Муниципальное образовательное учреждение гимназия имени А.Л.Кекина г.Ростова
Методическая разработка
«Практические работы на уроках права как средство активизации познавательной деятельности старших школьников»
Автор:
Шевкопляс Елена Николаевна,
учитель обществознания
МОУ гимназии имени А.Л.Кекина
г.Ростова
2012 год
Оглавление Оглавление 2
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы организации практических работ для развития познавательной активности старшеклассников на уроках права 6
1.1 Развитие познавательной активности обучающихся. 6
1.2. Нормативные требования по организации практических работ на уроках права 7
Глава 2. Практические работы на уроках права: методические подходы к организации и проведению 9
2.1 Особенности урока – практикума 9
2.2 Основные методические рекомендации по организации практических работ с документами на уроках права 9
2.3 Приемы и методы работы на уроках-практикумах 18
2.4 Технологии, применяемые на уроках-практикумах 20
2.5 Примеры уроков–практикумов 31
Глава 3. Результативность организации практических работ по праву 33
3.1 Критерии эффективности практической работы обучающихся 33
3.2 Результаты работы педагога 33
Заключение 36
ЛИТЕРАТУРА 38
Введение
В настоящее время в рамках курса обществознание возможен вариант выделения раздела Право в самостоятельный учебный предмет в старшей школе.
Правовая подготовка старшеклассников позволяет решить ряд образовательных и воспитательных задач, ориентированных на формирование правовой культуры выпускников, что является насущной потребностью современной России, учитывая процесс формирования гражданского общества и укрепления государственности.
Следует заметить, что попытки создать поэтапную систему правового обучения, которое напрямую взаимосвязано с формированием нравственных качеств личности, предпринимались в разные периоды истории общества.
Идея использования права для полного и гармоничного развития человека восходит к античному миру. Одним из первых обратился к изучению проблемы воспитания в человеке гражданской заинтересованности Сократ (ок. 469 - 399 гг. до н.э.). Он считал, что воспитать личность сложно, но главное - надо помочь ребенку стать достойным человеком. Ученик и последователь Сократа Платон (ок. 427 - ок. 348 гг. до н.э.) обосновал концепцию гражданского воспитания. Около 450 г. до н. э., когда появились в Риме Законы ХII таблиц, правовому просвещению стали уделять особое внимание. Знание этих законов было обязательным, а следовательно, возникла потребность в светском юридическом обучении.
Идеи гражданского воспитания с подчинением закону, праву получили дальнейшее развитие в эпоху Нового времени. Так, Гельвеций (1715 - 1771) обосновал взаимосвязь законов и воспитания, показав, что совершенство воспитания зависит от уровня законов. Учение немецкого философа И. Канта (1724 - 1804) о государстве и праве затрагивало вопрос о воспитании. Он провозгласил "категорический императив", согласно которому надо поступать "так, чтобы правила твоего поведения могли стать принципом всеобщего законодательства".
Екатерина II (1762 - 1796) в "Наказе" 1767г. высказывала необходимость «подготовки умов к осуществлению законов посредством школьных книг, которые содержат в себе изложение законов». В 1783 году было издано предназначенное для чтения в народных городских училищах пособие "О должностях человека и гражданина".
По Уставу учебных заведений (1804) предусматривалось изучение вопросов общественного строя, государства, права в содержании двух учебных предметов: "Право естественное" и "Право народное" - в выпускных классах.
При Николае I в некоторых учебных заведениях Западной России и Кавказа было введено преподавание законоведения.
После отмены крепостного права (1861) Устав гимназий (1864) исключил законоведение из учебного плана, дав указание о необходимости бесед в послеурочное время по правовым вопросам, которые проводились либо директором учебного заведения, либо назначенным им преподавателем.
Столетия сменяли друг друга, а вопросы правового образования по- прежнему оставались актуальными. В XX в. эти вопросы решались с идеологических позиций.
Начало ХХ1в. ознаменовано новыми тенденциями в правовом обучении. Их особенностями являются:
- практико-ориентированный подход в изложении содержания выстроенных правовых курсов;
- опора на социальный опыт ребенка, участвующего в различных правоотношениях в реальной жизни;
- формирование активной гражданской позиции личности;
- уважение к правам человека и нормам международного права.
Согласно концептуальным принципам правового обучения главными задачами современной школы должно стать формирование компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции:
в семейно-бытовой сфере (вести себя сообразно нравственным и правовым нормам, активно участвовать в жизни семьи и решении её проблем);
в сфере трудовой деятельности (быть способным самостоятельно заключать и добросовестно исполнять трудовой договор, соблюдать правила трудовой дисциплины, разумно пользоваться льготами для работников, совмещающих работу с учебой);
в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества);
в сфере отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе (проявлять толерантность, конструктивно взаимодействовать с людьми различных национальностей и вероисповеданий);
в сфере массовой коммуникации (быть способным находить, критически воспринимать необходимую социально-правовую информацию и рекламу, передаваемую по каналам СМИ).
Таким образом, правовое образование рассматривается как условие, получения знаний и навыков социального функционирования.
В старшей школе обеспечивается в рамках данной системы правового обучения формирование:
- устойчивой потребности в правомерном поведении;
- углубленного уровня правовых знаний (различных отраслей права, отдельных законодательных актов, в области сравнительного правоведения и т.п.);
- способностей к теоретическому анализу правовых ситуаций;
- навыков реализации своих прав в социальной сфере в широком правовом контексте.
Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на новые цели, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся, позволяющих осуществлять разнообразную социально одобряемую деятельность в современном российском обществе.
Использование в педагогическом процессе активного обучения (тренинг, дискуссии, деловые, ролевые, ситуативные игры, включение учащихся в реализацию социальных проектов в школе, микрорайоне и т.д.) существенно меняет позицию участников процесса обучения, характер их учебной коммуникации. Роль учителя на уроке трансформируется от посредника между учебником и учеником - к организатору полноценной и разнообразной учебно-познавательной деятельности.
В зависимости от профиля образовательного учреждения, класса, индивидуального учебного плана обучающегося право может быть представлено различными курсами: самостоятельный курс "Основы правоведения", «Право», набор специализированных (модульных) курсов "Право и экономика", "Право и демократия" и т.п., часть интегрированного курса "Обществознание", а также их комбинациями. Независимо от выбора курса не менее 40% учебного времени должно отводиться на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности1.
В старшей школе педагогами осознана необходимость формирования у обучающихся учащимися, кроме указанных выше, еще одной компетентности в сфере познавательной деятельности (способности адекватно понимать общественно-научные термины в контексте; знать базовые понятия социально-гуманитарных наук; самостоятельно получать информацию из научных, публицистических, статистических, правовых и иных текстов, использовать ресурсы Интернета).
Цель методической разработки: представить опыт проведения практикумов на уроках права в старшей школе.
Задачи:
дать теоретическое обоснование применения практических работ по праву
охарактеризовать основные виды практикумов, формы и приемы учебной деятельности в ходе практических работ;
определить критерии эффективности практикумов по праву;
привести примеры уроков-практикумов по праву.
Методы: в процессе работы над проблемой применялись теоретические методы исследования: анализ педагогической и методической литературы, методических документов, школьной документации, моделирование. Использовались эмпирические методы: анализ применения практических работ на разных этапах курса права для реализации различных образовательных целей.
|