Скачать 0.52 Mb.
|
Федеральное агентство Российской Федерации по рыболовству Федеральное Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханский государственный технический университет»
Анализ данных в социологииРабочая программа для студентовСпециальности 020300 (040201.65) «Социология» ЕН.Р.02
Астрахань, 2006 г. 1. Наименование и область использования. Наименование дисциплины – «Анализ данных в социологии»1.1.Условное обозначение программы – рабочая программа 1.2.Номер программы – 020300 (040201.65) 1.3.Аббревиатура кафедры – СП 1.4.Год разработки – 2006 г. 2. Основания. Программа курса составлена в соответствии с государственными требованиями к содержанию подготовки выпускника высшей школы.
3. Цель и назначение. 1. Интенсивное развитие отечественного социогуманитарного знания с неизбежностью ведет к повышению требований к качеству и содержанию программ и курсов подготовки специалистов высшей квалификации гуманитарного профиля. Неотъемлемой составляющей разносторонней подготовки кадров высшей квалификации, обучающихся на специальности «Социология», выступает дисциплина естественно-научного блока (региональный компонент) «Анализ данных в социологии». 2. Учебный курс «Анализ данных в социологии» включает в себя лекционные, семинарские занятия, самостоятельную работу над материалом, научно-исследовательские проекты. 3. В ходе лекций раскрывается предметно-понятийное содержание учебного курса, анализируются наиболее значимые проблемы анализа социологических данных; рассматриваются основные приемы и методы работы с социологической информацией, раскрываются основы работы с программными средствами обработки данных на персональных компьютерах. 4. На семинарских занятиях происходит конкретизация изучаемых проблем, на основе самостоятельной подготовки апробируются, уточняются представления студентов, формируются позиции, личностные ориентации. 6. В результате самостоятельной работы студенты должны представить к оценке результаты своей научно-поисковой работы, изучения научной литературы, аналитической деятельности. Результаты СРС представляются в виде эссе, докладов, рефератов, выступлений на конференциях. 5. По окончании курса у студентов должно сложиться целостное представление о комплексе существующих проблем, связанных с анализом социологической информации, приемах и методах ее обработки, возможностях применения различных программных компьютерных средств для решения социологических задач. 4. Источники. 1. ГОС ВПО по специальности 020300 «Социология» (рег. № 68 гум/сп от 10.03.00) 2. Приказ АГТУ № 36 от 10.03.04 о вводе новой специальности 020300 «Социология» 3. Приказ АГТУ № 33 от 09.03.04 о закреплении дисциплин учебного процесса специальности 020300 «Социология» 5. Требования. Дисциплина «Анализ данных в социологии» – составная часть подготовки специалиста-социолога высшей квалификации, являющаяся естественно научной дисциплиной (региональный компонент). В соответствие с целями курса, реализация дисциплины направлена на удовлетворение следующих квалификационных требований:
По завершению курса студенты должны: - знать содержание и смысл основных понятий, используемых дисциплиной «Анализ данных в социологии» и смежными с ней дисциплинами, свободно оперировать ими, уметь научно излагать свою точку зрения; - иметь представление о методологии и методиках анализа социологической информации; - освоить основные методы и приемы анализа различных видов социологической информации; - обучиться технике работы с программными системами анализа социологических данных на персональных компьютерах. 6. Содержание.
7. График учебного процесса. по дисциплине «Анализ данных в социологии» для специальности 020300 «Социология»
8.Материальная база. Кафедра социологии и психологии не располагает собственной материальной базой. Занятия по дисциплине проводятся на материальной базе общего аудиторного фонда, по согласованию с Учебной частью АГТУ 9. Рекомендуемая литература. Основная литература:
Дополнительная литература:
10. Задания для самостоятельной работы студентов. I. Задание для самостоятельной работы 1. Смоделируйте ситуацию, в которой необходимо сравнить две группы респондентов (две группы по 10 человек – разного пола либо разного возраста, либо различного уровня образования и пр.). 2. Разработайте опросную шкалу, определите задачу (в общем виде: «необходимость оценки…», далее - произвольно). 3. Первичные данные по опросу выберите произвольно, сведите их в таблицу вида:
4. Рассчитайте групповые индексы. 5. На основе рассчитанных индексов сделайте выводы о различиях между группами. В качестве примера пользуйтесь методикой определения группового индекса. Пример расчета группового индекса Предположим, что требуется индекс, характеризующий группу респондентов. При этом есть оценки для каждого респондента, полученные по шкале порядков. Логика формирования индекса на основе шкалы порядка одинакова независимо от того, каким способом получена исходная порядковая шкала и сколько на ней градаций (пунктов шкалы). К примеру, по каждому респонденту получена оценка «уровня беспокойства» трудоустройством по специальности после окончания вуза, полученная по порядковой шкале с тремя градациями. Задача стоит в получении оценки уровня беспокойства/ уверенности в целом по группе респондентов на основе анализа ответов на вопрос вида «Насколько Вы уверены, что найдете работу по специальности после окончания вуза?»: 1. уверен, что найду; 2. и да, и нет; 3) совсем не уверен, что найду. Оценкой «уровня беспокойства» для группы может служить разница между числом «уверенных» и числом «неуверенных» в группе. Но не абсолютная разница, а относительная, т.е. доля этой разницы в общем числе респондентов данной группы. Тогда значение индекса не зависит от объема группы и по нему можно сравнивать «уровни беспокойства» групп разного объема. Обозначив через n+ – число «уверенных», n_ – число «неуверенных», а через n0 – число «нейтральных», индекс I будет иметь следующий вид: Какой бы индекс ни использовался, он необходимо выяснить свойства этого индекса, т.е. правила его «поведения». Данный индекс обладает следующими свойствами: он принимает максимальное значение, равное 1, тогда, когда все респонденты в группе уверены, что найдут работу по специальности; индекс принимает минимальное значение, равное -1, тогда, когда все респонденты не уверены, что найдут работу по специальности; индекс равен нулю, если число «уверенных» равно числу «неуверенных». Положительное значение индекса говорит о том, что уверенных больше, чем неуверенных. И соответственно, отрицательное значение появится в ситуации, когда число неуверенных больше, чем уверенных. В группах с одинаковой разницей (отличной от нуля) между числом уверенных и неуверенных (это называется абсолютной разницей в отличие от относительной), значение индекса будет больше в той группе, где меньше нейтральных ответов. Опираясь на те же рассуждения, можно предложить аналогичный индекс и для случая пяти градаций. Обозначив через na — число «уверенных» студентов, nb — число «скорее уверенных, чем нет», nc — число «нейтральных», пd — число «не очень уверенных» и ne — число «скорее неуверенных», можно предложить индекс следующего вида: Если в предыдущей формуле все коэффициенты при разных n (частотах) были равны единице, то в данной формуле появляются разные коэффициенты (1 и 0,5). Это означает, что отдельно взятая градация вносит разный вклад, разную долю в значение индекса. Коэффициент, равный 0,5 перед nb и nd вводится для того, чтобы сделать равноправными «не очень уверенных» и «скорее неуверенных»; вклад тех, кто «не очень уверен», в два раза меньше, чем вклад тех, кто «очень уверен». И наконец, когда в группе нет респондентов «уверенных», «нейтральных», «не очень уверенных», «совсем неуверенных», а все респонденты «скорее уверены, чем нет». Тогда значение индекса будет равно 0,5. Аналогичные рассуждения можно продолжить для выяснения всех остальных свойств индекса. II. Задание для самостоятельной работы 1. Смоделируйте ситуацию, в которой необходимо изучить отношение группы респондентов к какой-либо проблеме (группа из 10 человек). 2. Разработайте опросную шкалу, определите задачу (в общем виде: «необходимость оценки…», далее - произвольно). 3. Первичные данные по опросу выберите произвольно, сведите их в таблицу вида:
4. Рассчитайте групповые индексы. 5. На основе построенной шкалы сделайте вывод характере распределений установок респонденов относительно избранной проблемы. Сделайте вывод о применимости (валидности) разработанного опросника. В качестве примера пользуйтесь методикой шкалограммного анализа Гуттмана. Пример шкалограммного анализа Гуттмана При разработке шкалы Гуттмана принимается существование иерархической совокупности суждений. Согласие/несогласие с ними говорит об установке респондента. Шкала Гуттмана строится в три этапа. Рассмотрим пример измерения отношения к феномену «бизнесмены». 1 этап. Набираются суждения, упорядоченные определенным образом. Обозначим суждения через А, Б, В, Г, Д, Е. Таковыми являются:
В этой совокупности есть два типа суждений. О позитивном отношении к «бизнесменам» говорит согласие с суждениями первого типа А, Г, Д и несогласие с суждениями Б, В, Е. В том и другом случае респонденту «приписывается» один балл. Максимальное число баллов, которое может «набрать» респондент, равно числу суждений (6), минимальное – (0). При этом необязательно, чтобы число суждений первого типа совпадало с числом суждений второго типа. Рассуждения можно провести и исходя из негатива, т.е. измерять степень негативного отношения к «бизнесменам». Последующие два этапа построения шкалы позволяют проверить существование упорядоченности в совокупности суждений. 2 этап. Проводится пилотажное исследование, небольшое по объему. Респондентам предлагается отметить согласие или несогласие с суждениями. Предположим, что опрошено всего 9 респондентов. В таблице приведены их ответы. Плюсом обозначено согласие с суждениями первого типа А, Г, Д и несогласие с суждениями второго типа Б, В, Е. Результаты опроса девяти респондентов
Подсчитывается число баллов (+), набранных суждением по всей совокупности опрошенных. В последнем столбце таблицы представлены баллы, набранные респондентом. Эти баллы можно было бы считать оценками отношения к «бизнесменам», если бы совокупность суждений (как в шкале Богардуса) была строго иерархической. Но такой уверенности нет, поскольку неизвестно, насколько ответы отдельно взятого респондента согласованы с итоговой иерархией: Е>А>Г>Б>Д>В 3 этап. Проверка качества шкалы. Производится преобразование таблицы для определения согласованности ответов респондентов. Суждения переставляются в соответствии с убыванием набранных ими баллов. Затем меняются порядковые места респондентов также в соответствии с убыванием баллов. Перестановка осуществляется так, чтобы в верхней части таблицы были сосредоточены (+), а в нижней (-). Идеальной шкалограммой называется таблица, в которой (+) четко (лесенкой) отделяются от (-). На практике будет наблюдаться отклонение от идеальной ситуации, будут появляться (+) под лесенкой и (-) над лесенкой. |