Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основании следующих нормативных документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»





Скачать 304.51 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основании следующих нормативных документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
страница1/3
Дата публикации02.05.2015
Размер304.51 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2   3


Вологда

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основании следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012, № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования, 2004 (Приказ Министерства образования Российской Федерации №1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

  3. Федеральный базисный учебный план (Приказ Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004);

  4. Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учебных учреждений Вологодской области, реализующих программы общего образования от 31.03.2005 №574 с последующими изменениями от 01.07.2011 № 1018;

  5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год (приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067, зарегистрирован в Минюсте России 30.01.2012 № 26755);

  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

  7. Устав МОУ «Средняя общеобразовательная школа №35» (Утвержден Постановлением Администрации г. Вологды, № 6493 от 01.11.11);

  8. Учебный план МОУ «Средняя школа №35» г. Вологды на 2013-2014 учебный год (протокол педсовета №1 от 29.08.2013);

  9. Положение о рабочей программе педагога основной и средней школы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №35» г. Вологды (протокол педсовета №1 от 29.08.2013).

Рабочая программа составлена на основании программы по литературе для 5-11 классов под редакцией В.Я. Коровиной (2008г.), соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.

Учебник: Русская литература XX века. 11 класс. Авторы: Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др. под ред. В.П. Журавлева, соответствующий федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в 2013-2014 учебном году. Рабочая программа рассчитана на 136 часов.

Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов. Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества. Исходным материалом литературы как вида искусства, является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей. В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.
Цели и задачи литературного образования в 11 классе:
1. воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;

2. формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

3. развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; 4. образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

5. освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

6. формирование общего представления об историко-литературном процессе;

7. совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Главной целью литературного образования в 11 классе является изучение литературного процесса в России ХХ века, овладение элементами историко-функционального анализа.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров,

- выразительное чтение,

- различные виды пересказа,

- заучивание наизусть стихотворных текстов,

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру,

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, определение мотивов поступков героев и сущности конфликта,

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения,

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента,

- подготовка рефератов, докладов, написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данной рабочей программе предлагаемый программой под редакцией В.Я. Коровиной литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач. Весь литературный материал скомпонован вокруг центральной проблемы 11 класса – «Национальное своеобразие и история русской литературы 20 века». Программа под редакцией В. Я. Коровиной рассчитана на 102 часа, а учебный план предоставляет 136 часов. Поэтому подробнее изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне полного общего образования. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей.

С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников добавлены уроки развития речи, при этом большое внимание уделяется читательскому комментарию произведений, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыкам коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умению употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, их порядок, отношения между ними. Также в рабочую программу включены уроки развития речи: сочинения по изучаемым произведениям (в программе В.Я. Коровиной они даются как домашнее задание).

Учебно-тематический план


п/п

Разделы, темы

Количество часов

1

Введение.

3

2

Проза конца 19 – начала 20 века.

15+2 р/р

3

Серебряный век русской поэзии.

25+3 р/р

4

Литература 20-х годов 20 века.

10

5

Литература 30-х годов 20 века.

28+6 р/р

6

Великая Отечественная война в литературе 40-ых годов и последующих лет.

11

7

Литература второй половины 20 века и современная литература.

27+2 р/р

8

Зарубежная литература.

3

9

Итоговый урок.

1




Всего

123+13 р/р




Итого

136


Содержание тем учебного курса
Введение
Русская литература в контексте мировой художест­венной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская лите­ратура; литература, официально не признанная вла­стью; литература Русского зарубежья. Различное и об­щее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и пробле­мы. Проблема нравственного выбора человека и проб­лема ответственности. Тема исторической памяти, на­ционального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.
Литература начала XX века
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобра­зие реализма в русской литературе начала XX века. Че­ловек и эпоха – основная проблема искусства. Направ­ления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искус­ства. Реализм и модернизм, разнообразие литератур­ных стилей, школ, групп.
Писатели-реалисты начала XX века
Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество (об­зор). Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Оди­ночество» (возможен выбор трех других стихотворений).

Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изыскан­ность словесного рисунка, колорита, сложная гамма на­строений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Темные аллеи» Своеобразие лирического повествова­ния в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчай­шим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Те­ма любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской про­зе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.

Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление пред­ставлений).

Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество (об­зор).

Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранато­вый браслет» (одно из произведений по выбору). По­этическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и ре­альная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия пове­сти. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любов­ной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый брас­лет». Трагическая история любви Желткова и пробужде­ние души Веры Шеиной. Поэтика рассказа. Символиче­ское звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской пси­хологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

Теория литературы. Сюжет и фабула эпическо­го произведения (углубление представлений).

Максим Горький. Жизнь и творчество (об­зор).

Рассказы «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Челкаш». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-по­этические истоки романтической прозы писателя. Проб­лема героя в рассказах Горького. Смысл противопо­ставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».

«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разоб­щения людей. Проблема мнимого и реального преодо­ления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в челове­ка (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сцениче­ская судьба пьесы.

Теория литературы. Социально-философская дра­ма как жанр драматургии (начальные представления).

Внеклассное чтение «Несвоевременные мысли».
Серебряный век русской поэзии

Символизм
«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережков­ский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Соло­губ.

«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, В. Ива­нов.

Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.

Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.

Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Ка­менщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова – ур­банизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте.

Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник». Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.

Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте.

Сти­хотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Владимира Соловьева на миро­воззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сбор­ник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основании следующих нормативных документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 8 классе...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основании следующих нормативных документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка рабочая программа по истории Вологодского края...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основании следующих нормативных документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка рабочая программа по истории составлена на...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основании следующих нормативных документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка Рабочая учебная программа по истории разработана...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основании следующих нормативных документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка Рабочая учебная программа по истории разработана...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основании следующих нормативных документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка Перечень нормативных документов, используемых...
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-фз
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основании следующих нормативных документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка Перечень нормативных документов, используемых...
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-фз
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основании следующих нормативных документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка рабочая программа по обж 8 класс разработана...
Федеральный закон от 29. 12. 2012. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основании следующих нормативных документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка Рабочая учебная программа разработана на основании следующих документов
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 г., №273-фз «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основании следующих нормативных документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка: рабочая программа составлена на основе следующих...
Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23. 07. 2013)
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основании следующих нормативных документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconРабочая программа по русскому языку в 9 классе разработана на основе...
Федеральный закон от 29. 12. 2012. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основании следующих нормативных документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка Рабочая адаптированная основная общеобразовательная...
Федеральный закон от 29. 12. 2012. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основании следующих нормативных документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка. Данная рабочая программа по истории 7 класса...
Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» №126-фз от 24. 07. 1998г. (в действующей редакции)
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основании следующих нормативных документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка письмо рабочая программа составлена на основе...
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основании следующих нормативных документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка При преподавании учебного предмета «Информатика...
Федеральный закон РФ “Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основании следующих нормативных документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа по информатике...
Азования России от 31 января 2012 г. №69 о внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск