Учебное пособие по политологии. Владикавказ: 2015 г





НазваниеУчебное пособие по политологии. Владикавказ: 2015 г
страница1/12
Дата публикации03.08.2015
Размер1.47 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Право > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)»
Кафедра философии и социально-правовых дисциплин

Политология

Учебное пособие

для студентов очной и заочной формы обучения

направления подготовки «бакалавр»

ВЛАДИКАВКАЗ 2015
УДК 32

ББК

Р.32


Учебное пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения направления "бакалавр", преподавателей, аспирантов


Составители: доц. Ревазов В.Ч.,доц.Пилиева Д.Э.,доц.Касаева Л.В., ст.преп. Скяева И.В.

Рецензент: канд. социол. наук, доцент СОГПИ Лалаева Л.Э.

Заказ _____ Тираж 50. Объем: 112стр.
Художественная студия «Талер», Владикавказ, ул.Августовских событий, 21

Учебное пособие по политологии.

– Владикавказ: 2015 г. –


Содержание:

1.Введение.......................................................... …………….3-4

2.Тестовые задания к текущей аттестации............................4-39 3.Задания для самостоятельной работы.................................39-52 4.Политологический справочник............................................52-84

5.Методические указания к подготовке научного доклада..84-86 6.Темы научных докладов и рефератов.................................86-87

7.Контрольные вопросы по курсу......................... ………….87- 88

8.Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины…………………………………………………89-96

9.Глоссарий...............................................................................96-112


  1. Введение

Основная задача учебного пособия состоит в том, чтобы системно раскрыть основные вопросы, изучаемые политической наукой. Политология дает студенту научные знания о политике, политической власти, политических партиях, политических режимах, государстве как главном политическом институте,политической культуре и международных отношениях. Изучение политических процессов предполагает высокий уровень дискуссионности. Корни многообразия точек зрения – в многоплановости такого явления как политика. Истоки многообразия берут начало в античной философии Платона, Аристотеля, Цицерона, получив дальнейшие развитие в Средневековье и Новое время. Каждый из политических мыслителей внес свое представление о сущности политической власти, её структуре, роли и месте государства, его политических лидеров, режимах правления, правах и обязанностях личности. Материалы учебного пособия соответствуют ФГОС ВПО РФ.. Материал изложен с определенной последовательностью и внутренней логикой. В пособии политическая сфера общества рассмотрена как одна из основных в жизни общества в целом. Показано, что ядром этой сферы является политическая власть, выполняющая роль системообразующего фактора, определяющего содержание, направления развития и формы всех других структурных элементов этой сферы. Теоретическая часть пособия содержит сведения об истории развития политической мысли, о политике и месте в ней человека, об основных элементах политической системы – государстве, формах политического правления, гражданском обществе. При подготовке включенного в пособие теоретического материала использованы переработанные и дополненные материалы лекционного курса по политологии (Политология. // Под ред. А.Г. Аникевича. – Красноярск, ИПК СФУ, 2010). В пособие включен также глоссарий политологических терминов и каталог электронных ресурсов по предмету «Политология». Цели и задачи освоения дисциплины «Политология»: формирование представления о генезисе и развитии принципов и терминов политической науки, умения применять понятия политологии к изучению современной политической реальности, к решению практических задач управленческой деятельности.. В результате изучения дисциплины студент должен: знать: источники, этапы и тенденции исторического развития политической науки, трактовку изучаемых ею проблем политическими мыслителями предшествующих эпох и современного мира, сущность, содержание и соотношение элементов политической системы общества, соотношение политической власти и социума, основы теории государства, сущность основных идеологий, разновидности партий и партийных систем, основы конституционного строя Российской Федерации; уметь: работать с источниками и научной литературой по политологии, применять принципы и понятия политической науки к изучению современного мира, к управленческой и правоприменительной деятельности; владеть: основными понятиями и методологией политологии, навыками исторического и смыслового анализа политологических терминов и текстов, методикой политологического анализа

2.Тестовые задания к текущей аттестации

ВАРИАНТ №1

1. Основателем философии позитивизма был

А) О. Конт Б) Ф. Аквинский

В) Ф. Гегель Г) Ш. Монтескье

2. Какие политические идеи, учения и теории развивал В.И. Ленин?

а) теорию буржуазной революции;

б) учение о партии нового типа;

в) теорию капиталистического государства;

г) о сепаратизме.

3. Какая из политических идеологий опирается на следующие ценности: преемственность развития, приоритет интересов государства над интересами личности, культ традиций, постепенность и минимум социальных изменений?

а) феминизм б) консерватизм

в) либерализм г) социалистическая идеология.

4. Концепция общественного устройства, основанного на принципах равенства и справедливости, – это

А) социализм Б) либерализм

В) анархизм Г) демократия

5. Что не входит в систему методов политологии?

а) социалистические; б) системный;

в) бихевиористский; г) нормативный.

6. Всегда ли возникают отношения господства и подчинения, там где люди вступают во взаимозависимые согласованные действия друг с другом?

а) да

б) нет

в) возможен компромисс

г) только в политических ситуациях

7. Кто не является субъектом власти в политике?

а) государство и его институты б) политические партии

в) политические процессы г) политическая элита.

8. В каком году правительство России определило политологию в качестве учебной дисциплины?

а) 1966; б) 1989.

в) 1991 г) 1993

9. На чем не основывается сила влияния власти?

а) законе б) гуманизме

в) традициях г) престиже

10. Правомерно ли утверждать, что политология не использует категории других наук?

а) да, так как она использует только круг специфических категорий

б) нет, поскольку она использует, кроме собственных, только социологические категории

в) нет, так как она использует, наряду с собственными, категории других наук

г) нет, так как она использует специальные подсистемы.

11. Какие существуют методы познания политических явлений?

а) философско-теоретический; б) теологический

в) экспертных оценок; г) социально-рациональный.

12. Существуют ли в современной политической жизни России свои «западники» и «славянофилы»?

а) да;

б) нет

в) возможно при условии не легитимности власти

г) при условии поддержки парламента

13. Какой функции политологии присуща способность давать краткосрочные и долгосрочные прогнозы развития политических процессов?

а) познавательной; б) мировоззренческой;

в) воспитательной; г) прогностической;

14. Как, по мнению Конфуция, государь должен управлять народом?

а) политика «кнута и пряника» б) уповать на стыд и совесть.

в) разделяй и властвуй г) прибегать, если нужно, к насилию

15. Какие концепции власти не существуют?

а) релятивистские

б) психоаналитические

в) структурно – функциональный подход

г) позитивистско – социологические теории

16. Оправдывал ли Августин Аврелий с помощью Бога наличие социального неравенства?

а) да;

б) нет

в) в зависимости от уровня жизни населения

г) в зависимости от политического участия граждан

17. Какой из методов ориентирован на рассмотрение политики как целостного образования, состоящего из совокупности элементов, находящихся во взаимосвязи друг с другом и со средой?

а) наблюдение б) анкетный опрос

в) сравнительный метод г) системный подход

18. Какие категории не относятся к разряду собственно политологических?

а) политическая система; б) социальные отношения;

в) политическая культура; г) форма государственного правления

19. С какими науками политология взаимодействует косвенно?

а) логика; б) история;

в) юриспруденция г) социология;

20. Греческие города-государства (полисы) возникли в период -

А) появления эллинских монархий

В) распада эллинских монархий

С) войн Александра Македонского

D) переходный от патриархально-общинного к рабовладельческому строю

21. Что, по мнению славянофилов, лежит в основе российского государства?

а) естественность народного быта; б) военное могущество

в) экономическая отсталость г) сословно-кастовая монархия

22. Что не являлось основой власти в примитивных обществах?

а) легитимность б) авторитет вождя

в) традиции г) обычаи.

23. Что является основой правильного государства, по мнению Т. Гоббса?

а) законы; б) религия;

в) развитие науки и техники; г) просвещение.

24. В каком направлении, по мнению Н. Макиавелли, эволюционируют

разные формы государственной власти?

а) в сторону своего совершенствования;

б) в направлении «соскальзывания» в свою противоположность

в) по спирали

г) вообще не эволюционируют

25. Кто в XIX в. в России подверг критике такую форму государственной власти, как тирания?

а) Н. А. Карамзин; б) А.С. Хомяков;

в) Б.Н. Чичерин г) Н.А. Бердяеву

26. К какому праву в «Сумме теологии» Фома Аквинский относит положение о вводимых государством законах, которые не позволяют людям делать зло и нарушать мир?

а) вечное право б) позитивное право

в) божественное право г) естественное право

27. Какое из положений соответствует бихевиористскому методу?

а) исследование политических явлений через создание и изучение образов

б) исследование политики как системного явления

в) изучение политики в контексте поведения конкретной личности

г) ориентация на исследование политических режимов

28. Какое общество хотели построить революционные демократы?

а) общество, свободное от эксплуатации;

б) социальное общество

в) трудовую коммуну

г) теократическое общество

29. Леворадикальным направлением марксистской мысли в России является

А) большевизм Б) либерализм

В) социализм Г) демократия

30. Что есть демократия, по Н.А. Бердяеву?

а) форма государственного территориального устройства

б) особого рода культура человеческого духа;

в) чувство национального самоопределения

г) особенность русской общины

31. Что было главной причиной всех социальных бед, по мнению Т.Мора и Т. Кампанеллы?

а) несовершенство форм власти; б) частная собственность

в) низкая экономический уровень жизни г) несовершенство законов

32. За какие политические преобразования в России выступали западники?

а) ликвидацию правового неравенства;

б) сословно-кастовая монархия;

в) за конституционные политические учреждения;

г) расширение границ государства.

33. Какие типы мотивации не распространены в политике?

а) убежденность в необходимости выполнения распоряжений

б) влияние авторитета властвующего

в) заинтересованность в достижении каких – либо целей

г) использование административного ресурса

34. Отвергали ли полностью организацию власти анархисты?

а) да;

б) нет, лишь конкретные ее виды, порождающие насилие

в) только при условии соблюдения правовых норм

г) наличие частной собственности

35. Какой функции политологии присуще получение выводов и создание на их основе конкретных практических рекомендаций по управлению политическими явлениями?

а) познавательной; б) прогностической;

в) мировоззренческой; г) конструктивно-управленческой.

36. Кто считал, что русский народ аполитичен, ему чужда классовая борьба?

а) славянофилы; б) западники

в) анархисты г) монархисты

37. Какие политические идеи отстаивали русские марксисты?

а) вступление страны на путь капиталистического развития;

б) движущей силой социалистической революции является крестьянство,

в) только рабочий класс

г) сохранение капиталистических отношений

38. Должна ли политическая наука заниматься изучением политического сознания, политических ценностей, политических мотивов поведения?

а) да; б) только политических мотивов поведения.

в) нет г) только политического сознания и ценностей

39. В какого рода концепциях политическая власть рассматривается как свойство социальной системы?

а) релятивистских

б) бихевиористских

в) структурно – функциональном подходе

г) позитивистско – социологических теориях

40. Какие политические ценности не провозглашал М. Бакунин?

а) мировое революционное государство;

б) власть и диктатуру «тайной революционной организации»;

в) авторитет православной церкви;

г) авторитет и власть науки и специалистов, авторитет воспитания.

41. Должна ли зависеть, по мнению Н.А. Бердяева, политическая истина от классовой идеологии?

а) да; б) нет

в) возможно г) при условии содействия правительства

42. Какие подходы существуют при описании политических явлений?

а) коммуникативный; б) системный подход;

в) натуралистический; г) политического моделирования.

43. Будет ли, по К. Марксу, существовать государство в будущем бесклассовом обществе?

а) да;

б) нет

в) возможно, при участии церкви

г) при условии сохранения частной собственности
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие по политологии. Владикавказ: 2015 г iconУчебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03....
Бианкина А. О., Казенков О. Ю., Орехов В. И., Орехова Т. Р., Яковлев С. С. Контроль и ревизия по направлению подготовки 38. 03. 01....
Учебное пособие по политологии. Владикавказ: 2015 г iconПолитологи я
Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов университета. Оно рассчитано на самостоятельное творческое осмысление курса...
Учебное пособие по политологии. Владикавказ: 2015 г iconУчебное пособие М.: Руссобит-М, 2001. 1 Cd-rom математика. 5 класс....

Учебное пособие по политологии. Владикавказ: 2015 г iconПсихология Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения и обучающихся в сокращенные сроки
Учебное пособие по политологии. Владикавказ: 2015 г iconПрактикум по политологии: Учебное пособие для вузов / Под ред. М....
Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Учебное пособие по политологии. Владикавказ: 2015 г iconУчебное пособие Тамбов 2002 г. Авторы составители: Кузьмина Н. В,...
Учебное пособие «Создание Web-сайтов» предназначено для слушателей курсов повышения квалификации на базе Тамбовского рц фио по программе...
Учебное пособие по политологии. Владикавказ: 2015 г iconУчебное пособие «Желтухи у новорожденных и детей раннего возраста»
Учебное пособие предназначено для послевузовского образования врачей: педиатров и общей практике
Учебное пособие по политологии. Владикавказ: 2015 г iconРекомендации по выполнению и защите. Учебное пособие
Настоящее учебное пособие обсуждено и одобрено учебно-методической комиссией факультета психологии 17 мая 2001 года
Учебное пособие по политологии. Владикавказ: 2015 г iconУчебное пособие Печатается по решению Учебно-методической комиссии...
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих дополнительные разделы сейсморазведки
Учебное пособие по политологии. Владикавказ: 2015 г iconУчебное пособие «Гражданско-правовое положение несовершеннолетних»
Учебное пособие предназначено для магистрантов юридического факультета. Направление подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация...
Учебное пособие по политологии. Владикавказ: 2015 г iconУчебное пособие по дисциплине ен. 01 Математика составлено в соответствии...
Учебное пособие предназначено студентам очной формы обучения. Данное пособие методические указания по выполнению самостоятельной...
Учебное пособие по политологии. Владикавказ: 2015 г iconЛитература Введение
Учебное пособие предназначено для магистров дневного и заочного отделений экономических специальностей. Данное учебное пособие может...
Учебное пособие по политологии. Владикавказ: 2015 г iconУчебное пособие к курсу “Upstream” Уровни А2―В1 Издательство «мгимо-университет»
Учебное пособие предназначено для студентов 2 курса факультета мэо, которые изучают английский как второй иностранный язык
Учебное пособие по политологии. Владикавказ: 2015 г iconУчебное пособие м осква  2005 ббк 87. 817 Б 20
Занимательная философия: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. — 128 с
Учебное пособие по политологии. Владикавказ: 2015 г iconУчебное пособие Челябинск
Философия техники: учебное пособие / И. В. Вишев, Е. В. Гредновская, Л. М. Григорьева, А. А. Дыдров. – Челябинск: Издательский центр,...
Учебное пособие по политологии. Владикавказ: 2015 г iconУчебное пособие Бийск
История мировой культуры [Текст]: учебное пособие / Н. В. Виницкая; фгбоу впо «агао». Издание 2-е: переработанное и дополненное....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск