Скачать 458.37 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОУ ВПО Институт «Московская высшая школа социальных и экономических наук» Факультет Права УТВЕРЖДАЮ Декан факультета Права __________________ Дождев Д.В. «___» _________________ 20___г. Рабочая программа дисциплины История политических и правовых учений Наименование магистерской программы «Юридическое сопровождение управления активами» Направление подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» Квалификация (степень) выпускника Магистр Москва, 2015 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Цели и задачи освоения дисциплины: - сформировать целостное представление об истории возникновения и развития юридической науки, отдельных концепций правопонимания, теорий происхождения государства; - сформировать основы юридического мировоззрения студента – теоретической составляющей полноценного правосознания гражданина; - способствовать выработке востребованного практикой прикладного знания; - сформировать навыки работы с учебной и научной юридической литературой и нормативно-правовыми актами, их конструктивно критичного анализа. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВО 2.1. Учебная дисциплина «История политических и правовых учений» входит в Базовую часть Блока 1 (Б1 – Дисциплины (модули)) учебного плана магистра. 2.2. История политических и правовых учений представляет собой общеобразовательную юридическую дисциплину историко-теоретического содержания, в рамках которой изучается возникновение и распространение упорядоченных знаний о природе и назначения права, государства, политики. Такие знания получали свое устное или письменное отображение на всем протяжении социальной истории - от древней и средневековой вплоть до современной. Дисциплина встраивается в структуру ООП (последовательность дисциплин в учебном плане) как с точки зрения преемственности содержания, так и с точки зрения непрерывности процесса формирования компетенций выпускника. 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ По окончании курса магистрант должен: Знать: 1) критерии оценки политико-правовых доктрин; 2) становление и развитие политико-правовой идеологии; 3) правовые и политические идеи в государствах Древнего мира, Средних веков и Нового времени; 4) основные правовые и политические учения современности. Уметь: 1) применять полученные знания для понимания закономерностей развития государства и права; 2) применять полученные знания в научно-исследовательской работе. Владеть: 1) методикой самостоятельного изучения и анализа политико-правовых доктрин; 2) методикой анализа исторического процесса становления и развития политико-правовой идеологии. Курс формирует следующие компетенции: Общекультурные компетенции (ОК): -способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1); -готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2); готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3); -способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4). Общепрофессиональные компетенции (ОПК): -осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношением к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОПК-1); -способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОПК-2); -способность использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ (ОПК-3); -готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности (ОПК-4). Профессиональные компетенции (ПК): -способность квалифицированно проводить исследования в области права (ПК-11). 4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетные единицы или 108 часов.
Тематический план учебной дисциплины
Всего: аудиторная – 32 часа, самостоятельная – 76 часов. Тематический план лекций (дидактические единицы) Тема 1. Предмет и метод в изучении истории политических и правовых ученийПредмет изучения - история теорий, идей, доктрин (учений) и философских обобщений относительно природы и назначения права, природы государства, форм правления, законодательной и иной политики. Типичные вопросы для философского и теоретического обсуждения: как возникает государство и какое устройство государственных дел наилучшее? (кто правит и кому надлежит править?); как возникает и как изменяется право в его соотношении с другими нормами социального общения (обычаем, моралью, нравами); как право соотносится со справедливостью, равенством, свободой, согласием, миром, порядком? как возникают, оформляются и как изменяются правовые и политические учения у разных народов под воздействием тех или иных обстоятельств? Методы изучения. Исторический метод (хронологический, культурно-исторический, сравнительно-исторический и др.); теоретический (логико-понятийный, доктринальный); конкретно-практический (учебный); ретроспективный (история и современность); сравнительный (синхронный и диахронный, генетический, типологический); структурно-аналитический (способы построения теории, ее принципы и внутренняя логика в момент возникновения и в последующих модификациях и истолкованиях). Способы интерпретации философии права, политического учения, доктрины (сравнительно-теоретическое, лингвистическое, идейно-практическое истолкование); способы отображения связи между теорией и жизнью. Логическое и историческое в правовой и политической теории. Конкретно-исторический компонент теории в сопоставлении с ее теоретическим (познавательно-объяснительным) компонентом; проблема преемственности и новизны в историческом существовании данной теоретической конструкции; «Портретный метод», или метод персоналий (творческая биография мыслителя в его идейно-теоретическом и философском становлении, характеристика его вклада в понимание предмета, особенности последующих восприятий его идейного наследия вплоть до современных толкований) Сквозные темы исторического правоведения и государствоведения - право божественное и человеческое, естественное и положительное (позитивное), а также интуитивное право. Право древнее (первобытное догосударственное и законом установленное), средневековое религиозное право, современное право нового и новейшего времени. Сравнительно-сопоставительное изучение идей и взглядов политических мыслителей Запада и Востока. История политических и правовых учений в системе юридических и других социальных областей знания. Новейшие дисциплины, возникшие на стыке юридических и других социальных наук (юридическая антропология, юридическая герменевтика, юридическая феноменология, феминистская юриспруденция и др.) Методика работы с первоисточниками и вспомогательными материалами.Слушание и конспектирование лекций. Резюме лекции. Задачи учебного курса, его особенности. Историческое правоведение в прошлом и настоящем. Тема 2. Политическая и правовая мысль в древневосточных странахУ истоков политической и правовой мысли. От мифо-поэтических представлений к теоретическому и философскому (логико-понятийному) знанию Месопотамия. Шумерская космология. Сказание о Гильгамеше. Бог-покровитель Вавилона Мардук, богиня Тиамат и создание людей. Божественное и человеческое в законах вавилоенского царя Хаммурапи. Египет. Бог Пта и создание мира из энергии своего ума и языка, возвещающего мысли бога. Миф о загробном суде Осириса по тексту Книги мертвых.Государство законности как идеал (по документам и свидетельствам древних историков). . Древняя Индия. .Веды о сотворении Вселенной и людей,а также правил должного и благочестивого поведения.Дхарма.карма,артха и мокша. Законы Ману - поздний вариант древних способов постижения ведической мудрости - после упанишад, брахманов, дхармасутр. Дхарма как божественное требование праведного проведения. Афоризм, стих, закон как первичные формы существования правил политического и правового назначения. Артхашастра Каутильи - древнейший трактат о политике и способах властвования. Каутилья и Аристотель как современники и как авторы основополагающих трактатов о власти и политике. Будда и буддизм. Дхаммапада. Проблема общего блага в политической филососфии буддизма. Древний Китай. Концепция правления по мандату Небы (период Восточного Чжоу) Концепция ли - этикета(ритуала) и ли-закона. Китайский легизм – древнейшая версия командной теории права(У11 в. до н.э).Концепции древнекитайского законничества Шан Яна и Хань Вэя. Метафора о прямизне действия закона. Уподобление роли закона использованию шнурка-отвеса в строительном деле. Даосы – почитатели закона мироздания(Дао-Истинного Пути) и связанной с ним Благодати.Трактат Лао – цзе о Дао и Благодати. Конфуций,его этическое учение о добродетельном правлении и моральной дисциплине и патерналистская концепция государства Мо-цзы о естественном равенстве людей и договорном происхождении государства. Древняя ПалестинаПятикнижие Моисея (Тора). Правовые начала - око за око, один свидетель не свидетель, сын за отца не отвечает. Новый Завет - Золотое правило. О жизни по духу и по плоти. О законе, прописанном в сердцах Тема 3. Политическая и правовая мысль Древней Греции Периодизация истории политической философии – ранний мифопоэтический и философский (классический и пост-классический) периоды. Ранний период. Истоки – персы (Зороастр), индийцы, кельты, финикийцы, египтяне, халдеи Гомер(8 в.) о дике и темис. Гесиод(7в.)—Теогония и 5 веков в истории богов, людей и нравов. Первые философы и политические реформаторы. Первый философ- Пифагор(У11 в. до н.э.) о роли меры в музыке, математике и природе вещей, а также о надлежащем устройстве дел политических. Семь мудрецов. Политические максимы мудрецов как разновидность фиксации правил и требований политического и правового характера. Ликург и Солон о существе своих политических реформ. Гераклит о законах природы и полисной жизни. Геродот о достоинствах монархии, аристократии и олигархии. Демокрит о происхождении политических институтов и правил, а также о достоинствах и несовершенствах демократии, аристократии и монархии. Анаксагор-«ум как движущая сила» Архелай – все этические оценки основываются на законе, а не на природе (номос и фюзис, темис и фюзис). Софисты. Протагор-человек мера всех вещей(и знаний тоже) Горгий- законы есть стражи справедливости, а писаное право как искусное человеческое изобретение Фразимах из Халкедона-Справедливость- это то, что пригодно сильнейшему Антифонт(р.400)-равенство людей по природе Ликофрон - государственное общение и общежитие людей есть результат договора между собой о взаимном союзе Алкидам Элейский- «Божество создало всех свободными, а природа никого не сотворила рабом». Киники. Введение понятия «космополит» для обозначения человека «без общины, без дома, без отечества». Критика общих понятий («идей») Платона как вредной выдумки, усложняющей непосредственное отношение к природе вещей и природному. Основа счастья и добродетели- пренебрежение к общественным нормам, отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение внутренней независимости и свободы Диоген из Синопа Классическая политическая философия-Сократ-критика нравственного и гносеологического релятивизма софистов и поиски рационального логико-понятийного обсуждения и оценок мира политики и нравственности. Высшая цель знания - искусство жить. Сопоставление закона природы и закона полиса, законного и справедливого. Концепция «правления знающих» и критика стяжательства и некомпетентности в делах управления городом-государством в условиях демократии. . Платон как философ и наставник. Учение об истинном и неистинном бытии. Два проекта идеального устройства полиса в диалогах «Государство» и «Законы». Трактовка взаимоотношений космоса. полиса и индивида. Диалог «Политик». Учение о законах как «определениях разума» и о законности, а также о формах правления и причинах их порчи и изменений. Наука о законах и политика как искусство и наука. Роль правосудия в государстве. Платоновская линия в жанре социальной и политической утопии - Августин, Оттон Фрейзингенский, Кампанелла, Фр. Бэкон, А. Сен-Симон и О. Конт, теории технократии, теория «революции менеджеров» и др. Платон и Конфуций. Аристотель о происхождении права и государства, учение о справедливости. Человек как существо политическое. О предпочтительности власти законов перед властью людей. Создание науки о политике. Главные темы в трактатах «Политика» и «Никомахова этика». Аристотель и Каутилья. Аристотель и современная политическая наука (Н.Макиавелли, Т.Гоббс, В.Парето, Г.Моска и др.). Период эллинизма. Эпикур о договорном происхождении справедливости. Эпикуровская линия преемственности в истолковании естественных прав и обязанностей человека (Т. Гоббс, утилитаристы). Полибий о смене государственных форм и особенных достоинствах «смешанной формы» правления. Идея всеобщей истории в древности. средние века и в современный период. Стоики (Зенон, Хрисипп). Стоики о месте и роли наук: логики, физики, этики. Стоическая линия преемственности в истолковании естественных прав человека и гражданина (Гроций, С. Пуфендорф, И. Кант). Тема 4. Правовые и политические учения Древнего Рима Правопонимание римских юристов. Трактовка соотношения естественного, божественного, обычного права с правом народов и цивильным (квиритским) правом. Учение о публичном и частном праве. Цельс, Гай, Ульпиан и Модестин о природе и назначении права. Право и мораль. Право и справедливость. Цицерон о естественном праве как законе истинного разума, согласного с природой. Учение о государстве как общем деле народа (республика), как выражении общих интересов всех свободных его членов, основанном на согласии в вопросах права. Трактовка обретения свободы через подчинение законам. Римские стоики о праве и государстве (Сенека, Марк Аврелий). Тема 5. Средние века. Европа. Августин Блаженный(354-430) Идейная эволюция мыслителя. Доктрина «невидимой церкви». Учение о жизни по духу и по плоти. «О граде Божием» - учение о двух государствах – земном и божеском и роли справедливости в государстве. Родоначальник христианской концепции исторического прогресса-младенчество-детство-юность-зрелость-начало старости – зрелая старость-от рождения Христа до второго пришествия. Политические идеи средневековых философов и историософов. Идеи папоцезаризма. Борьба с ересями и оправдание инквизиции. Отто Фрейзингенский. Бернард Шартроский. Иоанн Солсберийский. Иоахим Флорский и его учение о трех эпохах истории человечества. Фома Аквинский. Учение о праве и законе. Трактовка происхождения и социального назначения государств. Право, мораль и справедливость. О человеке как существе социальном. Отношение к тирании, власти церкви и христианскому идеалу формы правления. Политические и правовые идеи в «Сумме теологии» и в работе «О христианском правлении». Марсилий Падуанский. Идея народного суверенитета и представительной форме правления. Основные идеи трактата «Защитник мира». Политические и правовые идеи средневековых университетских и королевских юристов. Генри Брактон, Иоанн Грациан, Бартоло Сассоферато. Альтузий. Зарождение исторического подхода к изучению права. Концепции естественного права и легизма. Сооотношение цивильного и канонического права в истолковании юристов. Тема 6. Средние века. Арабский и Дальний Восток. Формирование ислама, мусульманского законоведения и политической философии.. Пророк Мухаммед. Арабские религиозно-философские просветители. Аль-Фараби об идейном наследии Платона, о нравах добродетельных граждан и о классификации наук. Жанр жизнеописаний. Нравоучительная литература. «Кабус-намэ». Ибн Халдун – крупнейший представитель средневековой социальной и политической мысли. Развитие учений о формах правления и круговороте таких форм. Танский Китай и буддизм. Изобретения - книгопечатание (756г) и его значение для распространения конфуцианской литературы. Неоконфуцианство и просвещенный слой бюрократии. Право и мораль, философия этикета (ли). Иерархия норм и иерархия объектов и средств воздействия: цин (человеческие чувства), рассудок(ли) и фа(закон). Тема 7. Средние века. Киевская и Московская Русь. Киевская Русь: государство на перекрестке военно-политических экспансий и культурных влияний. Русская политическая и правовая мысль: истоки и эволюция. Политическая мысль в древнерусском государстве. Политические и правовые идеи в «Русской Правде» и других княжеских установлениях. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона. «Поучения» Владимира Мономаха. «Моление (Слово)» Даниила Заточника. Политическая мысль периода централизованного государства (Московская Русь). Взаимоотношения религии, церкви, монастырей(центров духовного окормления) и государства в полемике нестяжателей(Нил Сорский) и стяжателей (Иосиф Волоцкий). Политические взгляды Вассиана Патрикеева, Максима Грека, Ивана Пересветова, Феодосия Косого. Идея «Москва-третий Рим» старца Филофея. Политико-философская полемика князя Андрея Курбского с царем Иваном Грозным. Идея соборности и выборности царя (взгляды Ивана Тимофеева). Тема 8. Политическая и правовая мысль европейских народов на пороге Нового времени. Период Возрождения и Реформации. Нравственные идеалы эпохи Возрождения. Возвышение идеала «активной жизни» над «жизнью созерцательной», перенос акцента с моральных добродетелей на интеллектуальные добродетели и на идеал гражданского гуманизма. Купец, гуманист и придворный как главные символические фигуры в социально-политической структуре и в общении на гражданском поприще. Взгляды Альберти, Фичино, Никколи. Церковные реформаторы позднего средневековья. Политические идеи средневековых ересей. Богомилы, катары, гуситы. Джон Уиклеф-утренняя заря Реформации. Марсилий Падуанский о светском государстве. Политические взгляды Яна Гуса. Мартин Лютер- зачинатель и лидер церковной перестройки. Его взгляды на власть и права гражданина. Жан Кальвин о достоинствах республиканского устройства в делах церковного и светского управления. Новые характеристики добродетельности христианина в лютеранстве и кальвинизме. Тема 9. Политические и правовые учения Нового времени.(ХVI-ХVIIIвв.) Томас Мор – критик государственно-политического деспотизма и создатель первой современной социальной утопии. Истолкование термина «утопия» в работе «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и об острове Утопия»(1516). Т.Кампанелла и его утопическое государство Солнца. Фр.Бэкон – автор первой современной технократической утопии. Никкколо Макиавелли – основоположник современной политической науки. Новое истолкование слова «республика» и первое употребление термина государство (stato).Истолкование взглядов Макиавелли католической церковью, а также Руссо, Фр. Бэконом, Гегелем, Наполеоном, Муссолини, Грамши и др. Жан Боден – создатель современной концепции суверенной власти и доктрины суверенитета. Возникновение школы естественного права и теории договорного происхождения государства. Гуго Гроций – основоположник школы естественного права. Соотношение естественного, внутригосударственного и международного права в его трактате «О праве войны и мира». Политические и естественно-правовые идеи в «Политико-богословском трактате» Б.Спинозы. Англия. Идеи и лозунги пропагандистов естественных и гражданских прав человека и верховенства власти народа в ходе английской революции середины ХУ11 века. Взгляды Дж. Мильтона, О. Сиднея, Дж. Гаррингтона, левеллеров. Учение Гоббса о естественном праве, договорном учреждении государства и абсолютности власти государства. Гоббс как основатель теории современного тоталитарного этатизма. Учение о естественных правах человека и гражданина С.Пуфендорфа . Стоическая линия преемственности в истолковании естественных прав человека и назначении государственной власти в противоположность эпикурейской линии, представленной в трудах Гоббса.. Учение Дж. Локка о власти народа, его законном праве на восстание против тирании, о неотчуждаемых правах человека, договорном происхождении государства и теории разделения властей. Локк как основатель теории современного либерализма. Тема 10. Политические и правовые идеи века Просвещения (ХVIIIв.). Политико-юридические идеалы гуманизма, свободы, равенства и возвеличение просвещенной централизованной власти монархов в трудах европейских просветителей. Вольтер. Дени Дидро и его соавторы по «Энциклопедии». Шарль Луи Монтескьё – основоположник политической социологии и сравнительного правоведения и государствоведения. Классификация форм правления. Законы как воплощене справедливости. Разделение властей как необходимейшая гарантия политической свободы и других политических прав граждан. Жан-Жак Руссо о естественном состоянии, договорном происхождении государства и концепции народного суверенитета. Критика частной собственности и современной цивилизации. Утопически-революционное направление. Политические и правовые идеи якобинцев в истолковании суверенитета народа, прав человека и роли насильственного подавления врагов свободы и революции (Марат, Робеспьер). Утопические проекты общественного и политического строя в трудах Морелли, Мабли и Бабефа. Естественно-правовые учения просветительской ориентации- составители Декларации прав 1789г.(Лафайет и др.) и первой республиканской конституции (Кондорсе). Взгляды немецких политических философов – Х.Томазий и Х.Вольф. Итальянские политические философы: Дж Вико («Основания новой науки об общей природе наций»,1725) и Ч.Беккариа («О преступлениях и наказаниях»,1763). Тема 11. Политические и правовые учения в России периода перехода от сословной монархии к абсолютизму (ХVII-ХVIIIвв.). Упрочение централизованного самодержавного правления, кодификация законодательства и первые обоснования политики просвещенного абсолютизма. Юрий Крижанич и Симеон Полоцкий. Влияние церковного раскола на внутреннюю политику и идеологию государства. Патриарх Никон и протопоп Аввакум. Петровские реформы и их обоснование в политической литературе. Ф.Прокопович о власти просвещенного монарха в делах светских и церковных. Политические программы В.Н.Татищева и И.Т.Посошкова. Критика российского абсолютизма в трудах кн. М.М. Щербатова. Идеи совершенствования власти и управления в трудах проф. С.Е. Десницкого. Радикальное отрицание абсолютистского деспотизма и крепостного порабощения в трудах А.Н.Радищева. Эволюция взглядов Радищева за период от времени написания «Путешествия из Петербурга в Москву» до участия в законопроектной работе. Тема 12. Политические и правовые учения в Соединенных Штатах Америки в ХVIII - ХIХ вв. Политические и правовые идеи английских поселенческих общин в Америке в дореволюционный период. Взгляды Т.Хукера, Р.Уильямса. Политические и правовые идеи отцов-основателей. Б. Франклин.Т. Джефферсон о свободе вероисповедания и других правах человека. А.Гамильтон. Дж. Мэдисон о назначении разделения властей и умеряющей конфликты роли среднего класса... Дж. Адамс. Взгляды Дж. Маршалла на роль судебного надзора за соблюдением конституции. Взгляды Дж.Калхуна на проблему суверенитета на уровне федерации и штатов. Новые идеи в области изучения государственного устройства и начал управления в трудах В.Вильсона. Учение о праве О.В.Холмса. Тема 13. Европейский либерализм и консерватизм после Французской революции. Возникновение новых школ в правоведении: позитивистской, исторической и социологической. Консервативная реакция на французские революционные перемены. Размышления о революции Э.Берка. Консервативная политическая мысль во Франции- Ж.де Местр и Л.де Бональд. Историческая школа права в Германии (Г.Гуго, К.Ф. фон Савиньи, Г. Пухта). Социологический позитивизм в философии и правопонимании (О.Конт, Г.Спенсер) Критика демократии, идей свободы и равенства в трудах Ф.Ницше Эволюция либерализма. Франция (Б. Констан и А. де Токвиль). Англия (утилитаристы И.Бентам, Дж.Остин и Дж.Ст.Милль). Юридический позитивизм Дж. Остина. Германия И. Кант. Личность как высшая ценность. Соотношение свободы, морали и права. Правовой закон. Народный суверенитет. Философия и политика Ф.Г. Гегель. Философия права. Право как реализованная свобода. Гражданское общество, его природа и связь с правом. Право и закон. Естественное и позитивное право. В.Гумбольдт, Л.фон Штейн о государстве, его организации и назначении. Р.Иеринг о праве как защищенном интересе и необходимости создания «юриспруденция интересов» вместо «юриспруденции определений». Естественное право с исторически меняющимся содержанием (Р.Штаммлер). Тема 14. Возникновение европейского социализма и анархизма. Возникновение утопического социализма. Сен-Симон. Фурье. Оуэн. Западно - европейский анархизм. Индивидуалистический анархизм (Макс Штирнер). Самоуправленческий коллективистский анархизм (П.-Ж.Прудон). Либертарный коллективистский анархизм с апологией бунтарства и разрушения во имя освобождения от гнета власти во всех ее антигуманных проявлениях (М.А. Бакунин). Научный социализм К.Маркса и Ф. Энгельса. Теория исторического процесса.Учение об освобождении людей наемного труда и диктатуре пролетариата Учение о научном социализме и коммунизме. |
Рабочая программа дисциплины история политических и правовых учений... Рабочая программа учебной дисциплины «История политических и правовых учений» подготовлена Федоровым В. Е., к ф н., доцентом, доцентом... | Рабочая программа учебной дисциплины история политических и правовых... О. Г. Моисеевой и к ю н доцентом Р. В. Насыровым на основании Государственного образовательного стандарта высшего образовательного... | ||
Программа дисциплины История правовых и политических учений для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплинудля направления030600. 62 «История» для подготовки студентов... | Программа дисциплины «История политических и правовых учений» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 40. 03. 01 “Юриспруденция”... | ||
ПРограмма по дисциплине «история политических и правовых учений»... Программа учебной дисциплины «История политических и правовых учений» разработана для студентов мпф вавт с учетом требований Государственного... | Программа дисциплины «История правовых и политических учений (часть... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | ||
Программа дисциплины «История политических и правовых учений» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900.... | Программа дисциплины «История политических и правовых учений» Цикл гсэ Специальность 12. 00. 01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве | ||
Методические указания по рецензированию научных статей по истории... История политических и правовых учений: Учебно-методическая документация (направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция). – Псков:... | Программа дисциплины История правовых и политических учений для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину для направления 030600. 62 «История» для подготовки студентов... | ||
Программа дисциплины История правовых и политических учений для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину для направления 030600. 62 «История» для подготовки студентов... | Программа дисциплины «История политических и правовых учений» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900.... | ||
Список, рекомендованной литературы для написания реферата для сдачи... История политических и правовых учений: в 5 т. / Под ред. B. C. Нерсесянца. М., 1985—1995. История политических и правовых учений:... | Учебно-методический комплекс история политических и правовых учений... История политических и правовых учений : Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Тимошевская А. Д., Калининград, 2010 | ||
Рабочая программа учебной дисциплины история политических и правовых учений Составитель: доцент кафедры политологии и социологии, кандидат философских наук Н. А. Хаустова | Рабочая программа дисциплины история политических и правовых учений... |