Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине правоведение





Скачать 399.22 Kb.
НазваниеМетодические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине правоведение
страница1/2
Дата публикации03.03.2015
Размер399.22 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Право > Методические указания
  1   2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Экономика и управление»


Кафедра «Политология»


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Правоведение



Разработал: доцент кафедры «Политология»

Пелюшенко Антон Вячеславович _________________

(Должность, фамилия, и., о.) (подпись)
Зав. кафедрой «Политология»:

Леонтьев Александр Николаевич __________________

(Фамилия, и., о.) (подпись)

Волгоград 2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………3


  1. Общие сведения о видах организуемой самостоятельной работы…………………4

  2. Семестровая работа……………………………………………………………………7

    1. Подготовка к написанию семестровой работы. Выбор темы исследования……7

    2. Работа над содержанием семестровой работы…………………………………...11

    3. Требования к оформлению семестровой работы…………………………………17

    4. Порядок представления, проверки и доработки семестровых работ……………18

  1. Решение практических ситуаций (задач) по правовым дисциплинам…………..…20

  2. Реферат (тематический обзор первоисточников по определенной теме)………….23

  3. Основы работы с информационными справочными правовыми

системами как разновидности организуемой самостоятельной работы…………..25
Приложение 1. Титульный лист семестровой работы………………………………..27

Приложение 2. Оглавление работы семестровой работы……………………………28

Приложение 3. Введение к семестровой работе………………………………………29

Приложение 4.Заключение к семестровой работе……………………………………31

Приложение 5.Список использованной литературы…………………………………33

Приложение 6. Список изданий, в которых осуществляется

официальная публикация нормативно-правовых актов РФ………..34

Приложение 7. Список отдельных периодических изданий по

юридическим наукам………………………………………………….35

Приложение 8. Тематика семестровых работ по дисциплине «Правоведение»…….36

ВВЕДЕНИЕ


Новые технологии обучения, основанные на применении электронных ресурсов, позволяют значительно активизировать процесс овладения информацией, способствуют сокращению времени на поиск необходимых источников и - при правильном использовании – более глубокому освоению изученного материала.

Однако основным, до сегодняшнего дня, наиболее доступным и эффективным методом обучения остается работа с книгой.

К сожалению, при выполнении различных работ в рамках организуемой самостоятельной работы нередко проявляется неумение студентов ориентироваться в разнообразной литературе по гуманитарным наукам, в том числе и юридической, самостоятельно извлекать нужную информацию и правильно ее интерпретировать.

Цель данного пособия состоит в объяснении основных правил работы с исследовательской информацией, подготовки и написания таких традиционных для гуманитарных дисциплин видов самостоятельной работы как семестровые работы, рефераты по определенным темам.

Кроме того, отдельно рассматривается используемая в процессе обучения юридическим дисциплинам такая форма работы как решение практических ситуаций, что позволяет максимально приблизить процесс обучения к потребностям практики.

С учетом развития информационных технологий в области права в содержание пособия включена глава, посвященная организации самостоятельной работы с использованием электронных ресурсов - информационных справочных правовых систем.

В конце пособия представлены отдельные приложения, содержащие информацию, необходимую при выполнении тех или иных видов самостоятельной работы.


  1. Общие сведения о видах организуемой самостоятельной работы


Выбор того или иного вида организуемой самостоятельной работы зависит от цели и задач, преследуемых на определенном этапе обучения.

В области гуманитарных наук итоговые результаты освоения студентом дисциплины или определенного ее раздела могут быть проверены либо путем выполнения им курсовой, либо семестровой работ, отличие между которыми определяется, как правило, объемом изученного материала и временной протяженностью учебного периода, за который выполняется работа. В этом плане курсовые работы предусматриваются в основном по ключевым дисциплинам или их отдельным разделам, усвоение материала которых имеет основополагающее значение для подготовки специалиста данного профиля.

Семестровые работы решают более частные задачи. Их назначение заключается в демонстрации исследовательских навыков, приобретенных студентом в ходе изучения отдельных дисциплин общего или вспомогательного характера. В отличие от курсовых, имеющих своей основной отличительной чертой обязательную постановку определенной проблемы и предлагаемые варианты ее решения, семестровые работы в большей степени служат задачи выявления необходимого с учетом требований к данному предмету уровня знаний и практических навыков, обнаружение которых в работе позволяет говорить об успешном усвоении студентом изученного предмета. Сказанное не означает, что семестровая работа не имеет исследовательского характера. Однако при этом семестровая работа содержит прежде всего текущий результат.

Говоря о соотношении курсовых и семестровых работ можно констатировать, что вполне допустимым и правильным будет являться использование при выполнении курсовых работ материалов, полученных при подготовке и написании семестровых заданий.

Для всестороннего знакомства с определенной темой или проблемой существенное значение имеет подготовка реферата. Реферат, понимаемый как изложение в письменной форме содержания книги, статьи, научной работы, создает возможность комплексно использовать приобретенные навыки исследовательской работы, развивает самостоятельность мышления, умение анализировать явления действительности.

Рефератом называют доклады или письменные исследования на определенную тему, включающие критический обзор источников. В отличие от конспекта реферат требует гораздо большей творческой активности, самостоятельности в обобщении изученной литературы.

В зависимости от способа реферативного изложения можно выделить три типа рефератов: 1) реферат-экстракт, составленный из оригинальных предложений первичного документа; 2) перефразированный реферат, полученный на основе перефразирования первичного текста; 3) интерпретированный реферат, полученный на основе интерпретации первоисточника. При интерпретировании текст первоисточника остается неизменным, поскольку референт оперирует не самим текстом, а его смыслом.

Важное значение в освоении юридических дисциплин имеет такая форма самостоятельной работы как решение практических ситуаций (задач). Данная форма работы характеризуется тем, что по своей сути максимально приближена к ситуациям, возникающим в практической деятельности. В ходе ее выполнения моделируется определенная проблема, требующая решения. При этом какая-либо дополнительная информация, указывающая, например, на возможные варианты решения, последовательность тех или иных действий отсутствует. Таким образом, студент должен сам оценить условие предлагаемого задания, определить его суть, квалифицировать действия участников задания на основе нормативно-правовых актов и предложить свой вариант ответа на заданные вопросы.

Особенность такой формы работы заключается в умении правильно применить полученные теоретические знания на практике, поэтому решение практических ситуаций требует в качестве обязательного условия хорошего знания теории изучаемой дисциплины. Данная форма самостоятельной работы активно развивает самостоятельность и критичность мышления. Одновременно она предъявляет повышенные требованию к умению делать логические заключения, аргументировать свои выводы, сравнивать, анализировать. Кроме того, успешное решение практических ситуаций невозможно без надлежащей ориентации в системе действующих нормативно-правовых актов, знания правил действия законов, вступления их в юридическую силу, прекращения действия, а также соотношения различных нормативных актов в случае возникновения коллизий.

Серьезные возможности для организации самостоятельной работы студентов открываются благодаря использованию информационных технологий в образовании. Значительным их преимуществом является возможность обеспечить максимальный спектр форм и приемов обучения, отвечающих потребностям и ожиданиям учащихся с различными стилями обучения. С помощью таких технологий можно добиться максимальной индивидуализации процесса обучения, понимая под этим не просто возможность для каждого обучаемого персонально общаться с преподавателем, но прежде всего возможность самостоятельно определять собственную траекторию обучения в виде последовательности конкретных шагов, этапов, заданий, аттестаций и т.п. Представляется, что данный аспект обучения имеет значительные перспективы для развития прежде всего там, где в числе обучаемых находятся лица, связанные с постоянной занятостью по роду своей основной деятельности.

Однако с не меньшим успехом информационные технологии могут использоваться в сочетании с уже доказавшими свою эффективность традиционными методами обучения. Примером тому в процессе преподавания юридических дисциплин являются информационные справочные правовые системы (ИСПС).

Их основная задача заключается в реализации доступа широких слоев населения к актуальной правовой информации. Лучшие современные ИСПС – это не только компьютерные библиотеки, содержащие тысячи нормативных документов с развитыми поисковыми системами, но и многофункциональные информационные системы, позволяющие оперативно решать различные профессиональные задачи. Активное использование ИСПС является результатом оперативности, достоверности представленной в них информации, а постоянное совершенствование технических и программных средств, развитие технологий хранения больших объемов данных при высокой скорости их обработки и передачи пользователям создают значительные удобства в работе, обеспечивая поиск любого документа в интересующей редакции.

Применение ИСПС в процессе обучения решает прежде всего такую актуальную проблему как получение постоянно обновляемой информации об изменениях в законодательстве, а также обеспеченность специальной литературой. В подобных системах как правило представлены следующие типы правовой информации: федеральное и региональное законодательство; международные правовые акты; судебная практика; комментарии законодательства и аналитические материалы; проекты законов; образцы документов; формы бухгалтерской и статистической отчетности, а также различная справочная информация. Ресурсы ИСПС содержат в том числе и литературу учебного характера: учебники и учебные пособия; статьи из ведущих периодических изданий (экономических и юридических); отдельные монографии.

Тем самым при постоянном доступе к ИСПС решается проблема обеспеченности нормативными источниками в ходе практических занятий, существенно снижается необходимость в использовании традиционных библиотечных ресурсов.

Лучшие образцы ИСПС являются коммерческими продуктами. В настоящее время среди существующих систем наибольшее распространение и признание получили ИСПС «Консультант Плюс» и «Гарант». Отличие между ними заключается в программных решениях, системе поиска информации, а также интерфейсе. С точки зрения самих информационных ресурсов в виде законодательства и др. материалов расхождение практически не обнаруживается, поскольку обе компании сотрудничают с органами государственной власти федерального и регионального уровня, местного самоуправления, коммерческими структурами, учебными заведениями, что позволяет получать актуальную достоверную информацию об изменениях в российском законодательстве.

Таким образом, использование ИСПС в ходе выполнения самостоятельной работы не только помогает студенту в плане предоставления исходного материала в виде первоисточников по интересующей его теме, но и вырабатывает умение применять современные средства поиска правовой информации, что несомненно является важным элементом профессиональной культуры специалиста.

В задачи данного пособия не входит обучение работе с СПС, поэтому всю необходимую информацию такого рода желающие могут получить как благодаря встроенным в них руководствам пользователя, так и из специально выпускаемых практикумов для студентов.


  1. Семестровая работа




    1. Подготовка к написанию семестровой работы. Выбор темы исследования.


Семестровая работа представляет собой вид самостоятельного научного исследования студентов, призванный показать качество и степень усвоения учебного материала, а также продемонстрировать владение навыками исследовательской работы.

Можно предложить следующую схему работы над семестровой работой:

  1. Общее ознакомление с областью знания, в которой выполняется работа;

  2. Постановка проблемы, определение цели и задач исследования;

  3. Выбор и анализ информационных источников по теме;

  4. Обобщение первичного материала по теме, составление рабочего плана исследования;

  5. Создание нового текста (синтез).

Приступающим к изучению юридических дисциплин приходится сталкиваться с определенными трудностями, обусловленными содержательной и методологической спецификой гуманитарного типа знания. На практике это находит выражение в затруднениях при выборе или формулировании темы работы, правильном подборе необходимой литературы, а также работе с ней, составлении рабочего плана исследования и т.п.

Определение темы исследования является одним из наиболее важных этапов процесса подготовки семестровой работы.

Как показывает практика, корректно сформулированная и правильно понятая тема предстоящего исследования – это успешно выполненная половина работы. В основу семестровой работы может быть положено решение определенной проблемы.

Существует два способа определения темы исследования, каждый из которых обладает своими плюсами и минусами:

1. Наиболее простой способ состоит в том, что студент выбирает тему семестровой работы из предлагаемого преподавателем списка работ. Мотивы, ведущие к выбору данного метода, зачастую разнообразны. Однако, несмотря на кажущуюся простоту, этот способ изначально содержит некоторые «слабые места», игнорирование которых может привести к следующим ошибкам:

  • Неверное понимание выбранной темы исследования, связанное с неправильной интерпретацией ее содержания. Понять логику раскрытия темы работы можно только на основе предварительного изучения и анализа той области знания, в которой выполняется семестровая работа. Поэтому тщательная проработка ключевых понятий исследования, внимательный подбор необходимой литературы являются необходимыми факторами успеха.

  • Несоответствие фактического содержания работы ее заявленной теме. Для того, чтобы избежать этого, необходимо помнить, что название темы исследования должно полностью раскрываться в его содержании. Не совершить ошибок при выполнении данного условия поможет более тщательный анализ выбранной тематики с опорой на учебный материал, выявление ключевых идей, которые могут содержаться в названии работы. Эти идеи в дальнейшем должны обязательно найти отражение в ее содержании.

2. Иной способ выбора темы семестровой работы заключается в возможности самостоятельно определить тематику своей работы. Однако использование такого способа допускается только по согласованию с преподавателем. Основным аргументом в пользу этой методики является возможность преодоления недостатков первой, поскольку предполагается, что студент формулирует тему, исходя из заинтересовавшей его области знания, в отношении которой он уже имеет некоторые представления и может дополнить их новыми данными.

Вместе с тем такая методика предъявляет повышенные требования к уровню подготовки студента, поскольку адекватная формулировка темы предстоящего исследования требует свободного владения учебным материалом изучаемого курса, в данном случае, правоведения. Одновременно увеличивается количество времени на самостоятельное изучение учебной и оригинальной литературы, необходимой для верной формулировки темы исследования.

Правильно уяснить суть темы помогает постановка проблемы исследования, которая обязательно отражается во вводной части семестровой работы. Каждый исследовательский проект строится вокруг определенной центральной проблемы. Необходимо особо подчеркнуть, что не следует путать проблему исследования с темой исследования. Эти понятия неидентичны. Тема исследования определяет предмет предлагаемой работы, но не описывает той специфической проблемы, которую собирается раскрыть в ней автор.

В разделе, касающемся проблемы исследования, желательно раскрыть следующие взаимосвязанные положения:

  • характер и суть исследуемой проблемы

  • общий контекст, в рамках которого лежит исследуемая проблема

  • цель и актуальность предлагаемого исследования

Рекомендуется начать с четкого и краткого изложения сути предлагаемого исследования. Ясная постановка проблемы исследования с самого начала подготавливает читающего к лучшему пониманию и восприятию всей последующей информации.

Необходимо в сжатой форме обрисовать правовой, социально-экономический, политический или исторический фон (в зависимости от специфики избранной проблемы), на котором протекают избранные для исследования процессы. Это дает возможность подчеркнуть важность предлагаемой для изучения темы.

Наконец, в работе должно присутствовать обоснование актуальности предлагаемой работы. Если исследование строится на проблеме уже в достаточной степени разработанной в отечественной и зарубежной научной литературе, необходимо убедительное обоснование, почему она все же нуждается в дальнейшем изучении. Если же имеет место обратная ситуация, т.е. предлагаемая для анализа проблема абсолютно новаторская, весьма вероятно, что она либо еще не вызрела для осмысления, либо вовсе не поддается анализу. Иными словами, необходимо убедить читателя в том, что предлагаемая для изучения проблема имеет значимость.

Поскольку цели любого гуманитарного исследования не ограничиваются задачей обнаружения того или иного факта, необходимо заранее продумать и дать рациональное обоснование значения предполагаемых результатов работы.

Обычно в общественных науках в качестве мотивирующих причин, побуждающих исследователя к анализу той или иной проблемы, выступают следующие:

  • дать новое подтверждение уже существующим теориям и концепциям;

  • оценить имеющие право на существование, но противоречащие друг другу точки зрения по тому или иному научному вопросу и, в зависимости от полученных результатов собственного исследования, выступить в защиту одной из них;

  • заполнить пробелы в знании по конкретной проблеме;

  • разработать новые концепции или теории.

Выбор формы изложения обоснования целей и задач предлагаемого для обсуждения исследовательского проекта остается за соискателем.

Ниже приведены наиболее типичные ошибки, касающиеся постановки исследовательской проблемы:

  • указана лишь общая тема исследования, но не определяются конкретные или так называемые специальные проблемы, которые будут анализироваться в предлагаемом исследовании;

  • представлено слишком большое число проблем, что ставит под сомнение возможность их раскрытия в рамках одной работы;

  • рассматриваемая исследовательская проблема сформулирована достаточно расплывчато и не сфокусирована;

  • судя по описанию, предполагаемая работа оставляет сомнение относительно своей исследовательской значимости и возможности получения заслуживающих внимания результатов;

  • работа демонстрирует поверхностное понимание со стороны исследователя действительной важности и сложности избранной им для исследования проблемы;

  • ставится уже достаточно широко и полно изученная исследовательская проблема и при этом не дается убедительного обоснования необходимости ее дальнейшего анализа;

Определив название темы семестровой работы и проблему, которую предстоит раскрыть, необходимо перейти к постановке цели и задач исследования.

Цель исследования – четко сформулированное представление о предмете исследования, о том, что необходимо сделать для решения поставленной проблемы Цель исследования определяет общую концепцию работы.

Задачи исследования – раскрывают цель более подробно и представляют собой конкретные шаги, которые необходимо предпринять для достижения цели работы. Их роль заключается в том, чтобы представить процесс раскрытия темы работы поэтапно. Подходить к определению задач надо обдуманно, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов семестровой работы. Из формулировок задач исследования, как правило, рождаются заголовки разделов содержания работы.

Одной из наиболее распространенных ошибок в определении тематики предстоящей работы является неумение устанавливать предметную область, в которой создается работа. В результате сформулированная тема носит обширный характер, зачастую содержит в себе несколько проблем, каждая из которых способна стать, в свою очередь, темой отдельного исследования. Поэтому при выборе темы исследования целесообразно ставить задачи и цель таким образом, чтобы достичь глубокой проработки проблемы. Успешно справиться с этим, помимо вышеописанных, помогут следующие рекомендации:

  1. Прежде всего, необходимо составить общее представление о предмете своего исследования. Для этого необходимо ознакомиться сначала с общей литературой по данному разделу знаний, а затем перейти к изучению специальных работ. Общая литература обычно содержится в списке, рекомендованном для изучения всего курса, а также приводится в ходе лекционных занятий. Специальная литература, как правило, рекомендуется при подготовке к семинарским занятиям. Кроме того, дополнить список источников исследователь вправе самостоятельно.

  2. Сформировав общее представление о предмете исследования, необходимо перейти к выявлению более частных вопросов, расположив их по степени важности. Обычно их решение и составляет содержание семестровой работы. Однако при этом необходимо учитывать сферу или раздел науки, в котором выполняется данная работа. Так, исследование, выполненное по тематике истории государства и права, может быть посвящено как отдельным идеям определенного автора, так и целым эпохам в развитии правовой мысли. По своему характеру оно будет серьезно отличаться от исследования, проведенного, например, в области отдельных отраслей права.

После выполнения предыдущих операций у исследователя обычно уже складывается определенная концепция будущей работы. Ее формулировкой заканчивается первый этап работы над семестровым исследованием. С этого момента начинается поэтапное раскрытие основных положений работы, содержащихся в поставленных задачах.


    1. Работа над содержанием семестровой работы


Работа над содержанием семестровой работы начинается с выборочного обзора литературы по теме исследования.

Поскольку любое исследование опирается на результаты предшествующих работ, возникает необходимость анализа, а также включения в семестровую работу обзора литературы, имеющей непосредственное отношение к теме. Под выборочным обзором аналитической литературы не следует понимать перечень или краткое резюме всех работ, затрагивающих интересующую проблему. Задача данного обзора состоит в том, чтобы автор представил собственную оценку суммы знаний по данной проблематике, которой на сегодня располагает юридическая наука, а также методов, использованных его предшественниками для раскрытия обозначенной темы.

Обзор литературы является функционально важным разделом, позволяющим решить ряд задач. Во-первых, он дает возможность судить о том, насколько автор знаком с трудами, посвященными интересующим его научным проблемам. Во-вторых, высвечивая пробелы в существующем знании в конкретной области научного исследования, обзор литературы в какой-то степени предвосхищает возможный вклад предлагаемого исследования в решение данного вопроса. В-третьих, само по себе творческое осмысление современного уровня понимания той или иной проблемы несет в себе новое знание о предмете и является научно значимым.

Результаты предшествующих исследований представляют собой обширный пул, из которого можно черпать полезную информацию, идеи для создания теорий и гипотез, а также новых методологий. В обзор литературы обычно включают как аналитические, так и дискретные эмпирические работы. Теоретические исследования дают общую концептуальную основу для изучения отдельных выделенных для анализа проблем. Эмпирические работы, с другой стороны, освещают отдельные аспекты исследовательской проблемы, содержат нужную информацию и апробируют методологии, предлагаемые другими авторами.

Если имеется высокая степень ясности в отношении теоретических основ предполагаемой работы, в обзоре должны быть адекватно отражены существующие разногласия и различные точки зрения в данной области с тем, чтобы четче обозначить позицию самого автора и место будущего исследования в научной литературе.

Не исключены случаи, когда исследование не может быть строго привязано к тому или иному теоретическому подходу. Это, в частности, касается ситуационного анализа, где главный упор делается на углубленную проработку отдельно взятого феномена. Тем не менее, в любом случае автору необходимо указать, каким образом и в какой мере предлагаемый им вариант обогатит представления и знания в данной конкретной области. В конечном счете, каждый научный труд, не исключая и ситуационного анализа, должен способствовать появлению новых концепций и теорий.

При подготовке обзора литературы предполагается, что автор может обращаться к библиографическим сборникам, таким как профессиональные и статистические справочники, а также специализированным журналам.

Для поиска литературы безусловно необходимо пользоваться каталогами и картотеками библиотек. Однако значительные ресурсы в настоящее время имеют и электронные библиотеки, а также упоминавшиеся информационные справочные правовые системы.

Ниже приведены наиболее типичные ошибки, допускаемые при подготовке обзора литературы:

  • представляется только библиография, обзор литературы отсутствует;

  • обзор литературы, достаточно поверхностный, дан схематично и свидетельствует о том, что автор не знаком с литературой по избранной им проблематике;

  • целый ряд работ, включенных в обзор литературы, ненаучны, устарели или же не имеют прямого отношения к теме заявленного исследования;

  • обзор литературы представляет собой компиляцию отобранных соискателем работ без попытки объяснить, какое отношение они имеют к проблеме предлагаемого исследования;

  • обзор литературы не дает ясного представления о том вкладе, который может внести предлагаемое исследование в изучение данной проблемы.

Далее работа над содержанием семестровой работы продолжается составлением рабочего плана исследования. В нем должны быть отражены те задачи, которые определены в данной работе.

Начальный этап работы, как отмечалось, предполагает постановку исследовательской проблемы, но она формулируется в самом общем виде. Вместе с тем в рамках широкой проблематики автор, как правило, намечает ряд более частных, специальных вопросов, на которые необходимо дать ответ. После того, как определена центральная идея, значимость исследования, а также проработана история изучаемой проблемы, необходимо четко обозначить намеченные для исследования специальные вопросы. Их анализ можно рассматривать как этапы общего процесса раскрытия избранной темы. Некоторые работы могут быть построены вокруг нескольких крупных основополагающих проблем, в других может рассматриваться целый ряд взаимосвязанных вопросов, представляющих собой определенные аспекты или же переменные центральной исследовательской проблемы.

В любом случае, независимо от характера работы, целесообразно разбить избранную для исследования проблему на составляющие ее аналитические части. Это облегчит задачу выбора верных методов сбора данных и их обработки, а также анализа специальных вопросов исследования.

С самого начала важно обозначить рабочую гипотезу, направляющую ход анализа. Обычно взятые за основу гипотезы задают общее направление исследования, предопределяя конкретные проблемы, подлежащие углубленной проработке, но они должны быть сформулированы таким образом, чтобы не игнорировались противоречащие им объективно существующие реалии.

Ниже приводятся наиболее распространенные ошибки, касающиеся постановки специальных вопросов исследования:

  • отмеченные конкретные исследовательские проблемы носят второстепенный характер или же не связаны друг с другом;

  • выделенные для исследования специальные проблемы сформулированы слишком широко;

  • некоторые из определенных для исследования проблем уже достаточно глубоко и полно освещены в научной литературе, и автор не дает убедительного обоснования необходимости их дальнейшего изучения;

  • выделенные для исследования специальные проблемы не способствуют раскрытию избранной темы, они либо самоочевидны, либо вообще не поддаются научному анализу;

  • выделенные для исследования специальные вопросы чрезмерно усложнены, и не определяется доступный корпус данных, необходимых для их анализа;

  • выдвигаемые гипотезы представляют собой предположения самого общего характера.

Не существует определенного стандарта по выбору конкретной композиции работы. Автор вправе выбирать любой порядок организации материалов с тем, чтобы установить между ними логическую связь, необходимую для раскрытия темы своего исследования.

Внешне структура любого академического исследования, которой следует придерживаться, выглядит следующим образом:
Титульный лист

Оглавление

Введение

Разделы или главы основной части, например:

Глава 1. Название.

§ 1. Название.

§ 2.

Глава 2.

§ 1.

§ 2.

Заключение

Список использованной литературы

Приложения (если есть необходимость)
Титульный лист является первой страницей семестровой работы и заполняется по определенным правилам (см. Приложение 1).

В верхнем поле указывается полное наименование органа исполнительной власти, в ведении которого находится учебное заведение, и название самого учебного заведения. Далее указывается форма организуемой самостоятельной работы, в данном случае – семестровая работа. Ниже обозначается тема работы с указанием ее названия. В правой нижней части титульного листа приводятся сведения об авторе работы, включающие Ф.И.О. студента, номер курса, название факультета, номер группы, в которой он обучается. Кроме того, указывается Ф.И.О., должность и ученая степень преподавателя, который будет проверять семестровую работу. В нижнем поле титульного листа по середине обозначается город, в котором располагается учебное заведение, и год выполнения семестровой работы.

После титульного листа следует оглавление (Приложение 2), в котором приводятся заголовки разделов и глав семестровой работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Во введение к работе необходимо обязательно указать постановку проблемы, определить цель и задачи исследования. Здесь следует также сообщить, в чем заключается актуальность работы и почему она имеет значимость.

Тем самым, введение представляет собой важную часть семестровой работы, ориентирующую читателя в дальнейшем раскрытии темы, позволяющую создать представление о том, чему посвящена работа.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме семестровой работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение сжато, логично и аргументировано излагать материал. Каждая глава представляет собой отдельный, но взаимосвязанный с другими элемент работы, поэтому в ее содержании должно быть отражено, с одной стороны, решение отдельной задачи, но, с другой, должна присутствовать реализация единого плана исследования в рамках темы работы.

Наиболее распространенная в этом смысле логическая ошибка заключается в совпадении названия работы и названия отдельных разделов или глав. Этого допускать нельзя, т.к. каждая глава содержат решение одной или нескольких частных задач и не может заменять собой всей работы.

Выделение разделов или глав работы зависит от содержания решаемых в ней задач. Не следует строить содержание, исходя из имеющихся в распоряжении автора источников информации и их содержания. Необходимо помнить, что ориентиром при написании исследования является все-таки обозначенная в нем проблема, но никак не найденная исследователем литература по данной теме. В некоторых случаях отсутствие работ по избранной для исследования темы свидетельствует о ее перспективности для разработки, однако это необходимо обязательно обосновать в работе.

Каждая глава семестровой работы представляет собой законченное целое и поэтому завершается определенным выводом, позволяющим понять, каких результатов удалось добиться. Кроме того, наличие таких выводов окажет существенную помощь при написании заключительной части работы, поскольку в ней, как правило, сделанные в каждой главе выводы повторяются, образуя своеобразное кратное содержание всей работы.

Как таковое заключение подводит итоги семестровой работы. Оно носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез – последовательное, логически обоснованное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными во введении. В заключении содержится фактически новое по отношению к исходному знание. Именно оно в первую очередь становится предметом оценки. В этом смысле необходимо учитывать следующее:

  • Новое знание не должно подменяться механическим суммированием выводов каждой главы, а должно содержать суть того, что составляет итоговые результаты исследования;

  • Последовательность представление итоговых результатов определяется логикой построения семестровой работы, поэтому каждый последующий вывод должен быть логически взаимосвязан с предыдущим;

  • Заключение должно также содержать оценку проделанной работы с позиции того, в чем заключается ее основное значение, какие дополнительные результаты, помимо основных, были получены, какие новые задачи появляются в связи с разработкой данной темы исследования;

  • Заключение может включать практические предложения, что существенно увеличивает ценность теоретических выводов.

Таким образом, заключительная часть семестровой работы представляет собой не просто перечень полученных результатов, а их итоговый синтез, основанный на формулировании нового знания, полученного автором (Приложение 4).

После заключения в семестровой работе указывается список использованной в ходе ее подготовки литературы (Приложение 5). Список составляет одну из существенных частей работы и показывает умение автора находить, а также использовать необходимые для исследования информационные источники.

Общим правилом является то, что каждый включенный в список источник должен иметь отражение в тексте семестровой работы. Так, наиболее часто задаваемым вопросом является вопрос о том, нужны ли вообще в семестровой работе ссылки на используемую литературу. Можно конечно предположить, что семестровая работа от начала до конца выполнена данным автором, который изложил в ней исключительно свои рассуждения и выводы. Однако, если это так, получается, что автор не знаком с результатами исследований, полученных по данной или смежной теме до него, а, значит, не может правильно оценить собственного вклада в разработку темы, а также оригинальность сделанных им выводов. Таким образом, выполнить сколько-нибудь серьезную работу, не используя при этом работ предшественников в данной области знания, не понимая значимости полученных ими результатов, не возможно.

Библиографическая ссылка – совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документе (его части), необходимых для его общей характеристики или поиска. В России разрешено цитировать чужой текст объемом до 300 знаков.

Библиографическая ссылка может быть приведена полностью или частично в тексте или в примечаниях. Чаще всего используется подстрочное размещение ссылок. Если на один и тот же источник ссылки следует непрерывно, используется форма «Там же».

При ссылке на документ в целом указывают обще количество его страниц. При цитировании части документа или фрагмента указывают соответствующую страницу в соответствии с правилами библиографического описания. Ссылки лучше всего размещать в затекстовом списке, по порядку упоминания или же по алфавиту.

Тем самым, если автор делает ссылку на заимствованные факты, цитирует работы других исследователей или приводит их точки зрения, то он обязательно должен указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в список использованной литературы работы, на которые нет ссылок в тексте и которые фактически не были использованы. Не рекомендуется также указывать в этом списке информационно-справочные издания в виде энциклопедий, справочников, научно-популярных книг, газет.

Поскольку речь идет о юридических дисциплинах, то необходимо учитывать, что одним из критериев оценки семестровой работы является использование автором нормативных источников, т.е. актов, содержащих нормы права.

Тем самым список использованной литературы будет включать в себя две части – нормативно-правовые акты и литературу учебного характера. В перечне нормативно-правовых источников могут быть указаны законы различного уровня, кодифицированные акты, акты различных органов государственной власти и местного самоуправления. Их перечисление позволяет сделать вывод о том, насколько хорошо автор работы знаком с нормами права, регулирующими круг проблем, затрагиваемых в исследовании, насколько он способен устанавливать взаимосвязи между актами разного уровня и юридической силы.

Среди литературы учебного характера могут присутствовать учебники, учебные пособия, однако ограничиваться только ими не следует. Студент должен продемонстрировать знание различных позиций, подходов к решению исследовательской проблемы, поэтому здесь необходимо использовать также специальные работы, например, монографии по отдельным вопросам права, статьи ведущих периодических изданий в области юриспруденции, сборники научных статей., материалы конференций.

Создание текста является одним из последних этапов работы над семестровой работой. В случае выполнения вышеназванных рекомендаций он занимает небольшое количество времени, поскольку автор уже достаточно подробно представляет, о чем он должен сказать в своей работе. Написание семестровой работы происходит на основе изучения и предварительной систематизации всех источников, повторного анализа собранного материала.

Алгоритм работы здесь выглядит следующим образом: чтение исходного текста – выбор информативных фрагментов – обобщение информации – создание нового текста. На последнем этапе производится синтезирование выделенной информации и завершается оформление текста.


    1. Требования к оформлению семестровой работы.


Как любая письменная работа семестровое исследование должно отвечать определенным требованиям к своей форме.

К содержательной стороне работы обычно устанавливаются следующие правила:

  1. В работе следует разъяснить непривычные термины символы при первом упоминании в тексте. Термины, отдельные слова и словосочетания допускается заменять аббревиатурами и принятыми текстовыми сокращениями только в тех случаях, если их смысл ясен из контекста или после предварительной расшифровки.

  2. Единицы измерения следует приводить в единицах международной системы.

  3. Иллюстрации и таблицы используются в работе только в тех случаях, кода они помогают раскрыть содержание источника и сокращают ее объем.

  4. При написании текста следует избегать длинных, запутанных предложений, общих фраз, повторений, лишних слов и словосочетаний, затрудняющих чтение и воспроизведение текста.

  5. Необходимо избегать штампов и канцеляризмов вроде «заострить вопрос», «вследствие наличия», «имеет место» и т.п.

  6. Необходимо строго соблюдать единообразие терминов, обозначений, условных сокращений и символов.

  7. Надо избегать частого повторения слов, употребления одинаковых словосочетаний и оборотов. Не следует также допускать двойного упоминания понятий в одной фразе.

Семестровая работа выполняется в редакторе MS Word 6.0 и выше и предоставляется в формате DOC.

Технические требования к параметрам страницы:

Ориентация страниц книжная, формат А4;

Поля: верхнее 2,0 см; нижнее 2,0 см; левое 2,5; правое 2,0 см;

Стиль: обычный;

Формат абзаца: первая строка отступ 1,25; межстрочный интервал 1,5;

Формат шрифта: гарнитура «Times New Roman», размер шрифта 14, начертание «обычный», межсимвольный интервал «обычный», автоматическая расстановка переносов;

Страницы документа должны иметь порядковый номер. Нумерацию страниц внутри документа необходимо выполнять сквозной, начиная с титульного листа. Номер страницы на титульном листе не проставляется.

Общий объем семестровой работы не должен превышать 25 страниц, минимальный объем не лимитируется и определяется тематикой работы.

В описании списка использованной литературы необходимо указывать следующие данные: (Приложение 5)

Автор;

Заголовок издания;

Выходные данные;

Сведения об издании.

Определенные особенности имеет описание нормативных актов. В этом случае необходимо указать вид нормативно-правового акта (федеральный закон, постановление, указ), дату его принятия, номер, под которым он зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ, название в кавычках. Далее указывается источник официальной публикации данного акта и его выходные данные.



    1. Порядок представления, проверки и доработки семестровых работ.


Семестровая работа должна быть представлена на кафедру политологии и права заблаговременно в печатной форме в установленный срок, но не позднее двух недель до даты зачета или экзамена.

Представляя работу, студент должен указать на титульном листе дату сдачи и свою подпись. Одновременно с печатным экземпляром семестровой работы представляется ее копия на электронном носителе (как правило, электронные варианты работ сдаются коллективно каждой группой).

Своевременно сданные работы должны быть проверены преподавателем, который указывает на возможные замечания и недостатки работ в письменном виде (для этого необходимо предусмотреть специальную страницу в содержании семестровой работы, после титульного листа).

Если работа не имеет замечаний, на ее титульном листе выставляется оценка, подтверждаемая подписью преподавателя. В этом случае работу над семестровой можно считать законченной. Однако если к содержанию или оформлению работы есть замечания, то она должна быть доработана или переработана в соответствии с ними.

Часто в работах студентов содержаться отдельные неясные моменты, требующие пояснений. В таком случае семестровая работа направляется на защиту. Смысл процедуры защиты заключается в том, что автор поясняет преподавателю содержание основных положений своего исследования, дает ответ на вопросы, вызвавшие необходимость собеседования.

Процедуры доработки или защиты семестровых работ как таковые не влекут за собой автоматическое снижение оценки, однако могут существенно влиять на нее в случае своих неудовлетворительных результатов.

Семестровая работа имеет квалификационный характер и поэтому должна отвечать требованиям, предъявляемым к работам подобного рода. В этом смысле при оценке семестровых работ проверяется выполнение автором как содержательных, так и формальных требований.

Особое внимание при оценке работы уделяется наличию концепции исследования, постановке задач, формам изложения содержания работы.

Необходимо обратить внимание на композицию исследования (структуру работы), логику изложения материала, умение аргументировать свои рассуждения, наличие выводов. Отдельно оценивается выполнение требований к оформлению работы.

Семестровая работа должна характеризоваться использованием приемов логического мышления, а также применением категориального и понятийного аппарата данной дисциплины.

В целях предварительной оценки содержательной части своего исследования можно рекомендовать следующее правило: при правильно выполненной семестровой работе создать представление о содержании и итогах работы можно, ознакомившись только с введением и заключением к исследованию. Если это не удается, работа выполнена неправильно.

Наиболее распространенная ошибка при выполнении семестровых исследований заключается в стремлении авторов поскорее перейти к составлению текста работы, не определив предварительно исследовательской проблемы, не сформулировав задач и специальных вопросов исследования. Как правило, это обнаруживается при ознакомлении с оглавлением работы. В результате совершается логическая ошибка - разделы работы оказываются мало связанными между собой, затрагивают различные аспекты проблемы. Отсутствие постановки цели исследования фактически означает, что работа не соответствует требованиям, предъявляемым к работам подобного рода, и поэтому не может служить показателем обладания автором требуемыми навыками. В этом случае работа должна быть направлена на переработку.

Другой характерной логической ошибкой является несоответствие темы исследования предлагаемому содержанию. В основном здесь действуют те же причины, что и в рассмотренном выше случае, поэтому следует придерживаться отмеченных рекомендаций.

Серьезное внимание необходимо уделить композиции работы. Как подчеркивалось, композиция отражает логику раскрытия темы работы, где любая ошибка может существенно сказаться на оценке всей работы. Построение содержания исследования должны быть обдумано очень тщательно.

В случае направления исследования на доработку студент должен подготовить письменный отчет об исправлении высказанных преподавателем замечаний. Отчет оформляется отдельно и прилагается к семестровой работе. Вносить какие-либо изменения в текст смой работы при этом не следует.

В заключении следует напомнить, что семестровая работа призвана продемонстрировать владение автором навыками самостоятельной исследовательской работы. Таким образом, любая фальсификация требуемых результатов, например, путем копирования готовых текстов, необдуманного включения в текст в качестве отдельных глав фрагментов чужых работ, отрицательно скажется на итоговых результатах аттестации автора.

Приложение 1. Титульный лист семестровой работы



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине правоведение iconМетодические указания студентам по выполнению самостоятельной работы...
Методические указания студентам по выполнению самостоятельной работы по дисциплине
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине правоведение iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов...
Этнополитика (Текст): Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2012....
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине правоведение iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов Направление подготовки
История экономического развития России: Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов. Тюмень: гаоу впо то...
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине правоведение iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов...
Русский мир (Текст): Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2012. 16...
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине правоведение iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов...
В методические указания включены рекомендации по самостоятельной проработке тем курса, вопросы для подготовки к зачету, перечень...
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине правоведение iconМетодические указания по самостоятельной подготовке к практическим...
Представлены методические указания по дисциплине «Маркетинг» к выполнению курсовой работы, проведению практических занятий, библиографический...
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине правоведение iconМетодические указания для студентов по выполнеию внеаудиторной самостоятельной работы
В работе даны методические указания для студентов 1 курса учреждений начального и среднего профессионального образования по выполнению...
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине правоведение iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов...
В методические указания включены рекомендации по самостоятельной проработке тем курса, вопросы для подготовки к экзамену, перечень...
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине правоведение iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной...
Методические указания по выполнению контрольной работы одобрены на заседании Научно-методического совета взфэи
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине правоведение iconМетодические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Методические указания: записать основные формулы тригонометрии, формулы сложения
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине правоведение iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Вторичные метаболиты растений»...
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине правоведение iconМетодические указания по организации выполнению самостоятельной работы...
Наименование документа: Методические указания по организации выполнению самостоятельной работы по п м. 01, Мдк 01. 01
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине правоведение iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов Направление подготовки
Культурно-историческая роль России на евразийском пространстве: Методические указания по организации самостоятельной работы студентов....
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине правоведение iconМетодические указания по изучению дисциплины «Экономика предприятия»,...
Абота содержит конспект основных курса «Экономика предприятия», методические указания к их изучению, список литературы по темам,...
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине правоведение iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Избранные главы экологической...
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине правоведение iconСамостоятельная работа Методические указания к выполнению самостоятельной...
Методические указания выполнению самостоятельной работы по курсу «Информатика» и «Информатика и программирование»: Авт сост Н. В....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск