Сущность государственно-общественного управления в образовании





НазваниеСущность государственно-общественного управления в образовании
страница1/19
Дата публикации19.03.2015
Размер2.48 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Сущность государственно-общественного управления в образовании


Раздел: Абрис проблемы

Каменщикова Л. А. , кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой управления образовательными учреждениями, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Важным показателем эффективности модернизации российского образования является «внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования».

 

Государственно-общественный характер системы управления образованием должен изначально появиться в отношениях между самими субъектами образования, то есть должны появиться области взаимодействия, которые характеризуются паритетностью, «горизонтальностью» управления. Вариативные формы государственно-общественного управления определяются: выявленными возможностями и ресурсными дефицитами образовательного учреждения; потенциальными формами участия общественности в управлении образованием; условиями для реализации конкретной модели государственно-общественного управления в образовательном учреждении.

 

В современной образовательной практике, в педагогической публицистике понятия «общественно-государственное» и «государственно-общественное управление» встречаются с одинаковой частотой. Что это - игра слов или какое-то более серьезное противоречие? Общество создает государство как инструмент достижения собственных целей. По крайней мере, такова природа демократического общества. С другой стороны, в центре нашего внимания находится именно государственная школа, которая в логике модернизации претерпевает существенные перемены. И сегодня именно государство (в лице руководителя) выступает инициатором развития взаимодействия с общественностью на школьном уровне. Вот и получается, что по сути общественно-государственное в настоящее время является скорее государственно-общественным.

 

В истории России идея государственно-общественного управления имеет достаточно глубокие корни: епархиальные училищные советы, волостные общины, попечительские советы гимназий и реальных училищ, земские управы.

 

Школы, в управлении которыми участвовали эти организации, как правило, имели многоканальное финансирование, которое предназначалось для удовлетворения потребности в книгах, пособиях, для награждения учителей и учеников, жалованья учащихся, содержания школ, повышения квалификации учителей. В свою очередь общество предъявляло к своим школам все более высокие требования, заставляя их перестраиваться, искать новые формы и методы обучения, расширять содержание образования. Но даже это, по мнению передовых деятелей образования, было недостаточным. П. Ф. Каптерев в 1915 году говорил о наступлении общественного периода (в отличие от предшествовавших ему церковного и государственного) в развитии отечественной педагогики. «Конечно, - писал он, - общество далеко не так влиятельно в постановке образования, как ему подобает быть; физическая сила на стороне государства, а оно до сих пор стремится рассматривать народное образование как простого служителя государства и ставит его далеко не на первое место; но слишком ясно чувствуется присутствие других деятелей в этом периоде, выдвигающих другие задачи, вливающих новое содержание в прежние формы образования».

 

Аналогичная ситуация складывается в современной России. Перед образованием ставятся новые задачи, изменяются его содержание и формы, складываются новые институты гражданского общества и социальные группы, готовые вкладывать в систему образования различные ресурсы. Их запросы могут быть обусловлены как личной заинтересованностью, так и социальной необходимостью. В чем специфика сегодняшней ситуации?

 

Правила управления образовательным учреждением требуют исполнения принципа государственно-общественного характера управления на основе создания гармоничной единой системы управления, в которой единоначалие осуществляет руководитель, а самоуправление осуществляется в двух формах: непосредственной демократии и представительной демократии.

 

Формой непосредственной демократии является общее собрание, педагогический совет, когда в нем участвуют все педагогические работники.

 

Формой представительной демократии являются конференция, совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и другие.

 

Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.

 

Сущность государственно-общественного управления в современном образовании предполагает согласованное взаимодействие между государством и обществом в решении различных вопросов образования, связанных с возможностью ответственно и результативно влиять на образовательную политику, принятие управленческих решений, участие в выполнении ресурсообеспечивающих функций, создании здоровой социальной среды для учащихся.

 

Понимание сущности государственно-общественных отношений предполагает согласование и определение представлений о возможностях государственной составляющей и общественной составляющих и складывающихся между ними договорных отношений.

 

Государственная составляющая образования должна гарантировать обеспечение доступности и равных возможностей получения полноценного качественного образования.

 

В общественной составляющей можно выделить внутренние компоненты: внутреннее профессиональное сообщество, ученическое самоуправление и так далее - и внешние: представители родителей, бизнеса, общественных организаций, ассоциации выпускников, национально-культурных сообществ, фонды развития и так далее.

 

Общественность - это организованные структуры, отражающие интересы социальных групп в области образования и не подчинённые органам управления образованием. Это могут быть структуры:

 

- непосредственно не связанные с системой образования (объединения работодателей, творческие союзы, научные учреждения);

- объединяющие работников образования (например, ассоциация педагогов-исследователей, ассоциация руководителей школ);

- объединяющие участников образовательного процесса (родителей, учащихся);

- обеспечивающие систему образования определёнными ресурсами (за счёт внебюджетных источников - проектные группы, исследовательские лаборатории, временные научно-исследовательские коллективы и так далее).

Эти структуры могут быть постоянными (ассоциации, союзы, советы, некоммерческие партнёрства) или временными (собрания, совещания, конференции).

 

Выражать интересы определённых социальных групп в сфере образования могут также специалисты, изучающие образовательные запросы и проблемы населения (социологи, психологи, организаторы образования). Эту группу специалистов можно определить как группу экспертов по социальным проблемам образования.

 

К общественности можно отнести и группу экспертов по вопросам управления образовательными системами, независимых от органов управления образованием.

 

«Пропорции» участия различных составляющих в образовании и управлении образованием не могут быть заданы раз и навсегда, баланс между ними будет носить подвижный характер.

 

Деятельность органов управления образованием в условиях постепенного выращивания общественной составляющей образования и управления им может строиться как совместно разделенная деятельность. При этом развитие государственно-общественного управления в образовании связано с рядом ограничений и рисков, многие из которых обусловлены сложившимися стереотипами сознания представителей образования и социума.

 

Среди таких рисков могут быть:

- стремление к построению вертикально-иерархических отношений с лицами и организациями;

- опасность понимания развития государственно-общественного взаимодействия как усиления одной из сторон в интересах другой или как нового перераспределения нынешних функций управления.

 

Цели государственно-общественного управления образованием не могут задаваться лишь ведомственными интересами самой системы образования, они должны формироваться в диалоге между всеми заказчиками и конкретными потребителями результатов образования. К заказчикам образовательных услуг можно отнести: детей, родителей, производственные структуры, хозяйствующие субъекты, местную, региональную власть, региональную и национальную элиту с учетом социально-культурных, экономических и других особенностей территории, культурно-образовательных традиций, национально-этнических отношений и заявленных стратегических приоритетов развития образовательного учреждения.

 

Государственно-общественное управление образованием развивается на основе принципов, предполагающих:

- открытость и демократичность,

- взаимодействие и согласованность,

- участие и соуправление.

 

Приоритетными направлениями в соответствии с этим выступают:

- создание условий для взаимовыгодного сотрудничества различных моделей государственно-общественного управления на уровнях:

муниципалитета,

органов местного самоуправления,

некоммерческих неполитических организаций,

профессиональных сообществ и так далее, отвечающих требованиям Закона РФ «Об образовании», «Концепции и стратегии модернизации российского образования на период до 2010 года», «Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы»;

- обучение и консультационная поддержка управленческих кадров государственно-общественного управления образованием.

 

Современная система управления образованием изменяется по нескольким направлениям:

- снижается степень централизации управления образованием,

- в системе образования переходят к договорным отношениям,

- повышается роль инноваций,

- развиваются общественные инициативы в сфере образования,

- создаются «горизонтальные» управленческие структуры,

то есть развивается сетевое взаимодействие.

 

Ещё одно существенное изменение, характеризующее переход к государственно-общественному управлению образованием, - создание негосударственных структур, расширяющих возможности государственных (и муниципальных) школ в выборе путей своего ресурсного обеспечения (центры образовательных технологий, ресурсные центры, фонды и другие структуры по поддержке образовательных инициатив и тому подобное).

 

Несомненным признаком государственно-общественного управления считается появление «горизонтальных» управленческих структур в форме попечительских советов, Советов школ, Управляющих советов.

 

В то же время опыт ряда регионов показал, что сам факт наличия попечительских советов (или других аналогичных структур) нельзя рассматривать как признак государственно-общественного управления, так как в таких структурах не принимаются какие-либо решения, ограничиваясь согласием с решениями, которые предполагает школьная администрация.

 

Опыт последних лет показал, что не всегда и не везде можно создать «горизонтальные» управленческие структуры (например, из-за отсутствия в данный момент подходящих людей, которые могли бы войти в состав попечительского совета). Но всегда и везде есть возможность организовать диалог с местным социумом по актуальным проблемам развития образования. Организация такого диалога может рассматриваться как одно из принципиальных изменений в системе управления образованием.

 

Можно выделить следующие основные признаки государственно-общественного управления:

- совместная управленческая деятельность государственных и негосударственных структур по руководству образовательными проектами;

- процедура принятия решения государственным (муниципальным) органом управления образованием, предусматривающая обязательное согласование проекта решения с представителями общественности;

- делегирование части властных полномочий органов управления образованием структурам, представляющим интересы определённых групп общественности.

 

Потребность общественности в управлении образовательными системами зависит от уровня организованности самой общественности, от наличия структур, представляющих её интересы, в том числе от экспертных структур. Поэтому разнообразные меры, позволяющие изучать общественное мнение, привлекать общественность к аттестации образовательных учреждений, к экспертизе образовательных результатов, организовывать общественное обсуждение проблем образования - необходимое условие повышения уровня общественной активности в сфере образования.

 

Сложнее обстоит дело с формированием у органов управления образованием мотивации привлекать общественность к принятию управленческих решений. Обычно руководители образовательных учреждений и руководители более высокого ранга стремятся ограничить участие общественности в управлении, боясь некомпетентного и агрессивного вмешательства в сферу образования, не желая также утратить хотя бы часть своих властных полномочий.

 

Опыт отдельных регионов подсказывает, что эффективное взаимодействие системы образования и общественных структур можно обеспечить, если представители сферы образования включены в общественные структуры, например представительство руководителей образования в совете предпринимателей и другое. Это создает возможность для формирования компетентного социального заказа школе и экономической поддержки этого заказа.

 

Существуют различные формы участия общественности в принятии управленческих решений. При реализации такой формы проявляется такой феномен, как «коллективный субъект принятия решения».

Одним из примеров коллективного субъекта выступает инновационная модель общественно-активной школы, работающей на основе концепции общественно-активного образования в развитии местного сообщества, что является возможностью для местных жителей, школ, организаций и учреждений стать активными партнерами в решении местных, в том числе образовательных проблем.

 

Расширение общественного участия в управлении образованием 

 

Концепция модернизации российского образования в числе первоочередных задач определяет развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса.

 

Основные задачи

Разработка и реализация модели государственно-общественного управления в образовании.

Повышение эффективности управления школой с разграничением полномочий между учредителем и образовательным учреждением, между директором и Советом образовательного учреждения для обеспечения реализации принципа государственно-общественного управления.

Формирование консолидированного заказа на оказание образовательных услуг.

Активное привлечение педагогов, обучающихся и родителей к участию в управлении образовательным учреждением.

 

Подходы

Применение современных механизмов запуска процесса модернизации образования.

Создание общественных муниципальных Советов по вопросам управления образованием.

Разработка и внедрение механизмов участия органов государственно-общественного управления образованием в оценке качества образования и в распределении стимулирующей части оплаты труда работников образовательных учреждений.

Развитие механизма привлечения инвестиций в образование через общественное участие в управлении образованием.

 

Взятые обязательства

Создание и организация деятельности органов самоуправления, обеспечивающих демократический, государственно-общественный характер управления во всех общеобразовательных учреждениях и в муниципальных образованиях.

Предоставление публичных отчетов об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности всеми общеобразовательными учреждениями.

Увеличение доли общеобразовательных учреждений, имеющих свои обновляемые сайты в сети Интернет, до 80 %.

Доведение числа общественных наблюдателей при проведении ЕГЭ до количества пунктов, в которых проводится ЕГЭ.

Увеличение доли общеобразовательных учреждений, лицензирование и аттестация которых проводится с привлечением представителей общественности из числа лиц, не являющихся работниками учреждений, подведомственных органам управления образованием, до 100 %.

 

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сущность государственно-общественного управления в образовании iconГосударственно-общественный характер управления
Закон РФ «Об образовании в рф» позволяет создать в детском саду коллегиальный орган государственно-общественного управления, т е...
Сущность государственно-общественного управления в образовании iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие государственно-общественного управления образованием – направление государственной политики в области образования. Уровни...
Сущность государственно-общественного управления в образовании iconКонкурс проводился в целях совершенствования и распространения передового...
«Лучший управляющий совет», «Лучший публичный доклад», «Мои инновации в образовании», «Наследники Юрия Гагарина» и подведены итоги...
Сущность государственно-общественного управления в образовании iconПубличный отчет о результатах деятельности Бюджетного образовательного учреждения Омской области
В числе принципов государственной политики, определенных ст. 2 Закона РФ «Об образовании», значится идея демократического, государственно-общественного...
Сущность государственно-общественного управления в образовании iconГ. Соль-Илецка Оренбургской области публичный отчет
Структура управления. Органы государственно-общественного управления и самоуправления
Сущность государственно-общественного управления в образовании iconЗадачи: Совершенствование организационной структуры управления школой...
Реализация в мбоу сош №21 Комплексной программы модернизации образования Московской области
Сущность государственно-общественного управления в образовании iconРуководство, органы государственно-общественного управления и самоуправления
Государственный статус: государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Сущность государственно-общественного управления в образовании iconРуководство, органы государственно-общественного управления и самоуправления
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы
Сущность государственно-общественного управления в образовании iconАнализ выполнения общешкольного плана вшк мбоу сош с. Иштии-Хем за 2011-2012 учебный год
Результаты вшк должны использоваться в работе педагогического совета, методического объединения учителей и других структур государственно-общественного...
Сущность государственно-общественного управления в образовании icon1. Общая характеристика школы
Вашему вниманию предлагается публичный доклад директора о деятельности нашей школы в 2010-2011 учебном году. Доклады такого рода...
Сущность государственно-общественного управления в образовании iconДоклад размещается на сайте учреждения образования, публикуется и...
Доклад утверждается органом государственно-общественного управления учреждения, подписывается совместно директором и председателем...
Сущность государственно-общественного управления в образовании iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вашему вниманию предлагается публичный доклад директора о деятельности нашей школы в 2011-2012 учебном году. Доклады такого рода...
Сущность государственно-общественного управления в образовании iconПубличный доклад за 2011-2012 учебный год Общая характеристика учреждения
Р котина Г. А., зам директора по вр мельникова С. А. вся администрация имеет высшую квалификационную категорию по должности «руководитель»....
Сущность государственно-общественного управления в образовании iconВашему вниманию предлагается публичный доклад директора о деятельности...
Данный доклад составлен с использованием разнообразных статистических материалов, характеризующих работу школы
Сущность государственно-общественного управления в образовании iconПротокол заседания органа государственно-общественного управления...
В соответствии со статьёй 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-фз "Об общих...
Сущность государственно-общественного управления в образовании iconВопросы к государственному экзамену по специальности
Сущность стратегического управления. История развития стратегического управления. Долгосрочное и стратегическое планирование. Формирование...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск