Знаешь ли ты свои права и обязанности?





НазваниеЗнаешь ли ты свои права и обязанности?
страница1/4
Дата публикации30.07.2013
Размер0.62 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4
Департамент по культуре администрации Владимирской области
Государственное бюджетное учреждение культуры

«Владимирская областная библиотека для детей и молодежи»
Отдел инновационно-методической работы

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СВОИ ПРАВА

И ОБЯЗАННОСТИ?
Информационно-методический сборник материалов

для работы с подростками и молодежью

Владимир, 2011

ББК 78.39

З-

Составитель: Богданова А.И., главный библиотекарь Владимирской областной библиотеки для детей и молодежи


Ответственный за выпуск: Сдобникова Т.А., директор Владимирской областной библиотеки для детей и молодежи

Знаешь ли ты свои права и обязанности: Сб. материалов для работы библиотек с подростками и молодежью по итогам форума / Департамент по культуре администрации Владимирской области; Влад. обл. б-ка для детей и молодежи. Инновационно-метод. отдел. – Владимир, 2011. – 105 с.

Сборник включает сведения об Интернет-форуме, проведенном Владимирской областной библиотекой для детей и молодежи на сайте библиотеки, методические рекомендации по проведению классного часа «Какие обязанности есть у детей перед родителями» и опыт работы библиотек Владимирской области по правовому воспитанию детей и подростков. Материалы сборника предназначены для использования библиотекарями в работе с юными читателями по правовому воспитанию.

© Владимирская областная библиотека для детей и молодежи, 2011


Вступление

В октябре-ноябре 2011 года на сайте Владимирской областной юношеской библиотеки впервые проводился форум «Знаешь ли ты свои права и обязанности?», цель которого - выяснить осведомленность детей и подростков о своих правах и обязанностях и выявить роль библиотек в правовом просвещении подрастающего поколения.

Детям и подросткам было предложено поразмышлять над самыми разными вопросами, такими, как, например:

1. От кого ты узнаешь о своих правах и обязанностях?

2. Что важнее – исполнять свои обязанности или требовать соблюдения своих прав?

3. Как вы считаете, на что имеет право каждый ребёнок?

4. От кого ты узнаешь о своих правах и обязанностях?

5. «Ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать». (Оноре де Бальзак)

6. «Народ должен защищать закон как свой оплот, как охранительную стену», - сказал Гераклит. Вы согласны с этим?

7. Если ты отступишь от права, то потеряешь дорогу. Латинская пословица гласит: «Если ты отступишь от права, то потеряешь дорогу». Вы согласны с этим?

8. Нужно ли знать о своих правах и обязанностях?

9. Как вы думаете, какие основные обязанности у детей и подростков?

Активность детей была не велика, возможно, из-за технических затруднений, так как, чтобы выйти на форум, нужно было ввести свой электронный адрес, а он, вероятно, есть не у каждого ребенка.

Но, тем не менее, ответ, который был дан на вопрос: «От кого ты узнаешь о своих правах и обязанностях?», наверное, отразил общую картину состояния правового воспитания детей: «Вообще вся эта информация очень обрывочная... Надо, чтобы это был целый комплекс мероприятий. И для того, чтобы был наибольший эффект, надо, чтобы эта работа шла на протяжении всех учебных лет (ну хотя бы так, конечно). Просто в начальной школе это будут одни мероприятия, в средней - другие, в старшей - третьи. И хотелось бы, чтобы это были не нудные лекции, а что-то интересное, запоминающееся. А так, от кого мы узнаем? Ну что-то скажут учителя, что-то узнаем в библиотеке (многое, кстати!), что-то говорят родители. Телевидение дополнит знания немного, Интернет...».

Форум был задуман и как общее поле для совместной работы библиотек Владимирской области. В разделе форума «Правовое просвещение детей и подростков в библиотеках» библиотекам города Владимира и области было предложено поделиться с основными направлениями своей работы по правовому воспитанию детей и подростков, рассмотреть вопросы развития сотрудничества библиотек с другими организациями, заинтересованными в повышении правовой культуры населения, выработать мероприятия дальнейшей совместной работы в данном направлении, поделиться мнением, высказать точку зрения на предложенную тему, предложить свои формы работы с детьми и подростками, рассказать о наиболее удачных реализованных и реализуемых проектах.

Анализ материалов библиотек с описанием опыта работы показал, что правовое просвещение в библиотеках в основном проводится по такому документу, как Конвенция ООН о правах ребенка, включает вопросы избирательного права (к выборам), часто к правовому воспитанию библиотеки относят вопросы профилактики алкоголизма, наркомании и табакокурения. И практически не ведется работы по просвещению детей и подростков об их обязанностях перед родителями, учителями и вообще взрослыми людьми.

Данный сборник подготовлен в рамках долгосрочной целевой программы «Комплексные меры профилактики правонарушений во Владимирской области на 2010-2012 годы» и включает опыт работы библиотек по формированию правовой культуры подростков и молодежи: Владимирской областной библиотеки для детей и молодежи, Александровской детской экологической библиотеки, центральной детской библиотеки ЦБС Меленковского района, Ковровской городской деловой библиотеки, библиотек ЦБС города Владимира, округа Муром, ЦБС Камешковского, Ковровского, Кольчугинского, Муромского, Петушинского, Селивановского, Собинского, Судогодского и Юрьев-Польского районов Владимирской области.

Опыт работы по правовому просвещению Вязниковского, Гороховецкого, Гусь-Хрустального, Киржачского описан в сборнике материалов Межрегиональной научно-практической конференции «Пути формирования морально-нравственных основ законопослушного поведения подростка», изданном в 2011 году.


 

 

 

Раздел I. Что важнее для детей, знать свои права или свои обязанности?
Из истории России и права

Прежде чем говорить с детьми и подростками об их правах и обязанностях, необходимо дать понятия этих слов.

Прежде всего, что такое право?

По «Толковому словарю современного русского языка» Дмитрия Николаевича Ушакова, право - это совокупность общеобязательных правил поведения, норм, установленных или санкционированных государством. Соблюдение этих норм обеспечивается принудительной силой государства. Юридическое право дифференцировано по отраслям: семейное, гражданское, уголовное и другие.

Право - это совокупность законов, правил и норм, определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе.

Изначально Россия формировалась как правовое государство, то есть как государство, в котором были собственные правила поведения, то, что в современном языке называется законодательство. И эти правила поведения регулировали отношения между людьми, поддерживая общественный порядок, а, стало быть, поддерживая определённый уклад жизни, определённые ценности. И идея правового русского государства того периода как раз была в общей идее справедливости: власть нужна для того, чтобы государство развивалось, чтобы люди жили лучше, и поэтому власть должна учитывать как интересы обычных людей, так и их традиции, традиции разных народов, которые объединены в большой стране.

В понятиях Руси право, закон должны носить, прежде всего, нравственный, а не формальный характер, соответствовать правде и справедливости. Нравственный закон считался выше закона писаного, формального. Но и формальный закон зачастую отождествлялся со словом «правда», стремясь, по-видимому, подчеркнуть, что идеалом исполнения закона является правда. Слово «правда» вошло и в название первого русского сборника законов «Русская Правда». Дело в том, что склад мышления русского человека всегда ставил человека, человечность, душу выше закона. Когда закон вступал в противоречие с человечностью - русское сознание отказывалось ему повиноваться.

Со временем право в нашей стране создавало всё новые и новые образцы, возникала всё более сложная система права, включая уже, в конечном счёте, Свод законов Российской империи, впоследствии эта традиция была продолжена, и это обеспечивало правовое развитие государственной жизни нашей страны.

Но многие русские отношения регулировались не правом, а совестью и обычаем (прежде всего жизнью крестьянской общины). Русское правосознание было ориентировано на жизнь по совести, а не по формальным правилам. Этим русский человек всегда отличался от западного человека. Для западного обывателя любой преступник - злодей, а для русского человека - жертва обстоятельств.

Правосознание совести вовсе не означало анархии в народной жизни. В России сложились достаточно жесткие и строгие нормы поведения в среде русских людей, прежде всего, крестьян, которые регулировались не юридическими установлениями, а силой общественного мнения.

Таким образом, изначально на Руси поведением, действиями, всей жизнью человека, прежде всего, руководила совесть и чувство обязанности. И первичным было соблюдение обязанностей по отношению к другому человеку, людям и в целом государству, а не предъявление своих прав. В здоровой культурной традиции России обязанности всегда стояли на первом месте: обязанность народа - перед государством, ребенка – перед родителями.

Обязанности и ответственность детей
Что же обозначает понятие Обязанность?

Обязанность - (моральная) - нравственное требование, когда оно выступает как долг человека, как возлагаемая на него задача. В отличие от категории долга, понятие обязанность имеет, с одной стороны, более общий характер, поскольку в нем формулируются требования, равно относящиеся ко множеству людей, а с другой стороны - более конкретный характер, т. к. оно раскрывает содержание предписываемых человеку поступков (что именно он должен делать).

Обязанность – это то, что подлежит безусловному выполнению кем-нибудь, что необходимо для выполнения по общественным требованиям или внутренним побуждениям.

Исходя из вышесказанного, с детьми, подростками необходимо говорить, прежде всего, об их обязанностях, а не о правах, прививать знание обязанностей, воспитывать соблюдение обязанностей

Права и обязанности ребенка отражены в следующих документах:

1. Конвенция ООН о правах ребенка.
2. Конституция РФ.
3. Семейный кодекс РФ.
4. Гражданский кодекс РФ.
5. Уголовный кодекс РФ.

 ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ

Каждый ребенок обязан:

- уважать права и культурную самобытность других;

- слушаться родителей и лиц, их заменяющих;

- получать основное общее образование;

- соблюдать правила поведения и учебную дисциплину, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома, в общественных местах;

- юноши по достижении 17 лет обязаны встать на воинский учет.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕТЕЙ

Ребенок несет ответственность:

- перед своей совестью;

- перед родителями и лицами, их заменяющими;

- перед преподавателями и воспитателями, администрацией учреждений образования;

- ребенок несет ответственность за совершение общественно-опасных действий или злостное систематическое нарушение правил общественного поведения. Ребенок, которому исполнилось 11 лет, может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков.

 С 14 лет наступает:

- административная  ответственность;

- дисциплинарная;

- ответственность за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы – исключение из школы;
- ответственность за нарушения трудовой дисциплины;

- гражданско-правовая ответственность, самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;

- ответственность за возмещение причиненного вреда.

 С 16 лет наступает:

- административная и полная уголовная ответственность.


В своей работе можно использовать разработанный кандидатом педагогических наук Ю.В. Нефедовой сценарий классного часа, который был опубликован в 2008 году (март-апрель) в журнале «Глинские чтения».

КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ЕСТЬ У ДЕТЕЙ ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ?

Сценарий классного часа

  Есть непостижимая для нас связь

души родителей с душою детей.

Святитель Феофан Затворник

Цель классного часа - дать старшеклассникам представление об их обязанностях в отношении родителей в контексте отечественной культурной традиции.

Слово учителя с элементами беседы с учащимися:

Сначала мы с вами проведем небольшую исследовательскую работу, которая имеет прямое отношение к теме сегодняшней беседы. Для этого нам понадобится следующая литературно-историческая справка. Об одном из русских живописцев А.С. Пушкин сказал: «Он настоящий художник». Эта высокая оценка относилась к современнику поэта, более того, к человеку, рожденному в один год с гением художественного слова, - к К.П. Брюллову. А его полотно «Последний день Помпеи» вдохновило А.С. Пушкина на создание литературного образа этого события:

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется - с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,

Под каменным дождем бежит из града вон.

 Задание для учащихся: Учащимся раздаются репродукции картины К.П. Брюллова «Последний день Помпеи» и предлагается внимательно ее рассмотреть и подумать, какой фрагмент привлек особенное внимание поэта, так что он даже сделал в рукописи его карандашный набросок, поместив вслед за текстом стихотворения? Дается подсказка: этот фрагмент непосредственно связан с обсуждаемой темой.

Фрагмент, о котором идет речь, расположен в правой нижней части картины: двое юношей несут на руках своего престарелого отца, спасая его из зоны, атакуемой вулканом. Ни один из них не поддается всеобщей панике, а каждый осознанно выполняет свой сыновний долг. Это и восхитило А.С. Пушкина, и в 1834 году он проиллюстрировал именно этой сценой написанное по случаю стихотворение.

Ученикам предлагается ответить на вопрос: «Почему тема отношений между родителями и детьми оказалась такой важной для поэта?».

В каком произведении А.С. Пушкина именно эта тема выходит на первый план? Это повесть «Станционный смотритель».

Помните, в самом начале повести автор обращает наше внимание на «картинки», которые висели на стене в доме смотрителя. Что они изображали? - Историю блудного сына. А.С. Пушкин как бы направляет внимание читателя на Священное Писание, в котором одним из нравственных законов, данных человеку, является почитание родителей. И сегодня наша с вами задача будет заключаться в том, чтобы познакомиться с представлениями об обязанностях детей, изложенных известными толкователями Священного Писания святителями Феофаном Затворником и Тихоном Задонским. Мы будем пользоваться трудами схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» и «Начертание христианского нравоучения» святителя Феофана Затворника.

Значение отца и матери для каждого из нас огромно. Благодаря родителям мы появились на свет. Все мы знаем, сколько сил, духовных и физических, отдают нам родители, как они заботятся о нас ежедневно, как глубоко переживают и печалятся, когда, случается, мы болеем, как они радуются нашим успехам и как спешат на помощь, когда мы в ней нуждаемся!

Святитель Тихон Задонский писал так: «Сего ради отцам, родившим нас, должники мы находимся; но отцам, добре воспитавшим и наставившим нас ко благочестию, далеко большие должники».

Обратите внимание, уже сам факт нашего рождения обязывает нас относиться к родителям почтительно. В сегодняшней жизни можно часто наблюдать, как дети строят свое отношение к родителям на основе того, получают ли они от отца и матери то, чего хотят или нет, и в этом, безусловно, можно увидеть серьезные искажения, отступления от нравственного закона с печальными последствиями и для детей, и для самих родителей.

Когда святитель Тихон Задонский говорит о «наставлении ко благочестию», то это значит, что родители должны научить своих детей жить по-христиански. И сегодня мыс вами познакомимся с тем, как по-христиански относиться к своим родителям. Пятая заповедь, данная Богом человеку, звучит так: «Почитай отца своего и мать». Объясните, пожалуйста, как вы это понимаете.

Ученики: Возможные ответы.

Учитель: А теперь все вместе прочитаем о почитании родителей детьми у святителя Тихона Задонского. (Совет учителю: по возможности использовать на уроке копии текста, чтобы каждый ребенок имел возможность видеть текст перед собой):

«Почитание родителей - первейшая обязанность детей. Самая совесть убеждает человека родителей своих с любовью почитать ... Всякое почтение отдавай, христианине, родившим тебе, да благо тебе будет. Кого тебе и почитать, как не родителей. Понеже родители твои суть великие благодетели, показывай им свою достойную благодарность. Поминай болезни и труды их, в твоем воспитании подъятые, и буди им за то благодарен. Знай точно, что ничем за благодеяния их, тебе показанное, воздать не можешь. Много они тебе одолжили, много и ты им должен: являй им сердечную за то благодарность чрез все житие.

Всякое почтение дети родителям оказывать должны. Тако Сам Господь Бог в пятой заповеди повелевает, глаголя: «чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, и долголетен будеши на земли блазе» (Исх. 20,12). По чтение сие в следующих делах наипаче состоит: любить их истинно и чистосердечно; говорить о них со всяким почтением; пред ними восставать; сидящим предстоять; в случае честнейшее место им отдавать; когда говорят, слов их не перерывать, и в оныя безрассудно не примешиваться; дела никакого без их воли не начинать; ничего пред ними не делать, что честь их повредить может или их в стыд привести».

Остановимся на некоторых пунктах, требующих уточнения. Как можно объяснить, что значит «любить истинно и чистосердечно»? Обратимся за помощью к святителю Феофану Затворнику. В труде «Начертание христианского нравоучения» читаем: «Дети совестно должны быть обращены к родителям с особенными чувствами и расположениями, сознавать себя к ним обязанными. Главное чувство, которому большей частью не учатся, есть любовь с почтением и покорностию. Должно только делать эти чувства разумными и вместе прочными для того, чтобы не испарились в целую жизнь. Воля родителей, что воля Божья, лице их - лице Божие...»

Обратите внимание: основа любви истинной и чистосердечной по отношению к родителям - почтение и покорность.

«Кто не чтит их, - читаем у святителя, - не покоряется им, отделился от них сердцем, тот извратил свою природу, отпал и от Бога».

Чтобы не «отпасть от Бога», нужно соблюдать второе правило по отношению к родителям. Святитель Феофан Затворник наставляет так: «Всячески храни в сердце честными лики родителей твоих, ни хулъною мыслию, ни словом не наводи на их лицо тени и не смущай сердца своего. Пусть есть поводы к тому; не внимай им. Лучше всё потерпеть, нежели отделиться сердцем от родителей, ибо им Бог дал силу Свою... Чествуя родителей в сердце, будешь всячески остерегаться оскорбить их словами и поступками. Кто нечаянно их оскорбил, зашёл далеко; кто же сделал это сознательно и в недобрых движениях сердца, тот зашёл ещё далее. Оскорбление родителей очень опасно...

Затмивший чествование родителей в сердце сам только отделился от них, а оскорбивший их может отделить от себя и родителей. Но коль скоро это случится, отрезанный поступает под видимое владычество другого отца, отца лжи и всякого зла. Если это не со всяким оскорбителем случится, то тут Божие снисхождение и покров. Во всяком случае, опасно оскорбление, не только бесчестно и неразумно. Остерегаясь от оскорблений личных, надо удерживаться и от оскорблений лица родительского и перед другими - словами поносными, или злословием и хулою».

«Чтущий родителей будет всячески заботиться и поведением своим радовать их, и перед другими святить их, величать и всячески защищать от неправд и осуждений».

У схиархимандрита Иоанна (Маслова) в «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» читаем:

«Дети должны беречься оскорбить родителей. Крайне берегись грубым словом и делом оскорбить их, но со всякою учтивостью говори им и отвещай, да познают, что ты любовь к ним имеешь и почитание».

Скажите, часто ли мы встречаем сейчас в нашей жизни образцы такого поведения, в котором видим проявление почтения, покорности детей по отношению к родителям? К каким последствиям приводит такое поведение детей?

Ученики: Возможные ответы.

Учитель: Вновь откроем текст «Симфонии...»: «Дети как будут относиться к родителям, то же и сами испытают от своих детей. Известно знай, что каков ты к своим родителям будешь, таковы и дети твои к тебе будут, по словеси Христову: «в нюже меру мерите, возмерится вам (Мф. 7,2)».

Вот как далеко уходят последствия детского обращения с родителями: уже здесь закладывается отношение следующего поколения к своим родителям.

Теперь обратимся к пункту, в котором речь идет о родительском благословении. Каково его значение в жизни человека? Святитель Феофан Затворник так раскрывает нам его важность и смысл: «Больше всего дети должны дорожить родительским благословением, потому всячески стараться получить его, а для того заботиться и о том, чтобы сердце родительское было открыто к ним, а не закрыто. Благословение родителей похоже на всемогущее слово Божие. Как то размножает, так и сие. Напротив, неблагословение и клятва сокращает и как бы иссушает. На ком нет его, тому ни в чём и счастия нет, всё из рук вон. Пропадает и свой ум, и другие отчуждаются».

Родительское благословение важно в любом деле, поэтому детям следует советоваться с родителями о своих делах. Вот как об этом говорится в «Симфонии...»: «Никакого дела вновь без их совету и соизволения не начинать, но о всем у них советоваться и соизволения просить должен ты, да не твоим дерзновением оскорбятся, и без успеха будет начатое твое дело».

Детям необходимо выражать свою благодарность родителям. Постарайтесь перечислить, как может быть выражена благодарность.

Ученики: Возможные ответы.

А теперь посмотрим, как об этом говорится в книге схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» (предлагается прочитать одному из учеников):

«Дети должны быть благодарны родителям. Дети родителям всякую должны благодарность показывать, от которых жизнь, наставление и все, что ни имеют, получили. Благодарность сия в следующем состоит:

1) во всяких нуждах им помогать;

2) когда не имеют довольствия, питать и одевать их;

3) в старости или в болезни приключившейся, или в другом каком случае немощи их прикрывать или извинять, как сделали Сим и Иафет, сыны Ноевы (Быт. 9, 23), которые пристойным образом отца своего наготу прикрыли, что Приточник приказует: «слушай, сыне отца, родившего тя, и не презирай, егда состарится мати твоя». Хам, сын тогожде Ноя, показывай наготу отца своего, наказан был». Но вот приходит время, когда родители становятся немощными, такими, как на картине К.П. Брюллова «Последний день Помпеи», и только дети, выросшие и окрепшие, могут помочь им справиться с трудностями, и это - святой долг детей. Конечно, на картине мы видим ситуацию чрезвычайную, и поведение сыновей здесь, безусловно, достойно уважения. А в нашей повседневной жизни состарившиеся родители всегда ли находят поддержку и понимание, снисхождение детей к своим слабостям?

Вот как учит нас «Симфония...»: «Дети не должны немощами родителей соблазняться и их осуждать. Какие немощи в них увидишь, каковые случаются и добрым людям, молчанием прикрывай. Но ежели, что и соблазнительное увидишь, крайне берегись осудить, и иному объявить о том...».

Приведите, пожалуйста, примеры из жизни, когда поступки детей являют такие образцы поведения.

Ученики: Возможные ответы.

Подведем итоги. Скажите, как в отечественной культурной традиции, прекрасно известной также классикам русской литературы, рассматривается вопрос об обязанностях детей по отношению к родителям? Перечислите их, пожалуйста.

Домашнее задание: подобрать примеры из текстов русской литературы, иллюстрирующие почтительное отношение детей к родителям.

Материал опубликован с разрешения

обладателя авторских прав

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Знаешь ли ты свои права и обязанности? iconКлассный час по теме «Мои права и обязанности»
Цель – рассмотреть с учащимися их права и обязанности, укрепить у учащихся уверенность в себе
Знаешь ли ты свои права и обязанности? iconПрава и обязанности учащихся мбоу «сош им. Аймани кадыровой илсхан-юртовского...
Права и обязанности ребенка охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим Законодательством Российской Федерации
Знаешь ли ты свои права и обязанности? iconПрава и обязанности учеников Общие права учащегося Права и обязанности...
На получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; на развитие своей личности,...
Знаешь ли ты свои права и обязанности? iconРеферат Тема: «Учреждение Ветхозаветного Священства, его права и обязанности»
История возникновения иерархического священства в ветхозаветной Церкви. Основные обязанности и качества ветхозаветных священников....
Знаешь ли ты свои права и обязанности? iconПлан воспитательной работы
Цель воспитательной работы с классом: воспитание социально- адаптированного человека, то есть человека приспособленного к требованиям...
Знаешь ли ты свои права и обязанности? iconУрока: я – гражданин России: мои права и обязанности
«Конституция Российской Федерации: основы конституционного строя», «Права и обязанности гражданина Российской Федерации» и «Конституция...
Знаешь ли ты свои права и обязанности? iconКафедра общеобразовательных дисциплин
«Правоведение» и «Право и организация социального обеспечения» с целью формирования социально грамотной и социально мобильной личности,...
Знаешь ли ты свои права и обязанности? iconСодержание Источники финансового права
Но во всех случаях нормы права имели некоторую общность: схожее содержание, охватывающее властные, имущественные, стоимостные, организационные...
Знаешь ли ты свои права и обязанности? icon«Конституция рф: права и обязанности граждан Российской Федерации»
Название работы: «Конституция рф: права и обязанности граждан Российской Федерации»
Знаешь ли ты свои права и обязанности? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В общей части даются определение термину «Экология», понятие предмета метода, механизма действия экологического права. Изучаются...
Знаешь ли ты свои права и обязанности? iconПрактикум «Защити свои права»1
Российской Федерации, с организациями, защищающими права человека и права граждан; подготовить ребят к изучению систем защиты прав...
Знаешь ли ты свои права и обязанности? iconУтверждено
Каждый взрослый имеет права и обязанности, и у тебя есть права на свободу выбора деятельности по интересам, право на самовыражение...
Знаешь ли ты свои права и обязанности? icon«Правовые и этические аспекты медицинской деятельности»
Права и обязанности граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья граждан; роль и ответственность врача при их соблюдении,...
Знаешь ли ты свои права и обязанности? iconПрава и обязанности родителей права родителей
На выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений
Знаешь ли ты свои права и обязанности? icon«Башкирский государственный аграрный университет» «утверждаю» Ректор фгбоу впо башкирский гау
Университет определяет задачи педагогической практики, организационные основы и содержание педагогической практики, права и обязанности...
Знаешь ли ты свои права и обязанности? iconПрава и обязанности адвокатов согласно фз “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в рф” с. 5



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск