Положения о свободе совести, заложенные в ныне действующей Конституции России, вот уже более десяти лет практически реализуется в деятельности государственных





Скачать 469.92 Kb.
НазваниеПоложения о свободе совести, заложенные в ныне действующей Конституции России, вот уже более десяти лет практически реализуется в деятельности государственных
страница1/4
Дата публикации01.03.2015
Размер469.92 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4



1. Введение.

Положения о свободе совести, заложенные в ныне действующей Конституции России, вот уже более десяти лет практически реализуется в деятельности государственных органов и в жизни религиозных объединений. На этот период пришлись активные усилия государства по разработке новых нормативных правовых актов, регулирующих деятельность религиозных объединений по выстраиванию новых форм взаимоотношения между государством и конфессиями. Всё это положительным образом сказалось на общей ситуации с обеспечением прав человека, поскольку были устранены многие конфликты, в течение предшествующих лет осложнявшие государственно-церковные отношения.

Конституция РФ (1993), провозглашая и закрепляя основополагающие принципы правового государства, в специальной статье (28) гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания. Этот общий принцип раскрывается через законодательные акты, которые обеспечивают право человека на свободу совести и регулируют деятельность религиозных объединений. Российская нормативная база в данной сфере, хотя и медленно, но постепенно приближается к общеевропейским стандартам.

В развитие конституционных положений, обеспечивающих личные права граждан, был разработан и принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997). Вторая статья Закона к составным частям российского законодательства о свободе совести кроме соответствующих норм Конституции РФ относит; Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые непосредственно касаются вопросов реализации прав человека на свободу совести и деятельности религиозных объединений.

В настоящее время в России по данным Министерства юстиции РФ действуют более 23 тысяч религиозных организаций 60 различных направлений. Они пользуются поддержкой миллионов российских граждан. Среди них: местные общества и централизованные религиозные центры и монастыри, духовно-образовательные учреждения и миссии, братства и сестричества.

В России созданы правовые и организационные условия для реализации гражданами своих прав на свободу совести. Религиозные организации играют заметную позитивную роль в общественной жизни. Они активно и плодотворно занимаются социальной, благотворительной, миротворческой, культурно-просветительной, образовательной, издательской и хозяйственной деятельностью. Эти усилия способствуют сдерживанию негативных проявлений, способствуют защите общечеловеческих норм и ценностей, нравственному оздоровлению общества. Учитывая остроту и глубину социальных проблем российского общества, религиозные объединения в последние годы уделяют особое внимание поддержке наиболее уязвимых слоёв населения. Формы возможного сотрудничества с государством и обществом определены религиозными организациями в ряде программных документов. Это – «Основы социальной концепции Русской православной церкви» (2001), «Основы социальной концепции Российского объединённого союза христиан веры евангельской» (2002) , «Основы социального учения Церкви христиан адвентистов седьмого дня в России» (2002), «Социальная позиция протестантских церквей» (2003).

Главная цель этих документов – содействовать разрешению острейших социальных проблем в российском обществе, способствовать диалогу, с одной стороны, между людьми, имеющими различные мировоззренческие предпочтения, а с другой, – между ними и государством в общем «делании добра».

Все эти жизненноважные проблемы включает в себя предмет «Религия и государственное управление», базирующийся на религиеведении.

Религиеведение1 как комплексная наука складывалось начиная с XIX века, хотя философские, теологические, психологические и другие знания накапливались веками. Оно вычленялось на стыке различных наук. С этим связано

__________________

1 Термин «религиеведение» вошел в употребление сравнительно недавно и встречается в двух написаниях: религиоведение и религиеведение. На наш взгляд» предпочтительнее второй вариант, образованный по традиционной модели от русского «религия», а не от латинского «religio» -Авт.

содержание, строе­ние и структура религиеведения. Главное в светском религиеведении - историко-философское содержа­ние, которое включает в себя социологические, пси­хологические, лингвистические и другие аспекты. Предметом религиеведения являются закономерно­сти возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории, взаимосвязь и взаимовлия­ние религии и других областей культуры. Религиеведение изучает религию на уровне общества, груп­пы, личности и включает в себя такие разделы: фи­лософию, социологию, психологию, феноменоло­гию, историю религии, учение о свободомыслии.

Современное отечественное религиеведение находится на распутье: с одной стороны, выдвига­ются слегка осовремененные теологические сообра­жения, подкрепленные ссылками на выдающихся мыслителей Вл. Соловьева и П. Флоренского, а с другой, невольно или намеренно, воспроизводятся штампы прежних времен. Даже серьезные ученые отождествляют «атеизм», который сформировался в мировой культуре как символ вольнодумства, свободомыслия, скептицизма, вольно­го человеческого духа с большевистским или «воинствую­щим» безбожием. Тем самым совершается грубая подмена понятий, намеренное искажение исторической правды.

Человеческая мысль с давних пор пытается объяснить феномен религии, понять, что составляет его сущность. Отве­ты на этот и другие вопросы дает религиеведение, позволяю­щее воспитывать терпимость, уважительность людей друг к другу, что так важно в современной России.

Современному вдумчивому молодому человеку трудно найти в духовной жизни людей фактор, который в истории играл бы большую роль, чем религия. От каменного века до информационной технотронной цивилизиции живет она не­разрывно с человеческим духом, с мировой культурой, внося в земную жизнь высший смысл, постулируя обратную связь, акцентируя способности другого, «сверхъестественного» ми­ра, определять судьбы мира земного.

Религия была решающим импульсом во многих истори­ческих событиях. Даже борьба против религии есть косвенное признание ее значимости.

Религиозное миропонимание, отстаивающее существо­вание специфического Абсолюта, «образа вечности», Бога, - это лишь один из возможных способов решения экзистенци­альной проблематики, которая по своей содержательности и онтологической глубине стоит выше суетливых стычек атеи­стов и теистов. Вера — это сугубо личное переживание Бога.

Сегодня никто не станет отрицать ту фунда­ментальную роль, которую христианство сыграло в становлении европейской культуры. А русская куль­тура в основе своей формировалась как культура православная. Православие определяло то специфи­ческое пространство русской культуры, в котором взаимодействовали, сливались и отвергали друг друга ее отдельные компоненты, как православные, так и светские. Вне этого русла невозможно представить себе творчество Радищева и Пушкина, Белинского и Герцена, Гоголя и Достоевского. В одинаковой мере мы не вправе исключать из истории российской культуры «еретиков» и «сектантов», выступавших против духовной деспотии церкви, равно как и Чаа­даева, Лунина, Вл. Соловьева, склонившихся к като­личеству. И уж тем более Толстого, убежденного христианина, но свирепого обличителя церковного «идолопоклонничества», а также многих представи­телей Серебряного века.

Иначе говоря, православие выступает как сим­вол, опора личностной, национальной идентифика­ции русского человека, как проявление его патрио­тических чувств, что вовсе не обязательно свиде­тельствует о его религиозности или желании ока­заться в церковной ограде.

То, что религия и в наши дни оказывается свя­занной со значительными событиями современно­сти, лишний раз напоминает об укорененности культуры в почве веры. История дает множество примеров, показывающих, как идеи и верования двигали миром, а мифы, концепции и убеждения - меняли облик культуры. Нерв, эпицентр культуры составляют смысложизненные проблемы и переживания, вытекающие из фак­та смертности человека. И именно религия на протяжении ве­ков предлагала решения, которые оказывались наиболее по­пулярными и приемлемыми для большинства человечества.

Сохранится ли религия в будущем? Ответим так: пока светская культура убедительно и эффективно не ответит на смысложизненные проблемы, интимно переживаемые каж­дым, для значительной части человечества вера в Бога или богов останется символом и основной надеждой на торжество добра, на приобщенность к вечным истинам бытия, потому что человечество обречено на стремление сомкнуть звездное небо и категорический императив в душе. Но и тогда каждый будет свободно определять свое место в пространстве культу­ры в зависимости от собственного неповторимого жизненного опыта. Так что едва ли даже в самом отдаленном будущем ре­лигия окажется вытесненной из сферы сознания и поведения.

Исследовать феномен религии, ее историю и современ­ность следует еще и потому, что отношение людей к религии является одним из критериев их духовного развития.

«Властители душ человеческих» - пророки и святые, писатели и художники, философы и ученые, законодатели и главы государств - всегда уделяли внимание религиозным вопросам, осознавая или интуитивно чувствуя, какую роль играет религия в жизни человека и общества. Вокруг этих во­просов на протяжении истории шла ожесточенная полемика, нередко приводящая к кровавым столкновениям, тюрьмам, пыткам и казням.

Результатом этой полемики стало возникновение и развитие множества концепций религии, становление науки о религии, о государственно-церковных отношениях, свободе совести.

Курс «Религия и государственное управление» играет важную роль в профессиональном становлении специалистов, независимо от профиля их будущей деятельности – в гуманитарной, естественно-научной, технической или организационно-управленческой сфере. Он способствует реализации свободы совести, становлению гражданских качеств личности. Велика значимость курса для утверждения гуманистических ценностей современного мира, обеспечения гражданского согласия, гармонизации межчеловеческих отношений.
2. Цели и задачи дисциплины.

Предлагаемый курс преследует цель:

- осмыслить путь, пройденный Российским государством в формировании новой модели вероисповедной политики, характер сложившихся сегодня государственно-конфессиональных отношений и форм управления ими;

- проанализировать конституционно-правовые основы политики государства в отношении религии, церкви и верующих; изучить практическую деятельность органов государственной власти и управления на федеральном, региональном и местном уровнях в сфере свободы совести и вероисповеданий;

- познакомить студентов с религиоведением как научной дисциплиной, ее основными понятиями и методологическими принципами, классическими и современными теориями религии;

- научить их ориентироваться в жизненно важных мировоззренческих проблемах уметь вести диалог с представителями различных конфессий;

- обобщить опыт становления современных государственно-конфессиональных отношений в России, выявить трудности и ошибки в практической реализации принципов свободы совести и вероисповеданий, что позволит спрогнозировать новые пути реформирования вероисповедной политики государства;

- освоить основы теории религии и истории религии – первобытные формы религиозных верований, племенные, народностно-национальные и мировые религии, а также внеконфессиональную синкретическую религиозность;

- рассмотреть формы свободомыслия и атеизма в истории России, диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений, представлений о свободе совести в истории.

Требования к уровню освоения предмета.

Студент, освоивший курс «Религия и государственное управление» должен:

- знать основные этапы исторической эволюции религии, содержание и формы религиозных представлений, культа, институтов, эволюцию родоплеменных, народностно-национальных, мировых и современных религиозных культов, тенденции изменений в современных религиях, историю религий в России и на Кубани;

- иметь целостное представление о социологических, психологических, феноменологических концепциях религии; понимать основы и предпосылки религии, ее строение, структуру, место и роль в системе культуры, функций в обществе, характер соотношения науки и религии, владеть понятиями свободомыслия, знать его формы, этапы развития;

- представлять тенденции изменения религии в современном мире, уметь анализировать состояние, уровень, характер и динамику религиозности, секуляризационные и сакрализационные процессы;

- знать содержание принципа свободы совести, положений Конституции РФ, международных правовых документов по вопросам названных свобод;

- уметь практически осуществлять аргументационный процесс, владеть технологией спора, полемики и убеждения; овладеть навыками организационно-управленческой, экспертно-консультативной работы, культурой общения, работы в коллективе, публичной речи, ведения дискуссии.

Курс позволяет не только углубить представления об истории, природе, функциях и социальной роли различных религий, но и уметь компетентно решать вопросы, связанные с функционированием религиозных объединений в регионах, обеспечением свободы совести и убеждений граждан.

Место курса в системе социогуманитарного образования. Программа курса разработана для студентов факультета государственного и муниципального управления, чья фило­софская культура и гуманитарная компетентность войдут ор­ганичными частями в структуру их будущей профессиональ­ной деятельности. Знания по религиеведению помогут фор­мированию целостного философского мировоззрения студен­тов как фактора успешного овладения и осуществления ими учебной и профессиональной деятельности в органах госу­дарственной власти и муниципального управления, общест­венных организациях, коммерческих структурах, будут спо­собствовать решению конкретных задач по регулированию государственно-церковных отношений.

По курсу предусмотрены лекции и семинарские занятия, а также внеаудиторные формы изучения предмета – экскурсии, «круглые столы», встречи-диалоги с представителями различных религиозных организаций. Курс рассчитан на 50 часов, из них 34 часа лекционных и 16 – семинарских. Формой итогового контроля является зачёт.
3. Объём дисциплины и виды учебной работы


Вид

учебной работы


Всего часов по очной форме обучения

курс 3

Общая трудоёмкость дисциплины

80

Аудиторные занятия

50

Лекции

34

Семинары

16

Самостоятельная работа

30

Виды итогового контроля

зачёт


4. Тематический план курса «Религия и государственное управление» (лекции).

Номер


Тема и основные вопросы лекции


недели


лек

ции

темы

по раб. прог.

1

2

3

4

1


2
3

4

5


6

7

8
9


10
11
12
13
14

15

16

17

1


2
3

4

5


6

7

8
9


10
11
12
13
14

15

16

17

1


2.1.
2.2.

2.3.

Основы теории религии

1. Религиеведение, его предмет, специфика и назначение. Основные подходы к решению проблемы происхождения религии. 2 часа

2. Основы и предпосылки религии. Определение религии. 2 часа

3. Религия, государство и общество.
История религии

Древние формы верований:

1. Первобытные верования. 2 часа

2. Племенные религии. 2 часа

3. Народностно-национальные религии. 2 часа
Формирование и эволюция мировых религий.
1. Буддизм. Проблемы общественной жизни в современном буддизме. 2 часа

2. Христианство: общая характеристика.

3. Русская православная церковь. 2 часа

4. Католицизм.

5. Протестантизм.

6. Ислам. Социально-экономическая доктрина ислама и мусульманское право. 2 часа

Внеконфессиональные и синкретические религии и культы. 2 часа
Государственно-конфессиональные отношения.

1. Формирование и развитие представлений о свободе совести. 2 часа

2. Российское государство и религиозные объединения: этапы становления новых взаимоотношений. 2 часа

3. Законодательство Российской Федерации о свободе совести и о религиозных объединениях. 2 часа

4. Конституция Российской Федерации (1993 г.) о свободе совести и свободе вероисповеданий. 2 часа

5. Проблемы вероисповедной политики в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. 2 часа

6. Законодательные акты Российской Федерации о свободе совести в Вооруженных Силах. Религия и образование: проблема обеспечения светского характера обучения в государственных общеобразовательных учреждениях. 2 часа

7. Религия и политика. Религиозно-политический экстремизм: формы проявления и проблемы преодоления. 2 часа

8. Религия и глобальные проблемы современности.

2 часа



Всего: 34 часа
5. Тематический план курса «Религия и государственное управление» (семинары)

Номер недели


Тема занятия

Количество

часов

Вид отчётности о самостоятельной работе

2

3
4

5
6

7


8
9

1. Сущность религии. Религия как социальное и духовное явление.
2. Первобытные верования и народностно-национальные религии.

3. Буддизм.

4. Христианство.
5. Ислам.

6. Современные нетрадиционные культы и эзотерические учения. Правовые аспекты, связанные с их деятельностью.

7. Формирование и развитие представлений о свободе совести.

8. Проблемы вероисповедной политики Российского государства.


2

2

2

2
2


2
2
2

Заслушивание рефератов

Устный опрос
Коллоквиум

Тестирование

Выступления с докладом

Круглый стол


Устный опрос
Коллоквиум
Заслушивание рефератов




Итого

16




6. Программа курса и её основное содержание в рамках государственного образовательного стандарта.

Введение

Человеческая мысль с давних пор пытается объяснить феномен религии, понять, что составляет его сущность. Ответы на этот и другие вопросы дает Религиеведение, позволяющее воспитывать терпимость, уважительность людей друг к другу, что так важно в современной России.

Современному вдумчивому молодому человеку трудно найти в духовной жизни людей фактор, который в истории играл бы большую роль, чем религия. От каменного века до информационной технотронной цивилизации живет она неразрывно с человеческим духом, с мировой культурой, внося в земную жизнь высший смысл, постулируя обратную связь, акцентируя способности другого, «сверхъестественного» мира, определять судьбы мира земного.

Религия была решающим импульсом во многих исторически событиях. Даже борьба против религии есть косвенное признание ее значимости.

Религиозное миропонимание, отстаивающее существование специфического Абсолюта, «образа вечности», Бога, - это лишь один из возможных способов решения экзистенциальной проблематики, которая по своей содержательности и онтологической глубине стоит выше суетливых стычек атеистов. Вера - это сугубо личное переживание Бога.

То, что религия и в наши дни оказывается связанной со значительными событиями современности, лишний раз напоминает об укорененности культуры в почве веры. История дает множество примеров, показывающих, как идеи и верования двигали миром, а мифы, концепции и убеждения -меняли облик культуры. Нерв, эпицентр культуры составляют смысложизненные проблемы и переживания, вытекающие их факта смертности человека. И именно религия на протяжении веков предлагает решения, которые оказывались наиболее популярными и приемлемыми для большинства человечества.

Исследовать феномен религии, ее историю и современность, следует еще и потому, что отношение людей к религии является одним из критериев их духовного развития.

«Властители душ человеческих» - пророки и святые, писатели и художники, философы и ученые, законодатели и главы государств - всегда уделяли внимание религиозным вопросам, осознавая или интуитивно чувствуя, какую роль играет религия в жизни человека и общества. Вокруг этих вопросов на протяжении истории шла ожесточенная полемика, нередко приводящая к кровавым столкновениям, тюрьмам, пыткам и казням.

Результатом этой полемики стало возникновение и развитие множества концепций религии, становление науки о религии, о моделях государственно-церковных отношений.

Курс «Религия и государственное управление» играет важную роль в профессиональном становлении специалистов ГМУ. Он способствует реализации свободы совести, становлению гражданских качеств личности. Велика значимость курса для утверждения гуманистических ценностей современного мира, обеспечения гражданского согласия, гармонизации межчеловеческих отношений.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Положения о свободе совести, заложенные в ныне действующей Конституции России, вот уже более десяти лет практически реализуется в деятельности государственных icon1. Урок процесс развития мышления учащихся и формирования мотивов учения
Вот уже более двадцати лет я работаю учителем физики в школе №1 п. Вохтога. Более десяти лет – над проблемой подготовки школьников...
Положения о свободе совести, заложенные в ныне действующей Конституции России, вот уже более десяти лет практически реализуется в деятельности государственных iconПрика з
Комитета по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями Республики Дагестан и методики проведения конкурса на замещение...
Положения о свободе совести, заложенные в ныне действующей Конституции России, вот уже более десяти лет практически реализуется в деятельности государственных iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Понятие конституции. Классификация конституций. Этапы конституционного развития России. Разработка и принятие действующей Конституции...
Положения о свободе совести, заложенные в ныне действующей Конституции России, вот уже более десяти лет практически реализуется в деятельности государственных iconОтчет за сентябрь 2013 год об исполнении мероприятий, определенных...
Комитет по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями Республики Дагестан
Положения о свободе совести, заложенные в ныне действующей Конституции России, вот уже более десяти лет практически реализуется в деятельности государственных iconВексельное право. Учебное пособие Введение
Общая история векселя насчитывает восемьсот лет, современная российская история вексельного обращения чуть более десяти: постановлением...
Положения о свободе совести, заложенные в ныне действующей Конституции России, вот уже более десяти лет практически реализуется в деятельности государственных iconПриход в честь архангела михаила
Кто мы? Откуда пришли? Где наши корни? Над этими вопросами задумывается каждый народ. Чтобы ответить на них, необходимо более полно...
Положения о свободе совести, заложенные в ныне действующей Конституции России, вот уже более десяти лет практически реализуется в деятельности государственных iconКнига будет интересна и полезна всем
Аниша Л. Диллон вот уже более тридцати лет практикует свой метод исцеления энергии человека, называемый «Пульсации», проводя семинары...
Положения о свободе совести, заложенные в ныне действующей Конституции России, вот уже более десяти лет практически реализуется в деятельности государственных iconДиплом Настоящее и прошлое образования
В наши дни образование по прежнему играет огромную роль в жизни любого человека более того, первые несколько десятков лет своей жизни...
Положения о свободе совести, заложенные в ныне действующей Конституции России, вот уже более десяти лет практически реализуется в деятельности государственных iconДиплом Настоящее и прошлое образования
В наши дни образование по прежнему играет огромную роль в жизни любого человека более того, первые несколько десятков лет своей жизни...
Положения о свободе совести, заложенные в ныне действующей Конституции России, вот уже более десяти лет практически реализуется в деятельности государственных iconЗадача распознавания образов символов состоит в определении (построении)...
Г-н Журден. Честное слово, я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой. Большое вам спасибо, что сказали
Положения о свободе совести, заложенные в ныне действующей Конституции России, вот уже более десяти лет практически реализуется в деятельности государственных iconЗадача распознавания образов символов состоит в определении (построении)...
Г-н Журден. Честное слово, я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой. Большое вам спасибо, что сказали
Положения о свободе совести, заложенные в ныне действующей Конституции России, вот уже более десяти лет практически реализуется в деятельности государственных iconНезависимая интеллектуальная ассоциация педагогов «Олимп»
У каждого человека своя тропинка в жизни. Важно не заблудиться, не пойти чужой. Я выбрала педагогическую. И не жалею. Иду по ней...
Положения о свободе совести, заложенные в ныне действующей Конституции России, вот уже более десяти лет практически реализуется в деятельности государственных iconЭссе Моё педагогическое мастерство
Наша семья в трёх поколениях учительская: бабушка сорок лет проработала учителем начальных классов, дедушка тридцать шесть лет мастером...
Положения о свободе совести, заложенные в ныне действующей Конституции России, вот уже более десяти лет практически реализуется в деятельности государственных iconАнализ работы методического объединения учителей «Естествознания» за 2009-2010 учебный год
Бенова С. В. – учитель химии первой квалификационной категории, руководитель шмо «Естествознания» более десяти лет
Положения о свободе совести, заложенные в ныне действующей Конституции России, вот уже более десяти лет практически реализуется в деятельности государственных icon«конституцонному праву российской федерации»
Целью изучения курса является освоение и сущность реализации курса Основного закона государства. Каждый гражданин России, а тем более...
Положения о свободе совести, заложенные в ныне действующей Конституции России, вот уже более десяти лет практически реализуется в деятельности государственных iconВремя летит быстро и незаметно, вот уже 10 лет прошло с того памятного...
Белгородском юридическом институте мвд россии прошла встреча выпускников 1999 года выпуска


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск