НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОСТОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
ОДОБРЕНО
на заседании кафедры менеджмента
(протокол №1 от 5 сентября 2011 года)
| УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной и воспитательной работе
____________О.В. Челомбицкая
_____________________2011 год
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
учебной дисциплины
«СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»
по специальности 080507.65
«Менеджмент организации»
Формы обучения:
очная, заочная
Составитель: Волочай А.В. Ростов-на-Дону
2011 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Связи с общественностью» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного
стандарта по специальности 080507.65 «Менеджмент организации»
Введение
Учебная программа дисциплины «Связи с общественностью» разработана для студентов экономического факультета направления 080507.65 «Менеджмент организации» степень (квалификация) – менеджер. При очной форме обучения на изучение дисциплины «Связи с общественностью» отводится учебным планом 48 часов, в том числе на лекционные занятия - 12 часов, на семинарские занятия 12 часов, на самостоятельную работу студентов – 24 часа. По окончанию изучения курса студенты сдают зачет (восьмой семестр).
При заочной форме обучения трудоемкость дисциплины составляет 48 часов, в том числе лекционные занятия - 4 часов, семинарские занятия - 6 часа, самостоятельная работа-38 часов. По окончанию изучения курса студенты сдают зачет (девятый семестр).
Цели и задачи дисциплины
«Связи с общественностью» как дисциплина входит в состав образовательного стандарта направления 080507.65«Менеджмент организации» и наряду с другими дисциплинами образует основу теоретической подготовки менеджеров. Цель преподавания дисциплины. Основная цель курса «Связи с общественностью» - овладение студентами специальности 080507.65 "Менеджмент организации" основными принципами, формами и методами PR-деятельности. В процессе изучения курса у студентов формируется понимание природы и необходимости связей с общественностью, процессов, происходящих в коммуникативном пространстве и в организации – как элемента этого пространства.
В процессе изучения курса у студентов формируются представления о понятийном аппарате данной дисциплины, принципах и закономерностях функционирования сферы связей с общественностью, изучаются особенности реализации современных PR-проектов и программ, их учет при принятии управленческих отношений.
Задачи изучения дисциплины. в теоретическом плане – дать знания о концепциях организации общественных связей за рубежом и в России, познакомить студентов с важнейшими тенденциями развития мирового PR, уяснить специфику российской ситуации;
в практическом плане – дать возможность студентам освоить некоторые методы и технологии связей с общественностью в бизнесе и в политике.
Требования к уровню освоения дисциплины.
Студент должен:
- знать основные концепции организации общественных связей за рубежом и в России;
- знать основные тенденции развития мирового PR;
- знать особенности развития связей с общественностью в современной России;
- уметь применять некоторые методы и технологии связей с общественностью в бизнесе и в политике.
Выписка из образовательного стандарта
Предмет, структура, основные функции общественных отношений (ПР); информационные процессы в обществе и управление; коммуникации в организациях; ПР в политике; ПР в бизнесе; ПР и средства массовой информации; средства взаимодействия; общественное мнение как структурный элемент ПР; информационная политика РФ - проблемы и тенденции развития; правовые основы ПР; основные организационные формы ПР и практические мероприятия ПР; основные жанры журналистики и ПР. Обучение по программе курса организуется в форме лекционных и семинарских занятий, а также в виде самостоятельной работы студентов.
Изучение курса ориентировано на будущую профессиональную деятельность студента по специальности, а также тематику выпускной квалификационной работы.
Структура и объем дисциплины
Кол-во часов.
Форма обучения
|
Семестр
| Всего
| Аудиторн.
| Самост. работа
| Форма отчетности
| Очная
| 8
|
48
| 24
| 24
|
зачет
|
|
|
|
| Заочная
| 9
| 10
| 38
|
Содержание дисциплины
Распределение фонда времени по темам и видам занятий
№
п/п
| Наименование тем
| Аудиторные
занятия
| Самостоятельная работа
| Всего часов
| Очная
форма
| Заочная
форма
| Очная форма
| Заочная форма
| Очная форма
| Заочная форма
| Лекции
| Семинары
| Лекции
| Семинары
| 1
| Проблемы массовой коммуникации как подсистемы управления.
| 2
|
| 1
|
| 2
| 3
| 4
| 4
| 2
| Теория массовой коммуникации и роль «Связей с общественностью» в современном обществе.
| 2
| 2
| 1
|
| 2
| 4
| 6
| 5
| 3
| Правовое и этическое обеспечение деятельности в сфере связей с общественностью.
| 2
| 2
| 1
|
| 2
| 4
| 6
| 5
| 4
| Понятие и коммуникативные функции имиджа в связях с общественностью.
| 2
| 2
| 1
|
| 2
| 4
| 6
| 5
| 5
| Реклама и медиапланирование.
|
| 2
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 4
| 6
| Сущность и особенности коммуникативных процессов в политике. Политическое консультирование.
|
|
|
|
| 2
| 3
| 2
| 3
| 7
| Основные организационные структуры в связях с общественностью
| 2
| 2
| 1
|
| 4
| 5
| 8
| 6
| 8
| Связи с общественностью в государственных структурах.
|
|
|
|
| 2
| 3
| 2
| 3
| 9
| Связи с общественностью в некоммерческих организациях.
|
|
|
|
| 2
| 3
| 2
| 3
| 10
| PR-технологии в привлечении инвестиций.
| 2
|
| 1
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 11
| Базовые документы по PR
|
| 2
|
| 2
| 2
| 3
| 4
| 5
| Всего часов
| 12
| 12
| 6
| 4
| 24
| 38
| 48
| 48
| 4. Тематический план изучения дисциплины
(методические рекомендации преподавателю и студенту)
4.1. Содержание тем дисциплины Тема 1. Проблемы массовой коммуникации как подсистемы управления.
Управление и коммуникация. Понятие коммуникации, ее сущность и структура. Основные каналы и институты коммуникации. Роль коммуникации в общественном развитии, социально-экономической, политической, региональной и международной интеграции. Контроль над средствами коммуникации как один из ресурсов политической власти. Новые информационные технологии и проблема прав человека. Средства массовой информации как основной канал коммуникации. Содержательная, организационная и процессуальная стороны взаимодействия органов государственной власти со СМИ. Деятельность пресс-службы. Информационная политика органов государственной власти и средства массовой информации. Проблема траспарентности и открытости в деятельности органов власти.
Социальная и техническая коммуникация. Система видов и формы коммуникаций. Содержание и элементы коммуникации. Модель Г. Лассауэлла. Влияние языка на мышление и поведение. Семиотическая и семантическая характеристика слова. Коммуникативные функции языка. Возможности вербального воздействия на аудиторию. Невербальные средства коммуникации. Типология коммуникативных единиц невербальной коммуникации. Функции невербальных средств коммуникации. Синтетические виды коммуникации. Специфика коммуникации в искусстве, кино, телевидении.
Тема 2. Теория массовой коммуникации и роль «Связей с общественностью» в современном обществе.
Связи с общественностью: многообразие определений и понятий. Экономические, политические, идеологические и социальные факторы возникновения и развития науки, профессии и отрасли бизнеса «паблик рилейшнз». Становление PR как науки и учебной дисциплины. Зарождение «связей с общественностью» в США и пропагандистская деятельность в СССР. Роль СО в современном гражданском обществе и рыночной экономике. Цели и функции СО. Соотношение понятий и функций: СО и реклама, СО и пропаганда, СО и маркетинг. Основные профессиональные термины и понятия.
Теория массового общества и роль СМК. Теория социальной ответственности СМК. Нормативные теории массовой коммуникации. Теория ограниченных эффектов СМК. Теория двухступенчатой коммуникации. Критические теории массовых коммуникаций. Система древних коммуникаций. Социально-коммуникационная революция: появление алфавита – путь к массовой грамотности. Революция в печати. Коммуникационная революция индустриального общества: телеграф, телефон, радио, телевидение. Новые средства коммуникации в информационном обществе: компьютер, интернет. Социальные последствия и особенности межличностной, специализированной (профессиональной) и массовой коммуникации.
Тема 3.Правовое и этическое обеспечение деятельности в сфере связей с общественностью.
Этика и профессиональные стандарты в СО. Виды Кодексов профессионального поведения PR-специалиста: Афинский и Лиссабонский кодексы IPRA, Римская Хартия ICCO и АКОС, Кодекс профессиональных стандартов PRSA, Декларация этических принципов РАСО. Сертификация и лицензирование профессионалов в СО. Ведущие национальные и международные объединения специалистов в области связей с общественностью: Российская Ассоциация по связям с общественностью (РАСО), Европейская Конфедерация связей с общественностью (CERP), Международная Ассоциация по связям с общественностью (IPRA), Крупнейшие международные независимые компании и сети агентств в области связей с общественностью. Правовое обеспечение связей с общественностью. Законы и нормативные акты, регулирующие общественную и коммерческую деятельность. Федеральные законы о СМИ, рекламе, защите прав потребителей. Неформальные способы регулирования в области связей с общественностью: традиции, нормы, мораль, общественное мнение. Принципы, классификация и основные направления услуг в области связей с общественностью.
|