Скачать 414.88 Kb.
|
На правах рукописи Лапа Елена Альбертовна Педагогические условия подготовки выпускника вуза к предпринимательской деятельности 13.00.08 Теория и методика профессионального образования Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Чита – 2011 Работа выполнена на кафедре педагогики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им.Н.Г. Чернышевского»
Защита состоится «23» марта 2011 г. в 14:30 на заседании объединенного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ 212.069.01 при ГОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского» по адресу: 672007, г. Чита, ул. Бабушкина, 129. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского» по адресу: 672007, г. Чита, ул. Бабушкина, 129. Автореферат разослан 19 февраля 2011 г.
Введение Актуальность исследования. Современные условия развития общества и образования актуализировали необходимость обеспечения согласованности интересов личности, государства, государственной системы подготовки кадров и рынка труда. Одной из задач профессионального образования является развитие профессиональной мобильности выпускников вузов в изменяющихся условиях на рынке труда, которые потребуют от вчерашних студентов самостоятельно решать как типовые, так и нестандартные проблемы; уметь строить межличностные отношения в коллективе; совмещать при необходимости управленческие и исполнительские функции; брать ответственность за качество и результаты труда; быть готовыми к инновациям и созданию собственного дела. Развитие рыночной экономики стимулировало теоретическое осмысление современных проблем отечественного предпринимательства. В России анализ предпринимательской деятельности и ее субъектов в настоящее время приобретает значимость в связи с переходом к этапу активной практики аналогичной формы хозяйствования и исследований в этой области. Активизация процесса изучения отечественными учеными феномена предпринимательства вообще и особенностей его становления в нашей стране, в частности, началась одновременно с формированием рыночных отношений и связанного с этим процессом легализации предпринимательской деятельности. За сравнительно короткий период (с 90-х годов XX века) отечественной наукой накоплен довольно значительный материал по данной тематике. Вопросы теории и истории предпринимательской деятельности изложены в работах Л. И. Абалкина, Т.И. Заславской., В.В. Радаева, Г.А. Явлинского и др. В зарубежной экономической теории развитие предпринимательства имеет вековую историю и связано с трудами с Р. Кантильона, А. Тюрбо, Ф. Кенэ, А. Смита, Ж. Б. Сэем, а также К. Маркса, И. Шумпетера, А. Маршалла, Ф. Хайека, Л. Мизеса, И. Кирцнера, М. Вебера, В. Зомбарта, П. Дракера и других исследователей. Возглавляемые этими учеными научные школы определили характеристики предпринимательства: деятельность в условиях риска и экономической неопределенности (Р. Кантильон и Ф. Найт); выведение системы из состояния равновесия и приведение ее к этому состоянию (Л. Мизес и Ф. Хайек); революционная смена факторов производства (Ж. Б. Сэй и И. Шумпетер);практическая реализация новаторской идеи (И. Тиммонс и П. Дракер, Ф. Тоссиг и Г. Шмоллер); использование в процессе производства различных инноваций в целях увеличения разницы в величине индивидуальной и рыночной стоимости товара (К. Маркс). Проблемы российского и зарубежного предпринимательства исследуются философами, социологами, экономистами, юристами, педагогами, психологами и представителями других наук. В педагогической науке формирование предпринимательских качеств, предпринимательских компетенций рассмотрены в диссертационных исследованиях М.Х. Гатиятуллина, Г.А. Павлючкова, В.А.Шмидта, Т.А.Сливиной, Г.А. Угляница, В.В. Ускова, Е.В. Астапенко; в психологии - А.С. Мироновой-Тихомировой, Ю.Э. Клейменова. Исследования последних десятилетий меняют направленность от теоретической к практической: разрабатываются варианты программы дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» (для различных специальностей), предлагаются одноимённые курсы, отличающиеся как по содержанию, так и по структуре. В основе предлагаемых курсов заложены идеи развития предприимчивости как одного из важных современных качеств личности, мотивации предпринимательской деятельности, воспитания нравственного потенциала и социальной ответственности, осуществления поддержки деятельности начинающих предпринимателей (И.В. Брызгалов, Д.В. Коняев, И.А. Сасова, Л.М. Фуксон, С.Д. Чуркин и др.). Параллельно формируются основы методики подготовки выпускников вузов к предпринимательской деятельности. Вместе с тем актуальной остается необходимость специальной подготовки выпускников вуза к предпринимательской деятельности, которая определяется рядом противоречий:
Отсутствие специальных исследований и сформулированные противоречия обусловили проблему: каковы возможные условия подготовки выпускников вузов к предпринимательской деятельности? Особенность данной работы обусловлена уменьшением доли государственного сектора экономики и увеличением доли предпринимательства. Большая часть выпускников после окончания вуза будут заняты либо как наемные работники в сфере предпринимательства, либо сами будут создавать собственное дело. Необходимо учитывать, что выпускники неэкономических специальностей вузов практически не получают знаний по основам организации и ведения предпринимательской деятельности. Обозначенные противоречия и сформулированная проблема обусловили тему исследования: «Педагогические условия подготовки выпускников вуза к предпринимательской деятельности». Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить совокупность педагогических условий подготовки выпускников вуза к предпринимательской деятельности. Объект исследования: процесс подготовки выпускников вузов к предпринимательской деятельности. Предмет исследования: педагогические условия подготовки выпускников вузов к предпринимательской деятельности. Осмысление проблемы и цель исследования позволяют выдвинуть следующую гипотезу: подготовка выпускников вуза к предпринимательской деятельности – это процесс освоения знаний, умений, навыков и способов деятельности, формирование качеств личности, нравственного поведения, свойственных субъекту современной проектно-практической деятельности в сфере предпринимательства. Этот процесс будет эффективным, если обеспечивается реализация совокупности педагогических условий: обогащено содержание традиционных дисциплин блока (ОПД) материалами по предпринимательской деятельности; разработано содержание и обеспечена реализация специального курса «Основы предпринимательской деятельности и бизнес-планирования» для студентов неэкономических специальностей вузов; осуществлено включение выпускников вуза в социально-экономические отношения по реализации проектно-практической деятельности в сфере предпринимательства при информационном сопровождении и поддержке субъектов предпринимательской деятельности. Задачи исследования:
Методологическую основу исследования составили системный подход (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, Э.Н. Гусинский, В.В. Краевский, Э.Г.Юдин и др.); личностно-деятельностный подход, обеспечивающий процессы образования и самореализации личности и рассматривающий деятельность главным условием развития личности (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, Л.И.Новикова, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.). Данные подходы позволяют рассматривать процесс подготовки выпускников вузов к предпринимательской деятельности как совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом и выступающих как единое целое в конкретной деятельности. Теоретические основы исследования базируются на педагогических идеях, положениях, концепциях и теориях:
В соответствии с предметом и логикой педагогического исследования, сущностью изучаемого феномена использовались методы научного исследования: теоретические (анализ, синтез, классификация, моделирование и др.); эмпирические (педагогическое наблюдение, устные опросы, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, диагностические измерения и др.); математические методы (методы математической статистики, ранжирование, корреляционно-регрессионный анализ, регистрация полученных данных и др.). Данные методы легли в основу экспериментальной работы и обеспечили целостность исследования в соответствии с поставленными целями и задачами. База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в ГОУ ВПО «Читинский государственный университет» и ГОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского». Исследование осуществлялось с 2006 по 2010 годы и проводилось в три этапа. На первом этапе (2006 – 2007 гг.) анализировалась общая и специальная литература; определялись предмет, цель, задачи исследования; формулировалась научная гипотеза; осуществлялось комплексное изучение сущности и научных предпосылок предпринимательской деятельности; выявлялись и обосновывались структура, механизмы, факторы системы подготовки к предпринимательской деятельности; обосновывалась необходимость использования специальных учебных курсов в подготовке к предпринимательской деятельности; осуществлялось теоретическое моделирование процесса подготовки выпускников вузов к предпринимательской деятельности; разрабатывалась критериально-диагностическая матрица исследования эффективности педагогических условий подготовки выпускников вузов к предпринимательской деятельности, положенная в основу изучения актуального состояния проблемы исследования. На втором этапе (2008 – 2009 гг.) планировалась и осуществлялась опытно-экспериментальная работа, направленная на практическое осуществление подготовки к предпринимательской деятельности и оценивалась эффективность данного процесса. На третьем этапе (2009 – 2010 гг.) обрабатывались результаты опытно-экспериментальной работы, уточнялись выводы, выявлялась зависимость уровня подготовки к предпринимательской деятельности от созданных педагогических условий, материалы исследования оформлялись в текст диссертации. Научная новизна исследования:
– разработана структурно-функциональная модель процесса подготовки выпускников вуза к предпринимательской деятельности в виде многокомпонентной структуры. Новизна позиции автора заключается в том, что представленная структурно-функциональная модель позволяет рассматривать подготовку выпускников вуза к предпринимательской деятельности как многокомпонентную структуру, включающую мотивационно-ценностный, когнитивный и проектно-деятельностный компоненты, целевой блок, педагогические условия, этапы, уровни и критерии оценки подготовки. В модели отражен процесс подготовки к предпринимательской деятельности выпускников вузов, включающий информационный, алгоритмический и творческий этапы; критерии оценки готовности выпускников вузов к предпринимательской деятельности: мотивационно-ценностный, когнитивный, проектно-деятельностный; определены особенности организации образовательной деятельности, предполагающие отбор специфики содержания через усиление экономической составляющей подготовки, использование таких практико-ориентированных технологий, как деловые игры, решение ситуационных задач или технология «кейс-стади», проведение тренингов по формированию коммуникативных и лидерских качеств, по командопостроению или «тимбилдиг», а также разработку бизнес-плана или бизнес-проекта выпускниками вузов;
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты расширяют и конкретизируют современное представление о сущности процесса подготовки выпускников вузов к предпринимательской деятельности и развивают теорию профессиональной педагогики. В исследовании:
– теоретически обоснована совокупность педагогических условий: обогащено содержание традиционных дисциплин блока (ОПД) материалами по предпринимательской деятельности; разработано содержание и обеспечена реализация специального курса «Основы предпринимательской деятельности и бизнес-планирования» для студентов неэкономических специальностей вузов; осуществлено включение выпускников вуза в социально-экономические отношения по реализации проектно-практической деятельности в сфере предпринимательства при информационном сопровождении и поддержке начинающих субъектов предпринимательской деятельности. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования содержащихся в нем теоретических положений и выводов для научно-методического обеспечения процесса подготовки выпускников вузов к предпринимательской деятельности в учреждениях профессионального, а также в системе дополнительного профессионального образования: при подготовке и повышении квалификации. Разработанные авторские программы и методические рекомендации по подготовке выпускников вузов к предпринимательской деятельности могут быть использованы в учебном процессе, самостоятельной работе студентов, в производственной практике. На основе созданной модели подготовки выпускников вуза к предпринимательской деятельности могут быть созданы модели процесса подготовки предпринимателей, как для технических, так и для гуманитарных сфер. Разработанный специальный курс «Основы предпринимательской деятельности и бизнес-планирования» может быть использован преподавателями лицеев, колледжей, вузов, курсов повышения квалификации, а также действующими предпринимателями, специалистами служб занятости, специалистами отделов трудоустройства выпускников различных учебных заведений. |
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки... «Теория и методика профессионального образования» по направлению подготовки 44. 06. 01 – Образование и педагогические науки составлена... | Педагогические условия формирования медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных... Введение федерального государственного образовательного стандарта в Липецкой области | ||
Пояснительная записка Поступающий в аспирантуру по направлению подготовки... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города москвы | При поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование... При поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки (Профиль: «Теория и методика профессионального... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «теория и методика обучения и воспитания (информатика – уровень высшего профессионального образования)» | Направление подготовки и уровень образования Последующие: теория и методика физической культуры, теория и методика обучения базовым видам спорта, повышение профессионального... | ||
Формирование здравоведческой культуры студентов колледжа Специальность 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования (Педагогические науки) | Программа вступительного экзамена «теория и методика обучения физике» Вступительный экзамен является традиционной формой аттестации специальной и методической подготовки аспирантов и соискателей педагогического... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине... Направленность (профиль) программы аспирантуры Теория и методика профессионального образования | Возможности виртуального образования и условия их реализации в профессиональной... Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры социально-культурной... | Формирование ценностных ориентаций студентов аграрного вуза в процессе... Агафонова Н. В. Прогресс и традиции в науке. М. Изд-во мгу, 1991. Анчишкин А. И. Наука, техника, экономика. М.: Экономика, 1986 | ||
Прогнозирование развития предпринимательской деятельности Республике Беларусь, проведён корреляционно-регрессионный анализ данных по предпринимательской деятельности Республики Беларусь,... | Основная образовательная программа обсуждена на заседании ученого... Характеристика профессиональной деятельности выпускника вуза по направению подготовки 8 | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Теория и методика профессионального образования» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры информатики и информационных... | Рабочая Учебная программа дисциплины «Налогообложение предпринимательской деятельности» «Налогообложение предпринимательской деятельности» для студентов направления подготовки |