МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Магнитогорский государственный технический университет
им. Г.И. Носова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДПП.В.3 Этика и психология семейных отношений
(для специальности 050715.65 «Логопедия»)
Составитель: Николаева Людмила Михайловна
Магнитогорск, 2015 I. Организационно-методический раздел
Цель курса:
Подготовка студентов по курсу Этика и психология семейных отношений в соответствии с требованиями «Государственного образовательного стандарта ВПО»
Задачи курса:
Раскрыть основные закономерности и тенденции развития современной семьи и ее роль в формировании здоровья каждого члена семьи.
Дать представления о формировании гармоничной или дисгармоничной личности ребенка в семье.
Научить студентов практическим навыкам оценки типа семейных и родительских отношений, готовности к браку, психологической совместимости и т.д.
Показать пути решения проблемы "охраны материнства и детства" на различных уровнях.
1.3. Место курса в системе освоения профессиональной образовательной программы:
Данный курс является обязательной частью «Общепрофессиональных дисциплин», который входит в комплекс предметов подготовки специалистов с высшим образованием в программу подготовки студентов факультета педагогического образования и сервисных технологий по специальности Направление 050715.65 «Логопедия» Дисциплина «Этика и психология семейных отношений» изучается на 3 курсе. 1.4. Требования к уровню освоения содержания курса:
Критерием успешного освоения программы курса является:
умения выработать новые обоснованные технологии, способные повысить эффективность работы с семьей;
усвоение системой знаний по основам семейной жизни;
знание организации оздоровительной работы в семейном воспитании.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 2.1. Разделы курса:
Теоретико-методологические проблемы фамилистики
Правовые основы брачных отношений
Основные конфликты супружества
Психодиагностика внутрисемейных отношений
Семья и психическое здоровье
Родительство и воспитание
Планирование семьи
Первый ребенок в семье
Законодательство об охране материнства и детства
2.2. Темы и содержание занятий
Теоретико-методологические проблемы фамилистики
Системный подход в описании семьи. Социальные и педагогические функции семьи, Предмет и задачи фамилистики. Основные понятая и термины. Философские, социологические аспекты семьи. Типы и формы семьи. Аспекты семьи. Концепция семьи. Влияние социально-экономических условий на жизнь семьи.
Правовые основы брачных отношений
Семья как правовое поле жизнедеятельности ребенка. Правовые основы семейного воспитания. Семейный кодекс Российской Федерации. Предмет брачного договора. Социальные и психологические аспекты внебрачных союзов. Разводы.
Основные конфликты супружества
Основные причины и последствия конфликтов в семье. Конфликтные, кризисные и проблемные семьи. Типы конфликтов в семье. Динамика супружеских отношений. Измены в семье. Конфликты и здоровье. Распад семьи, развод, особенности воспитания детей в неполных семьях.
Психодиагностика внутрисемейных отношений
Понятие о психологической совместимости. Готовность к браку. Способы поведения в семье: агрессивный, манипулятивный, пассивный и настойчивый.
Типологические и личностные особенности супругов как факторы устойчивости брака. Типы супружеских отношений. Понятие техники семейного консультирования. Объект, предмет и результаты психологического консультирования.
Семья и психическое здоровье
Взаимоотношение между детьми в семье. Внутрисемейные отношения и понятие о психическом здоровье и благополучии. Типы родительского отношения к ребенку и формирование акцентуаций и психопатий. Психологическое консультирование родителей. Психологические условия позитивного семейного воспитания. Особенности взаимодействия педагога и психолога с родителями в процессе психологического консультирования.
Родительство и воспитание
Родительство как социокультурный феномен. Семейное воспитание ребенка и его значение. Родительские установки, стратегии и стили воспитания. Технологии эффективного взаимодействия детей и родителей. Полоролевая социализация и семья. Эндо- и экзогамия. Инцест: природа и причины. Методы и повышения педагогический культуры родителей. Проблемы и трудности семейного воспитания: социокультурные, психологические, педагогические. Основные методы работы: наблюдение и беседа.
Планирование семьи
Основные понятия в области планирования семьи: контроль над рождаемостью, контрацепция и т.п. Медико-социальные аспекты планирования семьи. Демографические процессы в современном обществе. Методы контрацепции: критерии выбора (безопасность, эффективность, простота употребления, приемлемость, обратимость и т.д.). Методы мужской контрацепции. Методы женской контрацепция. Новые направления в контрацепции. Многодетные семьи.
Естественные методы планирования семьи. Стерилизация: медицинские и этические аспекты.
Первый ребенок в семье
Беременность. Физиологические изменения в организме женщины при беременности. Диагностика.
Валеология беременных женщин. Личная гигиена. Одежда и обувь. Труд и отдых. Питание. Половая активность. Подготовка к родам.
Роды и послеродовый период. Физиологический механизм родов. Основные виды патологических состояний при родах и их предупреждение. Роль отца при родах.
Уход за новорожденным в раннем возрасте.
Законодательство об охране материнства и детства
Определение понятия «охрана материнства и детства». Права матери и ребёнка в законодательных актах Российской Федерации. Организация охраны материнства и детства в Российской федерации. Система государственных дотаций и другие виды государственной помощи матери и ребенку.
Сравнительный анализ существующих в мире социальных мер, законодательных актов по охране материнства и детства. 2.3. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Студентам для самостоятельного изучения предлагаются следующие вопросы:
Темы семинаров
1. Нарушения репродуктивной функции человека.
2. Конфликтные, кризисные и проблемные семьи.
3. Основные подходы к понятию психологической совместимости супругов.
4. Типы ведущей модальности в общении и конгруэнтность общения в семье.
5. Факторы психического здоровья и благополучия в семье.
6. Типы родительского отношения и возможные нарушения в психическом развитии ребенка.
7. Функции родителей и проблема развода.
8. Медико-социальные аспекты планирования семьи.
9. Современные методы контрацепции.
10. Медицинские, валеологические и нравственные аспекты планирования семьи. Темы практических занятий
1. Диагностика типа семейных отношений.
2. Диагностика родительского отношения к ребенку.
3. Диагностика готовности к браку.
4. Типы ведущей модальности и общение в семье.
5. Физиологический метод предупреждения беременности.
6. Диагностика акцентуаций характера детей и подростков. 2.4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ 2.5. Перечень вопросов к экзамену по всему курсу
Системный подход в описании семьи.
Социальные и педагогические функции семьи,
Семья как правовое поле жизнедеятельности ребенка.
Правовые основы семейного воспитания
Распад семьи, развод, особенности воспитания детей в неполных семьях.
Понятие техники семейного консультирования.
Объект, предмет и результаты психологического консультирования
Взаимоотношение между детьми в семье
Психологическое консультирование родителей.
Психологические условия позитивного семейного воспитания.
Особенности взаимодействия педагога и психолога с родителями в процессе психологического консультирования.
Родительство как социокультурный феномен.
Семейное воспитание ребенка и его значение.
Родительские установки, стратегии и стили воспитания.
Технологии эффективного взаимодействия детей и родителей
Методы и повышения педагогический культуры родителей.
Проблемы и трудности семейного воспитания: социокультурные, психологические, педагогические.
Основные методы работы: наблюдение и беседа.
Многодетные семьи
Естественные методы планирования семьи
Основные причины и последствия конфликтов в семье.
Влияние социально-экономических условий на жизнь семьи.
Конфликты и здоровье
Типы супружеских отношений
Внутрисемейные отношения и понятие о психическом здоровье и благополучии.
Полоролевая социализация и семья
Основные понятия в области планирования семьи
Организация охраны материнства и детства в Российской федерации.
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
№ п/п
| НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ КУРСА И ТЕМ
| ВСЕГО (часов)
| Аудиторные занятия (час),
в том числе
| Самостоятельная
работа
| Лекции
| Семинары
| 1
| Теоретико-методологические проблемы фамилистики
|
4
|
2
|
-
|
2
| 2
| Правовые основы брачных отношений
| 6
|
2
| -
| 4
| 3
| Бесплодный брак: причины и нуги коррекции
|
6
|
2
|
2
|
2
| 4
| Основные конфликты супружества
|
4
|
-
|
2
|
2
| 5
| Психодиагностика внутрисемейных отношений
|
8
|
2
|
2
| 4
| 6
| Семья и психическое здоровье
| 4
| -
| 2
| 2
| 7
| Родительство и воспитание
| 8
| 2
| 2
| 4
| 8
| Планирование семьи
| 6
| 2
| 2
| 2
| 9
| Первый ребенок в семье
| 6
| 2
| -
| 4
| 10
| Законодательство об охране материнства и детства
|
4
|
-
|
2
|
2
| ИТОГО:
| 56
| 14
| 14
| 28
|
IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Зачет
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
ДПП.В.3 «Этика и психология семейных отношений»
(для специальности 050715.65 «Логопедия»)
5.1. Рекомендуемые источники и литература
Основная литература.
Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : Учеб. пособие для вузов / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина ; Под ред. В. И.Селиверстова. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 407 с. - Библиогр.: с. 397-403. - Доп. Мин. обр. РФ. - ISBN 5-691-01100-6.
Специальная педагогика : учеб. пособие для пед. вузов / под ред. Н. М. Назаровой. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 395 с. - (Высшее профессиональное образование). - Рек. УМО. - ISBN 5-7695-2401-4.
Дополнительная литература.
Вайнер М. Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников : Учеб. пособие / М. Э. Вайнер. - М. : Пед.о-во России, 2004. - 95 с. - Библиогр.: с. 95. - ISBN 5-93134-239-7.
Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии : метод. пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. - М. : Просвещение, 2008. - 239 с. - Библиогр.: с. 190-200. - ISBN 978-5-09-016590-7.
Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития : пособие для педагогов-психологов. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 223 с. - (Б-ка психолога). - Библиогр. в конце глав. - ISBN 978-5-691-01621-9.
Шипицына, Л. М. Необучаемый" ребенок в семье и обществе: Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына. - СПб. : Дидактика Плюс ; М. : Ин-т общегуманит. исслед., 2002. - 495 с. : ил. - Библиогр.: с. 484-491. - ISBN 5-89239-032-2.
Шипицына Л. М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Речь, 2005. - 476 с. - Библиогр.: с. 469-476. - ISBN 5-9268-0386-1.
|