РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»:
Первый проректор по учебной работе
_______________________ ВОЛОСНИКОВА Л.М.
«_____» ________________ 2013 г. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 080200.68 «Менеджмент», очная и заочная формы обучения
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:
Автор (ы) работы:
___________________ УЖАХОВА Л.М.
«_____» ____________ 2013г. Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и логистики «_____» _____________ 2013 г., протокол № _____. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:
Объем 31 стр.
И.о. зав. кафедрой ______________ ВОРОНИН А.В.
«_____» _____________ 2013 г. Рассмотрено на заседании УМК Института права, экономики и управления «_____» ____________ 2013г., протокол № _____.
Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.
«СОГЛАСОВАНО»:
Председатель УМК ________________________ КОРЧЕМКИНА Е.С.
«_____» _____________ 2013 г. «СОГЛАСОВАНО»:
И.О.Директор Информационно-библиотечного центра _____________ УЛЬЯНОВА Е.А.
«_____» _____________2013 г. «СОГЛАСОВАНО»:
Зав. методическим отделом УМУ_____________ ФАРАФОНОВА И.Ю.
«_____» _____________2013 г.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт права, экономики и управления Кафедра менеджмента, маркетинга и логистики
УЖАХОВА Л. М.
ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 080200.68 «Менеджмент», очная и заочная формы обучения
Тюменский государственный университет
2013
Ужахова Л.М. Теория организации и организационное поведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080200.68 «Менеджмент», очная и заочная формы обучения. Тюмень, 2013, 31 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению и программе подготовки.
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Менеджмент инноваций [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный в локальной сети.
Рекомендовано к изданию кафедрой менеджмента, маркетинга и логистики ИПЭУ. Утверждено первым проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Воронин А.В., и.о. заведующего кафедрой менеджмента, маркетинга и логистики, д-р экон. наук, профессор
© Тюменский государственный университет, 2013.
© Ужахова Лейла Магомедовна, 2013.
Пояснительная записка.
Цели и задачи дисциплины.
Целью изучения дисциплины «Теория организации и организационное поведение» является формирование у студентов системного представления о закономерностях развития организации и особенностях управленческих технологий на разных стадиях ее развития и поведенческих моделях, позволяющих раскрыть закономерности поведения индивидов, групп и самих организаций.
Основными задачами дисциплины являются:
исследование различных типов организаций и моделей управления ими;
изучение концепций, моделей и теорий, объясняющих поведение индивидов и организаций;
формирование навыков эффективного поведения в организации в качестве руководителя, сотрудника, члена группы или команды.
Место дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина «Теория организации и организационное поведение» относится к профессиональному циклу базовой (общепрофессиональной) части.
Изучение дисциплины базируется на компетенциях, приобретенных при изучении дисциплин общенаучного цикла (М.1) и профессионального цикла (М.2) в соответствии с ФГОС ВПО по направлению «Менеджмент».
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины «Теория организации и организационное поведение» направлен на формирование следующих компетенций:
общекультурные компетенции:
способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования (ОК-1);
способность принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия (ОК-4);
профессиональные компетенции:
способностью разрабатывать корпоративную стратегию (ПК-2);
способностью разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК-4);
владение методами стратегического анализа (ПК-7);
способность готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности (ПК-8).
Таблица
Карта компетенций дисциплины
Код компетенции
| Формулировка компетенции
| Результаты обучения в целом
| Результаты обучения по уровням освоения материала
| Виды занятий
| Оценочные средства
| минимальный
| базовый
| повышенный
| ОК-1
| способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования
| Знает: ключевые понятия методологии исследования и основные методы исследования, и возможности их использования для развития общекультурного и профессионального уровня
| общие сведения о специфике, основных видах и методах научно-исследовательской деятельности, возможностях их использования для развития общекультурного и профессионального уровня
| основные аспекты, элементы и методы научно-исследовательской деятельности, возможностях их использования для развития общекультурного и профессионального уровня
| полную характеристику ключевых понятий методологии исследования и основные методы исследования в области управления персоналом, и возможности их использования для развития общекультурного и профессионального уровня
| лекции, семинары
| опрос, реферат, эссе, презентации
| Умеет: анализировать и применять полученные научные знания в области организационной науки, и использовать их для развития общекультурного и профессионального уровня, осваивать новые методы исследования
| систематизировать отдельные знания и использовать их для развития общекультурного и профессионального уровня и осваивать отдельные методы исследования
| систематизировать основные знания, и использовать их для развития общекультурного и профессионального уровня и осваивать основные методы исследования
| развернуто охарактеризовать научные знания и использовать их для развития общекультурного и профессионального уровня и осваивать новые методы исследования
| семинары
| ситуации и практические задания
|
|
| Владеет: методологией и методикой проведения научных исследований в области теории организации и организационного поведения, навыками самостоятельной научной и исследовательской деятельности
| отдельными методами, и начальными навыками самостоятельной научной и исследовательской деятельности в области теории организации и организационного поведения
| основными методами, и базовыми навыками самостоятельной научной и исследовательской деятельности в области теории организации и организационного поведения
| современными методами и устойчивыми навыками самостоятельной научной и исследовательской деятельности в области теории организации и организационного поведения
| семинары
| ситуации и практические задания
| ОК-4
| способность находить организационно-управленческие решения и оценивать их последствия
| Знает: сущность и содержание организационно-управленческих решений, процесс их формирования, выбора и алгоритм реализации
| общие сведения о сущности организационно-управленческих решений, процессе их формирования, выбора и реализации
| основные элементы и классификации организационно-управленческих и экономических решений, все этапы процесса их формирования, выбора и реализации во взаимосвязи друг с другом
| полную характеристику организационно-управленческих и экономических решений, системный подход к процессу их формирования, выбора и реализации во взаимосвязи с соответствующим уровнем персональной ответственности
| лекции, семинары
| опрос, тесты, реферат, эссе, презентации
|
|
| Умеет: классифицировать организационно-управленческие решения, оценивать их качество и эффективность, определять правильную последовательность действий при поиске, выборе и реализации необходимого решения
| систематизировать отдельные знания о сущности организационно-управленческих решений, осознать проблемы их качества и эффективности
| систематизировать основные знания о сущности и содержании организационно-управленческих решений, сформулировать проблемы их качества и эффективности, определять последовательность действий при поиске, выборе и реализации необходимого решения
| развернуто охарактеризовать сущность и содержание организационно-управленческих решений, четко сформулировать проблемы их качества и эффективности, определять наиболее подходящую последовательность действий при поиске, выборе и реализации необходимого решения
| семинары
| ситуации и практические задания
|
|
| Владеет: методами и технологиями разработки, реализации и оценки эффективности организационно-управленческих решений
| отдельными методами, технологиями и начальными навыками разработки, реализации и оценки эффективности организационно-управленческих решений
| основными методами, технологиями и базовыми навыками разработки, реализации и оценки эффективности организационно-управленческих решений
| современными методами, технологиями и устойчивыми навыками разработки, реализации и оценки эффективности организационно-управленческих решений
| семинары
| ситуации и практические задания
| ПК-2
| Способность разрабатывать корпоративную стратегию
| Знает: методологию стратегического планирования
развития организации и стратегического менеджмента
| общие сведения о методологии стратегического планирования
развития организации и стратегического менеджмента
| основные положения концепции стратегического планирования
развития организации и стратегического менеджмента
| полную характеристику элементов, принципов и этапах стратегического планирования
развития организации и стратегического менеджмента
| лекции, семинары
| опрос, реферат, практические задания
| Умеет: систематизировать и применять знания о стратегическом планировании и развитии организации, формировать стратегические цели развития, определять рациональные пути их
достижения
| систематизировать и применять отдельные знания о стратегическом планировании и развитии организации, формировании стратегических целей развития, рациональных путях их
достижения
| систематизировать и применять ключевые знания стратегическом планировании и развитии организации, формировании стратегических целей развития, рациональных путях их
достижения
| систематизировать и применять в полном объеме знания стратегическом планировании и развитии организации, формировании стратегических целей развития, рациональных путях их
достижения
| семинары
| ситуации и практические задания,
| Владеет: навыками использования методов
стратегического управления, методик оценки
эффективности стратегий, навыками выбора наилучших
вариантов из совокупности стратегических альтернатив
| начальными навыками использования методов
стратегического управления, методик оценки
эффективности стратегий, навыками выбора наилучших
вариантов из совокупности стратегических альтернатив
| базовыми навыками использования методов
стратегического управления, методик оценки
эффективности стратегий, навыками выбора наилучших
вариантов из совокупности стратегических альтернатив
| устойчивыми навыками использования методов
стратегического управления, методик оценки
эффективности стратегий, навыками выбора наилучших
вариантов из совокупности стратегических альтернатив
| семинары
| ситуации и практические задания,
|
ПК-4
| способность разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию
| Знает: теоретические основы составления программ и планов организационных преобразований
| общие сведения о правилах, содержании и требованиях разработки программ и планов организационных преобразований
| основные элементы и особенности разработки программ и планов организационных преобразований
| полную характеристику
особенностей и условий разработки программ и планов организационных преобразований
| лекции, семинары
| опрос, реферат, презентации
| Умеет: разрабатывать и внедрять программ и планов организационных преобразований
| разрабатывать отдельные элементы программ и планов организационных преобразований
| разрабатывать и внедрять основные элементы программ и планов организационных преобразований
| разрабатывать и внедрять в полном объеме программы и планы организационных преобразований
| семинары
| ситуации, практические задания
| Владеет: навыками разработки и внедрения внедрять программ и планов организационных преобразований
| начальными навыками разработки и внедрения
внедрять программ и планов организационных преобразований
| базовыми навыками разработки и внедрения
внедрять программ и планов организационных преобразований
| современными технологиями и устойчивыми навыками
разработки и внедрения
внедрять программ и планов организационных преобразований
| семинары
| ситуации и практические задания
| ПК-7
| владение методами стратегического анализа
| Знает: место, роль и особенности стратегического
анализа, методы проведения анализа конкурентной
среды, организацию информационно-аналитического
обеспечения стратегического анализа
| общие сведения о стратегическом
анализе, методах проведения анализа конкурентной
среды, организации информационно-аналитического
обеспечения стратегического анализа
| основные элементы и особенности стратегического
анализа, методы проведения анализа конкурентной
среды, организацию информационно-аналитического
обеспечения стратегического анализа
| полную характеристику
особенностей и условий проведения стратегического
анализа, методы проведения анализа конкурентной
среды, организацию информационно-аналитического
обеспечения стратегического анализа
| лекции, семинары
| опрос, реферат, презентации
|
|
| Умеет: применять современные методы и формы
стратегического анализа, использовать его результаты
при принятии стратегических решений, готовить
аналитический отчет и проводить его презентацию
| применять отдельные методы и формы
стратегического анализа, использовать его результаты
при принятии стратегических решений, готовить
аналитический отчет и проводить его презентацию
| применять основные методы и формы
стратегического анализа, использовать его результаты
при принятии стратегических решений, готовить
аналитический отчет и проводить его презентацию
| применять современные методы и формы
стратегического анализа, использовать его результаты
при принятии стратегических решений, готовить
аналитический отчет и проводить его презентацию
| семинары
| ситуации, практические задания
|
|
| Владеет: инструментами стратегического анализа и
системного прогнозирования, технологиями проведения
SWOT-анализа и кластерного анализа
| отдельными инструментами стратегического анализа и
системного прогнозирования, технологиями проведения
SWOT-анализа и кластерного анализа
| основными инструментами стратегического анализа и
системного прогнозирования, технологиями проведения
swot-анализа и кластерного анализа
| современными инструментами стратегического анализа и
системного прогнозирования, технологиями проведения
swot-анализа и кластерного анализа
| семинары
| ситуации и практические задания
| ПК-8
| способность готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности
| Знает: порядок, содержание и требования к
оформлению аналитических материалов различного
вида и назначения
| общие сведения об оформлении аналитических материалов различного
вида и назначения
| основные сведения о порядке, содержании и требования к
оформлению аналитических материалов различного
вида и назначения
| полную характеристику
основных сведений о порядке, содержании и требования к
оформлению аналитических материалов различного
вида и назначения
| лекции, семинары
| опрос, реферат, эссе, презентации
|
|
| Умеет: готовить аналитические материалы для
передачи руководителям предприятия, руководителям
проекта, партнерам по бизнесу и вышестоящим
организациям в форме записок и презентации
| готовить отдельные формы аналитических записок для
передачи руководителям предприятия, руководителям
проекта, партнерам по бизнесу и вышестоящим
организациям
| готовить основные формы аналитических записок для
передачи руководителям предприятия, руководителям
проекта, партнерам по бизнесу и вышестоящим
организациям
| готовить аналитические записки различного вида и назначения для
передачи руководителям предприятия, руководителям
проекта, партнерам по бизнесу и вышестоящим
организациям
| семинары
| ситуации и практические задания
|
|
| Владеет: навыками формирования и представления
аналитических материалов для совершенствования
управления бизнес-процессами и оценки их эффективности
| начальными навыками формирования и представления
аналитических материалов для совершенствования
управления бизнес-процессами и оценки их эффективности
| базовыми навыками формирования и представления
аналитических материалов для совершенствования
управления бизнес-процессами и оценки их эффективности
| устойчивыми навыками формирования и представления
аналитических материалов для совершенствования
управления бизнес-процессами и оценки их
эффективности
| семинары
| ситуации и практические задания
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
современные концепции и теории организации и поведения на различных уровнях организации;
преимущества и недостатки различных форм организации деятельности сотрудников, организационных структур и механизмов организации командной работы;
модели жизненного цикла организации
Уметь:
определять стадию жизненного цикла организации и специфику управления организационным поведением;
организовывать работу групп и команд;
использовать различные типы влияния стили руководства.
Владеть:
методикой построения организационно-управленческих моделей управления;
навыками эффективного руководства и лидерства.
1.Трудоемкость дисциплины.
Семестр 1. Форма промежуточной аттестации экзамен, контрольная работа. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц 144 часов.
2. |