Скачать 105.12 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой _______________________ ___________(ФИО) Решение заседания кафедры Протокол № __ «___» ___________20_г. Аннотированная программа дисциплины/ модуля «Восточный вопрос как одна из критически значимых проблем международных отношений нового времени» Направление: Профиль: Квалификация: бакалавр Составители: Шеремет В.И., д.и.н., профессор кафедры всеобщей истории и теологии (должность) Москва-2011 Цель: Изучить появление на международной арене, становление, развитие и исчезновение феномена международных отношений, имеющего наименование «Восточный вопрос». Задачи: Показать возникновение Восточного вопроса в последней четверти XVIII века как следствие активизации восточной политики России и появления такого феномена, как покровительство православным подданным Османской империи, формально закрепленное в международном трактате. Рассмотреть, как изменялась структура и наполнение Восточного вопроса по мере появления на международной арене новых субъектов международного права – новых балканских государств. Продемонстрировать роль Российской империи в освобождении балканских народов (в большинстве своем – православных: греки, сербы, румыны, болгары) от османского ига и основании ими своих национальных государств. Прояснить суть Крымской войны как попытки России обеспечить статус Святых мест Палестины и православных христиан на Востоке в целом. проанализировать смену курса восточной политики Российской империи после окончания Кавказской войны. Показать роль русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в разрешении крупнейшего из Восточных кризисов. Рассказать о возникновении паломнического движения в России и создании Императорского православного палестинского общества. Продемонстрировать изменение внешнеполитического курса Александра III по сравнению с внешнеполитическим курсом Александра II. Рассмотреть деятельность Союза трех императоров. Показать втягивание новых балканских государств в общеевропейскую политику и в новые кризисы – болгарский и боснийский. Рассмотреть ситуацию, которая привела к возникновению Балканских войн и Первой мировой войны. Рассказать, как распад Османской империи после Первой мировой войны, создание национального турецкого государства и установление английского протектората над Палестиной привели к исчезновению Восточного вопроса с международной арены. Объем в ЗЕ: ____2____________________________________ Время изучения: курс____3________семестр_____6____________ Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: История России История стран Азии и Африки История стран Европы и Америки История религии Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: История России в новейшее время История стран Азии и Африки в новейшее время История стран Европы и Америки в новейшее время __________________________________________________________________________ Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ (ненужное удалить) Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ (ненужное удалить) Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех): __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 24 часа - лекции__________________________ 18 часов – практические занятия________ 30 часов – самостоятельная работа_______________ (использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения) Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень сложности: выступление________________________________________ 2 уровень сложности: исторический анализ___________________ __________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 3 уровень сложности: эссе____________________________________________ _________________________________________________________________________ Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 70/30 % - мировоззренческий кластер 50/50 % - нормативный кластер 30/70 % - инструментальный кластер Краткое содержание курса
Основные понятияБалканы, Ближний Восток, Восточный вопрос, православие, Османская империя, халифат, низам-и джедид, танзимат, Первое сербское восстание, Российская империя, империя Габсбургов (Австрия, Австро-Венгрия), русско-турецкие войны, великие державы, Черноморские проливы, греческая революция 1821-1830 гг., Венская система международных отношений, «военная тревога» 1848 года, Лондонские конвенции, Крымская война, Парижский мир, Гюльханейский хатт-и шериф, нейтрализация Черного моря, Сан-Стефанский прелиминарный мирный договор, Берлинский трактат 1878 года, Болгарский кризис 1885-1886 гг., Союз трех императоров, Императорское православное палестинское общество, Критское восстание, младотурецкая революция, Боснийский кризис 1908 г., Первая Балканская война, Вторая Балканская война, Первая мировая война. Темы рефератов
Вопросы к экзамену
Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Рекомендуемая литература. Основная:
Дополнительная:
|
Решение заседания Эта многомерная цель достигается через решение следующих задач, реализуемых в ходе чтения конкретных дисциплин-модулей | Решение заседания кафедры Протокол №1 15 Охватывает период от а 0 до 18 месяцев | ||
Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | Решение заседания кафедры Цель: формирование способности к созданию и организации деятельности рабочих команд | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «27» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания ... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |