Программа для студентов 1 курса озо специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Тюменский государственный университет 2008 Л. М. Федоряк. Этика делового общения. Учебно-методический комплекс







Скачать 204.16 Kb.
НазваниеПрограмма для студентов 1 курса озо специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Тюменский государственный университет 2008 Л. М. Федоряк. Этика делового общения. Учебно-методический комплекс
Дата публикации24.02.2015
Размер204.16 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА

Федоряк Людмила Михайловна

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Учебно-методический комплекс

Рабочая программа для студентов 1 курса ОЗО

специальности 080507.65 «Менеджмент организации»

Тюменский государственный университет

2008

Л.М. Федоряк. Этика делового общения. Учебно-методический комплекс. Тюмень, 2008. 15 стр.

Рабочая программа предназначена для студентов 1 курса ОЗО, обучающихся по специальности 080507.65 "Менеджмент организации".

Учебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, темы лекций, планы семинарских занятий, тестовые задания итогового контроля по теоретической части курса, варианты индивидуальных заданий, варианты контрольных работ, рекомендуемая литература.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Этика делового общения [электронный вариант]\ Режим доступа: http:www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к электронному изданию Учебно-методической комиссией факультета. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Трофимова О.В., д.ф.н., завкафедрой русского языка
© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008.

© Федоряк Л.М., 2008.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня для российского общества характерны новые требования к личности, к ее морали, к ее поведению и поступкам. Роль этики как науки в настоящий, переживаемый современным обществом период, велика: она должна проанализировать нравственное состояние общества, указать причины, вызвавшие это состояние, предложить решения, которые помогли бы обновить моральные ориентиры общества. В связи с этим любое профессиональное общение должно протекать в соответствии с профессионально-этическими нормами и стандартами, овладение которыми зависит от ряда факторов, которые можно объединить в две группы: собственный этический кодекс, с которым человек живет и работает, какую бы должность он ни занимал; профессиональный этический кодекс. Среди теоретиков и практиков бизнеса в масштабе мировой экономики нет разногласий по поводу того, каким принципом должен открываться перечень этических принципов и норм, как для субъектов этики – отдельных сотрудников, так и для коллективных носителей этических начал – организаций. Общепринятым является положение так называемого золотого стандарта: «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».

Цели и задачи дисциплины:

  1. познакомить студентов с профессионально значимыми формами делового общения, сформировать навык эффективного ведения переговоров;

  2. научить их использовать правила делового речевого этикета;

  3. научить применять стандартные средства языка в разных речевых ситуациях;

  4. познакомить с современными моделями составления деловых документов.

Место дисциплины в учебном процессе:

Деловое общение занимает значительное место в жизни многих людей, т.к. постоянно приходится обсуждать вопросы, связанные с заключением различного рода сделок, договоров, принятием решений, оформлением документов и т.д. В связи с этим особую значимость приобретает для будущего специалиста знание речевой этики современных производственных отношений, умение правильно оформлять документы, вести деловую переписку. Владение этими навыками способствует повышению уровня речевой культуры, что заметно повышает рейтинг делового человека. Это обусловливает необходимость опираться на знания курса «Русский язык и культура речи».

Требования ГОС ВПО: ГСЭ.Р. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.
Количество учебных часов по дисциплине:



Виды учебных работ

Количество часов

1.

Лекции

6

2.

Семинарские занятия

2

3.

Самостоятельная работа

83




Всего

91



  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ





п/№

Тема

Лекции, час.

Семинарские

занятия, час

Самостоятельная работа, час

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

1.

Профессиональная этика. Этические принципы и нормы в деловых отношениях

1




9




2.

Устные формы делового общения

1




9

Устный опрос, практические задания

3.

Конфликты в деловом общении и пути их разрешения




1

10

Устный опрос, практические задания

4.

Национальные особенности делового общения

1










5.

Корпоративный этикет и культура общения. Условия успешного общения

1




9

КР №1

«Причины коммуникативных неудач»

6.

Искусство спора

1




9

Устный опрос, практические задания

7.

Речевой этикет в деловом общении. Этика делового красноречия







9

Устный опрос, практические задания

8.

Этикет письменного делового общения




1

9

КР №2 «Жанровые разновидности и модели делового письма»

9.

Новые тенденции в практике русского делового письма. Виды писем, их композиция. Особенности русской и зарубежной школ делового письма. Специфика оформления международных писем

1




10

Итоговая КР №3




Итого

6

2

83

Зачет




  1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Профессиональная этика. Этические принципы и нормы в деловых отношениях.

Роль этики как науки в современном российском обществе. Этика деловых отношений является профессиональной этикой, регулирующей систему отношений между людьми в сфере бизнеса. Профессиональная этика – это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения сотрудниками своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере.

Деловой этикет – важная составляющая деловых отношений, базирующаяся на многовековой мудрости, определяющей представления о духовных ценностях (справедливости, честности, верности слову и ценностях материальных – организованности, высоком дизайнерском уровне).

Принципы этики деловых отношений дают конкретному сотруднику в любой организации концептуальную платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п. Влияние общественной среды (культуры, политики, научно-технического прогресса, демографии, особенности исторического развития) на формирование принципов этики деловых отношений.

Факторы, под влиянием которых складывается комплекс этических норм и представлений.

Личные этические нормы должны базироваться на этических принципах, присущих данному уровню общественного развития.

Опорные понятия темы: профессиональная этика, принципы этики деловых отношений, деловой этикет.
Тема 2. Устные формы делового общения.

Деловая беседа – межличностное речевое общение, предполагающее обмен взглядами, точками зрения, мнениями, информацией, направленное на решение той или иной проблемы.

По характеру обсуждаемых вопросов наиболее распространенными считаются следующие виды деловых бесед: кадровые, дисциплинарные, организационные, творческие.

Переговоры – это обсуждение с целью заключения согласия между кем-либо по какому-либо вопросу. В зависимости от сферы деятельности, в которой ведутся переговоры, они могут быть дипломатическими, политическими, экономическими, военными, производственно-техническими, торговыми, административными и др. Структурно-смысловые компоненты деловых переговоров. Действия на подготовительном этапе: диагноз ситуации, прогноз вариантов соглашения, поиск «общей зоны интересов». Возможности и приемы достижения компромисса и «ассиметричной договоренности» на этапе переговоров.

Речевое поведение участников позиционной борьбы в ситуации «конкурент-конкурент». Приемы преобразования конфронтационной стратегии в конструктивную. Типичные речевые конструкции: согласие – несогласие – частичное согласие; сомнение, уклонение от ответа и пр. Заключительный этап переговоров: принятие решения и его оформление.

Типы презентаций: внешние и внутренние. Продвигающие и информационные презентации. Публичная презентация.

Разговор по телефону. Практические рекомендации и нормы делового этикета в отношении делового разговора. Методы достижения результативности телефонного делового разговора в рамках этикета.

Опорные понятия темы: кадровые, дисциплинарные, организационные, творческие беседы; дипломатические, экономические переговоры; публичная презентация.
Тема 4. Национальные особенности делового общения.

Россия все увереннее входит в мировое сообщество, становится активным финансовым, торговым и промышленным партнером. Быстрые темпы интернационализации экономики, ее глобализация, новые электронные средства коммуникации приводят к значительному расширению международных контактов, появлению большого количества предприятий, тесным взаимодействиям между представителями кругов разных стран и континентов. Знание и понимание национальных особенностей всех участников общения является сегодня важнейшим условием эффективного решения возникающих проблем.

Р.Д. Льюис условно разбивает культуры мира на три типа: моноактивные, полиактивные и реактивные. Моноактивными исследователь называет культуры, в которых принято планировать свою жизнь, составлять расписание, организовывать деятельность в определенной последовательности. К типичным представителям такой культуры относятся американцы, англичане, немцы, швейцарцы, шведы и др. Они считают, что при линейной организации труда можно действовать более эффективно и добиться значительно больших успехов.

К полиактивным принадлежат подвижные общительные народы (итальянцы, латиноамериканцы, арабы и д.), которые привыкли делать множество дел одновременно, нередко не доводя их дл конца. Они планируют очередность дел не по расписанию, а по степени относительной привлекательности, значимости того или иного мероприятия в данный момент.

Реактивные (слушающие) культуры придают наибольшее значение вежливости и уважению. Представители этих культур – жители Японии, Китая, Тайваня, Сингапура, Кореи, Турции, Финляндии – предпочитают молча и спокойно слушать собеседника. Они организуют свою деятельность не по строгому и неизменному плану, а в зависимости от обстоятельств, реагируя на происходящие изменения.

Опорные понятия темы: моноактивные, полиактивные и реактивные типы культур.
Тема 5. Корпоративный этикет и культура общения. Условия успешного общения.

Корпоративное общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в ходе которого происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Цель корпоративного общения – постановка определенных целей и конкретных задач.

Главные функции корпоративного общения:

  • организация совместной деятельности;

  • формирование и развитие межличностных отношений;

  • познание людьми друг друга.

Все это невозможно осуществить без коммуникативной техники общения, степень владения которой является самым главным критерием профессиональной пригодности работника.

В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности, вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность.

Корпоративное общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (между партнерами существует пространственно-временная дистанция).

Существует три основных стиля корпоративного общения: ритуальный, манипулятивный, гуманистический.

Методика установления контакта, ее пять этапов:

  1. Снятие психологических барьеров.

  2. Нахождение совпадающих интересов.

  3. Определение принципов общения.

  4. Выявление качеств, опасных для общения.

  5. Адаптация к партнеру и установление контакта.

Позиции в общении, ведущие к успеху. Установки в деловом общении.

Опорные понятия темы: коммуникативная культура, корпоративное общение, прямое и косвенное корпоративное общение; ритуальный, манипулятивный и гуманистический стили корпоративного общения.
Тема 6. Искусство спора.

Обязательным качеством современного делового человека является умение компетентно и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, отстаивать свою точку зрения и опровергать мнение оппонента, т.е. владеть полемическим мастерством, искусством спора.

Классификация споров в зависимости от его цели, количества участников, формы проведения. Спор-монолог, спор-диалог, спор-полилог, организованные и неорганизованные споры.

Основные требования культуры спора:

  • умение четко определить предмет спора;

  • не упускать из виду главных положений, из-за которых ведется спор;

  • определенность позиций, взглядов его участников;

  • правильное оперирование понятиями в споре.

Поведение участников спора должно основываться принципах уважительного отношения друг к другу, выдержки и самообладания в споре.

Национальные и культурные традиции в споре.

Опорные понятия темы: полемическое мастерство, дискуссия, полемика, спор-монолог, спор-диалог, спор-полилог, организованные и неорганизованные споры.
Тема 9. Новые тенденции в практике русского делового письма. Виды писем, их композиция. Особенности русской и зарубежной школ делового письма. Специфика оформления международных писем.

Новые тенденции делового общения требуют совершенствования форм документационного обеспечения. Появляются новые виды документов. Лексикон официально-деловой письменной речи пополняется новыми терминами. Более свободным с точки зрения используемой лексики, экспрессивных средств языка становится язык и стиль деловых писем, большое значение придается убеждающей, воздействующей силе делового послания.

Общие требования к тексту деловых писем:

  • точность, исключающая двоякое понимание текста;

  • максимальная краткость, лаконизм формулировок;

  • безупречность в юридическом отношении;

  • стандартность языка при изложении типовых ситуаций делового общения;

  • нейтральный тон изложения;

  • соответствие нормам официального этикета, который проявляется в выборе устойчивых форм обращения и соответствующих жанру слов и словосочетаний, в построении фразы и всего текста.

Жанровые разновидности и модели делового письма: письма инициативные и ответные. Структурная схема делового письма. Обусловленность содержания и речевой формы письма коммуникативной задачей отправителя.

Специфика оформления международных писем.

Опорные понятия темы: инициативные и ответные деловые письма.


  1. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Тема 3: Конфликты в деловом общении и пути их разрешения

Вопросы для обсуждения:

1. Чем характерна структура и динамика конфликтов?

2. В чем причина возникновения конфликтов? Какова их типология?

3. Что собой представляет карта конфликта?

Задания для выполнения на семинарском занятии:

1. Проанализировать сильные и слабые стороны своего умения общаться.

2. Рассмотреть пары: наличие стереотипов в восприятии и барьера установки; зависимость восприятия от состояния воспринимающего субъекта и барьер отрицательных эмоций; отсутствие децентрации и барьер двойника.

3. Описать поведение в конфликтных ситуациях следующих типов трудных людей: «разгневанный ребенок», «молчун», «тайный мститель».
Тема 8: Этикет письменного делового общения

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы принципы и этические требования к деловой переписке?

2. Каковы перспективы развития письменного делового общения?

3. В каком случае деловое письмо, согласно требованиям этики, должно быть написано от руки?

Задания для выполнения на семинарском занятии:

1. Составить классификацию существующих видов деловых писем, дополнив ее своими видами.

2. Работа с образцами служебных документов: прочитать и оценить, во всем ли они соответствуют требованиям деловой речи; при необходимости внести исправления.

3. Написать образец любого выбранного делового письма.


  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ


Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Что собой представляет историческая основа делового этикета?

2. Каковы принципы современного этикета и как они отличаются от ранее существовавших?

3. Какое значение имеет следование требованиям делового этикета для установления эффективных деловых отношений?

4. Четыре элемента метода принципиальных переговоров.

5. Как конструктивно и эффективно провести переговоры?

6. Этапы деловой дискуссии.

7. В каком направлении надо работать над собой, чтобы не стать причиной коммуникативных барьеров?

8. Какие существуют классификации конфликтов?

9. Как проявляются специфические психологические черты, присущие полу, в служебной обстановке?

10. Как влияет уравнивание положения представителей женского и мужского пола в служебной обстановке на развитие культуры в обществе?

11. Что такое «ирония Сократа»?

12. В чем проявляется уважительное отношение оппонентов друг к другу?

13. В чем роль культуры речевого воздействия в обеспечении этичности делового общения?

14 Каковы тенденции развития риторики в современной деловой жизни?

15. Есть ли отличия в требованиях к переписке внешней и внутриорганизационной?

16. Каких правил необходимо придерживаться при создании делового текста?

17. В чем отличие требований русской и зарубежной школ делового письма?

18. Какова структура международного письма?
Тематика рефератов

1. Профессиональная этика и речевое поведение делового человека.

2. Этические требования к публичным выступлениям в деловой сфере.

2. Особенности проведения деловых встреч в неформальной обстановке.

3. Причины коммуникативных неудач. Барьеры в общении и их преодоление.

4. Жанрово-стилистическая обусловленность деловых бумаг и устных высказываний.

5. Своеобразие поведения представителей разных типов культур в различных ситуациях делового общения.

6. Национальные особенности делового общения в Японии.

7. Национальные особенности делового общения в Китае.

8. Национальные особенности делового общения в Великобритании, США.

9. Национальные особенности делового общения в странах Европы.

10. Национальные особенности делового общения в Арабских странах.

11. Новые тенденции в практике русского делового письма.
Требования к выполнению и оформлению реферата

1. После ознакомления с содержанием выбранной темы реферата студенту следует ознакомиться со справочной, научно-методической, специальной и дополнительной литературой, необходимой для написания работы.

2. Перед ее написанием студент должен обязательно продумать и составить четкий план его изложения, который, при необходимости, можно уточнить с преподавателем. Важно помнить, что чем четче план работы, чем он логичнее составлен, тем легче автору изложить свои мысли, сделать обоснованные выводы. В свою очередь, план реферата является отражением ее структуры, под которой понимается четкий порядок ее построения, взаимосвязь ее отдельных частей.

3. Структура работы, как правило, включает: титульный лист; план работы; введение (где излагаются актуальность и основные положения выбранной темы, степень ее разработанности, объект и предмет анализа, цель и задачи); основную часть (где рассматриваются вопросы содержания, раскрывающие тему), содержащую 3-5 вопросов; заключение (где формулируются выводы и рекомендации по данной теме) и список использованных литературных источников.

4. Работа выполняется студентом самостоятельно, она должна быть написана понятным языком и технически правильно оформлена. Работа выполняется только в отпечатанном виде. На правой стороне страницы должны быть оставлены поля, а страницы должны быть пронумерованы. Приводимые в тексте цитаты или другие данные из литературных источников должны быть точными, их необходимо давать в кавычках с обязательным указанием внизу страницы приводимого источника (автора, названия работы, издательства, года издания и номера страницы).

5. Работа рецензируется преподавателем и оценивается им (до 4 баллов).

  1. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Сущность и содержание этики деловых отношений.

2. Принципы этики деловых отношений.

3. Групповые формы делового общения.

4. Особенности организации и проведения различных видов деловых бесед.

5. Этические нормы ведения деловой беседы.

6. Роль презентаций в деятельности современных организаций: виды презентаций.

7. Требования делового этикета к проведению презентаций.

8. Этапы проведения переговоров.

9. Этика делового телефонного разговора: как начать и как закончить разговор; как добиться его максимальной эффективности.

10. Деловая риторика: роль и виды речевого воздействия в деловых отношениях.

11. Требования делового этикета:

а) к выступающему на собрании;

б) к выступающему на совещании;

в) к проводящему деловую беседу.

12. Причина возникновения конфликтов, их структура и динамика.

13. Принципы ведения спора. Уловки и ошибки в споре.

14. Основные требования культуры спора.

15. Позиции в деловом общении, ведущие к успеху.

16. Роль культуры речевого воздействия в обеспечении этики деловых отношений.

17. Этикетные формулы, используемые в разных ситуациях общения.

18. Этапы развития делового красноречия.

19. Виды письменного делового общения и этические требования к ним.

20. Этические требования к деловой переписке.

21. Классификация существующих видов деловых писем.

22. Жанровые разновидности и модели делового письма.

23. Основные этапы создания текста. Структурно-смысловые части текста делового письма.

24. Особенности русской и зарубежной школ делового письма.

25. Особенности составления текстов международных писем.

26. Механизмы внедрения этических норм в деловую сферу.

27. Этика деловых отношений в мировой практике.


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Зарецкая Е.Н. Деловое общение: учеб. : в 2 т./ Елена Наумовна Зарецкая; Е. Н. Зарецкая ; Академия нар. хоз-ва при Прав. РФ. - 3-е изд.. - Москва: Дело.Т. 1-2. - 2008. - 720 с.

  2. Ковальчук, А. С. Основы имиджелогии и делового общения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социально-культурная деятельность"/ А. С. Ковальчук. - 5-е изд., перераб. и доп.. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 282 с.


Дополнительная

  1. Беспалова Ю.М. Деловая этика и деловой этикет. Учебное пособие. Тюмень, 2007.

  2. Бороздина, Г. В. Психология делового общения: учеб. для вузов по эконом. спец./ Г. В. Бороздина. - 2-е изд.. - Москва: ИНФРА-М, 2005. - 295 с.

  3.  Егоршин, А. П. Этика деловых отношений: учеб. пособие по спец. "Управление персоналом" и "Менеджмент организации"/ А. П. Егоршин, В. Н. Распопов, Н. В. Шашкова. - Нижний Новгород: Изд-во НИМБ, 2005. - 408 с.

  4. Шило, И. Н. Основы делового общения: учеб. пособие/ И. Н. Шило; Тюм. гос. ун-т, Ин-т дистанц. образования, Междунар. ин-т финансов, управ. и бизнеса. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. - 244 с.

  5. Мальханова, И. А.  Деловое общение: учеб. пособие для студ. вузов/ И. А. Мальханова. - 4-е изд.. - Москва: Академический проект: Трикста, 2005. - 224 с.



Дополнения и изменения к рабочей программе на 2010/ 2011 учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:

В качестве приложения в программу добавлен обновленный список литературы по дисциплине (Приложение 1)
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры ________________«_ »___________2010 г.
Заведующий кафедрой ___________________/___________________/

Подпись О.В. Трофимова

Приложение 1.

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ»
а) основная литература:

  1. Трофимова, О.В. Основы делового письма: учеб. пособие / О.В. Трофимова, Е.В. Купчик. – М.: Флинта: Наука, 2010.


б) дополнительная литература:

  1. Волгина, И. В. Офис-менеджер: практ. пособие/ И. В. Волгина. - 2-е изд.. - Москва: Дашков и К°, 2009. - 452 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа для студентов 1 курса озо специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Тюменский государственный университет 2008 Л. М. Федоряк. Этика делового общения. Учебно-методический комплекс iconПрограмма для студентов 1 курса озо специальности 080507. 65 «Менеджмент...
Рабочая программа предназначена для студентов 1 курса озо, обучающихся по специальности "Менеджмент организации"
Программа для студентов 1 курса озо специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Тюменский государственный университет 2008 Л. М. Федоряк. Этика делового общения. Учебно-методический комплекс iconПрограмма для студентов 1 курса озо специальности 030501. 65 «Юриспруденция»...
Рабочая программа предназначена для студентов 1 курса озо, обучающихся по специальности 030501. 65 "Юриспруденция"
Программа для студентов 1 курса озо специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Тюменский государственный университет 2008 Л. М. Федоряк. Этика делового общения. Учебно-методический комплекс iconПояснительная записка > Цели и задачи дисциплины Цели дисциплины...
Г. В. Кухтерина Психология делового общения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62...
Программа для студентов 1 курса озо специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Тюменский государственный университет 2008 Л. М. Федоряк. Этика делового общения. Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс для специальности 080507 Менеджмент...
Учебно-методический комплекс «Управленческие решения» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Программа для студентов 1 курса озо специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Тюменский государственный университет 2008 Л. М. Федоряк. Этика делового общения. Учебно-методический комплекс iconИ фгбоу «тюменский государственный университет» именит «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности Биология. Озо
Программа для студентов 1 курса озо специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Тюменский государственный университет 2008 Л. М. Федоряк. Этика делового общения. Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
«Менеджмент организации» 080507. 65 (Финансовый менеджмент) заочной формы обучения
Программа для студентов 1 курса озо специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Тюменский государственный университет 2008 Л. М. Федоряк. Этика делового общения. Учебно-методический комплекс iconТюменский государственный университет
Щербинин М. Н. Этика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 09. 00. 05. Этика очной и заочной...
Программа для студентов 1 курса озо специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Тюменский государственный университет 2008 Л. М. Федоряк. Этика делового общения. Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080507,...
Извлечение из образовательного стандарта положений для дисциплин, включенных в государственный образовательный стандарт
Программа для студентов 1 курса озо специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Тюменский государственный университет 2008 Л. М. Федоряк. Этика делового общения. Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Для специальностей: 080507 Менеджмент...
Учебно-методический комплекс «Теория организации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Программа для студентов 1 курса озо специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Тюменский государственный университет 2008 Л. М. Федоряк. Этика делового общения. Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Петрова И. А. Обеспечение жизнедеятельности и экологии Тюменского региона. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа...
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск