| Основная образовательная программа
основного общего образования
на период 2012 – 2015 гг
2012 год
Структура основной образовательной программы
основного общего образования.
1. Пояснительная записка
2. Учебный план МОУ ООШ с.Зелёновка на 2012-2015 учебный год
3. Учебная деятельность
3.1. Содержание основных образовательных программ, реализующих
государственный образовательный стандарт первого поколения
3.2. Требования к результатам освоения обучающимися основной
образовательной программы основного общего образования
( государственный образовательный стандарт первого поколения) 4. Внеурочная деятельность
5. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования
I. Пояснительная записка
Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального образовательного учреждения основной общеобразовательной школы с.Зелёновка (МОУ ООШ с.Зелёновка) Сердобского района Пензенской области разработана рабочей группой педагогов на основе следующих документов:
- Закона РФ «Об образовании»;
- Приказа МО и Н РФ от 05.03. 2004г. от №1089 « Об утверждении федерального компонента государственного стандарта общего образования»
- Приказа МО и Н РФ от 09.03.2004г. № 1312 « Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования»
- Национальной образовательной инициативы « Наша новая школа»
- Устава МОУ ООШ с.Зелёновка
- Программы развития МОУ ООШ с.Зелёновка
Основная образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Основное общее образование - вторая ступень общего образования. В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным. Одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям.
Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, предпрофильная подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе.
В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода:
- учащийся 5-9 классов устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению
- ему свойственно субъективное переживание, чувство взрослости: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых.
- общение со сверстниками определяется как самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения.
- новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в оценке своих достижений.
- подросток стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях, жаждет личностного проявления и признания этого проявления сверстниками и взрослыми
- подростки ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности, чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к их планированию и, в конечном счете, к управлению ими.
Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Поведение человека становится поведением для себя, человек осознает себя как некое единство.
Виды деятельности школьника, связанные с образовательным учреждением:
учебная деятельность в личностно-ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.).
проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта.
исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения.
творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самоосознание.
Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя, самоизменение.
Задачи, решаемые учащимися 5-9 классов в разных видах деятельности
Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.
Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности.
Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.
Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.
Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию.
Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства.
Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними
Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу основного общего образования
Реализовать образовательную программу основной школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки одновозрастные и разновозрастные, занятия, тренинги, проекты, практики, конференции, экскурсии и пр.), с постепенным расширением возможностей школьников осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы. Сфера учения должна стать для подростка местом встречи замыслов с их реализацией, местом социального экспериментирования, позволяющего ощутить границы собственных возможностей.
Подготовить учащихся к выбору и реализации индивидуальных образовательных траекторий в заданной образовательной программой области самостоятельности.
Организовать систему социальной жизнедеятельности и группового проектирования социальных событий, предоставить школьникам поле для самопрезентации и самовыражения в группах сверстников и разновозрастных группах.
Создать пространство для реализации разнообразных творческих замыслов подростков, проявления инициативных действий.
Основные образовательные программы должны обеспечить:
освоение предметных знаний, умений и навыков через программы учебных предметов, курсов, модулей;
освоение ключевых компетентностей через различные, в том числе неаудиторные формы образовательной деятельности: проектные, творческие, исследовательские, трудовые, спортивные и др. занятия, как обязательной части учебного (образовательного) плана образовательного учреждения;
практическую деятельность учащихся, в целях приобретения общественно-полезного социального опыта через внеклассную, внеурочную виды образовательной деятельности.
Условия реализации программы в МОУ ООШ с.Зелёновка
В МОУ ООШ с.Зелёновка для обеспечения реализации основной образовательной программы основного общего образования созданы кадровые, материально – технические условия в соответствии с требованиями.
Характеристика кадрового состава.
На сегодняшний день школа укомплектована кадрами на 100%. Работу с детьми осуществляет квалифицированный коллектив, состоящий из 10 педагогических работников. Характеристика
| Критерий
| Школа
| Количество педагогов
Количество педагогов
| 1. Общее
| 10
| Из них:
| Женщин
| 9
| Мужчин
| 1
| 2. Средний возраст:
| 20 -30 лет
| 3
| 30 - 40 лет
| 2
| 40 – 50 лет
| 4
| 50 -60 лет
| 1
| Свыше 60 лет
|
| 1.Совместители
| 0
| 2.Декретный отпуск
| 1
| Стаж работы педагогов
| До 3-х лет
| 1
| 3-5 лет
| 1
| 5-10 лет
| 2
| 10-20 лет
| 1
| Более 20 лет
| 4
| Более 30 лет
| 1
| Более 40 лет
| -
| Образование педагогов
| 1.Высшее образование
| 8
| 2. Средне - специальное образование
| 2
| 3. Нет педагогического образования
| -
| Квалификационные категории педагогов
| 1. Соответствие занимаемой должности
| 1
| 2. Первая категория
| 5
| 3. Высшая категория
| 2
| | |