Скачать 242.44 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТКафедра социологии и социального управленияА.А. Чернышёв Социология Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301.65 «Психология», заочной формы обучения Тюменский государственный университет 2009 Чернышёв А.А. Социология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301.65 «Психология», заочной формы обучения. Тюмень, 2009, ____ стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций ООП ВПО по специальности «Психология». Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Социология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой социологии и социального управления. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: М.М. Акулич, д.социол.н., профессор, заведующий кафедрой социологии и социального управления© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2009. © Чернышёв А.А., 2009.
Данный курс является неотъемлемой частью подготовки психолога, не только как практического специалиста, но и как ученого-исследователя. Студент получает знания об основных социологических понятиях, теориях, методике и методологии проведения социологического исследования. Требования ГОС ВПО Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования. Место дисциплины в учебном процессе: Для эффективного усвоения курса студенты требуется освоить курсы: "Культурология" и "Экономика". Освоение дисциплины является основой для последующих курсов: "Маркетинг", "Менеджмент", "Социальный менеджмент", "Управление конфликтами". Цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Федеральный компонент. Цели и задачи дисциплины Цель: Дать студентам знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, научить самостоятельному поиску подходов к оценке конкретного социального явления или процесса посредством выделения проблемной ситуации, выявления путей возможного изменения этой ситуации и построения прогнозов относительно дальнейшего развития рассматриваемого социального процесса или явления, и дальнейшей разработки стратегии действия. Задачи: - изучение содержания основополагающих понятий социологии; основных парадигм, концепций и отраслей социологического знания. - формирование конкретных представлений о методологии, методике и технике социологического исследования. - овладение навыками применения социологических знаний в практике будущей профессиональной деятельности с учетом современных достижений науки и техники. - изучить различные социальные теории, исторические этапы развития социологии, а также многочисленные частные социологические дисциплины, изучающие общество с различных сторон. - составить представление об академической фундаментальности, гуманитарной направленности, универсализме охвата социологических исследований. - сочетать теорию и практику в восприятии социальной реальности. - уметь анализировать различные явления социальной жизни в их системном взаимодействии. По завершении изучения дисциплины студент должен: 1. Знать:
2. Уметь:
3. Владеть навыками анализа различных явлений социальной жизни в их системном взаимодействии. В процессе подготовки студентов по курсу «Социология» предполагается использование традиционных лекционно-практических занятий, а также выполнение студентами контрольной работы. Итоговая форма контроля по дисциплине - зачет.
Таблица 1 Тематический план дисциплины для заочной формы обучения
Таблица 5. Планирование самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Тема 1. Социология как наука. Предмет, объект, функции социологии. Структура социологического знания. Социология – наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества, социальных отношений и социальных общностей. Три уровня социологического знания: общесоциологическая теория, специальные (частные) социологические теории, эмпирические социологические исследования. Определение понятия социологии как науки. Предмет, объект, функции социологической науки. Понятие «социальное». Социология и социологическое знание. Взаимодействие социологии и других наук об обществе. Уровни и подуровни в структуре социологии. Теоретический и эмпирический уровни социологического познания. Законы, категории, функции и методы социологии. Тема 2. История становления и развития социологии Три этапа в развитии и становлении социологии как науки: 1) античный период; 2) средневековье и новое время; 3) современный этап. Взгляды античных философов Платона и Аристотеля на общественное устройство и практические рекомендации его усовершенствования. Основные концепции представителей средневековья и нового времени. Представители современного этапа: О. Конт – как основоположник социологии, его учения общества. Взгляды эволюционистов на общество (Г. Спенсер, Г. Лебон и др.). Классический тип научности социологии. Учение о методе Э.Дюркгейма. Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология» Г. Зиммеля и М. Вебера. Основные принципы материалистического учения об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса. Три этапа в развитии социологической мысли в России. Представители субъективной социологии П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский. Учение М.М. Ковалевского о социальном прогрессе. Процесс институционализации социологии – приобретение социологией статуса социального института. Предпосылки упадка социологии как науки связанные с тоталитарной идеологией. Возрождение социологии как науки. Тема 3. Общество как объект изучения социологии Общество как система. Основные характеристики общественной системы. Виды и типы обществ. Классификация общественной системы по способу получения средств существования. Характеристики постиндустриального общества Д. Белла. Социальная структура. Социологическая характеристика современного российского общества. Понятие и виды социальных групп. Групповая динамика. Тема 4. Социология личности, социальная стратификация Определение, сущность понятий человек, индивид, индивидуальность, личность. Факторы, влияющие на формирование личности. Основные теории личности (З. Фрейд, К. Роджерс, Ш. Бюлер). Социализация личности. Стадии социализации. Агенты и институты социализации. Психологические механизмы социализации по З.Фрейду. Отклоняющееся поведение личности. Формы девиантного поведения. Ролевая теория личности. Понятие социальная роль и социальный статус. Виды социальных статусов. Ролевое поведение и ролевое ожидание. Понятие социальной стратификации. Критерии социального неравенства: доход, власть, образование, престиж. Взгляды П. Сорокина и Т. Парсонса на социально-стратификационное деление общественной системы. Исторические типы социальной стратификации. Открытое и закрытое общество. Понятие класса в широком и узком смысле. Модели классовой структуры общества. Социальная структура современного российского общества.
Тема 1. Социология как наука. Предмет, объект, функции социологии. Структура социологического знания 1. Для чего нужна социология? Обоснуйте необходимость изучения социологии для современного человека. 2. Опишите объект и предмет социологии как науки. 3. Фундаментальный уровень социологии. Теории среднего уровня. 4. Роль социологии в профессиональной подготовке специалиста и руководителя. 5. Мнение классика науки П.А. Сорокина о предмете социологии. Охарактеризуйте социологию как науку на основе реферирования соответствующего раздела работы П.А. Сорокина «Структурная социология». 6. Приведите примеры социальных законов, категорий, методов и функций. 7. Раскройте содержание указанных понятий: «макросоциология», «микросоциология», «социальные законы», «социологические категории», «предмет науки», «теория», «методология», «социальный факт», «прикладное исследование». Тема 2. История становления и развития социологии
Тема 3. Общество как объект изучения социологии. 1. Современные проблемы развития общества. 2. Смысл жизни в зеркале социологии. 3. Социология и общество: пути и цели использования социологических знаний. 4. Современная Россия: переходное общество. 5. Социальный кризис в современной России и пути его разрешения. 6. Укажите основные характеристики понятий: «массовые общности», «групповые общности». 7. Заполните таблицу:
8. Заполните таблицу:
Тема 4. Социология личности, социальная стратификация 1. Социологическое понятие личности, его структура, основные элементы. 2. Социологические теории личности. Социальный статус и социальные роли личности. Роли предписанные и достигнутые. Самореализация личности. 3. Социализация личности, её формы. Условия и факторы социализации. 4. Отметьте все свои предписанные и достигнутые статусы. 5. Перечислите социальные роли, которые вы выполняли в течение вчерашнего дня. 6. В каком типе общества социальное деление наиболее развито: в первобытнообщинном или капиталистическом? Аргументируйте свой ответ. 7. Охарактеризуйте критерии социального неравенства. Составьте иерархию критериев, определяющих положение человека в обществе. 8. Заполните таблицу, выявляя положительные и отрицательные стороны того или иного типа социальной стратификации.
9. Раскройте содержание понятий: «класс», «страта», «каста», «стратификация», «социальная структура», «социальная мобильность», «статус», «социальная дифференциация», «абсолютная бедность», «относительная бедность». Как взаимосвязаны данные понятия? Что их объединяет? 10. Какое из приведенных ниже суждений правильно? Могут ли они быть одинаково верными? Аргументируйте свой ответ. - Каждый бедный несет сам ответственность за свое положение, то есть бедность-результат определенных поступков человека. - Ответственность за бедность несет государство, то есть бедность – результат определенных политических, экономических решений. 11. Может ли бедность выполнять в обществе позитивные функции? Если “да”, то какие? Аргументируйте свой ответ. 12. Проанализируйте уровень социального неравенства в других странах, используя данные официальной статистики аналитические статьи, предложенные преподавателем. Для сравнения с Россией можно взять такие страны как Китай, Америка, Мексика, Греция, Франция, Беларусь, Болгария.
1. Предмет и объект познания социологии. Понятие «социальное». 2. Социология и другие науки об обществе. Внутридисциплинарная матрица социологии. 3. Общение как механизм социального взаимодействия. 4. Структура социологии. 5. Функции социологии. 6. Основные этапы становления социологической мысли. 7. Развитие социологической мысли за рубежом. 8. Развитие социологической мысли в России. 9. Основные идеи в социологии О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера. 10. Социальные контакты: определение, разновидности, функции. 11. Понятие и типы обществ. 12. Социальные действия и взаимодействия. 13. Социальные группы и их виды. 14. Процесс миграции в обществе. 15. Понятие «социальный институт». 16. Ролевые теории личности. Социальный статус. 17. Социальная мобильность, её разновидности. Каналы социальной мобильности, способы изменения социального статуса. 18. Понятие, виды и функции социальных институтов. 19. Коммуникации в группах. Лидерство. 20. Семья как социальный институт: функции и модернизация ее роли в современном обществе. 21. Модели классовой структуры общества. 22. Понятие личности, основные теории личности. 23. Понятие социальной стратификации, ее исторические типы. Критерии социального неравенства. 24. Социализация личности. Отклоняющееся поведение личности. 25. Становление социологии труда. К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. Зиммель, Э. Мейо, Д. Мак-Грегор о труде. 26. Труд и типы отношений в процессе труда. 27. Трудовое поведение. Мотивация труда. Социология трудовых организаций, трудовых конфликтов и безработицы. 28. Молодежь как социальная группа и демографическая группа. 29. Методология и методы социологического исследования. 30. Социальный контроль и социальные отклонения. Позитивная негативная девиация.
1. Информационная и коммуникативная активность различных возрастных групп в современном обществе: социологический взгляд на перспективы и противоречия. 2. Информационное общество: социологический взгляд на перспективы развития. 3. Концепция непрерывного образования (long life education) в современном мире. 4. Инновации в современном обществе: необходимость или миф? 5. Молодежь как социальная группа. Анализ основных проблем современной молодежи. 6. Употребление алкоголя в России – социальные и культурно-исторические предпосылки. 7. Конфликт отцов и детей: взгляд социолога. 8. Женщина в современном обществе: процесс изменения социального статуса. 9. Религия в современном обществе: взгляд социолога. 10. Актуальные проблемы российских студентов как социальной группы: анализ ситуации и перспектив. 11. Интернет-коммуникация в повседневной жизни студента. 12. Наука в современном обществе: социологический взгляд на перспективы развития. 13. Свободное время молодежи: социологический анализ тенденций и перспектив его использования 14. Трансперсонализация как тенденция информационного общества: социологический взгляд на перспективы развития. 15. Социальные риски современной молодежи. 16. Молодежные субкультуры: изучение и сравнительный анализ 17. Анализ социологических аспектов информационной зависимости. 18. Модернизация сферы науки и образования: социологический взгляд на перспективы развития. 19. Анализ семьи как социального института 20. Девиантное поведение в современном российском обществе 21. Отклоняющееся поведение в молодежной среде 22. Социальное положение инвалидов в современном обществе 23. Общественные молодежные объединения: анализ на федеральном и региональном уровне 24. Социологический анализ бедности как социального явления. 25. Социологический анализ богатства как социального явления. 26. Предприниматели как социальная группа: социологический анализ 27. Развод как социальная проблема: анализ социальных причин и последствий 28. Студенческая семья: основные тенденции и проблемы. 29. Миграция в современном российском обществе: основные тренды социального процесса. 30. Социологический анализ современного города на примере Тюмени. 31. Современные стереотипы массового сознания. 32. Пожилые люди: социальное самочувствие. 33. Свободное время: стратегии использования в социально-культурном контексте. 34. Современное положение семьи как основного института социализации. 35. Взаимоотношение церкви и государства в современной России. 36. Трудовая иммиграция в тюменском регионе: социологический анализ. 37. Функции и социальный статус юриста в современном обществе: опыт социологического исследования. 38. Особенности благотворительной деятельности в современной России. 39. Социологические аспекты культур молодежных общественных объединений. 40. Социокультурные ценности и ориентиры современной российской молодежи. 41. Туризм как зеркало развития общества. 42. Демографическая ситуация и репродуктивные установки молодежи. 43. Социально-территориальная мобильность семьи: формирование миграционных намерений и их реализация. 44. Компьютерные игры в жизни современных городских подростков: социологический анализ предпочтений и мотивов. 45. Социально – психологические детерминанты противоправного поведения «трудных» подростков. 46. Наркомания в молодежной среде 47. Алкоголизм в молодежной среде 48. Социальное одиночество: причины и формы. 49. Интернет-зависимость в современном обществе: мнение студентов. 50. Практики обращения жителей Тюменской области к нетрадиционной медицине.
8 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 8.1. Основная литература
8.2. Дополнительная литература:
5. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины. Лекционная аудитория с мультимедийным оборудованием, лекционная аудитория. |
Федин С. В., Федина Н. В., Тесленко И. Б Профессионального образования «тюменский государственный нефтегазовый университет» | Слепцов В. В. Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал, Ачинск, Россия Вы держите в руках справочное издание для тех, кто стоит перед выбором направления своего жизненного пути, профессиональной судьбы... | ||
Педагогика и психология Тюменский государственный университет институт психологии, педагогики, социального управления | Тюменский государственный университет Рассмотрено на заседании умк эколого-географического факультета от 16. 02. 2009, №6 | ||
Тюменский государственный университет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Тюменский государственный университет Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и логистики 05. 09. 2013 г., протокол №01 | ||
Тюменский государственный университет «Логопедия с дополнительной специализацией «Специальная психология» очной формы обучения | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... | ||
Тюменский государственный университет «Финансы и кредит», 080103. 65 «Экономика и управление на предприятии (операции с недвижимым имуществом)» | Технологический колледж ... | ||
Тюменский государственный университет Рассмотрено на заседании кафедры финансов, денежного обращения и кредита «25» октября 2013 г. Протокол №2 | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №10 от 12 2011 г | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Психофизиологические механизмы адаптации человека и методы функциональной диагностики | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии» | ||
Тюменский государственный университет Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 080107. 65 «Налоги и налогообложение» | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Лингвистика», профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение) |