«Женщины Древней Руси» Преподаватель Данилевский И. Н





Скачать 66.19 Kb.
Название«Женщины Древней Руси» Преподаватель Данилевский И. Н
Дата публикации02.05.2015
Размер66.19 Kb.
ТипКнига
100-bal.ru > Право > Книга



Московский городской педагогический университет

Исторический факультет

I курс

Вечернее отделение

Кубрик Анна Дмитриевна

Реферат

по книге Н.Л. Пушкаревой

«Женщины Древней Руси»

Преподаватель

Данилевский И.Н.

Москва

2003
Сделано по: Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. – М.: Мысль, 1989.
Эта книга разрабатывает немногий круг проблем, но качественно их освещает и дает ссылки на другую литературу, посвященную главному вопросу исследования – «какими были русские женщины в X–XV вв.» (с. 3). Автор использовала множество источников, например Русскую Правду, Судебник 1497 г. и всевозможные юридические, религиозные документы, летописи, личную переписку и т.д. Только анализируя купчие и духовные, исследовательница сумела убедительно показать степень самостоятельности женщины в отношении ее собственности, особенно земельной. Однако автор уже во введении признает, что не использовала ни фольклорных, ни лингвистических памятников.

Книга делится на пять глав. Глава I приводит биографии самых известных женщин Древней Руси, хотя данные, на которых они построены, к сожалению, весьма отрывочны и тенденциозны. Например, при изложении судьбы княгини Ольги Н.Л. Пушкарева использовала летописные свидетельства, больше похожие на красивую легенду. Она пытается реконструировать сцену приема Ольги византийским императором Константином VII Багрянородным, и эта сцена выходит у нее чрезвычайно пышной. Автор пишет: «Состоялась встреча княгини с императорской семьей, что само по себе не имело аналогий в ходе приемов послов в Византии» (с. 17). Подытоживая сказанное, Пушкарева заявляет: «…княгиня Ольга своими внешнеполитическими инициативами продемонстрировала возможность борьбы за международное признание без применения силы, возможность и даже необходимость существования равноправных межгосударственных соглашений: Русь в период ее правления не воевала ни с одним из соседних государств» (с. 20). Иных источников нет, более объективных свидетельств не получить, поэтому автор прекрасно использует восхваляющий тон летописи для создания образа своей героини. Такой подход отражает действительно неподдельный интерес исследовательницы к проблеме.

Интересным и очень полезным является рассказ о школах в Киевской Руси (с. 28), из которого следует, что «грамотность женщин привилегированного сословия современники, вероятно, не считали делом обычным» (с. 29). В частности, как отмечается ниже, княжны и другие женщины из верхних слоев общества изучали медицину. Одна из них, жившая в XII в., Добродея-Евпраксия-Зоя, внучка Владимира Мономаха и жена племянника византийского императора, написала по-гречески трактат «Алимма» («Мази») (с. 34).

Автор пишет, что женщины нередко имели собственную печать, что говорит об их дееспособности и достаточной полноте властных полномочий. Это относится к княгине Софье и ее дочери Предславе из Полоцка (с. 36), матери Янки и Владимира Мономаха, жене великого князя киевского Святополка Изяславовича Ирине, жене великого князя Мстислава Владимировича Христине, жене великого князя Всеволода Ольговича Марии и др. (с. 37).

Описывая Батыево нашествие, Пушкарева приводит пример Евпраксии и Домникеи – княгинь рязанской и черниговской, покончивших с собой, чтобы не попасть в плен к врагам. Она пишет, что «русские женщины… довольно часто кончали жизнь самоубийством, которое в ряде случаев было формой протеста» (с. 40).

Автор отмечает, что по мере сокращения династических контактов с другими странами, кроме Польши, деятельность русских княгинь за границей почти не прослеживается (с. 42). Мария Святополковна, Гремислава и Агафья Святославовна – эти три женщины оставили значительный след в истории Польши, потому что не просто занимали высокое положение благодаря своим супругам, но и вмешивались в династические споры.

Целый раздел посвящен роли Марфы Борецкой, причем автор показывает ее как лидера новгородской оппозиции и влиятельную земельную собственницу. В конце книги помещена таблица, в которой приведены конкретные данные владений этой «величавой республиканки», как назвал ее Н.М. Карамзин (с. 55).

Деятельность жены Ивана III Софьи Палеолог представляется как один большой политический конфликт: «В 1497 г. она организовала даже заговор против мужа и оппозицию великому князю…» (с. 59). «Социально активной личностью» рисуется младшая дочь великого князя Василия II Васильевича Темного рязанская княгиня Анна, которая подчинила себе все рязанское княжество и уничтожила любые намеки на сепаратизм. «Умным политиком» называется третья дочь Ивана III Елена Ивановна, которая была женой великого князя литовского (с. 63).

Но не только биографии этих знаменитых женщин представляют интерес для читателя. Автор подробно описывает брачные и правовые отношения женщин, причем выходит, что в то время они, особенно из привилегированных сословий, были так же самостоятельны, как и их мужья. Однако сдерживающим моментом являлось наличие несовершеннолетних детей, которым принадлежало право на лучшую долю наследства. Нельзя не учитывать, что такой порядок вещей сохранился во многом и сейчас, а также то, что родители в древнерусском обществе стремились максимально устроить судьбу своих детей. Отдельно прослеживается роль церкви, которая постепенно захватывала себе монополию на освящение браков, а следовательно, вмешивалась в личную жизнь людей. В этой же главе рассказывается о брачном обряде, порядке расторжения брака и взаимоотношениях в семье, причем подчеркивается, что «микроклимат… зависел именно от женщины» (с. 88). Пушкарева отмечает, что «участие женщин в организации домашнего хозяйства… было в то время весьма значительным» (с. 96), а поскольку хозяйство было в основном натуральным, то все, особенно дети, подчинялись именно женщине. Идеалом женщины, по мнению церковников, была многодетная мать (с.93), и автор остроумно показывает, как церковь противоречила сама себе в этой сфере.

Глава III очень подробно рассказывает о правах женщин на владение и распоряжение имуществом, на приобретение и реализацию земельной собственности, а также на возможность доказать свои интересы в суде. Как и во многих обществах того времени, главным имуществом жены было приданое, которым она могла владеть и распоряжаться, особенно если вступает во второй брак (с. 106). Жена могла быть опекуншей, что было немыслимо в то же время на Западе (с. 107). Она причислялась к первому ряду наследников, причем переживший свою жену супруг оказывался в худшем положении, чем она – он мог только управлять ее имуществом, но не владеть им. Жена сама, в отличие от мужа, выбирала, кому передать свое наследство (с. 111). Даже незаконная жена могла претендовать на наследство (с. 113). В отношении дочерей и сыновей выводы автора достаточно противоречивы. Она утверждает, что «в принципе дочери являлись наследницами» (с. 112), но рассуждения о старшем брате, который «мог заменить родителей» и потому претендовать на все наследство, непонятны.

Автор проделала громадную работу, чтобы понять права женщин на земельную собственность, и убедительно доказала, что в Древней Руси можно было осуществлять практически любые сделки даже без участия мужа. Незамужняя женщина могла ограниченно распоряжаться и владеть недвижимостью; после смерти отца и матери она становилась полновластной хозяйкой своего имущества (с. 125).

За нанесение ущерба женщине законы обязывали наказать виновного более сурово, чем за аналогичные преступления в отношении мужчины, особенно в отношении зависимых женщин. Автор связывает эти различия с «той ролью, которую она играла в вотчине феодала» (с. 140), например «холопка была воспроизводительницей рабочей силы для феодала» (кстати, этот термин – «холопка» – нигде не встречается, зато есть другой – «роба»). К оскорблению относилось срывание головного убора или загрязнение одежды женщины, что наказывалось денежным штрафом или епитимьей. Очень важным наблюдением являются следующие слова: «Женщины как субъект совершаемого преступного акта появляются в источниках не реже, чем в качестве объекта преступления. Представительницы всех сословий феодальной Руси, кроме рабынь, были дееспособными лицами, субъектами права, и потому самостоятельно несли ответственность за преступления. <...> Штрафы дифференцировались в зависимости не от пола, а от социально-классовой принадлежности…» (с. 147). Эти выводы глубоко обоснованы, для чего можно сравнить ряд статей Русской Правды. Женщины могли также принимать участие в судебных разбирательствах, причем как истицы (с. 149), так и как свидетельницы (с.151).

Предпоследняя глава подробно описывает одежду, обувь и украшения древнерусских женщин, но текст выполняет здесь скорее вспомогательную роль, т.к. раздел прекрасно проиллюстрирован.

