Рабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины





НазваниеРабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины
страница1/6
Дата публикации12.06.2015
Размер0.7 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6


Аннотация

рабочей программы дисциплины

«Управление качеством»

  1. Цель и задачи дисциплины:

Цель курса «Управление качеством» овладение знаниями в области теоретических основ обеспечения качества, ознакомление с отечественным и зарубежным опытом управления качеством продукции, изучение систем управления качеством, факторов, влияющих на их функционирование и развитие, а также показателей оценки и контроля деятельности таких систем.

Задачи курса:

    • исследование эволюции и многоаспектности категории «качество»;

    • знакомство с теорией основоположников всеобщего управления качеством и с основными положениями научных школ управления качеством;

    • изучение принципов системного подхода к управлению качеством, а также современных тенденций его развитий;

    • ознакомление с методическими основами управления качеством и раскрытие сущности подхода к управлению качеством на основе международных стандартов ISO серии 9000:2000;

    • приобретение практических навыков по применению статистических методов контроля качества в управления качеством;

    • исследование процессов жизненного цикла продукции в системе менеджмента качества

    • знакомство с методами и инструментами управления качеством;

    • исследование процессов государственного регулирования в области качества;

    • формирование практических подходов по обеспечению эффективного функционирования и совершенствованию систем качества.

  1. Место дисциплины в структуре учебного плана

СД.В.1.2 Учебная дисциплина «Управление качеством» является вариативным компонентом специальных дисциплин. Связь с другими дисциплинами учебного плана: изучение дисциплины основывается на знаниях, полученных студентами в ходе предшествующего освоения таких дисциплин, как «Философия», «Статистика», «Основы менеджмента», «Теория организации», «Стратегический менеджмент», «Маркетинг» и др. Знания, приобретенные при изучении курса «Средства и методы управления качеством», могут найти применение при выполнении индивидуальных заданий, изучении дисциплины «Управление качеством» и дипломном проектировании.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • теоретические основы и современную практику всеобщего управления качеством;

  • принципы деятельности в области управления качеством на основе международных стандартов ISO;

  • инструменты контроля и управления качеством;

  • методы статистического контроля и управления процессами;

  • документационное и организационное обеспечение системы менеджмента качества;

  • структуру затрат на качество;

  • основы законодательства по защите прав потребителя, охраны труда и окружающей среды; принципы и методы разработки и правила применения нормативно-технической документации по обеспечению качества процессов, продуктов и услуг;

Уметь:

  • использовать нормативные правовые документы в своей деятельности при решении профессиональных задач;

  • находить корректирующие и предупреждающие мероприятия, направленные на улучшение качества;

  • вести необходимую документацию по созданию системы обеспечения качества и контролю ее эффективности;

  • развивать партнерство налаживать в процессе улучшения качества отношения с потребителями и поставщиками;

Владеть:

  • основными инструментами управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции;

  • информационными технологиями в обеспечении качества;

  • методами изучения, планирования, управления и аудита систем качества;

  • методами анализа, синтеза и оптимизации процессов обеспечения качества.

4. Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Лекционный курс, практические занятия, выполнение домашних заданий, самостоятельная работа, выполнение контрольных работ.

5. Трудоемкость дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 62 часа, в т.ч. лекций 174 часов, практических занятий 17 часов, самостоятельной работы 28 часа. Продолжительность изучения дисциплины 1 семестр.

6. Контроль успеваемости

Промежуточная аттестация проводится в форме зачета в 5семестре.
2. Структура и содержание теоретической части курса (17 часов)

Тема 1. Эволюция и многоаспектность категории «качество» (1 час)

Управление качеством как учебная дисциплина и вид практической деятельности людей. Методологические основы и задачи учебной дисциплины и её взаимосвязь с другими учебными курсами. Роль дисциплины в подготовке менеджеров. Качество – фактор успеха в условиях рыночной экономики. Концепция развития понятия «качество» с точки зрения философии. Динамика понятия качества, изменения понятия «качества» в менеджменте (Шухарт, Исикава, Джуран, Форд, Фейгенбаум, Кано, стандарты ИСО серии 9000). Понятия качества, составляющие качества продукта.

Тема 2. История управления качеством (1 час)

Зарождение управления качеством. Основные этапы развития науки по управлению качеством. Развитие научных подходов к управлению качеством: переход к серийному и массовому производству продукции, разработка научных подходов к стандартизации. Эволюция методов управления качеством (фаза отбраковки, фаза контроля качества, фаза управления качеством, фаза TQM, фаза качества среды).

Тема 3. Качество как объект управления (1 час)

Качество и конкурентоспособность. Многоаспектность качества. Основные компоненты качества жизнедеятельности. Риски организации связанные с организацией и качеством труда.
Тема 4. Оценка и измерение качества. Квалиметрия (1 час)

Основные понятия квалиметрии, структура квалиметрии. Классификация показателей качества. Методология оценки уровня качества. Классификация методов оценки качества. Комплексная оценка уровня качества объекта.

Тема 5. Показатели качества продуктов труда и услуг (1 час)

Требование к качеству как часть системы государственных стандартов

Российской Федерации. Показатели качества продуктов (назначение, надежность, технологичность, эргономические показатели, эстетические, экономические, патенто–правовые, критические показатели стандартизации и унификации). Характеристика услуг, специфика сферы услуг и её развитие. Модель ценности услуги, составляющие ценности услуги. Элементы качества услуги (материальное окружение, надежность, доступность, вежливость, отзывчивость, уровень общения, компетенция, безопасность). Совершенствование качества услуги.

Тема 6. Системный подход к управлению качеством (1 час)

Развитие системного подхода к управлению качеством (модели Фейгенбаума, Эттингера – Ситтига, Джурана). Этапы жизненного цикла продукции. Этапы управления качеством услуги.

Тема 7. Концепция управления качеством. Концепция TQM (1 час)

Сравнение парадигм качества: сравнение традиционной и TQM парадигм. Связь TQM с функциональным жизненным циклом продукта. Принципы TQM (ориентация на потребителя, лидерство руководителя, вовлечение работников, процессный подход, системный подход к менеджменту). Общесистемные принципы управления качеством (целенаправленность, системность, комплексность, оптимальность, плановость, непрерывность, интенсивность, постоянное совершенствование). Система факторов влияющих на качество. Концепция современной системы TQM. Функции TQM.

Тема 8. Планирование качества. Экономика управления качеством (1 час)

Планирование – основополагающая задача стратегии обеспечения конкурентоспособности продукции. Риски потребителей, связанные с политикой создания продукта. Риски производителей, связанные с политикой в области качества. Области характеристик продукта. Модель Кано (необходимые, желаемые и оригинальные характеристики). Система удовлетворения клиентов. Основные категории экономики управления качеством. Взаимосвязь категории качества и потребительской стоимости. Виды эффектов в экономике качества. Качество и производительность. Качество и прибыльность.

Тема 9. Классификация методов управления качеством (1 час)

Методы управления качеством (организационные, социально – психологические, экономические и организационно - технические). Задачи управления качеством. Организационные формы реализации методов управления качеством. Проблемы и понятия связанные с организационными и социально –психологическими методами управления.

Виды внутрифирменных экономических стимулов. Модель премии им. Э. Деминга. Модель оценки Европейской премии по качеству. Модель оценки Российской премии качества. Процесс регулирования качества.

Тема 10. Социально – психологические методы управления качеством (2 часа)

Стиль управления. Культура организации. Основные обязанности менеджеров по управлению качеством. Принципы Деминга. Сравнение составляющих процесса управления качеством. Сравнение культур организаций. Кружки качества. Основные задачи кружков качества. Принципы организации кружков качества. Полный цикл работы группы качества.

Тема 11. Статистические методы управления качеством (3 часа)

Этапы внедрения статистического контроля качества. Мозговой штурм. Блок- схема процесса. Контрольный лист. Гистограмма. Диаграмма Исикавы. Стратификация данных. Диаграмма Парето. Диаграмма рассеяния. Контрольная карта. Карта кумулятивных сумм.

Тема 12. Контроль качества (1 час)

Понятие и назначение контроля качества. Виды производственного контроля качества. Стадии и объекты системы контроля качества. Отдел технического контроля. Типовые структуры службы технического контроля.

Тема 13. Стандартизация в управлении качеством (1 час)

Цели стандартизации. Принципы стандартизации. Общие сведения о стандартах качества. Международная организация по стандартизации ИСО, её основные задачи. Международные стандарты ИСО серии 9000. Международные стандарты ИСО серии 9000: 2000 (принципиальные отличия новой версии стандартов, модель системы управления качества, группа процессов системы управления качества, требования к документации). Виды стандартов (стандарт гармонизированный, на продукцию, на процесс, на совместимость, на услугу, на систему, стандарт правил приемки, стандарт технических требований).

Тема 14. Сертификация продукции и систем качества. Правовые вопросы в области качества (1 час)

Определение, назначение и цели сертификации. Эволюция взаимоотношений поставщиков и заказчиков в области качества. Сертификация в международной практике. Европейские стандарты EN 45000 и нормативные документы ИСО/МЭК по сертификации. Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг».

Сертификация продукции. Схемы сертификации. Сертификация систем качества. Европейская сеть по сертификации систем качества. Ответственность изготовителей и продавцов за качество продукции, зарубежный опыт защиты прав потребителей. Законы Российской Федерации «О защите прав потребителей» и «О стандартизации»

3. Содержание практической части курса (17 часов)

Занятие 1. Показатели качества продуктов труда и услуг (5 часов)

1. Требование к качеству как часть системы государственных стандартов

Российской Федерации.

2. Показатели качества продуктов.

3. Элементы и характеристики качества услуги.

4. Решение задач по данной теме.

Занятие 2. Статистические методы управления качеством (5 часов)

1. Мозговой штурм. Блок- схема процесса.

2. Контрольный листок. Гистограммы. Контрольная карта.

3. Диаграммы Исикавы, Парето, рассеяния. Стратификация данных.

4. Решение задач по данной теме.

Занятие 3. Стандартизация в управлении качеством (4 часа)

1. Цели и принципы стандартизации.

2. Общие сведения о стандартах качества. Виды стандартов.

3. Международные стандарты

4. Решение задач по данной теме.

Занятие 4. Сертификация продукции и систем качества (3 часа)

1. Определение, назначение и цели сертификации.

2. Сертификация продукции и систем качества.

3. Сертификация в международной практике.

4. Решение задач по данной теме.

4. Контроль достижения целей курса
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины iconРабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины
«Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Управление проектами», «Маркетинг» и др. Знания, приобретенные при изучении...
Рабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины iconРабочей программы дисциплины «Корпоративное управление» Цель дисциплины
Цель дисциплины – формирование у будущего специалиста навыков к профессиональной деятельности в условиях конкурентной среды и распространения...
Рабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины iconУчебная программа курса по специальностям: 08050265 «Экономика и управление на предприятии»
«Управление качеством» разработана в соответствии с требованиями образовательного стандарта к дисциплине «Управление качеством»....
Рабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины iconПрограмма дисциплины «Всеобщее управление качеством»  для специальности...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины Цель и задачи дисциплины, ее место в...
Цель дисциплины: рассмотреть образ и место молодежи в социальном развитии общества, во всех сферах жизнедеятельности, пути включения...
Рабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины iconРабочей программы дисциплины «Управление государственными и муниципальными...
Цель дисциплины – дать целостное представление о системе управления государственными и муниципальными заказами в свете реализации...
Рабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины iconУчебная программа по дисциплине Управление качеством продукции Для...
Цели и задачи дисциплины в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
Рабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины iconПримерная программа дисциплины "Управление качеством" Рекомендуется...
Управление качеством в современных условиях международной конкуренции становится востребованным на всех уровнях управления, начиная...
Рабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины iconРабочая программа дисциплины «история»
Дисциплина "История" предназначена для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 221400. 62 «Управление качеством» (профиль «Управление...
Рабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины iconРабочая программа дисциплины управление качеством рекомендуется для направления подготовки
Управление качеством: рабочая программа / авт сост. Стефанова Т. Г. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 16 с
Рабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
«Управление качеством» профиль «Управление качеством у социально-экономических системах» очной и заочной форм обучения
Рабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины iconПрограмма дисциплины «Основы управления качеством»  для направления...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины iconПояснительная записка : Цели и задачи дисциплины. Учебная цель дисциплины...
«Государственное и муниципальное управление» Магистерская программа «Муниципальное управление и местное самоуправление» очной формы...
Рабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины iconПрограмма дисциплины «Средства и методы управления качеством» ...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины iconЛитература по курсу дисциплины Методическое обеспечение дисциплины
Учебно-методический комплекс Управление качеством составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Рабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины философия права по подготовке...
Цель изучения дисциплины состоит в том, чтобы продемонстрировать, как в истории философско-правовой мысли, в борьбе различных воззрений...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск