Скачать 290.98 Kb.
|
На правах рукописи ЛОГУНОВА Елена Андреевна РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОСТИ НА ИНТЕРНЕТ-САЙТАХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРУМОВ (на материале английского языка) 10.02.19 – теория языка 10.02.04 – германские языки АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Калининград 2011 Работа выполнена на кафедре иностранных языков в ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет»
Защита состоится «___» июня 2011 г. в _____ час. на заседании диссертационного совета К 212.084.04 при Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта (236022, г. Калининград, ул. Чернышевского, 56 а, факультет филологии и журналистики, ауд. 231). С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта». Автореферат разослан «____» ___________ 2011 года.
Реферируемое диссертационное исследование посвящено изучению реализации интерактивности на экономических форумах как одного из видов компьютерной коммуникации. Данная диссертационная работа выполнена в рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы знания на основе анализа электронного текста, его специфических черт, особенностей экономических форумов на английском языке. Развитие современных технологий влияет на все сферы функционирования общества. Интернет, например, являясь глобальным коммуникативным пространством, продуцирует новый вид общения/коммуникации – компьютерное общение, которое становится все более распространенным. Таким образом, актуальность диссертации обусловлена прежде всего экстралингвистическими факторами. Лингвистические же факторы, определяющие актуальность данного исследования, заключаются в следующем: – в связи с расширением класса лексики компьютерной сферы общения актуальным представляется изучение в когнитивном ракурсе новейших механизмов формирования специальной лексики английского языка в условиях глобального использования Интернета, в том числе и новой лексики, отражающей изменения, происходящие в технократическом обществе; – когнитивно-дискурсивный подход, применяемый в работе, является ведущим методом современной лингвистики и выявление особенностей общения в специальной области, в данном случае, экономической сфере, через изучение когнитивных структур в языке электронных форумов рассматривается как актуальное. Теоретико-методологической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных лингвистов в области когнитивной лингвистики (Н.Н. Болдырева, В.З. Демьянкова, Р. Джекендоффа, Е.С. Кубряковой, Дж. Лакоффа, Р. Лангакера, М. Минского, М.В. Никитина, Р.И. Павилениса, З.Д. Поповой, Е.В. Рахилиной, Ю.С. Степанова, И.А. Термина и др.), в области терминоведения (Л.М. Алексеевой, М.Н. Володиной, С.В. Гринева, Т.В. Дроздовой, В.М. Лейчика, Л.А. Манерко, С.Л. Мишлановой, В.Ф. Новодрановой, А.В. Суперанской, С.Д. Шелова и др.), теории концептуальных слияний (Дж. Пустейовского, И. Суитсер, М. Тернер, Ж. Фоконье и др.), фреймового анализа (Л.В. Ивиной, М. Минского, Ч. Филлмора и др.), дискурсивного анализа (Н.Д. Арутюновой, Т.А. ван Дейка, Дж. Джи, В.И. Карасика, Е.С. Кубряковой, Ю.С. Степанова и др.). В качестве объекта исследования рассматриваются электронные экономические форумы на Интернет-сайтах. Предметом изучения является реализация интерактивности в дискурсе электронных экономических форумов на основе межотраслевой терминологии, не всегда переведенной на русский язык и, следовательно, не зафиксированной терминологическими словарями, однако функционирующей в речи участников Интернет-общения на экономических форумах. Цель исследования – выявление когнитивно-дискурсивных особенностей и механизмов реализации интерактивности на Интернет-сайтах экономических форумов на материале английского языка. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: 1) изучение и выявление специфики компьютерного дискурса; 2) описание типа и структуры текста экономических форумов; 3) инвентаризация единиц электронного экономического текста, их классификация и анализ; 4) проведение концептуального анализа экономических форумов с дальнейшим выявлением базовых концептов и концептуальных сфер, вербализованных в экономическом компьютерном дискурсе; 5) построение фрейма реализации интерактивного общения. В работе использована комплексная методика анализа, включающая метод когнитивно-дискурсивного анализа, учитывающий широкое контекстное окружение терминологической единицы, рассматривающий ее в лексико-семантических группировках с учетом прагматических компонентов формирования наименования в контексте; метод структурно-семантического и концептуального анализа; методика фреймового анализа (построение фреймовых структур представления знаний, положенных в основу наименования и всей структуры данной области); метод анализа словарных дефиниций и метод количественных подсчетов. Материал исследования – 1800 лексических единиц, 104 электронных субфорума, 4 Интернет-сайта, электронные словари (ABBYY Lingvo 12, Collins dictionary, Cambridge International Dictionary of English, MSN Encarta Dictionary, Merriam-Webster dictionary) и электронные энциклопедии (Wikepedia, Britanica, Askoksford). Научная новизна работы определяется тем, что впервые изучена такая специфическая сфера коммуникации, как компьютерный экономический дискурс, представленный на сайтах экономических Интернет-форумов. Новым является комплексное исследование понятия «интерактивность», возникшего в пространстве Интернета на материале экономических конференций и понятия «реализация интерактивности». Вводится новый термин «порождающие концепты», даются авторские переводы новых терминов, выделяются новые экономико-компьютерные концепты. Основное отличие данной работы от имеющихся аналогичных исследований в области компьютерной коммуникации (И.А. Галичкина, 2002; И.А. Хребтова, 2002; А.А. Атабекова, 2003; П.Е. Кондрашов, 2004) состоит в том, что сама концептосфера «реализация интерактивности» является новой, ранее не исследованной. Впервые на обширном материале экономических форумов показывается, как формируются основные концепты, как происходит их наполнение новыми концептуальными признаками в ходе интерактивного общения, как отражается концептуальная картина исследуемой области на языковом уровне. Новым в данной работе является также построение фрейма реализации интерактивного общения. Теоретическая значимость диссертации заключается в дальнейшей разработке таких проблем лингвистики текста, как компьютерная коммуникация, специфика компьютерного дискурса, его единиц и их особенностей, способы концептуализации в специальном дискурсе. Диссертация вносит определенный вклад в разработку проблем когнитивно-дискурсивного анализа и теоретических оснований понятия «интерактивность». Практическая ценность работы состоит в том, что ее результаты могут найти применение в вузовских курсах по профессиональной коммуникации, по информационным системам в экономике, по стилистике и интерпретации текста, в переводоведении и лексикографии, в бизнес-школах, в преподавании английского языка на экономических факультетах, при написании методических и учебных пособий по соответствующим специальностям. На защиту выносятся следующие положения:
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на ежегодных международных конференциях «Инновации в науке и образовании» Калининградского государственного технического университета (КГТУ 2005, 2006, 2007гг.), на международной конференции «Нормативное и описательное терминоведение» (Москва, 2006 г.), на международном конгрессе по когнитивной лингвистике (Тамбов, 2006), на международной терминологической конференции «Terminology of National Languages and Globalization» (Вильнюс, 2006), на международной научной конференции «Проблемы ономасиологии и теории номинации» (Орел, 2007), на XVI Европейском симпозиуме по LSP «Specialised Language in Global Communication» (Гамбург, 2007). Структура работы. Цель и задачи исследования определяют композиционное построение диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, списка специальной справочной литературы, списка использованных источников и приложения. В работе представлен иллюстративный материал в виде фреймов и схем. Основное содержание работы Во введении дано обоснование актуальности избранной темы, сформулированы цели и задачи диссертационного исследования, определены объект и предмет изучения, изложены теоретико-методологические основы и исследовательские методы, используемые в работе, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту, даны сведения об апробации работы. В первой главе «Теоретические предпосылки исследования» приводятся основные положения когнитивно-дискурсивной парадигмы знания, даются определения текста и дискурса с позиций когнитивной лингвистики, раскрывается специфика компьютерного дискурса, определяется роль прагматики в данном исследовании, интерпретируются понятия «интерактивность» и «компьютерная коммуникация». Термин дискурс (англ. discourse) является одним из наиболее широко употребляемых терминов современной лингвистической науки. Анализируемый дискурс репрезентирован электронными текстами экономических форумов, исследование которых проведено в рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы знания, положения и задачи которой состоят в выяснении следующих вопросов: 1) как репрезентирован мир в сознании человека и какие форматы/структуры знания можно выделить в представлении опыта взаимодействия человека со средой; 2) как протекают у человека процессы упорядочивания поступающей к нему по разным каналам информации; 3) через какие акты концептуализации и категоризации мира происходит подобное упорядочивание и что отличает указанные акты; 4) как соотносятся между собой в любом из перечисленных актов (процессов) мыслительной деятельности данные из разных областей других когнитивных наук со сведениями из языка [Кубрякова, 2006: 27–28]. Таким образом, когнитивно-дискурсивный подход в наибольшей степени отражает специфику языка как когнитивной способности человека и системы репрезентации знаний. Когнитивное направление исследует текст как сложный знак, выражающий знания автора о действительности, которые существуют в виде индивидуальной авторской картины мира. Данное направление рассматривает стоящие за текстом и его составляющими когнитивно-пропозициональные структуры, что позволяет выявить базовые для концептуализированных текстовых областей концепты. Язык в первую очередь служит для передачи информации, которая осуществляется в процессах коммуникации. Следовательно, информация становится предметом сообщения, а при этом любое сообщение (текст, дискурс) имеет как когнитивные, так и коммуникативные свойства. Таким образом, изучение структур представления знаний в дискурсе неразрывно связано с исследованием коммуникативной деятельности человека. В настоящее время происходит процесс формирования сферы межличностной коммуникации, которую можно назвать компьютерным дискурсом. Компьютерный дискурс представляет собой коммуникативное общение в Интернет-пространстве, основанное на текстовом обилии информации в режиме on-line, где имеют место факторы, влияющие на порождение и восприятие выводной информации. Исследование компьютерного дискурса позволяет выделить его определенные характеристики: интерактивность, анонимность и дистантность, динамичность и процессуальность, коммуникативность, ситуативная обусловленность, коннотативность, социальная заданность и креативность. Компьютерная коммуникация представляет собой взаимодействие участников коммуникации, в основе которого лежит обмен мнениями, информацией, эмоциями посредством компьютерных технологий и сети Интернет. Наиболее яркой отличительной чертой компьютерной коммуникации является интерактивность. Компьютерная интерактивность, синтезируя в себе возможности всех прочих средств общения, обеспечивает непосредственное взаимодействие через видеоконференции, тексты и программное обеспечение. Динамичное развитие рыночной экономики, экономической сферы и ее процессов в целом привели к выделению сферы «бизнес-коммуникация», благодаря которой формируется новая коммуникативная среда, возрастает роль дистанционного сотрудничества, информация превращается в производственный ресурс. Поэтому можно говорить об «инфокоммуникационной экономике», основными составляющими которой являются «интерактивный бизнес» и «виртуальная экономика». Интернет инкорпорирует множество различных жанров, одним из которых является форум/компьютерная конференция. Форум рассматривается как один из видов компьютерного общения, в котором участвует сообщество пользователей на каком-либо сайте. Для него характерны пониженная динамичность по сравнению с другими видами on-line общения, растянутость во времени. Именно такой режим коммуникации дает возможность участникам форума обдумать, оформить и построить тексты своих сообщений. Участники в дискуссионных форумах часто образуют более или менее устойчивые социальные группы, которые регулярно встречаются «виртуально» в сети. Во второй главе «Когнитивно-дискурсивный анализ языка электронных экономических форумов» проводится когнитивно-дискурсивный анализ экономического дискурса с использованием комплексной методики, дается анализ составляющих языка электронных экономических форумов, объективирующих концептуальную картину данной области знания, рассматриваются типы электронных экономических форумов, их структуры и семиотические единицы, изучается концептуальная картина экономической области и ее отражение на Интернет-сайтах экономических форумов. Методика когнитивно-дискурсивного анализа, которую мы используем в изучении электронного экономического дискурса для выявления особенностей реализации интерактивности на Интернет-сайтах экономических форумов, опирается на положения и задачи когнитивно-дискурсивной парадигмы знания. При исследовании особенностей электронного экономического дискурса мы исходим из анализа текста, репрезентирующего дискурс, выявления единиц электронного текста, проводим идентификацию концептов, и, наконец, мы учитываем весь спектр фоновых знаний, относящихся к рассматриваемому типу дискурса. В работе в качестве макроединицы рассматривается экономический форум, который состоит из разделов и имеет в своем составе субфорумы. Субфорумы репрезентируются обсуждением тем. |
Полезные интернет-ресурсы для учителей английского языка Справочник по грамматике английского языка. А также: Форум для изучающих английский язык Репетиторы английского языка Курсы английского... | Конструктивная роль фреймов прагматической связности реплик в диалогической... ... | ||
«Страна удивительных открытий» Моу «Жужгесская сош» состоялся семинар учителей английского языка по теме «Использование интернет -ресурсов на уроках английского... | Возможности интерактивной доски на уроках иностранного языка Учитель... Одним из актуальных нововведений стало активное использование интерактивной доски как средства повышения интенсификация процесса... | ||
Использование Интернет–Ресурсов для формирования устойчивой мотивации... Основная задача учителя в настоящее время повысить эффективность использования икт и Интернет ресурсов на уроке английского языка... | “Интернет-ресурсы на уроках английского яз В настоящее время перед всеми педагогами стоит задача научиться использовать Всемирную сеть в целях совершенствования содержания... | ||
Экспериментальная группа по внедрению Информационных технологий в... Формирование коммуникативной деятельности на уроках английского языка с помощью Интернет технологий | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: урок английского языка в 10 классе проводится для ознакомления учащихся со страной изучаемого языка США и городом- побратимом... | ||
Виртуальный обучающий класс Интернет сайтов «В помощь при изучении английского языка». Здесь ты найдёшь ссылки на интересные источники, среди которых есть и... | «Реализация принципов системно деятельностного подхода в формировании... Целью проекта является: методическое обеспечение работы учителя английского языка в соответствии с образовательными стандартами второго... | ||
Политкорректность как коммуникативная категория современного английского... | Стилистическая вариативность журнальных заголовков на материале английского языка. Введение Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методы активного обучения на уроках английского языка Учитель английского... Изучение английского языка, также как и изучение любого другого предмета, требует нелегкой систематической работы, тем более, что... | Функционально стилистическая неоднородность научной речи востоковедов... Настоящее исследование посвящено изучению функционально-стилистических разновидностей научной речи востоковедения и определению границ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: формирование осознанного отношения к окружающему на материале английского языка посредством изготовления кормушек для птиц |