Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык







Скачать 313.6 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык
страница1/3
Дата публикации02.07.2015
Размер313.6 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук

Кафедра русского языка



Трофимова О.В.

МЕТОДОЛОГИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Аспирантский семинар


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 10.02.01 – РУССКИЙ ЯЗЫК

очной и заочной форм обучения

Тюменский государственный университет

2011

Трофимова О.В. Методология лингвистических исследований. Аспирантский семинар.. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10.02.01 – РУССКИЙ ЯЗЫК очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011. 15 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Методология лингвистических исследований. Аспирантский семинар [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Оригинал хранится в отделе аспирантуры и докторантуры ТюмГУ.

Рекомендовано к изданию кафедрой русского языка.

Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой русского языка О.В. Трофимова



© Тюменский государственный университет, 2011.

© Трофимова О.В., 2011.

1. Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи дисциплины

Цель. В соответствии с ООП ППО по направлению Филология общей целью дисциплины является формирование у аспирантов понимания связей современной филологии и гуманитарных наук, получение знаний о современной научной парадигме филологии и методологических принципах и методических приемах филологического исследования в целом и в избранной конкретной области филологии; овладение основами методологии научного познания при изучении различного вида текстов и коммуникаций, формирование умений совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень и адаптивные способности в изменяющихся условиях профессиональной деятельности и осуществлять научно-исследовательскую деятельность.

Цель преподавания дисциплины – формирование целостного углубленного представления о научном исследовании в области русистики, формирование на его основе навыков проведения под руководством научного руководителя научного исследования (в теоретическом и/или прикладном аспектах) в сфере проблематики русского языка.

Задачи дисциплины:

  • формирование представления о смене лингвистических парадигм в современном языкознании;

  • определение статуса избранных аспирантами сфер изучения русского языка в системе лингвистических дисциплин и общенаучной гуманитарной проблематики;

  • знакомство аспирантов с основными методами лингвистических исследований и их теоретической базой;

  • выявление закономерностей проведения научного исследования и построения научного текста;

  • формирование целостного представления о русском языке как о незамкнутой, трансформирующейся, подвижной системе, предопределяющей изменение научного инструментария для решения новейших исследовательских задач;

  • формирование у аспирантов навыков анализа письменного и устного научного текста с учетом его жанровой дифференциации;

  • способствование формированию социолингвистической компетентности, стратегии и тактики разностилевого речевого общения.


1.2. Место дисциплины в структуре ООП

Преподавание дисциплины цикла ФД.4 (Факультативные дисциплины) предусматривается на втором курсе, в четвертом семестре.

В аспирантском семинаре проводится работа над темой исследования, выполняемого аспирантом. Аспиранты решают теоретические и практические задачи по теме исследования, участвуют в коллективном обсуждении научно-теоретических и прикладных проблем, выступают с презентациями, научными сообщениями и докладами. В ходе занятий возможна корректировка индивидуальных планов аспирантов. К работе семинара привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики.


  1. 3. Требования к результатам освоения дисциплины

    Выпускник по направлению подготовки «Филология» с квалификацией (степенью) «аспирант» должен обладать следующими компетенциями, дополнительными к компетенциям бакалавра (специалиста) и магистра:

а) общекультурными (ОК):

  • способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

  • свободное владение русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3);

  • способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, нести ответственность за собственные решения (ОК-4);

  • способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

  • способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ОК-6).

б) профессиональными (ПК):

  • способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1);

  • способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2);

  • владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач (ПК-3);

  • способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);

  • владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5);

  • владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6);

  • владение навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике, подготовки и редактирования научных публикаций (ПК-7);

    педагогическая деятельность:

  • владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний (ПК-8);

  • владение навыками подготовки учебно-методических материалов по отдельным филологическим дисциплинам (ПК-10);

прикладная деятельность:

  • способность к трансформации различных типов текстов (например, изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста) (ПК-13);

  • готовность к планированию и осуществлению публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства (ПК-14);

проектная деятельность:

  • умение выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций (ПК-16);

  • способность и готовность к участию в разработке научных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских проектов (ПК-18);

  • организационно-управленческая деятельность:

  • владение навыками организации и проведения учебных занятий и практик, семинаров, научных дискуссий и конференций (ПК-20);

  • владение навыками организации и управления научно-исследовательскими и производственными работами при решении конкретных задач в соответствии с профилем магистерской программы (ПК-21).

В результате освоения дисциплины аспирант должен:

  • Знать: основные положения и концепции в области современного русского языка и лингвистического анализа текста

  • Уметь: применять полученные знания в области теории современного русского языка и лингвистического анализа текста, проводить под научным руководством локальные исследования устной и письменной речи разной стилевой природы с формулировкой аргументированных выводов

  • Владеть: свободно русским языком в его литературной форме, методами коммуникативно-прагматического анализа речевых произведений, методами классификации и моделирования.



  1. Трудоемкость дисциплины

    Курс второй, семестр четвертый. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

    3. Тематический план

    Таблица 1

    Тематический план



    Тема

    Всего часов

    Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

    из них в интерактивной форме

    Формы контроля

    практические занятия

    самостоятельная работа

    1

Металингвистика. Метаязык лингвистического исследования

    8

    2

    6



    тест

    2

Методология в языкознании

    8

    2

    6



    тест

    3

Сравнительно-исторический метод в языкознании

    8

    2

    6

    1

тест

    4

Структурные методы в языкознании

    8

    2

    6

    1

тест

    5

Конструктивизм в языкознании

    8

    2

    6



тест

    6

Частные и общенаучные методы в современном языкознании

    8

    2

    6



    реферат

    7

Методы лингвостилистического анализа

    12

    4

    8

    1

    контрольная работа

    8

Прикладные исследования в языкознании

    12

    4

    8

    2

    контрольная работа



    Итого

    72

    20

    52

    5





    из них часов в интерактивной форме



    5



    5


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Трофимова О. В. Современный русский язык. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Байдуж Л. М. Семантический синтаксис. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 – русский...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Купчик Е. В. Функциональный аспект исследования русской речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
">