Индекс
| Наименование дисциплин (учебных модулей) и их основные дидактические единицы*
| Часы
трудоемкости
|
ОПД.00
| Общепрофессиональные дисциплины
| 510
|
ОПД.01
| Экономическая теория
| 72
|
| Предмет экономической науки; введение в экономику (основы экономического анализа, основы обмена, функционирование конкурентного рынка, основы государственного сектора); основные понятия собственности: экономические и правовые аспекты; введение в макроэкономику; деньги, денежное обращение и денежная политика; национальный доход, совокупные расходы, спрос, предложение, ценовый уровень, фискальная политика; макроэкономические проблемы инфляции и безработицы; основные макроэкономические школы; мировая экономика и экономический рост; спрос, потребительский выбор, издержки и предложение; формы конкуренции; структура бизнеса; регулирование и дерегулирование; факторные рынки и распределение доходов; сравнительные экономические системы, особенности экономики переходного периода.
|
|
ОПД.02
| Основы административного и гражданского права
| 12
|
| Понятие административного права. Административно-правовой механизм регулирования общественных отношений. Административная ответственность. Административное взыскание. Дисциплинарное принуждение. Дисциплинарная ответственность. Правовые основы управления в социальной сфере. Понятие гражданского права, основы его регулирования, гражданское процессуальное право, Гражданский кодекс.
|
|
ОПД.03
| Трудовое право
| 41
|
| Предмет, источники и субъекты трудового права. Понятие трудового правоотношения. Трудовой коллектив. Права и роль профсоюзов. Понятие коллективного договора, его роль. Правовое регулирование трудоустройства. Понятие трудового договора. Виды трудовых договоров. Контракт. Рабочее время и время отдыха. Система заработной платы. Правила внутреннего трудового распорядка. Трудовая дисциплина. Материальная ответственность сторон трудового правоотношения. Охрана труда. Трудовые конфликты и порядок их разрешения.
|
|
ОПД.04
| Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях
| 41
|
| Опасные и вредные факторы среды обитания: их характеристика, закономерности появления и способы защиты от их последствий. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального происхождения. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Гражданская оборона, ее структура, задачи. Защита от последствий чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени.
|
|
ОПД.05
| Менеджмент в сфере образования
| 65
|
| Развитие науки об управлении, эволюция управленческой мысли; методологические основы менеджмента в образовании; инфраструктура менеджмента; социофакторы и этика менеджмента в образовании; природа и состав функций менеджмента; стратегическое и тактическое планирование в системе менеджмента; организационные отношения в системе менеджмента; формы организации; мотивация деятельности; регулирование и контроль в системе менеджмента; моделирование ситуаций и разработка решений; динамика групп и лидерство; управление человеком и управление группой; руководство: власть и партнерство; стиль и имидж менеджера; конфликтность; факторы эффективности менеджмента.
|
|
ОПД.06
| Образовательный маркетинг
| 30
|
| Сущность образовательного маркетинга. Предпосылки образовательного маркетинга. Современная концепция маркетинга. Услуга (товар) в маркетинговой деятельности; комплексное исследование рынка образовательных услуг; методические основы исследования рынка, сегментация рынка. Оценка возможностей рынка; формирование политики выбора услуг и рыночной стратегии; роль маркетинговой деятельности в процессе разработки и создания услуги рыночной новизны. Разработка ценовой политики; продвижение услуги, сбыт и сервис в маркетинговой деятельности; формирование спроса и стимулирование сбыта. Организация деятельности маркетинговой службы в образовании.
|
|
ОПД.07
| Социология и психология управления
| 50
|
| Управление как общественное явление; объект и предмет социологии и психологии управления; современные тенденции и принципы управления образовательными организациями; аппарат управления как социальная группа; структура и потенциал образовательной организации; личность и малые группы в организации; отношения в образовательной организации – предмет труда руководителя; социально-управленческая ситуация: понятие, методы анализа и регулирования; организационная культура как социально-психологическая проблема; конфликтология, роль конфликта в управлении; социальные роли руководителя организации; проявление индивидуальных особенностей личности в поведении, деятельности и общении; мотивация поведения личности в организации; психодиагностика предпринимательских и организаторских способностей; социальные и психологические основы принятия управленческих решений; социальная ответственность менеджера образования.
|
|
ОПД.08
| Деловое общение
| 55
|
| Деловое общение как средство реализации управленческих функций руководителя. Структура коммуникативного акта. Цели, вербальные и невербальные средства и барьеры общения. Деловая беседа как форма делового общения. Цели беседы, ее фазы и средства, позволяющие наиболее эффективно реализовать цель на каждой из фаз. Критерии эффективности беседы. Функции совещания, его особенности как формы делового общения. Задачи руководителя по ведению совещания. Структура и участники совещания, их основные характеристики. Цели руководителя на совещании и средства их достижения. Критерии оценки эффективности проведения совещания. Публичное выступление как форма делового общения. Структура выступления и критерии оценки его эффективности. Особенности связей с общественностью на различных уровнях организационной среды; связи с общественностью в мультинациональной и мультикультурной деловой среде. Имиджелогия.
|
|
ОПД.09
| Финансы, денежное обращение и кредит
| 43
|
| Сущность и роль финансов и кредита. Государственный бюджет. Формирование и использование денежных накоплений. Безналичные расчеты между организациями. Краткосрочный кредит в хозяйственном механизме управления образованием. Финансовая работа и финансовое планирование в системе управления образованием. Многоканальное финансирование в образовании.
|
|
ОПД.10
| Бухгалтерский учет
| 53
|
| Учет материальных ценностей. Учет заработной платы. Доходная часть бюджета. Расходы. Сальдо. Современные методы бухгалтерского учета. Депозиты. Анализ хозяйственной деятельности экономических единиц. Налоговая система.
|
|
ОПД.11
| Социальное прогнозирование
| 48
|
| Перспективы развития общества. Современные модели развития цивилизации. Прогноз развития социума. Социальное проектирование - тип социального предвидения. Роль утопии, антиутопии, фантастики в предвидении будущего. Теория и практика социального прогнозирования. Уровни социального прогнозирования: глобальные, общегосударственные, региональные, отраслевые, отдельных сфер, коллективов, семьи и личности. Методы прогнозирования в образовании.
|
|
СД.00
| Специальные дисциплины
| 520
|
СД.01
| Философия и развитие образования
| 83
|
| Социальная природа образования, его общечеловеческий конкретно-исторический характер. Общечеловеческое, национальное и индивидуальное в образовании и воспитании. Непрерывность воспитания и образования. Системный и функциональный подходы к образованию, онтология образования. Социально-деятельностная сущность личности и ее отношение с окружающим миром. Философские аспекты целеполагания в образовании. Феноменология образования. Основные противоречия и закономерности развития образования. Современные теории и концепции развития образования. Развивающее образование. Идеи гуманизации в образовании. Личностно-ориентированное образование. Современные концепции воспитания детей, подростков, молодежи; особенности формирования нравственных, духовных ценностей личности в современных социально-экономических условиях. Роль воспитания молодежи в развитии общества и российского государства.
|
|
СД.02
| Проектирование образовательных систем
| 64
|
| Понятие системы. Система как средство решения проблем образования. Виды и функции образовательных систем. Федеральная, региональная и муниципальные образовательные системы и их особенности. Образовательная система учреждений. Параметры муниципальной и региональной систем образования. Оценка и планирование качества образования. Методы оценки и проектирования условий функционирования и развития образовательной системы: организационных, кадровых, материально-технических, финансовых, правовых и др. Управление как функция образовательных систем. Оценка эффективности управления образовательными системами. Оценка качества организации, планирования, контроля и руководства кадрами в образовательных учреждениях и региональных системах. Методы проектирования систем управления. Проверка и оценка эффективности систем управления и качества реализации отдельных управленческих функций.
|
|
СД.03
| Управление муниципальными и региональными образовательными системами
| 64
|
| Региональная и муниципальная образовательная система как объект управления.
Системный, процессный и ситуационный подходы к управлению. Понятие управления. Управление функционированием и развитием образовательных систем в регионе. Система управления. Функции управления. Содержание функций управления образовательными системами. Эффективность управления образовательной системой.
Планирование функционирования образовательных систем. Базовые организационные структуры муниципальных и региональных систем управления образованием. Органы управления образованием в регионе. Контроль в управлении образованием. Методы контроля учебно-воспитательной, финансово-хозяйственной деятельности и исполнения решений. Мониторинг качества образования в регионе и муниципальном округе. Организационные структуры управления развитием образования в регионе и муниципальном округе. Построение региональной системы осуществления государственной аттестации, аккредитации и лицензирования образовательных учреждений. Планирование и экспертиза эффективности введения инноваций в региональном (муниципальном) образовании. Эффективность управленческих нововведений. Особенности построения муниципальных и региональных систем дополнительного образования школьников. Специфика образовательных систем для детей с ограниченными возможностями по здоровью, коррекционная педагогика и специальная психология в системе образования. Разработка региональных систем по опеке и защите детства, профилактика социального сиротства. Целевая комплексная программа развития как инструмент управления образовательными системами.
Разработка управленческих решений: функции решения в методологии и организации процесса управления; типология управленческих решений; условия и факторы качества управленческих решений; модели, методология и организация процесса разработки управленческого решения; целевая ориентация управленческих решений; анализ альтернатив действий; анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернатив; условия неопределенности и риска; приемы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска; эффективность решений; контроль реализации управленческих решений; управленческие решения и ответственность.
|
|
СД.04
| Управление образовательными учреждениями
| 74
|
| Зарождение и развитие научных подходов к управлению образовательными учреждениями. Методологические основы управления образовательными учреждениями. Функции управления. Система управления. Эффективность управления образовательным учреждением.
Образовательное учреждение как объект управления. Типы и виды образовательных учреждений.
Планирование функционирования и развития образовательного учреждения. Организация управления функционированием и развитием образовательных учреждений. Мотивация организационного поведения. Методы стимулирования трудовой активности кадров в образовательных учреждениях. Оценка эффективности деятельности педагогических кадров. Контроль в управлении образовательным учреждением. Методы контроля учебно-воспитательной, финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений и исполнения решений.
Основные стратегии развития образовательных учреждений. Организационные структуры управления развитием образовательных учреждений. Инновационный процесс и его этапы. Оценка и выбор инноваций, планирование апробации и освоения нововведений, оценка результатов инновационного процесса. Мотивация кадров при осуществлении нововведений. Преодоление сопротивления изменениям. Системное управление развитием образовательного учреждения. Целевая программа развития как инструмент управления.
|
|
СД.05
| Управление персоналом в образовании
| 68
|
| Задачи управления персоналом в образовании. Органы и структура службы управления персоналом в муниципальных и региональных системах образования. Методические центры и отделы кадров в системе управления образованием и их функции. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом. Функциональное разделение труда в образовании. Анализ и планирование развития кадрового потенциала образовательных систем. Перемещения в системе образования, работа с резервом, планирование деловой карьеры. Методы подбора и профориентации педагогических кадров. Система работы с молодыми специалистами. Профессиональная и организационная адаптация кадров. Аттестация педагогических и управленческих кадров в образовании. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации управленческих и педагогических кадров в региональной и муниципальной системах образования. Обучение новым технологиям. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности. Системы стимулирования труда педагогических и управленческих кадров. Конфликты в трудовом коллективе: методы предупреждения и разрешения конфликтов. Оценка эффективности систем управления персоналом в образовании.
|
|
СД.06
| Правовые основы управления образованием
| 43
|
| Конституционные основы правовой системы и ее структура. Право в социальной и образовательной сфере. Закон Российской Федерации "Об образовании". Федеральный Закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Управление образованием в Российской Федерации. Структура органов управления образованием в Российской Федерации. Разграничение полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами управления образованием.
Правовой статус образовательных учреждений. Решение вопросов собственности и учредительства в образовании.
Международные правовые нормы в сфере образования. Права ребенка. Конвенция о правах ребенка. Охрана прав и защита интересов несовершеннолетних.
Правовые основы деятельности работников образования, механизмы реализации и защиты их прав. Особенности применения трудового законодательства в системе образования.
|
|
СД.07
| Организация финансово-хозяйственной деятельности в образовании
| 48
|
| Основы организации экономической деятельности в образовании. Приемы и методы хозяйствования, формы и структуры организации экономической деятельности. Сметное финансирование и бюджетное нормирование расходов. Смета доходов и расходов систем образования. Сметное планирование. Нормативы, расчет нормативов. Внебюджетные средства финансирования образования. Основы предпринимательства в образовании. Организация труда и заработной платы в образовании: основные принципы, модели и механизмы. Единая тарифная сетка. Категорийная система оплаты. Системы материального стимулирования и принципы их построения.
|
|
СД.08
| Организация делопроизводства в образовании
| 33
|
| Содержание, значение делопроизводства. Службы документации и секретарской службы. Государственные стандарты по документированию: документ, формы, классификация и унификация, реквизиты, требования к бланкам, формулярам.
Основные виды документов: служебные письма, телеграммы и телефонограммы, справки, акты, записки, приказы и выписки из них, протоколы и выписки из них, другие виды. Организация документооборота, работа с документами. Дела: номенклатура дел, формирование дел. Средства составления текстовых документов, средства копирования и оперативного размножения, средства хранения и поиска документов, средства передачи информации, использование ПК в делопроизводстве, программное обеспечение делопроизводства. Деловая переписка.
|
|
СД.09
| Информационные технологии в образовании
| 43
|
| Назначение и области применения ЭВМ в образовании и управлении образовательными системами. Проектирование информационных систем управления образованием. Компьютерный мониторинг качества образования. Компьютерный банк инноваций. Новые информационные технологии выработки управленческих решений. Информационные технологии нормативно-правового обеспечения работы образовательных учреждений. Дистанционное обучение кадров в образовании. Программно-методическое обеспечение информационных технологий.
|
|
СФД.00
| Специальные факультативные дисциплины (по выбору слушателей)
| 40
|
СФД.01
| Исследование систем управления образованием*
| 20
|
| Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека. Объект и предмет исследования. Практическая формула диалектического подхода к исследованию. Системный анализ в исследовании управления. Разработка гипотезы и концепции системы управления. Функциональная роль исследования в развитии систем управления. Логический аппарат исследования систем управления образованием. Приемы анализа и обоснования проблемы исследования. Состав и выбор методов исследования систем управления образованием. Исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования. Параметрическое исследование и факторный анализ систем управления. Социологические исследования систем управления. Экспертные оценки в исследовании систем управления. Рефлексивное исследование систем управления образованием. Планирование процесса исследования систем управления. Организация процесса исследования систем управления. Статистика в образовании. Научная и практическая эффективность исследования. Диагностика систем управления.
|
|
СФД.02
| Социодинамика культуры*
| 20
|
| Содержание и особенность социокультурных явлений; динамика культуры, типы культурных изменений, источники культурной динамики, динамические характеристики социокультурных явлений; факторы изменения и развития культуры; показатели и индикаторы культурного развития личности, группы, территориальной общности, понятие культурного уровня; информация о социокультурных изменениях; понятия субкультуры, контркультуры, альтернативной культуры; традиционная, массовая, элитарная культура; интеллигенция как субъект культуры; городская культура и сельская; управление социокультурными процессами; прогнозирование и моделирование социокультурных процессов, социальные институты культуры, учреждения культуры, управление социокультурными процессами.
|
|
ДС.00
| Дисциплины специализации (определяются в соответствии с категорией слушателей)
| 50
|
ДР.00
| Итоговая государственная аттестация: Выпускная квалификационная работа слушателя | 80
|
| ВСЕГО
| 1200
|