В конце книги помещен обширный раздел, в котором автор представила историографию проблемы, причем отмечается, что в советской историографии поднятая в книге проблема «специально не изучалась и до сих пор не была известна широкому читателю» (с. 209). Она пишет, что необходимо изучить, как развивались женские образы в древнерусском народном творчестве и письменных исторических источниках, например в писцовых книгах, актах, летописях и т.д., а также понять, почему именно церковь была «одной из антифеминистских сил» (с. 210). Автор утверждает: «…исследование показало, что до XVI в. говорить о них [«теремных затворницах] нет оснований». Она пишет, что «мнение о приниженности… женщины… по сравнению с социальным статусом мужчины… не более чем миф», появившийся в эпоху «становления капитализма» (с. 211). Последняя цитата звучит довольно странно, хотя следует учитывать, что книга была напечатана в 1989 г.

Нельзя не заметить активные феминистские настроения исследовательницы, которые иногда мешают ей очистить исторические источники от восхвалений и доискаться до бесстрастной истины. Однако это исследование содержит ряд несомненных достоинств. Книга последовательно освещает конкретный вопрос, не отвлекаясь от темы, ясным и простым языком. Она легко читается, не перегружена терминами и цитатами, основывается на глубокой доказательной базе и содержит массу полезных ссылок на исследования отечественных и зарубежных ученых.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Женщины Древней Руси» Преподаватель Данилевский И. Н icon«Быт и нравы Древней Руси»
Цели урока: Познакомить учащихся с бытом и нравами Древней Руси: с повседневной
«Женщины Древней Руси» Преподаватель Данилевский И. Н iconУрока "Культура Древней Руси" Инструкция к уроку
Прочитать §7 «Культура Древней Руси», ответить устно на вопросы после параграфа
«Женщины Древней Руси» Преподаватель Данилевский И. Н iconБиблиотека Литературы Древней Руси том 6 (XIV середина XV века)
Библиотека литературы Древней Руси / ран. Ирли; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – Спб.:...
«Женщины Древней Руси» Преподаватель Данилевский И. Н iconВеликое княжество Литовское
В течение столетия после Батыева нашествия на десятков земель и княжество Древней Руси выросли два мощных государства, две новые...
«Женщины Древней Руси» Преподаватель Данилевский И. Н iconБелинцева И. В., Бутырский М. Н
Данный курс знакомит студентов с историей искусства Византии и Древней Руси. Особо сложный, составной характер искусства средневековой...
«Женщины Древней Руси» Преподаватель Данилевский И. Н iconУрок №1 Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве"
Урок №1 Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве" величайший памятник древнерусской литературы....
«Женщины Древней Руси» Преподаватель Данилевский И. Н iconМетодические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине...
Рабочая программа и методические рекомендации для семинарских занятий по дисциплине «История древней Руси»
«Женщины Древней Руси» Преподаватель Данилевский И. Н iconЛитература, зодчество, иконописание в Древней Руси

«Женщины Древней Руси» Преподаватель Данилевский И. Н iconИспользование военных традиций Руси для патриотического воспитания учащихся
Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм....
«Женщины Древней Руси» Преподаватель Данилевский И. Н iconИспользование ит в изучении истории Древней Руси 4
Данный реферат. Глава Обзор литературы
«Женщины Древней Руси» Преподаватель Данилевский И. Н iconРеферат : Культура Древней Руси как отражение уровня развития древнерусского...

«Женщины Древней Руси» Преподаватель Данилевский И. Н iconЯзычество Древней Руси
В тематическом планировании отражены подробно типы и темы уроков, элементы содержания, требования
«Женщины Древней Руси» Преподаватель Данилевский И. Н iconЧему и как учили в Древней Руси
Маркина Татьяна Петровна, учитель истории гбоу сош №5 «ОЦ» г. Новокуйбышевска
«Женщины Древней Руси» Преподаватель Данилевский И. Н iconНиколай Данилевский- мыслитель, естествоиспытатель, социолог и публицист
С 1844 года посещал собрания кружка Буташевича-Петрашевского, за что через пять лет и был заключен в Петропавловскую крепость. В...
«Женщины Древней Руси» Преподаватель Данилевский И. Н iconДьяконов, М. Очерки общественного и государственного строя Древней...
Дьяконов, М. Очерки общественного и государственного строя Древней Руси [Электронный ресурс] / М. Дьяконов. Электрон текст данные....
«Женщины Древней Руси» Преподаватель Данилевский И. Н icon2. Русская правда – памятник права Древней Руси 19
Преступление и наказание по Пространной редакции Русской Правды в сравнении с Краткой редакцией 37


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск