Скачать 1.56 Mb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Омская государственная медицинская академия Федрельного агентства по здравоохранению и социальному развитию Кафедра фармакологии с курсом клинической фармакологии Руководство по подготовке к практическим занятиям и внеаудиторной самостоятельной работе по фармакологии для студентов III - IV курсов фармацевтического факультета (V -VII семестры очного обучения) Омск - 2009 Руководство по подготовке к практическим занятиям и внеаудиторной самостоятельной работе по фармакологии для студентов III - IV курсов фармацевтического факультета (V -VII семестры) очного обучения) / Пеньевская Н.А., Скальский С.В., Чернышев Г.П. – Омск: Изд-во ОмГМА, 2009.- 122с. Руководство по подготовке к практическим занятиям и внеаудиторной самостоятельной работе по фармакологии составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 060108 - «Фармация» (квалификация - провизор), программой изучения дисциплины, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития РФ, для студентов фармацевтических ВУЗов и факультетов; учебным планом. В руководстве изложены цели и задачи изучения дисциплины, перечень формируемых профессиональных знаний и умений; темаиический план и порядок проведения практических занятий и система оценки знаний; современные фармакологические и фармакотерапевтические классификации и перечни лекарственных средств; вопросы и задания для подготовки к практическим занятиям и внеаудиторной самостоятельной работы; экзаменационные вопросы и список препаратов, обязательных для выписывания на экзамене. Библиография: 24 назв. Рецензенты: А.В. Гришин - зав. кафедрой фармации ОмГМА, доктор фармацевтических наук, профессор. К.А.Нурмухаметова – зав. кафедрой фармацевтической химии с курсами аналитической и токсикологической химии ОмГМА, кандидат фармацевтических наук, доцент. Содержание Введение………………………………………………………………4 Цели и задачи изучения фармакологии……………………………..4 Тематический план практических занятий……….. …………..……5 Порядок проведения практических занятий.………………………..8 Система оценки знаний студентов…………………………………..9 Критерии «автоматического» получения зачета…………………..10 Критерии «автоматической» экзаменационной оценки………..... 10Методические разработки к практическим занятиям………….…11 Экзаменационные вопросы………………………………………..107 Список лекарственных препаратов, обязательных для выписывания накзамене…………………………..…………..115 Рекомендуемая литература……………………………………….119 Введение Фармакология является фундаментальной наукой фармации и медицины, которая имеет большое значение для профилактики и лечения большинства заболеваний. Фармакология играет ведущую роль в изыскании новых эффективных лекарственных средств (ЛС) и в их производстве; осуществляет биологическую стандартизацию; разрабатывает принципы рационального и эффективного применения ЛС. Фармакология необходима провизору в организации лекарственного обеспечения населения и в осуществлении безотказного снабжения населения лекарственными препаратами. Цели и задачи изучения фармакологии В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 060108 «Фармация», квалификационными требованиями к уровню подготовки провизора и рабочей программой по фармакологии, утвержденной МЗ РФ для студентов фармацевтических факультетов медицинских ВУЗов, целью изучения дисциплины является приобретение умений обобщения информации об основных характеристиках, принадлежности к определенной фармакотерапевтической группе, показаниях и противопоказаниях к применению традиционных и новых ЛС, поступающих на фармацевтический рынок, о возможности замены одного препарата другим и рациональном приеме, а также приобретение навыков доведения этой информации до врачей, аптечных работников и населения. Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд наиболее важных задач:
Для успешной реализации задач обучения студент должен знать:
По окончании курса базовой фармакологии студент должен уметь:
Тематический план практических занятий Общая рецептура
Общая фармакология
Частная фармакология Средства, влияющие на периферическую нервную систему
Средства, влияющие на ЦНС
Средства, влияющие на обмен веществ, иммунные процессы, дыхание и пищеварение
Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему, гемостаз и кроветворение
Средства, влияющие на возбудителей заболеваний
Экзамен Порядок проведения практических занятий Практические занятия по общей рецептуре проводятся по специальным методическим разработкам, изложенным в учебном пособии для студентов «Общая рецептура». Остальные практические занятия (начиная с общей фармакологии и далее) проводятся по единому плану, включающему 3 основных раздела: 1. Тестовый контроль 2. Решение фармакологических задач 3. Обсуждение основных вопросов темы. Тестовый контроль - «входной», т.е. проводится в самом начале занятия (сразу после проверки присутствующих и ответов преподавателя на вопросы студентов). Подобный характер контроля позволяет быстро оценить степень готовности каждого студента к практическому занятию и включает вопросы, отражающие классификацию изучаемых ЛС, их механизмы действия, фармакологические эффекты и показания к применению. Решение фармакологических задач производится студентами самостоятельно в то время, пока преподаватель оценивает результаты тестирования, а затем продолжается вместе с преподавателем. Наиболее информативные задачи рекомендуется переносить в рабочую тетрадь. Обсуждение основных вопросов темы может проводиться одновременно с решением фармакологических задач или сочетаться с выписыванием и обсуждением рецептов. Рецепты, выписываемые дома, на практическом занятии, а также и на итоговых занятиях, должны быть снабжены комментариями по единому стандарту: классификационная принадлежность ЛС, механизм действия, основные фармакологические эффекты, показания к применению и наиболее значимые побочные эффекты. В ходе обсуждения студенты, выполнявшие дополнительное задание по плану УИРС, докладывают о принадлежности ЛС, изучаемых по данной теме, к списку жизненно важных ЛС, к перечню средств безрецептурного отпуска, к спискам «льготных» ЛС, к спискам А и Б, к наркотическим и сильнодействующим. Система оценки знаний студентов 1. На каждом практическом занятии проводится «входной» письменный тестовый контроль с обязательной оценкой. Неудовлетворительные оценки за устные ответы и качество выполнения письменных заданий для самоподготовки фиксируются в учебном журнале рядом с оценкой за тестовый контроль. За письменное выполнение заданий по УИРС студент получает дополнительные оценки. 2. В ходе коллоквиумов проводятся итоговые тестовый контроль и письменная контрольная работа (студент получает две оценки) по обобщенным разделам изучаемой дисциплины. Через две недели после итогового занятия кафедра предоставляет возможность отработки коллоквиума в случае получения неудовлетворительной оценки или пропуске коллоквиума по уважительной причине. 3. Пропущенные без уважительной причины практические занятия не отрабатываются и оцениваются нулем баллов. 4. На основании всех оценок, полученных студентом за год (включая 0 баллов), определяется средний балл и соответствующий индивидуальный рейтинг за каждый семестр и за год. 5. По темам лекций, пропущенных без уважительной причины (более 2-х лекций за учебный год), студент получает дополнительные вопросы во время зачета и экзамена. 6. Экзамен проводится в устно-письменной форме по трем теоретическим вопросам (с выписыванием рецептов) и практическим навыкам. 7. В экзаменационные испытания в качестве практических навыков включены: а) задания по исследованию врачебных рецептов; б) задания типа: «Пользуясь справочной литературой, по предложенному МНН (или торговому названию) охарактеризуйте ЛС, определение его код по АТС, предложите синонимическую замену»; в) задания типа: «Не пользуясь справочной литературой, на основании информации, имеющейся на упаковке ЛС, назвать его принадлежность к фармакологической и фармакотерапевтической группам». 8. Интегральная экзаменационная оценка определяется как среднее из:
Критерии «автоматического» получения зачета
|
Методические указания для самостоятельной работы и практических занятий... Предназначено для студентов 1 и 2 курсов фармацевтического факультета заочной формы обучения Кубанского государственного медицинского... | Календарно-тематический план внеаудиторной самостоятельной работы... | ||
Методические разработки для самостоятельной подготовки студентов... Практические занятия по разделу «Общая рецептура» проводятся по методическому пособию, разработанному на кафедре. Последующие практические... | Методические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной... Методические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов направления 030900. 62 Юриспруденция... | ||
Методические указания для подготовки к практическим занятиям (семинарам)... Методические указания для подготовки к практическим занятиям (семинарам) и самостоятельной работе | Учебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса... Методическое пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов для использования... | ||
Методические указания к практическим занятиям для студентов медицинского... Методические указания к лабораторным занятиям по гистологии предназначены для самостоятельной работы студентов I курса медицинского... | Экзаменационные вопросы по Клинической фармакологии для студентов... Содержит 30 заданий (А1 – А30). К каждому заданию дается 4 ответа, из которых правильный только один | ||
Методические указания для студентов по выполнеию внеаудиторной самостоятельной работы В работе даны методические указания для студентов 1 курса учреждений начального и среднего профессионального образования по выполнению... | Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе... Методические рекомендации предназначены для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентами в соответствии с рабочей программой... | ||
Методические разработки к практическим занятиям и вопросы самоподготовки... Методические разработки к практическим занятиям и вопросы самоподготовки для студентов по общей микробиологии стоматологического... | Методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе для... Изучение литературных данных по форме туберкулеза курируемого больного, дифференциальной диагностике и лечению | ||
Методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе для... Изучение литературных данных по форме туберкулеза курируемого больного, дифференциальной диагностике и лечению | Темы рефератов по внеаудиторной работе студентов III курса стоматологического факультета Анемии (постгеморрагические, дисэритропоэтические, гемолитические): этиология, патогенез, патологическая анатомия, изменения в слизистой... | ||
Методические рекомендации для преподавателей, перечни вопросов к... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное... | Положение об организации внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов... Спо, определяет формы учета и накопления материалов внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов, критерии оценки результатов,... |