Скачать 469.92 Kb.
|
1. Введение. Положения о свободе совести, заложенные в ныне действующей Конституции России, вот уже более десяти лет практически реализуется в деятельности государственных органов и в жизни религиозных объединений. На этот период пришлись активные усилия государства по разработке новых нормативных правовых актов, регулирующих деятельность религиозных объединений по выстраиванию новых форм взаимоотношения между государством и конфессиями. Всё это положительным образом сказалось на общей ситуации с обеспечением прав человека, поскольку были устранены многие конфликты, в течение предшествующих лет осложнявшие государственно-церковные отношения. Конституция РФ (1993), провозглашая и закрепляя основополагающие принципы правового государства, в специальной статье (28) гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания. Этот общий принцип раскрывается через законодательные акты, которые обеспечивают право человека на свободу совести и регулируют деятельность религиозных объединений. Российская нормативная база в данной сфере, хотя и медленно, но постепенно приближается к общеевропейским стандартам. В развитие конституционных положений, обеспечивающих личные права граждан, был разработан и принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997). Вторая статья Закона к составным частям российского законодательства о свободе совести кроме соответствующих норм Конституции РФ относит; Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые непосредственно касаются вопросов реализации прав человека на свободу совести и деятельности религиозных объединений. В настоящее время в России по данным Министерства юстиции РФ действуют более 23 тысяч религиозных организаций 60 различных направлений. Они пользуются поддержкой миллионов российских граждан. Среди них: местные общества и централизованные религиозные центры и монастыри, духовно-образовательные учреждения и миссии, братства и сестричества. В России созданы правовые и организационные условия для реализации гражданами своих прав на свободу совести. Религиозные организации играют заметную позитивную роль в общественной жизни. Они активно и плодотворно занимаются социальной, благотворительной, миротворческой, культурно-просветительной, образовательной, издательской и хозяйственной деятельностью. Эти усилия способствуют сдерживанию негативных проявлений, способствуют защите общечеловеческих норм и ценностей, нравственному оздоровлению общества. Учитывая остроту и глубину социальных проблем российского общества, религиозные объединения в последние годы уделяют особое внимание поддержке наиболее уязвимых слоёв населения. Формы возможного сотрудничества с государством и обществом определены религиозными организациями в ряде программных документов. Это – «Основы социальной концепции Русской православной церкви» (2001), «Основы социальной концепции Российского объединённого союза христиан веры евангельской» (2002) , «Основы социального учения Церкви христиан адвентистов седьмого дня в России» (2002), «Социальная позиция протестантских церквей» (2003). Главная цель этих документов – содействовать разрешению острейших социальных проблем в российском обществе, способствовать диалогу, с одной стороны, между людьми, имеющими различные мировоззренческие предпочтения, а с другой, – между ними и государством в общем «делании добра». Все эти жизненноважные проблемы включает в себя предмет «Религия и государственное управление», базирующийся на религиеведении. Религиеведение1 как комплексная наука складывалось начиная с XIX века, хотя философские, теологические, психологические и другие знания накапливались веками. Оно вычленялось на стыке различных наук. С этим связано __________________ 1 Термин «религиеведение» вошел в употребление сравнительно недавно и встречается в двух написаниях: религиоведение и религиеведение. На наш взгляд» предпочтительнее второй вариант, образованный по традиционной модели от русского «религия», а не от латинского «religio» -Авт. содержание, строение и структура религиеведения. Главное в светском религиеведении - историко-философское содержание, которое включает в себя социологические, психологические, лингвистические и другие аспекты. Предметом религиеведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Религиеведение изучает религию на уровне общества, группы, личности и включает в себя такие разделы: философию, социологию, психологию, феноменологию, историю религии, учение о свободомыслии. Современное отечественное религиеведение находится на распутье: с одной стороны, выдвигаются слегка осовремененные теологические соображения, подкрепленные ссылками на выдающихся мыслителей Вл. Соловьева и П. Флоренского, а с другой, невольно или намеренно, воспроизводятся штампы прежних времен. Даже серьезные ученые отождествляют «атеизм», который сформировался в мировой культуре как символ вольнодумства, свободомыслия, скептицизма, вольного человеческого духа с большевистским или «воинствующим» безбожием. Тем самым совершается грубая подмена понятий, намеренное искажение исторической правды. Человеческая мысль с давних пор пытается объяснить феномен религии, понять, что составляет его сущность. Ответы на этот и другие вопросы дает религиеведение, позволяющее воспитывать терпимость, уважительность людей друг к другу, что так важно в современной России. Современному вдумчивому молодому человеку трудно найти в духовной жизни людей фактор, который в истории играл бы большую роль, чем религия. От каменного века до информационной технотронной цивилизиции живет она неразрывно с человеческим духом, с мировой культурой, внося в земную жизнь высший смысл, постулируя обратную связь, акцентируя способности другого, «сверхъестественного» мира, определять судьбы мира земного. Религия была решающим импульсом во многих исторических событиях. Даже борьба против религии есть косвенное признание ее значимости. Религиозное миропонимание, отстаивающее существование специфического Абсолюта, «образа вечности», Бога, - это лишь один из возможных способов решения экзистенциальной проблематики, которая по своей содержательности и онтологической глубине стоит выше суетливых стычек атеистов и теистов. Вера — это сугубо личное переживание Бога. Сегодня никто не станет отрицать ту фундаментальную роль, которую христианство сыграло в становлении европейской культуры. А русская культура в основе своей формировалась как культура православная. Православие определяло то специфическое пространство русской культуры, в котором взаимодействовали, сливались и отвергали друг друга ее отдельные компоненты, как православные, так и светские. Вне этого русла невозможно представить себе творчество Радищева и Пушкина, Белинского и Герцена, Гоголя и Достоевского. В одинаковой мере мы не вправе исключать из истории российской культуры «еретиков» и «сектантов», выступавших против духовной деспотии церкви, равно как и Чаадаева, Лунина, Вл. Соловьева, склонившихся к католичеству. И уж тем более Толстого, убежденного христианина, но свирепого обличителя церковного «идолопоклонничества», а также многих представителей Серебряного века. Иначе говоря, православие выступает как символ, опора личностной, национальной идентификации русского человека, как проявление его патриотических чувств, что вовсе не обязательно свидетельствует о его религиозности или желании оказаться в церковной ограде. То, что религия и в наши дни оказывается связанной со значительными событиями современности, лишний раз напоминает об укорененности культуры в почве веры. История дает множество примеров, показывающих, как идеи и верования двигали миром, а мифы, концепции и убеждения - меняли облик культуры. Нерв, эпицентр культуры составляют смысложизненные проблемы и переживания, вытекающие из факта смертности человека. И именно религия на протяжении веков предлагала решения, которые оказывались наиболее популярными и приемлемыми для большинства человечества. Сохранится ли религия в будущем? Ответим так: пока светская культура убедительно и эффективно не ответит на смысложизненные проблемы, интимно переживаемые каждым, для значительной части человечества вера в Бога или богов останется символом и основной надеждой на торжество добра, на приобщенность к вечным истинам бытия, потому что человечество обречено на стремление сомкнуть звездное небо и категорический императив в душе. Но и тогда каждый будет свободно определять свое место в пространстве культуры в зависимости от собственного неповторимого жизненного опыта. Так что едва ли даже в самом отдаленном будущем религия окажется вытесненной из сферы сознания и поведения. Исследовать феномен религии, ее историю и современность следует еще и потому, что отношение людей к религии является одним из критериев их духовного развития. «Властители душ человеческих» - пророки и святые, писатели и художники, философы и ученые, законодатели и главы государств - всегда уделяли внимание религиозным вопросам, осознавая или интуитивно чувствуя, какую роль играет религия в жизни человека и общества. Вокруг этих вопросов на протяжении истории шла ожесточенная полемика, нередко приводящая к кровавым столкновениям, тюрьмам, пыткам и казням. Результатом этой полемики стало возникновение и развитие множества концепций религии, становление науки о религии, о государственно-церковных отношениях, свободе совести. Курс «Религия и государственное управление» играет важную роль в профессиональном становлении специалистов, независимо от профиля их будущей деятельности – в гуманитарной, естественно-научной, технической или организационно-управленческой сфере. Он способствует реализации свободы совести, становлению гражданских качеств личности. Велика значимость курса для утверждения гуманистических ценностей современного мира, обеспечения гражданского согласия, гармонизации межчеловеческих отношений. 2. Цели и задачи дисциплины. Предлагаемый курс преследует цель: - осмыслить путь, пройденный Российским государством в формировании новой модели вероисповедной политики, характер сложившихся сегодня государственно-конфессиональных отношений и форм управления ими; - проанализировать конституционно-правовые основы политики государства в отношении религии, церкви и верующих; изучить практическую деятельность органов государственной власти и управления на федеральном, региональном и местном уровнях в сфере свободы совести и вероисповеданий; - познакомить студентов с религиоведением как научной дисциплиной, ее основными понятиями и методологическими принципами, классическими и современными теориями религии; - научить их ориентироваться в жизненно важных мировоззренческих проблемах уметь вести диалог с представителями различных конфессий; - обобщить опыт становления современных государственно-конфессиональных отношений в России, выявить трудности и ошибки в практической реализации принципов свободы совести и вероисповеданий, что позволит спрогнозировать новые пути реформирования вероисповедной политики государства; - освоить основы теории религии и истории религии – первобытные формы религиозных верований, племенные, народностно-национальные и мировые религии, а также внеконфессиональную синкретическую религиозность; - рассмотреть формы свободомыслия и атеизма в истории России, диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений, представлений о свободе совести в истории. Требования к уровню освоения предмета. Студент, освоивший курс «Религия и государственное управление» должен: - знать основные этапы исторической эволюции религии, содержание и формы религиозных представлений, культа, институтов, эволюцию родоплеменных, народностно-национальных, мировых и современных религиозных культов, тенденции изменений в современных религиях, историю религий в России и на Кубани; - иметь целостное представление о социологических, психологических, феноменологических концепциях религии; понимать основы и предпосылки религии, ее строение, структуру, место и роль в системе культуры, функций в обществе, характер соотношения науки и религии, владеть понятиями свободомыслия, знать его формы, этапы развития; - представлять тенденции изменения религии в современном мире, уметь анализировать состояние, уровень, характер и динамику религиозности, секуляризационные и сакрализационные процессы; - знать содержание принципа свободы совести, положений Конституции РФ, международных правовых документов по вопросам названных свобод; - уметь практически осуществлять аргументационный процесс, владеть технологией спора, полемики и убеждения; овладеть навыками организационно-управленческой, экспертно-консультативной работы, культурой общения, работы в коллективе, публичной речи, ведения дискуссии. Курс позволяет не только углубить представления об истории, природе, функциях и социальной роли различных религий, но и уметь компетентно решать вопросы, связанные с функционированием религиозных объединений в регионах, обеспечением свободы совести и убеждений граждан. Место курса в системе социогуманитарного образования. Программа курса разработана для студентов факультета государственного и муниципального управления, чья философская культура и гуманитарная компетентность войдут органичными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Знания по религиеведению помогут формированию целостного философского мировоззрения студентов как фактора успешного овладения и осуществления ими учебной и профессиональной деятельности в органах государственной власти и муниципального управления, общественных организациях, коммерческих структурах, будут способствовать решению конкретных задач по регулированию государственно-церковных отношений. По курсу предусмотрены лекции и семинарские занятия, а также внеаудиторные формы изучения предмета – экскурсии, «круглые столы», встречи-диалоги с представителями различных религиозных организаций. Курс рассчитан на 50 часов, из них 34 часа лекционных и 16 – семинарских. Формой итогового контроля является зачёт. 3. Объём дисциплины и виды учебной работы
4. Тематический план курса «Религия и государственное управление» (лекции).
Всего: 34 часа 5. Тематический план курса «Религия и государственное управление» (семинары)
6. Программа курса и её основное содержание в рамках государственного образовательного стандарта. Введение Человеческая мысль с давних пор пытается объяснить феномен религии, понять, что составляет его сущность. Ответы на этот и другие вопросы дает Религиеведение, позволяющее воспитывать терпимость, уважительность людей друг к другу, что так важно в современной России. Современному вдумчивому молодому человеку трудно найти в духовной жизни людей фактор, который в истории играл бы большую роль, чем религия. От каменного века до информационной технотронной цивилизации живет она неразрывно с человеческим духом, с мировой культурой, внося в земную жизнь высший смысл, постулируя обратную связь, акцентируя способности другого, «сверхъестественного» мира, определять судьбы мира земного. Религия была решающим импульсом во многих исторически событиях. Даже борьба против религии есть косвенное признание ее значимости. Религиозное миропонимание, отстаивающее существование специфического Абсолюта, «образа вечности», Бога, - это лишь один из возможных способов решения экзистенциальной проблематики, которая по своей содержательности и онтологической глубине стоит выше суетливых стычек атеистов. Вера - это сугубо личное переживание Бога. То, что религия и в наши дни оказывается связанной со значительными событиями современности, лишний раз напоминает об укорененности культуры в почве веры. История дает множество примеров, показывающих, как идеи и верования двигали миром, а мифы, концепции и убеждения -меняли облик культуры. Нерв, эпицентр культуры составляют смысложизненные проблемы и переживания, вытекающие их факта смертности человека. И именно религия на протяжении веков предлагает решения, которые оказывались наиболее популярными и приемлемыми для большинства человечества. Исследовать феномен религии, ее историю и современность, следует еще и потому, что отношение людей к религии является одним из критериев их духовного развития. «Властители душ человеческих» - пророки и святые, писатели и художники, философы и ученые, законодатели и главы государств - всегда уделяли внимание религиозным вопросам, осознавая или интуитивно чувствуя, какую роль играет религия в жизни человека и общества. Вокруг этих вопросов на протяжении истории шла ожесточенная полемика, нередко приводящая к кровавым столкновениям, тюрьмам, пыткам и казням. Результатом этой полемики стало возникновение и развитие множества концепций религии, становление науки о религии, о моделях государственно-церковных отношений. Курс «Религия и государственное управление» играет важную роль в профессиональном становлении специалистов ГМУ. Он способствует реализации свободы совести, становлению гражданских качеств личности. Велика значимость курса для утверждения гуманистических ценностей современного мира, обеспечения гражданского согласия, гармонизации межчеловеческих отношений. |
1. Урок процесс развития мышления учащихся и формирования мотивов учения Вот уже более двадцати лет я работаю учителем физики в школе №1 п. Вохтога. Более десяти лет – над проблемой подготовки школьников... | Прика з Комитета по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями Республики Дагестан и методики проведения конкурса на замещение... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Понятие конституции. Классификация конституций. Этапы конституционного развития России. Разработка и принятие действующей Конституции... | Отчет за сентябрь 2013 год об исполнении мероприятий, определенных... Комитет по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями Республики Дагестан | ||
Вексельное право. Учебное пособие Введение Общая история векселя насчитывает восемьсот лет, современная российская история вексельного обращения чуть более десяти: постановлением... | Приход в честь архангела михаила Кто мы? Откуда пришли? Где наши корни? Над этими вопросами задумывается каждый народ. Чтобы ответить на них, необходимо более полно... | ||
Книга будет интересна и полезна всем Аниша Л. Диллон вот уже более тридцати лет практикует свой метод исцеления энергии человека, называемый «Пульсации», проводя семинары... | Диплом Настоящее и прошлое образования В наши дни образование по прежнему играет огромную роль в жизни любого человека более того, первые несколько десятков лет своей жизни... | ||
Диплом Настоящее и прошлое образования В наши дни образование по прежнему играет огромную роль в жизни любого человека более того, первые несколько десятков лет своей жизни... | Задача распознавания образов символов состоит в определении (построении)... Г-н Журден. Честное слово, я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой. Большое вам спасибо, что сказали | ||
Задача распознавания образов символов состоит в определении (построении)... Г-н Журден. Честное слово, я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой. Большое вам спасибо, что сказали | Независимая интеллектуальная ассоциация педагогов «Олимп» У каждого человека своя тропинка в жизни. Важно не заблудиться, не пойти чужой. Я выбрала педагогическую. И не жалею. Иду по ней... | ||
Эссе Моё педагогическое мастерство Наша семья в трёх поколениях учительская: бабушка сорок лет проработала учителем начальных классов, дедушка тридцать шесть лет мастером... | Анализ работы методического объединения учителей «Естествознания» за 2009-2010 учебный год Бенова С. В. – учитель химии первой квалификационной категории, руководитель шмо «Естествознания» более десяти лет | ||
«конституцонному праву российской федерации» Целью изучения курса является освоение и сущность реализации курса Основного закона государства. Каждый гражданин России, а тем более... | Время летит быстро и незаметно, вот уже 10 лет прошло с того памятного... Белгородском юридическом институте мвд россии прошла встреча выпускников 1999 года выпуска |