Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Геоэкология»





НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Геоэкология»
страница1/6
Дата публикации19.03.2015
Размер0.62 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ И ЭКОЛОГИИ

Л.В. Переладова
ГИДРОЭКОЛОГИЯ ПОДЗЕМНЫХ ВОД
Учебно-методический комплекс

для студентов специальности

«Геоэкология».


Издательство

Тюменского государственного университета

2008

УДК 556. 182 (073)

ББК Д 479 р

А3 П270

Л.В. ПЕРЕЛАДОВА. Гидроэкология подземных вод: учебно-методический комплекс для студентов эколого-географического факультета, обучающихся по специальности «Геоэкология». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008, 57 с.

Учебно-методический комплекс включает тематический план дисциплины, краткий курс лекций, разработки практических работ, указания к самостоятельной работе студентов, перечень вопросов к зачету, список основной и дополнительной литературы.

Дисциплина направлена на ознакомление студентов с проблемами истощения и загрязнения подземных вод, а также с существующими методами их решения.

Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией эколого-географического факультета. Одобрено Учебно-методической секцией Ученого совета Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Т.В. Попова, доцент кафедры

физической географии и экологии, к.б.н.

РЕЦЕНЗЕНТЫ: В.М.Калинин, профессор кафедры

экологического мониторинга и землеведения

Тюменского государственного университета, д.г.н.

А.А.Южаков, старший научный сотрудник лаборатории

гидрогеологии и экологии водной среды ООО «Тюмен-

НИИгипрогаз», к. г.н.
© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008

© Издательство Тюменского государственного университета, 2008

© Л.В. Переладова, 2008

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель дисциплины «Гидроэкология подземных вод» состоит в том, чтобы выработать у студентов экологическое мировоззрение о процессах, протекающих в подземных водах при воздействии на них различных видов хозяйственной деятельности человека, а также передать им комплекс знаний по рациональному их использованию и защите от загрязнений.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины: студенты должны знать виды антропогенного воздействия на подземные воды, основные источники их загрязнения и состав загрязняющих веществ, причины истощения запасов подземных вод, группы мероприятий, направленных на рациональное их использование, охрану и управление режимом подземной гидросферой.

Учебно-методический комплекс включает тематический план, краткий курс лекций объемом 16 часов, практические работы объемом 16 часов, темы самостоятельной работы студентов, вопросы к зачету, список литературы.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п

Наименование темы

Лекции

Практическ.

работы

Самост. раб.

Формы контр.

1

Введение

1










2

Истощение ресурсов подземных вод

2

2

3

Реферат

3

Мероприятия по охране подземных вод от истощения

2

2

3

Реферат

4

Загрязнение подземных вод

2

2

3

Реферат

5

Основные физико-химические процессы взаимодействия загрязненных стоков, подземных вод и пород

2










6

Методы анализа химического состава подземных вод

1










7

Охрана подземных вод от загрязнения

2




3

Реферат

8

Особенности охраны подземных вод в криолитозоне

1










9

Гидрогеологические исследования и изыскания для обоснования мероприятий по защите подземных вод от загрязнения

1










10

Подземная утилизация сточных вод и отходов

1










11

Управление режимом подземной гидросферы

1

10

4

Контр. раб



Итого

16

16

16

Зачет


Оценка текущей успеваемости студентов

Наименование темы

Лекции

Практическ.

работ

Контр.раб.

рефераты

баллы

Модуль 1




Введение

0-2










0-2

Истощение ресурсов подземных вод

0-4

0-5

0-5

0-5

0-19

Мероприятия по охране подземных вод от истощения

0-4

0-5

0-5

0-5

0-19

всего

0-10

0-10

0-10

0-10

0-40

Модуль 2




Загрязнение подземных вод

0-4

0-5

0-5

0-5

0-19

Основные физико-химические процессы взаимодействия загрязненных стоков, подземных вод и пород

0-2










0-2

Методы анализа химического состава подземных вод

0-2













всего

0-8

0-5

0-5

0-5

0-23

Модуль 3




Охрана подземных вод от загрязнения

0-4




0-5

0-5

0-14

Особенности охраны подземных вод в криолитозоне

0-2










0-2

Гидрогеологические исследования и изыскания для обоснования мероприятий по защите подземных вод от загрязнения

0-2










0-2

Подземная утилизация сточных вод и отходов

0-2










0-2

Управление режимом подземной гидросферы

0-2

0-10

0-5




0-17

всего

0-12

0-10

0-10

0-5

0-37

Итого

0-30

0-25

0-25

0-20

0-100


Планирование самостоятельной работы студентов




Темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

обязательные

дополнительные

1

Истощение ресурсов подземных вод

реферат

Контрольная работа

1-2

3

2

Мероприятия по охране подземных вод от истощения

реферат

Контрольная работа

3-5

3

3

Загрязнение подземных вод

реферат

Контрольная работа

6-8

3

4

Охрана подземных вод от загрязнения

реферат

Контрольная работа

9-12

3

5

Управление режимом подземной гидросферы

Контрольная работа




13-16

4




Всего







16

16

3. КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ


Тема 1. ВВЕДЕНИЕ.

Обеспечение населения, промышленности и сельского хозяйства водой нужного качества и в необходимом количестве – важная проблема современности, решение которой во многих регионах мира становится все более трудной задачей из-за неудовлетворительного состояния наиболее доступных для человека поверхностных вод.

Подземные воды, как источник водоснабжения, имеют целый ряд преимуществ перед поверхностными и поэтому привлекают к себе сейчас все большее внимание. Интенсивное использование подземных вод началось со времен промышленной революции 18-19 вв. В эпоху научно-технической революции многократно возросло потребление подземных вод не только пресных, но и минеральных, термальных, а также началось бурение сверхглубоких скважин и сброс особо опасных отходов в недра Земли.

Рациональное использование подземных вод возможно лишь на основании всестороннего изучения процессов их формирования, сложных взаимосвязей с поверхностными водами и атмосферой, реакции на разнонаправленные воздействия технических факторов. Основой планов оптимального использования подземных вод является рациональная методика оценки их ресурсов и запасов, которая принимает во внимание необходимость их охраны от загрязнения и истощения. В настоящее время в связи с заметным уменьшением запасов подземных вод назрела тенденция комплексного их использования.

Главные вопросы, рассматриваемые в курсе «Гидроэкология подземных вод»:

- причины истощения ресурсов подземных вод;

-охрана подземных вод от истощения;

-виды загрязнения подземных вод;

-физико-химические процессы взаимодействия загрязненных стоков, подземных вод и горных пород;

-методы анализа химического состава подземных вод;

-мероприятия по защите подземных вод от загрязнения;

-особенности охраны подземных вод в криолитозоне;

-управление режимом подземной гидросферы.

Тема 2. ИСТОЩЕНИЕ РЕСУРСОВ ПОДЗЕМНЫХ ВОД.

Подземные воды – полезное ископаемое, поэтому характерная их черта – отбор из недр в непрерывном режиме и заданном количестве. В связи с этим, по отношению к подземным водам существуют понятия не только «запасов», но и «ресурсов», характеризующих питание водоносного горизонта. По классификации Н.И. Биндемана и Л.С. Язвина (1970) запасы и ресурсы подземных вод делятся следующим образом:

- естественные запасы – объем подземных вод в резервуаре (куб. м.,

куб.км);

ресурсы – количество подземных вод, поступающих в

водоносный горизонт путем инфильтрации,

фильтрации сверху и снизу, притока со

смежных территорий ( л/с, куб. м/с);

-искусственные запасы – объем подземных вод в резервуаре, сформи-

ровавшийся в результате утечек из

оросительных систем, водохранилищ или при

магазинировании;

ресурсы – расход воды, поступающий в резервуар при

различного рода утечках искусственного про-

исхождения;

- привлекаемые запасы – объем воды, который сформировался как

естественным, так и искусственным путем

при усилении питания подземных вод;

ресурсы – расход воды, поступающий в резервуар при

усилении питания;

- эксплуатационные запасы и ресурсы ( понятия синонимичны) – коли – чество подземных вод, которое может быть получено рациональными в технико- экономическом отношении водозаборными сооружениями при заданном режиме эксплуатации и при качестве воды, удовлетворяющем требованиям в течение всего срока водопотребления ( л/с; куб. м/с). Термин «эксплуатационные запасы» чаще применяется при оценке перспектив использования подземных вод для конкретных объектов. Когда характеризуются общие потенциальные возможности эксплуатации подземных вод в крупном регионе и они рассматриваются как часть общих водных ресурсов, используется термин «эксплуатационные ресурсы». Максимальные модули эксплуатационных ресурсов (5-10 л/с с кв. км) характерны для межгорных артезианских бассейнов и предгорий. Модули эксплуатационных ресурсов от 1 до 5

л/с с кв.км наблюдается в северо-западной части России и юго-западе Сибири и Дальнем Востоке, от 0,1 до 1 л/с с кв.км – на юго-востоке Русской равнины и юге Западной Сибири. Минимальные эксплуатационные ресурсы установлены на Урале. Причем повсеместно естественные ресурсы значительно превышают эксплуатационные. Например, естественные ресурсы в пределах Русской равнины изменяются от 500 до 20 л/с с кв.км, в Западной Сибири и на Дальнем Востоке составляют 4-5 л/с с кв.км, на юго-востоке России- 24-12 л/с с кв.км. Общая величина годового подземного стока на территории России равна 790 куб. км, из которых эксплуатационные ресурсы составляют 4 куб. км. (Справочник по охране геологической среды,1996). При оценке эксплуатационных запасов подземных вод и проектировании водозаборов часто допускаются ошибки, вследствие чего нарушается соотношение между восполнением и допустимым понижением и возникает устойчивое падение динамического уровня. Начинается процесс истощения подземных вод.

Под истощением подземных вод понимается сработка динамических уровней ниже предельно допустимой величины, установленной при подсчете эксплуатационных запасов. Там, где предельно допустимое понижение не устанавливалось, под истощением понимается устойчивое снижение динамических уровней при эксплуатации, которое может привести к полному осушению водоносного горизонта или комплекса. Оба случая свидетельствуют о значительном превышении водоотбора над восполнением. Истощению в первую очередь подвергаются свободные гравитационные подземные воды.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Геоэкология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
В. А. Ермолаева. География (часть – 2): Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020804. 65 «Геоэкология»...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Геоэкология» iconГеоэкология
Л. В. Переладова. Речной сток и гидрологические расчеты: Учебно-методический комплекс для студентов эколого-географического факультета,...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Геоэкология» iconГеоэкология нефти и газа
Т. А. Барнёва Технология добычи, транспортировки и хранения нефти и газа. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Геоэкология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рабочая программа предназначена для студентов 3, 4 курсов эколого-географического факультета, обучающихся на очном отделении по специальности...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Геоэкология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экологической геологии»
Дополнение к учебно-методическому комплексу «Основы экологической геологии». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Геоэкология» iconУчебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальностей...
Учебно-методический комплекс предназначен для инзем тюмгу и направлен на формирование базовой гуманитарной компетентности студентов,...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Геоэкология» iconТюменский государственный университет
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения специальности 020804. 65 Геоэкология
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Геоэкология» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Хорошавин В. Ю., Пашнева М. В. Экология почв. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов одо специальность 020804....
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Геоэкология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Геология месторождений нефти и газа»
Дополнение к учебно-методическому комплексу «Геология месторождений нефти и газа». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Геоэкология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Рассмотрено на заседании умк именит отделения географии, экологии, природопользования и туризма от 21. 04. 2011 №01
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Геоэкология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Геоэкология и природопользование...
В соответствии с требованиями Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «География...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Геоэкология» iconВопросы к экзамену по курсу «геоэкология» 15
Геоэкология. Учебно-методический комплекс. Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2010. – с
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Геоэкология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо по специальности
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Геоэкология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 18
Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Гидрогеология» для специальности «Геоэкология»
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Геоэкология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03
Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Учение об атмосфере» для специальности «Геоэкология»
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Геоэкология» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Гидрология»
Л. В. Переладова. Речной сток и гидрологические расчеты: Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск