Доклад Президента Узбекистана на заседании Законодательной палаты и Сената





Скачать 394.27 Kb.
НазваниеДоклад Президента Узбекистана на заседании Законодательной палаты и Сената
страница1/4
Дата публикации24.08.2013
Размер394.27 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Право > Доклад
  1   2   3   4
Доклад Президента Узбекистана на заседании Законодательной палаты и Сената

8581 слов

12 ноября 2010

23:29

UzReport.com

UZREPR

Русский

(c) 2010 UzReport.com. All Rights Reserved.

Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране

Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Дорогие друзья!

Завершается текущий 2010 год, на пороге 2011 год – год 20-летия независимости Узбекистана.

В связи с этой рубежной датой вполне естественно возникает потребность оценить: как изменились и как меняются качество нашей жизни и облик страны, каких высот мы достигли за истекший период, какими темпами мы продвигаемся по пути строительства открытого демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой, формирования гражданского общества.

Говоря коротко, ставится задача дать с позиций сегодняшнего дня объективную оценку по реализации долгосрочной цели, которую мы ставим перед собой, – войти в число современных развитых, демократических государств, обеспечить своему народу достойные условия жизни и достойное место в мировом сообществе.

Как известно, Узбекистан после достижения независимости в 1991 году, отказавшись от изжившей себя тоталитарной, административно-командной, планово-распределительной системы, избрал собственную "узбекскую модель" развития.

Суть и содержание разработанной и реализуемой сегодня модели – это кардинальное изменение и обновление государственного и конституционного устройства, реализация политических, экономических и социальных реформ, базирующихся на таких принципах, как деидеологизация экономики и ее приоритет над политикой, возложение на государство роли главного реформатора, то есть функции инициатора и координатора реформ, обеспечение верховенства закона, осуществление сильной социальной политики, поэтапность и постепенность проводимых реформ.

Мы сознательно отказались от революционного варианта проведения реформ путем "шоковой терапии" в пользу эволюционного поэтапного развития, уберегли тем самым наш народ от тяжелейших экономических и социальных потрясений.

Устойчиво высокие темпы роста, стабильность и надежность созданной финансово-банковской системы, успешные структурные преобразования в экономике и в целом уверенные шаги Узбекистана по пути модернизации страны находят сегодня свое признание мировой общественности, а также таких авторитетных международных финансовых организаций, как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Азиатский банк развития и другие.

Действительно, рост ВВП Узбекистана за истекшие неполные 20 лет нашего независимого развития в 3,5 раза, а в расчете на душу населения в 2,5 раза, рост реальных доходов населения в 3,8 раза, и особенно достигнутые рубежи в социально-гуманитарном измерении – рост затрат государства на социальную защиту населения в 5 раз, существенное улучшение качества жизни и как результат – сокращение уровня материнской смертности более чем в 2 раза, детской – в 3 раза, увеличение средней продолжительности жизни людей с 67 до 73, а женщин до 75 лет – не может никого оставить равнодушным.

Серьезный интерес международных структур, экспертов и специалистов вызывает тот факт, что за 2008-2010 годы, то есть в период, когда практически в большинстве стран мира имело место существенное падение темпов роста экономики и процессы стагнации производства, темпы ВВП в Узбекистане составили в 2008 году 9 процентов, в 2009 году – 8,1, в текущем 2010 году ожидается 8,5, а на 2011 год предусматривается 8,3 процента.

В то время, когда серьезнейшую озабоченность, особенно в развитых странах, вызывает продолжающееся увеличение внешнегосударственного долга, в Узбекистане внешний долг не превышает 10 процентов, а Государственный бюджет последние пять лет выполняется с профицитом.

Подобный список внушительных достижений Узбекистана можно было бы продолжить.

Все это подтверждает очевидный факт (феномен), что за короткий по историческим меркам период независимого развития наша страна из республики с односторонней, гипертрофированной сырьевой экономикой, разрушительной монополией на производство хлопка-сырца, примитивной производственной и социальной инфраструктурой, самым низким в бывшем СССР душевым потреблением вышла на признанные рубежи, полностью изменившие ее облик и место в мировом сообществе.

Но достигнутое – это только часть длинного и сложного пути к цели, которую мы поставили перед собой – построить открытое демократическое правовое государство с устойчиво развивающейся экономикой и уважаемое в мире общество, где не на словах, а на деле высшей ценностью является человек, его интересы, его права и свободы.

Самое опасное, что может нас ожидать на этом пути – это эйфория и чувство самоуспокоенности достигнутым, отрыв от реальности, что может негативно отразиться на эффективности и перспективах развития страны.

В век глобализации и все более усиливающейся конкуренции мы обязаны реально и самокритично оценивать свое место в происходящих сегодня в мире кардинальных переменах, идти в ногу с растущими требованиями времени.

Жизнь никогда не стоит на месте, и выигрывает та страна, тот народ, который имеет глубоко продуманную программу и стратегию ее реализации, имеющую четкие ориентиры и приоритеты, и, что особенно важно, работающую на упреждение возможных кризисов и различных катаклизмов, взлетов и падений мировой экономики.

В этой связи хотел бы особо подчеркнуть, что подведение итогов сделанного за истекший период нашего независимого развития необходимо не только для того, чтобы объективно оценить и внести определенные коррективы в программу реформ, но, в первую очередь, исходя из требований завтрашнего дня, дать новый мощный импульс нашему поступательному движению по пути реформирования и модернизации страны.

Принципиально важное значение приобретает при этом опора на основополагающие положения и нормы принятого в декабре 1992 года Основного Закона – Конституции, определившей основные принципы демократического развития и формирования гражданского общества в стране.

Наибольшую активность, масштабность и направленность эта работа получила в последнее десятилетие с 2001 по 2010 годы.

В результате у нас сегодня есть все основания утверждать, что мы добились главного – процесс реформирования и демократизации страны приобрел бесповоротный, необратимый и последовательный характер, меняется человек, растет его политическая и гражданская активность, его сознание, сопричастность ко всему, что происходит вокруг него, и, наконец, его вера в будущее страны.

По сути дела, именно эти изменения, эти перемены в сознании людей и всего нашего общества становятся сегодня той мощной движущей силой, которая обеспечивает движение страны по пути прогресса и процветания.

Объективная оценка пройденного пути и накопленного опыта, анализ достигнутых рубежей за истекшие годы независимости убедительно доказывают правоту избранной нами модели эволюционного, поэтапного, постепенного развития страны и необходимость дальнейшего следования по этому пути.

Исходя из этого, в качестве важнейших приоритетов дальнейшего углубления демократических преобразований представляется необходимым принять следующие направления.

I. Демократизация государственной власти и управления

Осуществляемые за истекший период реформы в этой сфере были направлены на последовательную реализацию конституционного принципа разделения ветвей власти, создание между ними эффективной системы сдержек и противовесов, усиление роли полномочий и контролирующих функций законодательной и представительной власти в центре и на местах, осуществление мер по либерализации, самостоятельности и независимости судебной системы.

Большое внимание уделялось изменению функций управленческих структур центральной исполнительной власти и административных органов, кардинальному сокращению их властных, регулирующих и распределительных полномочий, их прямого вмешательства в деятельность хозяйствующих структур. Говоря другими словами, приведению их полномочий в соответствие с рыночными принципами и в конечном итоге – уменьшению роли государства в управлении экономикой.

Достаточно много внимания уделялось вопросам децентрализации управления, передачи части функций от республиканского уровня органам областного, городского и районного уровня, формированию в Узбекистане такой уникальной системы местного самоуправления, как махалля.

Итоги проведенного 27 января 2002 года референдума по вопросу об образовании двухпалатного национального парламента, принятие Закона "Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти" определили основу глубокого реформирования законодательной власти.

Основные цели, преследуемые при этом, – это сформировать систему сдержек и противовесов при осуществлении парламентом своих полномочий, существенно повысить качество законотворческой работы, добиться сбалансированности общегосударственных и региональных интересов, учитывая, что верхняя палата – Сенат, представляющий в основном местные Кенгаши, будет представлять регионы, а нижняя Законодательная палата – осуществлять свою деятельность на постоянной профессиональной основе.

В развитии национального парламента особое значение имело принятие в 2003 году конституционных законов "О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан", "О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан", четко определившие статус, полномочия и механизмы деятельности отдельных палат и нового парламента в целом.

Одним из политико-правовых актов огромной важности этого периода стало исключение из Конституции Республики Узбекистан в 2007 году норм, устанавливающих, что Президент страны является одновременно главой исполнительной власти. Статья 89 Конституции определяет, что "Президент Республики Узбекистан является главой государства и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти".

Важным шагом на пути либерализации стало упразднение должности председателя Кабинета Министров, которую ранее занимал Президент Республики Узбекистан. В соответствии с принятыми законами Премьер-министр теперь не только организует, но и руководит деятельностью Кабинета Министров, несет персональную ответственность за эффективность его работы, председательствует на заседаниях Кабинета Министров, подписывает его документы, принимает решения по вопросам государственного и хозяйственного управления.

Вместе с тем растущий уровень политической культуры и общественного сознания населения страны и динамично развивающиеся процессы демократизации и либерализации общества, укрепление многопартийной системы создают необходимые предпосылки для того, чтобы обеспечить более сбалансированное распределение полномочий между тремя субъектами государственной власти: Президентом – главой государства, законодательной и исполнительной властью.

Вносится предложение статью 98 Конституции Республики Узбекистан изложить в следующей редакции:

"Исполнительную власть осуществляет Кабинет Министров Республики Узбекистан. Кабинет Министров Республики Узбекистан состоит из Премьер-министра Республики Узбекистан, его заместителей, министров, председателей государственных комитетов. В состав Кабинета Министров входит по должности глава правительства Республики Каракалпакстан.

Кабинет Министров обеспечивает руководство эффективным функционированием экономики, социальной и духовной сферы, исполнение законов Республики Узбекистан, решений Олий Мажлиса, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан.

Кабинет Министров в соответствии с действующим законодательством издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории Республики Узбекистан всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Премьер-министр Республики Узбекистан организует и руководит деятельностью Кабинета Министров, несет персональную ответственность за эффективность его работы, председательствует на заседаниях Кабинета Министров, подписывает его решения, по поручению Президента Республики Узбекистан представляет Кабинет Министров Республики Узбекистан в международных отношениях, выполняет другие функции, предусмотренные законами Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан.

Кабинет Министров в своей деятельности ответственен перед Президентом Республики Узбекистан и Олий Мажлисом Республики Узбекистан.

Кабинет Министров слагает свои полномочия перед вновь избранным Олий Мажлисом.

Порядок организации деятельности и компетенция Кабинета Министров определяются законом.

Кандидатура Премьер-министра Республики Узбекистан предлагается политической партией, набравшей наибольшее количество депутатских мест на выборах в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, или несколькими политическими партиями, получившими равное количество депутатских мест.

Президент Республики Узбекистан после рассмотрения представленной кандидатуры на должность Премьер-министра в десятидневный срок предлагает его на рассмотрение и утверждение палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Кандидатура Премьер-министра считается утвержденной, если за него будет подано более половины голосов от общего числа соответственно депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Члены Кабинета Министров Республики Узбекистан утверждаются Президентом Республики Узбекистан по представлению Премьер-министра.

В случае возникновения устойчивых противоречий между Премьер-министром Республики Узбекистан и Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан по предложению, официально внесенному на имя Президента Республики Узбекистан депутатами Законодательной палаты в количестве не менее одной трети от их общего числа, вопрос о выражении вотума недоверия Премьер-министру вносится на обсуждение совместного заседания палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Вотум недоверия Премьер-министру считается принятым, если за него проголосует не менее двух третей от общего числа соответственно депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В этом случае Президент Республики Узбекистан принимает решение об освобождении Премьер-министра от должности. При этом весь состав Кабинета Министров Республики Узбекистан уходит в отставку вместе с Премьер-министром.

Новая кандидатура Премьер-министра для представления на рассмотрение и утверждение палатами Олий Мажлиса предлагается Президентом Республики Узбекистан после соответствующих консультаций со всеми фракциями политических партий, представленных в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В случае двукратного отклонения Олий Мажлисом кандидатуры на должность Премьер-министра Президент Республики Узбекистан назначает исполняющего обязанности Премьер-министра и распускает Олий Мажлис Республики Узбекистан".

Суть и содержание этих поправок в статью 98 Конституции Республики Узбекистан заключается в том, что вводится новый, отвечающий демократическим принципам порядок выдвижения и утверждения Премьер-министра и предоставление Олий Мажлису права выражения вотума недоверия Премьер-министру. Исключается также право Президента Республики Узбекистан принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Следующая предлагаемая поправка относится к статье 96 Конституции Республики Узбекистан.

В целях исключения неясности, неоднозначного толкования этой статьи в случае возникновения ситуации, когда Президент страны по различным причинам не может исполнять свои обязанности, предлагается ввести новую ее редакцию следующего содержания:

"При невозможности исполнения действующим Президентом страны своих обязанностей его обязанности и полномочия временно возлагаются на Председателя Сената Олий Мажлиса Республики
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад Президента Узбекистана на заседании Законодательной палаты и Сената iconДоклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном...
Наша главная цель демократизация и обновление общества, реформирование и модернизация страны
Доклад Президента Узбекистана на заседании Законодательной палаты и Сената iconДоклад о состоянии
Российской Федерации подготовлен в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. №32-фз “Об Общественной палате...
Доклад Президента Узбекистана на заседании Законодательной палаты и Сената iconТемы письменных работ (рефератов) по дисциплине "Правоведение"
Система органов законодательной и исполнительной власти в РФ. Функции Президента РФ
Доклад Президента Узбекистана на заседании Законодательной палаты и Сената iconСодержани е
Обращение к читателям Президента Адвокатской палаты Иркутской области Середы Г. В
Доклад Президента Узбекистана на заседании Законодательной палаты и Сената iconУрок истории в 8 классе по теме: «Культура России и Узбекистана во второй половине 19 века»
...
Доклад Президента Узбекистана на заседании Законодательной палаты и Сената iconДоклад о деятельности Общественной палаты и состоянии гражданского...
Ежегодный доклад о деятельности Общественной палаты и состоянии гражданского общества в Алтайском крае подготовлен в соответствии...
Доклад Президента Узбекистана на заседании Законодательной палаты и Сената iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: раскрыть особенности президентской формы правления; взаимоотношения Президента и законодательной и исполнительной власти; раскрыть...
Доклад Президента Узбекистана на заседании Законодательной палаты и Сената iconДоклад о состоянии и развитии институтов гражданского общества в...
Охватывает все детские учреждения, а также православные приюты. Для воспитанников социальных учреждений организуются пастырские беседы,...
Доклад Президента Узбекистана на заседании Законодательной палаты и Сената iconЗаседание Клуба Общественной палаты. 14 июня 2013 г
Мужчина 1 Добрый день. Давайте начинать наше очередное заседание клуба Общественной палаты. К сожалению, в этом году мы собираемся...
Доклад Президента Узбекистана на заседании Законодательной палаты и Сената iconПлан по реализации посланий президента РФ и президента рс (Я) №
Послание Президента рс(Я) Борисова Е. А. Государственному Собранию (Ил Тумэн) 24. 01. 2013
Доклад Президента Узбекистана на заседании Законодательной палаты и Сената iconДоклад Председателя Налогового комитета мф рк для заседания Сената...
То есть налоговое администрирование в широком его понимании представляет собой инструмент, который, в конечном итоге, определяет...
Доклад Президента Узбекистана на заседании Законодательной палаты и Сената iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В соответствии с Положением об отделе законодательной работы и правовой экспертизы Министерства юстиции Республики Марий Эл, утвержденным...
Доклад Президента Узбекистана на заседании Законодательной палаты и Сената iconДоклад
Работа по патриотическому воспитанию граждан является одним из приоритетных направлений органов исполнительной, законодательной власти...
Доклад Президента Узбекистана на заседании Законодательной палаты и Сената iconДоклад о деятельности Комиссий по делам несовершеннолетних и защите...
Все мы разделяем позицию Президента РФ д. А. Медведева, который сказал, что «отношение к детям это показатель, по которому можно...
Доклад Президента Узбекистана на заседании Законодательной палаты и Сената iconСамая крупная банкнота национальной валюты Узбекистана. Все денежные...
Банкноты номиналом меньше 25 сум практически исчезли из оборота. Тоже самое произошло и с монетами достоинством меньше 25 сум. Пункты...
Доклад Президента Узбекистана на заседании Законодательной палаты и Сената iconПостановление М совета Сахалинской адвокатской палаты от 31 июля 2010г
Совет Сахалинской адвокатской палаты при определении минимальных тарифных ставок руководствуется целями тарификации, которые сводятся...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск