Скачать 0.54 Mb.
|
ФГБОУ ВПО «ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ» УТВЕРЖДАЮ: Ректор Е.А. Малянов «____»___________________2012 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ Направление подготовки – 034700 «Документоведение и архивоведение» Профиль подготовки – «Документационное обеспечение управления» Квалификация (степень) выпускника – бакалавр Форма обучения – очно-заочная Пермь 2012 1. Цели освоения дисциплины Цель курса – сформировать у студентов теоретические представления о документе и документальной деятельности как сложных социальных системах, а также подготовить специалиста, способного работать с различными видами управленческих (деловых) документов на разных материальных носителях и использовать их в информационном обеспечении управленческой деятельности. Реализация этой цели обеспечивается следующими задачами: 1) осмыслить понятийный аппарат теории документа; 2) познать особенности различных видов документов; 3) ознакомиться с процессами создания, хранения, распространения документов; 4) постичь структуру, содержание документоведения и его роли в системе документально-коммуникационных наук; 5) изучить теоретические основы функционирования документов и систем документации, образующихся в управленческой деятельности; 6) проследить эволюцию развития служебного (управленческого) документа в разные исторические периоды, процессы формирования формуляра документа и систем документации; 7) овладеть комплексом знаний по документированию управленческой деятельности учреждений, организаций и предприятий разнообразных форм собственности на основе нормативных требований; 8) получить навыки составления, анализа и проектирования унифицированных форм документов и систем документации, а также информационно-документационной системы учреждения в целом; 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина «Документоведение» входит в состав базовой части профессионального цикла Б 3 ФГОС подготовки бакалавров. Изучение дисциплины «Документоведение» опирается на компетентностный ряд, выработанный в процессе освоения курсов базовой «История», «Русский язык и культура речи», «Социальные коммуникации». Курс «Документоведение» закладывает необходимые основы для дальнейшего освоения дисциплин профессионального цикла Б.3 ФГОС «Архивоведение», «Кадровое делопроизводство и архивы документов по личному составу», «Организация и технология ДОУ», «Организация работы с технотронными документами», «Информационная безопасность и защита информации» и др. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные компетенции при освоении ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО: ОК-6, ОК-7, ОК-8, ПК-12, ПК-11, ПК-14, ПК-42
В результате изучения дисциплины студенты должны знать: общепрофессиональные теоретические и методические основы документоведния. уметь: излагать и критически анализировать базовую информацию по дисциплине «Документоведение» владеть: общепрофессиональными знаниями теории и методики, навыками в области документоведения. 4. Структура и содержание дисциплины 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Форма обучения – очная и заочная Общая трудоемкость дисциплины составляет три зачетных единицы, 108 часов.
4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы Часть 1
Часть 2
4.3. Содержание разделов дисциплины Часть 1. Тема 1. Введение Цели и задачи курса. Методы исследования. Основные источники и литература по изучению истории и организации ДОУ в России. Тема 2. Возникновение и развитие делопроизводства в IX – XV вв. Зарождение Древнерусского государства и функций управления. Дипломатические отношения Руси и особенности составления договорных документов. Документирование норм феодального права и создание Русской и Пространной Правды – первых письменных сборников русских законов. Княжеские церковные уставы и документирование правового положения русской церкви. Русь в период феодальной раздробленности (XII - конец XV вв.). Создание феодальных княжеств и аппарата управления. Появление уставов великих князей, межкняжеских договоров и многочисленных разновидностей грамот, фиксирующих внешнеполитическую и внутреннюю жизнь княжеств. Складывание традиций и обычаев в работе с официальными документами. Тема 3. Делопроизводство в учреждениях русского централизованного государства XVI – XVII вв. Государственные учреждения России в XVI -XVII веках и принципы принятия управленческих решений. Документирование деятельности государственных учреждений. Основные виды и разновидности документов, их характеристика. Понятие формуляра документа и основные его реквизиты. Особенности составления и оформления документов. Организация делопроизводства в центральных учреждениях русского государства (приказах) и местных учреждениях (приказных избах). Законодательные акты (Судебники, Соборное уложение) и отражение в них вопросов работы с документами. Состав должностных лиц (служилых людей) и их обязанности в работе с документами. Влияние норм обычного права на организацию делопроизводства. Основные этапы технологии работы с документами. Организация прохождения и исполнения документов. Столбцовая форма делопроизводства и формирование дел. Возникновение архивного хранения документов. Тема 4. Делопроизводство в учреждениях Российской империи XVIII в. Административные реформы Петра I. Система органов управления государством: высшие, центральные и местные учреждения. Структура, штатный состав и должностные обязанности чиновников. Принцип принятия управленческих решений. Особенности документирования деятельности государственных учреждений России XVIII века. Виды и разновидности документов, особенности формуляра, его реквизиты и правила оформления. Введение гербовой бумаги, отмена столбцовой техники делопроизводства. Генеральный регламент 1720 года и его значение для организации делопроизводства в коллегиях. Регламентация должностных обязанностей служащих в законодательных актах XVIII века. Табель о рангах. Организация и технология работы с документами. Порядок получения и рассмотрения документов в коллегиях. Регистрация документов и ее особенности. Контроль исполнения документов. Создание «текущих» и «окончательных» архивов. Губернская реформа 1775 года и ее особенности. «Общее губернское учреждение» о порядке делопроизводства в местных учреждениях России. Установление иерархии во взаимоотношениях центральных и местных учреждений XVIII века. Регистрация документов и контроль за их исполнением. Формирование дел и организация хранения дел. Отличия технологии делопроизводства XVIII века от технологии предшествующего периода. Тема 5. Делопроизводство в учреждениях России первой половины XIX в. Административные реформы первой четверти XIX века. Влияние реорганизации госаппарата на внутреннее устройство высших, центральных и местных учреждений России и делопроизводства. Документирование деятельности учреждений России XIX века. Виды документов, особенности формуляра, введение бланков. «Общее учреждение министерств» 1811 года как основной законодательный акт по единообразному порядку делопроизводства в учреждениях XIX века. Создание системы делопроизводства, соответствующей единоначальному порядку принятия решений в центральных учреждениях России XIX века. Регламентация работы с документами. «Порядок производства дел» - движение документов, их регистрация, «ревизия дел», отчеты. Особенности формирования дел и организация их хранения. Тема 6. Делопроизводство в учреждениях России конца XIX – начала XX вв. Государственное управление в России второй половины 19 – начала 20 в. и новые тенденции в развитии документоведения. Тенденции роста документооборота и меры по его сокращению в нормативных актах XIX века. Развитие техники документирования, средств связи и их влияние на организацию работы с документами. Новые виды документов, возникшие в результате применения технических средств документирования. Разработка рациональных систем делопроизводства в отдельных ведомствах России во второй половине XIX века. Постановка делопроизводства в Канцелярии попечителя Московского учебного округа. «Положение о письмоводстве и делопроизводстве в военном ведомстве», его содержание. Значение этого опыта для последующего развития делопроизводства. Современная оценка системы делопроизводства дореволюционной России. Влияние делопроизводственного опыта на дальнейшее развитие способов и методов работы с документами. Тема 7. Становление и развитие системы ДОУ в советских государственных учреждениях (1917-1991 гг.) Формирование советского государственного аппарата. Складывание советского стиля работы аппарата управления. Декреты первых лет советской власти, затрагивающие вопросы документирования. Поиски рациональных форм организации делопроизводства в 1919-1920 годах. Научная организация управленческого труда как форма общественного движения за рационализацию всех направлений деятельности государственного аппарата. Деятельность Наркомата Рабоче-Крестьянской инспекции (НК РКИ) по совершенствованию государственного аппарата управления. Первый координационный орган по научной организации управленческого труда – Совет по научной организации труда. Создание научно-исследовательских институтов, ведомственных и вневедомственных органов рационализации, их исследовательская деятельность и практические разработки по внедрению научной организации управленческого труда. Опыт работы Отдела административной техники (АТО) НК РКИ, акционерного общества «Оргстрой», государственного Института техники управления по рационализации делопроизводства в центральных и местных учреждениях. Характеристика и значение «Общих правил документации и документооборота» как попытки обобщения методов рационализации делопроизводства и внедрения в практику работы единых правил организации и технологии делопроизводства. Общественные объединения активистов НОТ. Периодические издания и специальная литература по проблемам НОТ и делопроизводства. Значение опыта 20-х начала 30-х годов для последующего теоретического и практического совершенствования документационного обеспечения управленческой деятельности. Процесс свертывания рационализаторской деятельности в начале 30-х годов, его причины и последствия. Регламентация основных вопросов документирования в советском законодательстве. Конституция 1936 года об актах и распорядительных документах органов государственной власти и управления. Ведомственный характер организации делопроизводства. Ведомственные нормативные акты по делопроизводству. Создание ведомственных перечней документов с указанием сроков хранения и их значение. Передача государственных архивов и функций по охране документов в ведомствах органам НКВД в 30-е годы. Ограничение доступа к документам. Первое межотраслевое совещание по оргтехнике 1941 года и его значение. Основные положения программы по улучшению постановки делопроизводства. Деятельность Главного архивного управления (ГАУ) по методическому руководству делопроизводством в период Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. Совершенствование стиля работы государственного аппарата управления в 60-70-е годы. Партийные и правительственные постановления этого периода и их роль в развитии государственного делопроизводства и регламентации работы с документами. Решение правительства о разработке Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД). Всесоюзное совещание по вопросам механизации труда инженерно-технических работников и административно-управленческого аппарата (1960). Постановление СМ РСФСР «О мерах по улучшению делопроизводства в учреждениях и организациях РСФСР» (1961). Утверждение Примерной инструкции о делопроизводстве для учреждений и организаций РСФСР. Постановление СМ СССР «О мерах по улучшению архивного дела в СССР» (1963). Значение «Основных правил постановки документальной части делопроизводства и работы архивов учреждений, организаций и предприятий СССР». Постановление СМ РСФСР «Об увеличении выпуска средств механизации делопроизводства и улучшению подготовки кадров по делопроизводству». Открытие в Московском историко-архивном институте факультета государственного делопроизводства. Создание ВНИИДАД и его роль в развитии теории и практики документоведения и архивного дела. Деятельность ВНИИтруда, ВНИИстандартизации и ВНИИоргтехники по нормативно-методическому регулированию организации делопроизводства. Создание и внедрение Основных положений Единой государственной системы делопроизводства. Значение ЕГСД для организации делопроизводства в учреждениях и организациях. Государственные стандарты на организационно-распорядительную документацию (ОРД), на единую терминологию в делопроизводстве и архивном деле. Унифицированные системы документации (УСД). Состав и содержание УСОРД. Общесоюзный классификатор управленческой документации. Совершенствование делопроизводства в 80-е годы. Формирование концепции ДОУ и разработка проекта Единой государственной системы документационного обеспечения управления (ЕГСДОУ), Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ). Характеристика основных положений и тематических разделов ГСДОУ. Развитие работ по стандартизации и унификации управленческих документов и их влияние на документирование и организацию работы с документами. Теоретические и прикладные исследования ВНИИДАД и Историко-архивного института по вопросам документоведения, документационного обеспечения управления и архивного дела в 60 - 80-е годы. Часть 2. |
Рабочая программа дисциплины архивоведение направление подготовки... Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. Изучение дисциплины предполагает рассмотрение основных направлений... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 3 курса... О. В., Косивцова А. В. документная лингвистика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 3 курса направления... | ||
Аннотации и к программам основной образовательной программы высшего... Профиль подготовки: «Документоведение и документационное обеспечение управления» | Методическое обеспечение дисциплины архивоведение направление подготовки... Формы интерактивного обучения студентов используются при проведении практических занятий (работа в малых группах, работа с ресурсами... | ||
Рабочая программа дисциплины методика научно-исследоват ельской работы... Бз ооп впо. Логические и содержательно-методические взаимосвязи дисциплины проявляются по отношению к таким дисциплинам профессионального... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Документационное обеспечение управления и архивное дело в органах государственной власти и местного самоуправления | ||
Рабочая программа для студентов направления 034700. 62 «Документоведение и архивоведение» | Рабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной... Дисциплина базовой части Учебного плана (от 04. 06. 2012 №16) подготовки бакалавра имеет трудоемкость 6 зачетных единиц (включая... | ||
Рабочая программа дисциплины административное право Направление подготовки... Знать основные понятия и термины, используемые в административном праве, уметь объяснить их содержание и применить на практике. Знать... | Рабочая программа дисциплины организация государственных учреждений... России и системы органов государственной власти в целом, навыками использования накопленного организационного опыта и знания организационно-технологических... | ||
Рабочая программа дисциплины организация государственных учреждений... России и системы органов государственной власти в целом, навыками использования накопленного организационного опыта и знания организационно-технологических... | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 034700. 62 «Документоведение и архивоведение» | ||
Рабочая программа для студентов направления 034700. 62 «Документоведение и архивоведение» ... | Учебно-методический комплекс подготовки бакалавра по направлению... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая учебная программа по Муниципальному праву Для направления... Рабочая программа для студентов направления 032000. 62 «Документоведение и архивоведение» |