Скачать 283.59 Kb.
|
ПРОГРАММА ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ООН Рекомендуется для направления подготовки (специальности) 030900, Юриспруденция Квалификация (степень) выпускника магистр юриспруденции 1. Цели и задачи дисциплины Курс «Защита прав человека в системе ООН» разработан для студентов очной формы обучения по программе магистратуры по специальности «Юриспруденция». Целью дисциплины является обучение терминологии и основным понятиям, которые используются в международном праве прав человека; основным международным договорам в сфере прав человека, органам и организациям системы ООН. Задача заключается в следующем: ознакомить студентов с таким проблемами, как становление и развитие основных принципов и норм международного права в сфере защиты прав человека, цивилизационные особенности прав человека и правовой статус личности в национальном и международном праве; ознакомить с разработкой, согласованием и принятием основных международных договоров в сфере прав человека и деятельностью конвенционных контрольных органов; Ввести в курс практической деятельности главных и вспомогательных органов Организаций Объединенных Наций. 2. Место дисциплины в структуре ООП Курс является основой для получения полноценного образования по международному праву и необходим для изучения основных институтов этой отрасли права. 3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): - осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); - способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); - способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3); - способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4); - компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5). Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): в правотворческой деятельности: - способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1); в правоприменительной деятельности: - способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2); в правоохранительной деятельности: - готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3); - способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4); - способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5); - способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6); в экспертно- консультационной деятельности: - способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7); - способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8); в организационно-управленческой деятельности: - способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9); - способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10); в научно-исследовательской деятельности: - способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11); в педагогической деятельности: - способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12); - способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13); - способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14); - способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15). В результате изучения дисциплины магистр должен: Знать: – степень негативного влияния процесса глобализации на международный правопорядок; – пользу процесса глобализации в деле единения мира, взаимосвязанности и взаимозависимости государств; – основные теоретические проблемы современного международного права; – основные доктринальные подходы по различным теоретическим проблемам современного международного права; – пути и средства предотвращения, преодоления и разрешения международно-правовых проблем глобального характера, негативно отражающиеся на международном правопорядке. Уметь: – свободно оперировать основным категориальным аппаратом международного права; – оценивать степень эффективности главных органов ООН по разрешению проблем, подпадающих под их компетенцию; – прогнозировать работу Комиссии международного права ООН по дальнейшему прогрессивному развитию международного права; – предлагать конкретные шаги по применению нормативного и организационного потенциала системы ООН по разрешению глобальных проблем; – указывать пути по совершенствованию национальных правовых средств по имплементации международных обязательств государств в национальную правовую систему. Владеть навыками: – работы с системой веб-сайтов ООН, Библиотеки ООН; Университета ООН; специализированных учреждений ООН, региональных межправительственных организаций; – работы с международно-правовыми актами, принятыми по важным аспектам поддержания международного мира и безопасности; – анализа последних судебных решений Международного Суда ООН и Европейского Суда по правам человека, воспринятых юридическим сообществом неоднозначно; – разрешения проблем по толкованию или выполнению государствами международных обязательств по основополагающим международным соглашениям. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины Раздел I. Права человека в истории международных отношений и международного права Понятие прав человека. Права человека и цивилизация. Национальные правовые акты и становление принципов и норм по правам человека в международном праве. Правовой статус человека и гражданина. Основные права и свободы человека и гражданина. «Поколения» прав человека. Влияние внутреннего права на международное право. Раздел II. Устав ООН и принцип уважения и защиты прав человека От Статута Лиги Наций до Устава ООН. Разработка и принятие Устава ООН. Цели и принципы Устава ООН. Полномочия главных и вспомогательных органов ООН в сфере прав человека. Обязательная сила положений Устава ООН. Пределы ограничений внутренней юрисдикции государств. Суверенитет государств и права человека. Раздел III. Разработка и принятие Международного билля о правах человека Решение о подготовке Декларации прав человека и единого Пакта о правах человека. Подготовка и принятие Всеобщей декларации. Решение Генеральной Ассамблеи о подготовке двух Пактов о правах человека. Подготовка и принятие Пакта о гражданских и политических правах и Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Разработка и принятие Факультативных Протоколов к Пакту о гражданских и политических правах. Разработка и принятие Факультативного Протокола к Пакту об экономических, социальных и культурных правах. Раздел IV. Юридическое содержание и значение Всеобщей Декларации прав человека Разработка Всеобщей Декларации прав человека. Позиции различных групп государств в отношении основных положений Декларации. Голосование по проекту Документа. Юридическое содержание Декларации, основные права и свободы, закрепленные в ней. Значение Всеобщей Декларации для развития международного права. Влияние Декларации на закрепление в национальном законодательстве основных прав и свобод человека. Раздел V. Международный Пакт о гражданских и политических правах и полномочия Комитета по правам человека Право народов на самоопределение. Основные гражданские и политические права, закрепленные в Пакте. Обязательства государств по имплементации Пакта. Права человека и чрезвычайное положение. Создание Комитета по правам человека. Полномочия Комитета по рассмотрению докладов государств и межгосударственных жалоб. Общие и конкретные рекомендации Комитета. Раздел VI. Факультативные Протоколы к Пакту о гражданских и политических правах и рассмотрение индивидуальных жалоб Первый Факультативный Протокол к Пакту. Правила приемлемости индивидуальных жалоб. Порядок их рассмотрения. Деятельность Комитета по рассмотрению индивидуальных жалоб. Сравнительный анализ полномочий Комитета по правам человека и других конвенционных органов. Второй Факультативный Протокол к Пакту, направленный на отмену смертной казни. Влияние второго Факультативного Протокола на национальное законодательство государств. Раздел VII. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах и Факультативный Протокол к Пакту Социально-экономические и культурные права в системе основных прав человека. Их юридическая обязательность. Перечень социально-экономических и культурных прав, закрепленных в Пакте. Обязательства возлагаемые Пактом на государства-участники. Учреждение Комитета по экономическим, социальным и культурным правам. Полномочия Комитета по рассмотрению докладов. Факультативный Протокол к Пакту. Раздел VIII. Основные международные соглашения в сфере прав человека и полномочия учрежденных ими Конвенционных Контрольных органов Разработка и принятие ключевых соглашений по правам человека. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Факультативный Протокол к ней. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и Факультативный Протокол к ней. Конвенция о правах ребенка и Факультативные Протоколы к ней. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений. Конвенция о правах инвалидов. Полномочия Конвенционных Контрольных органов и их сравнительный анализ. Повышение эффективности деятельности Конвенционных органов. Раздел IХ. Система и полномочия органов ООН в сфере прав человека и реформирование правозащитного механизма Организации Роль главных и вспомогательных органов ООН в сфере прав человека. Деятельность Комиссии по правам человека и Подкомиссии по поощрению и защите прав человека. Правовые и политические причины реформирования правозащитного механизма ООН. Полномочия и деятельность Совета ООН по правам человека и его Консультативного Комитета. Механизм Универсального периодического обзора. Процедура рассмотрения в ООН индивидуальных жалоб. Защита прав человека международными должностными лицами ООН. Верховный комиссар ООН по правам человека. Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев ( понятие «беженец», права беженцев в международном и Российском праве) Раздел Х. Защита прав человека в рамках специализированных учреждений ООН. Общая характеристика специализированных учреждений в системе органов ООН, их место в регламентации правового положения личности. Статус и полномочия МОТ в области прав человека. Деятельность МОТ по нормативной регламентации прав человека в области трудовых отношений. Конвенция о принудительном труде от 28 июня 1930 г.; Конвенция о защите заработной платы от 1 июля 1949 г.; Конвенция о минимальном возрасте приема на работу от 26 июня 1973 г.; Конвенция о содействии занятости и защите от безработицы от 21 июня1988 г.; Конвенция о найме и трудоустройстве моряков от 22 октября 1996 г. Контрольные органы МОТ по выполнению конвенционных положений в области труда. Деятельность ЮНЕСКО по регулированию вопросов прав человека. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г.; Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г.; Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 г.; Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 г.; Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе от 4 мая 2000 г.: Конвенция об охране и поощрении разнообразных форм культурного самовыражения от 19 октября 2005 г.Контроль за претворением в жизнь нормативных актов ЮНЕСКО. Деятельность Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) в области защиты прав человека. 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
|
Рабочая программа дисциплины «Защита прав человека» Ооп направления подготовки 030900 – Юриспруденция магистерской программы «Прикладная юриспруденция» | Первоначальный правительственный доклад Азербайджанской Республики... Азербайджанская Республика уделяет особое внимание защите прав и свобод человека, в особенности, защите прав и свобод детей. Показателем... | ||
Нормы оон, касающиеся обязанностей компаний в области прав человека Он в частности, содержит свод обязанностей руководителей предприятий по соблюдению прав человека и трудового права | Проблемы реформирования механизма защиты прав человека в рамках ООН При этом государство должно гарантировать и соблюдать эти права. Однако на практике это не всегда происходит. Поэтому международное... | ||
Рабочая программа защита прав потребителей направление подготовки 100700 -«торговое дело» Защита прав потребителей [Электронный ресурс]: рабочая программа/авт сост. А. А. Морозов, В. В. Новиков. Спб.: Ивэсэп, 2012 | Реферат на тему: «Всеобщая Декларация прав человека» Второй мировой войны, точнее, после принятия Всеобщей декларации прав человека. С момента принятия этого документа начинается международное... | ||
Учебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека Рекомендуется... Целью освоения дисциплины «Экология человека» является: формирование у студентов устойчивых базовых знаний об основах экологии человека... | Конкурс ученических работ на тему «Защита прав детей вклад в будущее России» В наше время, время научных открытий и царства информационных технологий роль человека как личности ощутимо возрастает. И очень важным... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «защита прав потребителей» В ходе освоения курса, обучающиеся должны изучить нормативные документы по защите прав потребителей, уметь оценивать информацию и... | Рабочая программа (проект) Социальное страхование Рекомендуется для... Рекомендуется для направления «Управление персоналом» подготовки бакалавров 080400 профили «Управление персоналом в торговле и сфере... | ||
Программа наименование дисциплины Ответственность в международном... В основе изучаемого курса лежат основополагающие международно-правовые акты, прежде всего Устав оон, концепция международно-правовой... | Примерной рабочей программы дисциплины «иностранный язык» Рекомендуется... Программа рекомендуется Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по образованию в области физической культуры | ||
Классификация прав человека Международные стандарты в области прав... При этом, сам термин «права человека» предусматривает наличие общих основополагающих гуманистических принципов, таких как свобода,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «О защите прав потребителей» определены правовые основы и направления органов местного самоуправления в области защиты прав потребителей,... | ||
«Права человека» Авторизованный реферат по курсу Для того чтобы эффективно защищать права человека и надлежащим образом реагировать на их нарушение, созданы органы контроля: комиссия... | Рабочая программа учебной дисциплины трудовые права в системе прав человека Фгос впо по направлению подготовки 030900. 68 «Юриспруденция», утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 14. 12.... |