Степашкин Е. А. (Югорский государственный университет)





Скачать 92.37 Kb.
НазваниеСтепашкин Е. А. (Югорский государственный университет)
Дата публикации19.08.2013
Размер92.37 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы

Степашкин Е.А.

(Югорский государственный университет)

Правовой нигилизм в молодёжной среде в историческом контексте.



В последнее время проблема правового нигилизма широко озвучивается как на государственном, так и на доктринальном уровне. Правовой нигилизм стал рассматриваться как угроза национальной безопасности и формированию правового государства, как негативный социально-правовой фон, в котором формируются радикальные антиобщественные настроения. В посланиях Президента Федеральному собранию последних лет неоднократно озвучивается данный вопрос. Правовой нигилизм является неотъемлемым элементом общественного сознания, которое проявляется в пренебрежительном и недоверчивом отношении к праву, а зачастую в полном отрицании права, законности и всех общепризнанных социальных ценностей. Исторически сложилось, что правовой нигилизм особо распространен в кризисные эпохи развития общества. Все страны мира пережили наивысшие стадии правового нигилизма, когда юридическое право всячески попиралось, а общественные отношения регулировались не силой закона, а силой оружия. Для США – это времена «золотой лихорадки» и «великой депрессии», для Франции – буржуазных революций, для Германии – гитлеровского нацизма.

Истоки отчуждения российского общества и личности от права следует искать в далеком прошлом. На протяжении многих веков развития политико-правовой мысли в нашей стране правовое регулирование традиционно считалось наименее совершенным способом регламентации социальных отношений[1].

Само понятие «нигилизм» зародилось в средние века в Европе и имело первоначальное значение как еретическое учение, а впоследствии применялось как определение обычного инакомыслия. Впервые в России слово «нигилизм» употребил литературный критик и публицист Н. Надеждин в статье «Сонмище нигилистов» в 1829 г., направленной против А.С. Пушкина и его сторонников, в смысле пустоты, художественной безвкусицы и тривиальности[2].

Понятие «нигилизм» сформировалось и приобрело свое поистине глобальное значение только во второй половине XIX в.: термин получает широчайшее распространение, проникая и в художественную литературу, и в массовую публицистику, и в официальные документы, и даже в обиходную речь.

В это время отрицание правовой действительности в зависимости от его интенсивности можно классифицировать на два вида: радикальной и умеренной. К наиболее ярким представителям радикального правового нигилизма можно отнести славянофилов. А.С. Хомяков писал: «…личность не выступает иначе, «как разве покоряющаяся общему закону…Все частные начала всегда подчиняются всеохватывающей силе начала общего…»[3]. Главным началом для Хомякова и других славянофилов выступает «соборность», которая представляет собой свободное единение людей, основанное на христианской любви и направленное на поиски совместного, коллективного пути к спасению своего рода, «неформальный церковный коллективизм», общинность. При таком отрицании автономности личности, право как необходимое явление, обеспечивающее равенство и свободу личности, становится просто ненужным. Регулирующую роль в социуме, по мнению славянофилов, могут выполнять только религиозная вера и обусловленная ею нравственность.

Представителями умеренного правового нигилизма, по мнению В.А. Туманова, можно считать В.С. Соловьева и Н.А. Бердяева. Они рассматривали право как минимум нравственности и уделяли незначительную роль в регулировании общественных отношений. Согласно В. С. Соловьеву: «право есть низший предел, или некоторый минимум, нравственности, равно для всех обязательный»[4]. По мнению Н. А. Бердяева, право имеет значение в человеческом общении лишь как средство, способное помешать появление низменных свойств и пороков людей и гарантировать тем самым «минимум человеческой свободы»[5].

Парадокс нигилизма XIX в. заключался в том, что главным проводником идеи русского нигилизма в российском социуме была «самая разумная, образованная, умственно развитая часть жителей» - интеллигенция. Многие отечественные исследователи нигилизма довольно часто положительно оценивали его. Так, например, А. И. Герцен, подчеркивая революционно-прогрессивную роль нигилизма в общественном сознании, писал: «…нигилизм не превращает что-нибудь в ничего, а раскрывает, что ничего, принимаемое за что-нибудь, - оптический обман…»[6].

Нигилисты XIX в. считали, что России свойственно строить свою жизнь на началах нравственных, религиозных. Православие внушало идею обязанности, а не права, «обязанности не исполнялись по греховности, право же не считали добродетелью», Русь стремилась скорее «к справедливости, чем к законности», к «правде, чем к праву». В.И. Даль отмечал: «на Руси коли все законы пропали, только бы люди правдою жили». Прогрессивная молодежь того времени не уважала закон, т.к. он шёл вразрез с моралью. К тому же характерной чертой мыслителей нигилистического толка XIX в. являлось то, что в ответ на отрицание всегда выдвигали свои предложения по созданию новых органов власти.

После революции 1917 г. теория права встречалась с радикальным отрицанием прежних представлений и учений о праве. Правовой нигилизм наблюдается, прежде всего, по отношению к естественному праву, к неотъемлемым правам человека, отраженного в ранних утверждения К. Маркса и Ф. Энгельса о праве: «Что касается права, то мы наряду со многими другими, подчеркнули оппозицию коммунизма против права как политического и частного, так и в его наиболее общей форме – в смысле права человека»[7].

Во «Введении» к «Руководящим началам по уголовному праву РСФСР» «пролетарское право» характеризуется как упорядочение и систематизация правил и методов классового подавления и насилия[8]. Такой подход к пониманию права был закреплен на «I Совещании по вопросам науки советского государства и права» в 1938 г., где в докладе А. Я. Вышинского было дано определение права, которое вошло в литературу как «нормативный» подход к правопониманию, согласно которому «право выступает совокупностью правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу»[9].

В. А. Туманов отмечает, что, как только страна отказалась от тоталитарных методов правления и попыталась встать на путь правового государства, как только люди получили реальную возможность пользоваться правами и свободами, так сразу же дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десятилетия царившие в нем пренебрежение к праву, его недооценка. Юридический нигилизм при востребованном праве оказался куда более заметным, чем при праве невостребованном.

В 1987–1991 гг. возросли нигилистические настроения в обществе, ставшие результатом тотального отрицания всех советских ценностей. Попытки представить в качестве новых ценностей идеи правового государства и гражданского общества были дискредитированы в 90-х гг. экономическими реформами, «беспримерная жестокость и непродуманность которых сегодня признается всеми, в том числе и юристами»[10].

Правовой нигилизм – это сформировавшееся в сознании отдельного человека негативное или пренебрежительное отношение к праву, вплоть до полного неверия, и характеризуется полным отсутствием солидарности с нормами права, и соблюдение данных норм возможно исключительно по принуждению либо под угрозой наказания.

На наш взгляд, правовой нигилизм на современном этапе особенно опасен в проявлении молодого поколения. Распространение правового нигилизма среди молодежи во многом вытекает из ее правовой некомпетентности. Молодое поколение зачастую не знает о своих правах, обязанностях и об ответственности за свои неправомерные действия. Поэтому в современном российском обществе имеют место такие явления, как незнание и игнорирование законов молодыми людьми, неверие в справедливость правосудия, отсутствие неприятия любых правонарушений и как следствие высокий уровень преступности.

В 1993 г. французскими и российскими компаративистами было проведено сравнительно-правовое исследование, касавшееся проблем формирования правосознания подростков в процессе правовой социализации. В частности, в одном из тестов респондентам предлагалось сформулировать свои ассоциации на понятие «закон». Среди французских подростков самым распространённым был ответ, что закон – это «правило, которому надо следовать» или которое надо «уважать». У российских школьников слово закон ассоциируется с правилом, которое «не надо нарушать». Несмотря на внешнее сходство между двумя типами ответов французская формулировка показывает, что закон наиболее часто считается руководящей силой, в то время как русская формулировка показывает скорее дистанцию, которую надо сохранять, или границу, которую не нужно переходить под угрозой наказания. Русские подростки в спонтанных ассоциациях на термин «закон» прежде всего, упоминают запреты, предписания и обязанности, но никогда не ссылаются на индивидуальные права.

Исходя их последних социологических опросов, можно сделать вывод, что данная тенденция понимания закона свойственна и нынешнему молодому поколению. Однако правовой нигилизм в 90-е гг. среди молодёжи можно объяснить и даже оправдать, ведь в то время страна находилась на грани развала, и противоправные действия исходили, прежде всего, от органов государственной власти в борьбе за политическое господство. Возникает следующий вопрос: что способствует развитию правового нигилизма в России на сегодняшний день, когда в стране на всех уровнях провозглашаются конституционные права и свободы?

Сегодня правовой нигилизм сопровождается ростом подростковой преступности, молодёжным экстремизмом и падением культуры в целом. По данным МВД в России за январь-декабрь 2012 г. каждое двадцатое преступление совершено несовершеннолетними или при их соучастии. Характерной чертой современного правового нигилизма является безальтернативность отрицаемому праву. Право отрицается на бытовом, бессознательном уровне подросткового мышления. Выражение протеста проявляется в крайних, радикальных, антизаконных формах. Основной причиной правового нигилизма является несовершенство российского законодательства. Зачастую издаются противоречивые и даже взаимоисключающие друг друга акты, которые как бы нейтрализуют друг друга и бездействуют.

Нельзя не согласиться с И. В. Правкиным, который утверждает, что при правовом нигилизме на современном этапе «отрицается в данном случае не право, не ценности, а отрицается произвол политической элиты, облеченный в правовую форму»[11].

Правовой нигилизм – показатель, отражение, своего рода лакмусовая бумажка реального качества нормотворческой, интерпретационной и правоприменительной деятельности. Его проявление свидетельствует об уровне профессионализма органов государственной власти и местного самоуправления, их месте и роли в жизни общества.

Все формы и средства борьбы с нигилизмом связаны с выходом общества из глубокого системного кризиса – социального, экономического, политического, духовного, нравственного. Проблема правового нигилизма остро ставится на государственном уровне. В своём послании Федеральному собранию в 2009 г. Д.А. Медведев подчеркнул: «все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества», что это «будет способствовать преодолению правового нигилизма».

На наш взгляд государству следует предпринимать меры по преодолению правового нигилизма не только у государственных служащих, но и у молодёжи. Перечислим основные из них: целесообразна особая государственная политика в отношении молодежи в связи с особой социально-экономической незащищенностью данной категории населения и особой ее значимостью для будущего страны; необходим целый комплекс мер по совершенствованию деятельности правоохранительных органов, реабилитации их в глазах населения, привлечению молодежи к участию в обеспечении правопорядка; нацеленность государственных мер на формирование активной гражданской позиции молодежи может проявляться в широком использовании стимулирующих и поощрительных средств воздействия в различных сферах общественных отношений; государство должно быть заинтересовано в создании режима наибольшего благоприятствования для проявления научной и творческой инициативы молодежи; особое внимание должно отводиться правовому воспитанию и обеспечению процесса правопреемственности в стране.

Но преодоление правового нигилизма – процесс, в котором должны быть задействованы не только органы государственной власти, правовые институты, но и сами граждане, путем формирования институтов гражданского общества, более того, путем их ежедневной эффективной деятельности, дающей гражданам свободу выбора из тех институтов, способных разрешать возникающие проблемы, не боящихся ответственности и конкуренции, готовых к самосовершенствованию. Многое зависит и от активной позиции самой личности – ведь в решении любой проблемы начинать нужно с самого себя.

Очевидно, что изменение отношения общества и индивидов к праву – это трудоёмкая задача, растянутая во времени. Вполне возможно, что для этого потребуется не одно десятилетие, напряжённые усилия нескольких поколений. Передовой зарубежный опыт (Германии, Франции и др. стран) свидетельствует, что отношение к праву поддаётся позитивной корректировке. Существующие в российском социуме проблемы и сложности не должны отодвигать решение указанной выше задачи на второй план. Напротив, её успешное решение должно рассматриваться в качестве стратегической цели проводимой в нашей стране правовой реформы.

Сегодня как никогда актуальны слова известного русского правоведа П. И. Новгородцева: «Если Россия…не поверит в силу права,…она никогда не будет иметь успеха ни в каких делах своих, ни внешних, ни внутренних».
1. Туманов В. А. О юридическом нигилизме//Пульс реформ (юристы и политологи размышляют). М., 1989. С. 135–146.

2. Вестник Европы. 1829. № 1–2.

3. Хомяков А. С. О старом и новом: статьи и очерки. М., 1998. С. 211.

4. Соловьев В. С. Право и нравственность// Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990. С. 108.

5. Бердяев Н. А. Философия неравенства. М., 1990 С. 90.

6. Герцен А. И. Собрание сочинений в 30 т. Т. 20. Кн.1. М., 1960.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1960. Т. 4, С. 438.

8. Стучка П. И. Избранные произведения. Рига, 1964. С. 58.

9. Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений. М., 1996. С. 653.

10. Лаптева Л. Е. Русская политико-правовая мысль нового времени об ограничении государственной власти правом//Проблемы истории государства и права. Сборник научных трудов. М., 2009. С. 288

11. Правкин И. В. Миф о правовом нигилизме//История государства и права. 2012. № 11.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Степашкин Е. А. (Югорский государственный университет) iconЮгорский государственный университет утверждаю
...
Степашкин Е. А. (Югорский государственный университет) iconАвторы: Ф. И. О. авторов Правообладатель
Правообладатель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»...
Степашкин Е. А. (Югорский государственный университет) iconАктуальные проблемы в сфере защиты законных прав беременных женщин...
Научный Горбунова С. В., кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента гоу впо «Югорский государственный университет»,...
Степашкин Е. А. (Югорский государственный университет) iconПоложение о проведении конкурса «байкал жемчужина россия»
Конкурс «байкал – жемчужина россии» проводится совместно кафедрами менеджмента (имэк) и геологии (ипп) фгбоу впо «Югорский государственный...
Степашкин Е. А. (Югорский государственный университет) iconРоссийской Федерации Югорский государственный университет Факультет природопользования
Методические указания предназначены для выполнения и оформления вкр, курсовых, контрольных работ, рефератов и отчетов по учебным...
Степашкин Е. А. (Югорский государственный университет) iconПравительство Ханты-Мансийского автономного округа Югры Департамент...
Провести конкурс рисунков и плакатов на тему: «Мы славим мужество и подвиг Ваш» (7 – 1 кл)
Степашкин Е. А. (Югорский государственный университет) iconМосковский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Краева К. В. К вопросу о специфике экзаменационного стресса у студентов // Вестник Университета. Государственный университет управления...
Степашкин Е. А. (Югорский государственный университет) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Университет: Владимирский государственный педагогический университет (реструктуризирован в 2012 г. Владимирский государственный университет...
Степашкин Е. А. (Югорский государственный университет) iconСанкт-Петербургский государственный морской технический университет...
Рецензия на книгу: С. А. Остроумов "Биотический механизм самоочищения пресных и морских вод: элементы теории и приложения" (Москва,...
Степашкин Е. А. (Югорский государственный университет) iconФгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»
Правила приема в Государственный университет – Высшую школу экономики в 2010 году
Степашкин Е. А. (Югорский государственный университет) iconДоброгорская Екатерина Николаевна Образование: 2009-2014 Universität...
Московский государственный областной педагогический университет (бывш. Мопи им. Крупской)
Степашкин Е. А. (Югорский государственный университет) iconИздательства или провайдера
Доступ ко всем бд ebsco publishing имеют организации дво ран и Владивостокский государственный университет экономики и сервиса; к...
Степашкин Е. А. (Югорский государственный университет) iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 5
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Степашкин Е. А. (Югорский государственный университет) iconПрограмма внутренних вступительных экзаменов для абитуриентов, поступающих...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Степашкин Е. А. (Югорский государственный университет) iconРеферат по курсу медицинской энтомологии Тема: лихорадка паппатачи
«Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (Новосибирский государственный университет, нгу)
Степашкин Е. А. (Югорский государственный университет) iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
«Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (Новосибирский государственный университет, нгу)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск