Обороты с потенциальной предикативностью. Сложное предложение. Сложное синтаксическое целое.

Л ,ПЗ

5.

ЛЕКСИКА

Слово как предмет лексикологии. Системный характер лексики. Семантический треугольник. Понятие о денотате и сигнификате. Типы слов в языке.

Равноименность и ее разновидности. Полисемия и контекст как средство снятия полисемии. Метафора. Метонимия. Синекдоха.

Омонимия. Синонимия. Антонимия.

Табу и эвфемизмы.

Терминология.

Фразеология и идиоматика.

Происхождение лексики. Этимология.

Лексикография. Методы научного описания лексики. Семантические поля. Типы словарей.

Л ,ПЗ

6.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ МИРА Классификация языков. Принципы классификации языков: географический, культурно-исторический, этногенетический, типологический и др. Генеалогическая классификация языков. Сравнительно-исторический метод и установление родства языков. Типологическая классификация языков.

Понятие языкового родства и возможность классификации языков. Становление и развитие сравнительно-исторического языкознания. Первые опыты генеалогической классификации языков. Создание современной индоевропеистики. Август Шлейхер и младограмматики.

Генеалогическая классификация индоевропейских, семито-хамитских, уральских, тюркских, монгольских, тунгусо-маньчжурских языков, а также языков других языковых семей

Типологическая классификация языков. Морфологический тип языка. Труды А. и Ф. Шлегель, В. фон Гумбольдта.

Проблема лингвистических универсалий.

Л ,ПЗ

7.

ЯЗЫК КАК ОБЪЕКТ ТЕОРИИ

Соотношение языка как наблюдаемого явления и языка как абстрактного объекта теории. Механизмы, или уровни, языка и единицы языка. Предельные и непредельные единицы языка. Два типа общих отношений в языке – парадигматика и синтагматика. Структура и система.

Постулаты современной лингвистики. Постулат о тождествах-различиях. Постулат о синтагматике-парадигматике. Постулат о синхронии-диахронии. Постулат о произвольности-непроизвольности языкового знака.

Л ,ПЗ

    1. . Формы текущего контроля и активных

методов обучения

2.4.1. Каждый раздел курса включает определения основных лингвистических понятий и задачи и упражнения. Темы задач и упражнений:

  1. фонетический анализ, транскрипция (МФА), артикуляторная характеристика звуков речи;

  2. грамматические средства различных языков;

  3. родство языков;

  4. определения важнейших лингвистических понятий.

2.4.2. Проведение зачета не предусмотрено.

2.4.3. Проведение экзамена.

Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу

«Введение в языкознание»

  1. Гипотезы о происхождении языка. Отличие языка от развитых сигнальных систем животных.

  2. Возникновение письма. Виды письма.

  3. Уровни языка и уровни его исследования.

  4. Знаковая природа языка и свойства языкового знака.

  5. Слово, денотат, сигнификат.

  6. Функции языка.

  7. Парадигматические отношения в лексике.

  8. Предмет фонетики. Фонема и звукотип.

  9. Гласные. Артикуляторные характеристики гласных. Качественные и количественные изменения гласных. Формула Потебни.

  10. Согласные. Артикуляторные характеристики согласных. Изменения согласных в потоке речи.

  11. Фонетические показатели конца слова, показатели границы морфем.

12. Слог как фонетическая единица. Сонорная теория слога.

13. Фонетическое слово. Проклитики и энклитики. Сегментные и суперсегментные признаки слова.

14. Синтагма. Фраза. Синтагматическое, фразовое, логическое ударение.

15. Природа словесного ударения, его виды.

16. Фонетические и исторические чередования.

17. Предмет грамматики. Вещественное, деривационное, грамматическое значение.

18. Парадигматические и синтагматические отношения в грамматике.

19. Типы грамматических абстракций. Номинация.

20. Типы грамматических абстракций. Предикация.

21. Типы грамматических абстракций. Локация.

22. Способы выражения отношения говорящего к действительности.

23. Части речи. Принципы их выделения.

24. Семантика отношений между языковыми единицами.

25. Способы выражения грамматических значений в языках разных типов.

26. Аналитизм и синтетизм.

27. Агглютинация и фузия.

28. Служебные слова как грамматическое средство.

29. Порядок слов как грамматическое средство.

30. Ударение и интонация как грамматическое средство.

31. Предложение.

32. Обороты с потенциальной предикативностью.

2.5. Курсовая работа защищается в конце курса.

Примерный перечень тем курсовых работ

  1. Падежная грамматика. Межъязыковые соответствия.

  2. Пространственно-временные отношения и способы их выражения в английском и русском языках.

  3. Выражение значения субъективной оценки в русском и английском языках. Продуктивные и непродуктивные способы.

  4. Выражение значения деятеля в русском и английском языках. Продуктивные и непродуктивные способы.

  5. Глубинный и поверхностный падежи.

  6. Функции порядка слов в русском языке.

  7. Просторечие и разговорная речь.

  8. Семантика акцентного выделения.

  9. Генеалогическая классификация языков и понятие языкового родства.

  10. Способы освоения иноязычных заимствований последнего десятилетия.

  11. Принципы русской орфографии и возможные пути ее реформирования.

  12. Лингвистические проблемы дешифровки древних письменностей.

  13. Сверхфразовое единство как единица текста.

  14. Диалог как текст.

  15. Видо-временные отношения в русской и английской глагольных системах.

  16. Вид русских глаголов движения.

  17. Функции союзов (и, а и или) в русском и английском языках.

  18. Функциональные особенности личных местоимений.

  19. Исторические изменения звукового строя языка (на примере древнерусского, древнегреческого или праиндоевропейского языков).

  20. Развитие системы частей речи в русском языке.

  21. Общий фонд русских и английских фразеологизмов.

  22. Синтаксис русских пословиц и поговорок.

  23. Устная публичная речь: разговорная или кодифицированная?

  24. Принципы языковой игры.

  25. Основные проблемы нейролингвистики.

  26. Языковая личность (фонетические, грамматические или лексические особенности идиолекта).

  27. Внутренняя речь как психолингвистическая проблема.

  28. Спонтанная речь как лингвистический объект.

  29. Фонетика поэтической речи.

  30. История лингвистической школы (Казанской, Московской или Пражской).

2.6. Контрольная работа не предусмотрена

2.7. Реферат не предусмотрен.

2.8. На самостоятельную работу выносятся вопросы, связанные с развитием полисемии.

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Обязательная литература

1.Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., Аспект- Пресс, 2008

2.http//Znanium.com.
Дополнительная литература

  1. Алпатов В.М. История лингвистических учений, М., «Гнозис», 2007

  2. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл, М. УРСС, 2008

  3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов, М., УРСС, 2008 и др. изд.

  4. Бурлак С.А., Старостин С.А. Введение в лингвистическую компаративистику, М., УРСС, 2008

  5. Марузо Ж. Словарь лингвистических терминов, М., УРСС, 2008 и др. изд-я

  6. Русский язык. Энциклопедия. М., «Дрофа», 2008 и др. изд.

  7. Языкознание. Энциклопедический словарь, ред. Ярцева В.Н., М., «Наука», 2007


4. Дистанционно-информационное обеспечение дисциплины не предусмотрено


  1. Техническое обеспечение дисциплины не предусмотрено

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Дисциплина дн(М). Ф. 1 Языкознание: Введение в языкознание iconПрограмма курса лекционный курс языкознание как наука и «Введение в языкознание»
Важное место в лингвистической подготовке будущих учителей-словесников занимает дисциплина «Теория языка», включающая курсы «Введение...
Рабочая программа Дисциплина дн(М). Ф. 1 Языкознание: Введение в языкознание iconРабочая программа разработана для изучения базового лингвистического...
Ильющеня Т. А., Сотникова Т. В. Языкознание: введение в языкознание: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Рабочая программа Дисциплина дн(М). Ф. 1 Языкознание: Введение в языкознание iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 2 Введение в языкознание...
Данный курс вырабатывает первичные навыки лингвистического анализа звуковой, лексической и грамматической сторон языка, осмысленного...
Рабочая программа Дисциплина дн(М). Ф. 1 Языкознание: Введение в языкознание iconУчебно-методический комплекс дисциплины языкознание. Введение в языкознание...
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Рабочая программа Дисциплина дн(М). Ф. 1 Языкознание: Введение в языкознание iconРабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «актуальные проблемы фразеологии»
«Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Основы межкультурной коммуникации», «Современный русский язык и культура...
Рабочая программа Дисциплина дн(М). Ф. 1 Языкознание: Введение в языкознание iconПрограмма дисциплины дпп. Ддс. 04. Языкознание цели и задачи дисциплины Курс «Языкознание»
Расширяя и углубляя общеязыковедческую подготовку студентов, курс решает следующие задачи
Рабочая программа Дисциплина дн(М). Ф. 1 Языкознание: Введение в языкознание iconРабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «современные проблемы изучения дискурса»
«Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Теоретическая фонетика основного иностранного языка», «Основы межкультурной...
Рабочая программа Дисциплина дн(М). Ф. 1 Языкознание: Введение в языкознание iconРоссийской федерации
Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, полученных в ходе освоения дисциплин «Введение в языкознание», «Основной иностранный...
Рабочая программа Дисциплина дн(М). Ф. 1 Языкознание: Введение в языкознание iconРоссийской федерации
Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, полученных в ходе освоения дисциплин «Введение в языкознание», «Основной иностранный...
Рабочая программа Дисциплина дн(М). Ф. 1 Языкознание: Введение в языкознание iconПрограмма дисциплины «Древнерусский язык и литература» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и аспирантов направления «Языкознание и литературоведения»,...
Рабочая программа Дисциплина дн(М). Ф. 1 Языкознание: Введение в языкознание iconРабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «проблемы языковой номинации»
«Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Теоретическая фонетика основного иностранного языка», «Основы межкультурной...
Рабочая программа Дисциплина дн(М). Ф. 1 Языкознание: Введение в языкознание iconРабочая учебная программа дисциплины опд. Ф. 01. 1 «Введение в языкознание»
Рабочая учебная программа составлена к ф н., доцентом кафедры французской филологии Сотниковой Т. В
Рабочая программа Дисциплина дн(М). Ф. 1 Языкознание: Введение в языкознание iconПрограмма дисциплины «Введение в языкознание»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа Дисциплина дн(М). Ф. 1 Языкознание: Введение в языкознание iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Языкознание и литературоведение», по профилю «Русский язык» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры русского...
Рабочая программа Дисциплина дн(М). Ф. 1 Языкознание: Введение в языкознание iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Языкознание и литературоведение», по профилю «Германские языки (английский язык)» разработана профессорско-преподавательским составом...
Рабочая программа Дисциплина дн(М). Ф. 1 Языкознание: Введение в языкознание iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Языкознание и литературоведение», по профилю «Русская литература» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры русской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск