Скачать 10.92 Mb.
|
Гуманитарный, социальный и экономический цикл Базовая (обязательная) часть: Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Философия»
Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые общекультурные и профессиональные компетенции и успешно работать в избранной сфере деятельности. Содержание обучения в Академии по дисциплине «Философия» строится в соответствии с основными видами и задачами профессиональной деятельности бакалавра юриспруденции:
В процессе преподавания дисциплины «Философия» предполагается:
В результате освоения программы учебной дисциплины «Философия» выпускник должен: а) знать: - предмет философии; - основные философские принципы, законы, категории, а также их содержание и взаимосвязи; - мировоззренческие и методологические основы юридического мышления; - роль философии в формировании ценностных ориентаций в профессиональной деятельности; б) уметь: - ориентироваться в системе философского знания как целостного представления об основах мироздания и перспективах развития планетарного социума; - понимать характерные особенности современного этапа развития философии; - применять философские принципы и законы, формы и методы познания в юридической деятельности; в) владеть: - навыками философского анализа различных типов мировоззрения; - навыками использования различных философских методов для анализа тенденций развития современного общества, философско-правового анализа; г) обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
д) обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК) в педагогической деятельности:
Тема 1. Предмет философии, ее структура и функции Понятие философской культуры юриста. Общая и профессиональная эрудиция. Обращение к духовным, нравственным, эстетическим сторонам правового общения, принципиальность. Способность к творчеству. Профессиональная мобильность. Мировоззренческая природа философского знания. Сущность мировоззрения, его роль в жизни человека и общества. Исторический характер мировоззренческих установок. Мифологическое, религиозное, естественнонаучное, философское, обыденное мировоззрение. Сходство и различие видов мировоззрения. Природа философских проблем. Объект и предмет философского познания. Системность философского знания. История философии, онтология, гносеология, аксиология, логика, философская антропология, социальная философия, этика, эстетика как основные разделы философского знания. Философия как особая форма духовной культуры. Самовыражение личности, самосознание общества, эпохи. Философия и нравственность. Философия и искусство. Философия и религия. Философия и наука. Основные функции философии, их проявление в различных видах деятельности. Философия и проблемы борьбы с коррупцией. Понятие философии права, ее место и роль в системе философского и юридического знания. Тема 2. Исторические типы и этапы развития философии История философии как самопознание философии. Закономерности развития философской мысли. Понятие философской школы. Рождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Основные исторические типы философии. Мифологически-религиозный характер философствования в странах Древнего Востока. Философская мысль в Древней Индии. Философские идеи в Древнем Китае. Своеобразие античной философии. Космоцентризм древнегреческой философии. Проблема первоначала. Наивная диалектика. Проблема детерминизма. Космогоническая теория. Своеобразие средневековой философии. Христианская догматика и философская мысль. Теология и философия. Теоцентризм. Креационизм. Провиденциализм. Схоластика. Номинализм и реализм. Социально-экономические, политические и естественнонаучные предпосылки Возрождения. Социальные и культурные процессы в Европе. Антропоцентризм и гуманизм Ренессанса. Пантеизм. Учение о множественности миров. Ренессанс и становление европейской науки. Реформация. Протестантская этика. Социально-культурное содержание эпохи Нового времени. Процесс секуляризации философского знания. Утверждение автономии и суверенности человеческого разума. Проблема метода в философии Нового времени. Полемика рационалистической и эмпирической тенденций в философии. Дедуктивная и индуктивная методология. Философия как основа наук. Деизм. Французский материализм XVIII в. Материалистическое мировоззрение. Вечность и самодвижение материи. Механистичность мира. Сенсуализм. Природная сущность человека. Естественная необходимость государства. Европейское Просвещение. Фундаментальные черты просветительской мысли: разум и нравственность как основа прогресса человека и общества. Гуманизм. Критика религиозного фанатизма и подавления личности. Обращение к искусству. Нравственное преобразование человечества. Немецкая философия как завершение европейской философской классики. Социально-исторические, естественнонаучные, духовные предпосылки и основные проблемы немецкой классической философии. Философия марксизма. Материализм и диалектика. Диалектическое понимание материи. Философия и социальная практика. Позитивизм. Философия и наука, предмет философии. Иррационализм. Религиозно-экзистенциальная диалектика. Сложность и противоречивость социального развития в XX в. Их отражение в многообразии и взаимообусловленности философских направлений и школ. Проблемы глобализации культуры в философии. Цивилизационный подход к анализу эволюции человечества. Основные черты русской философской мысли: этицизм, социальность, патриотизм, «народопоклонство», религиозность. «Русская идея». Конфликт западничества и славянофильства. Специфические понятия: всеединство, общее дело, соборность и др. Влияние западноевропейской культуры, религии, философии. Советская философия середины – второй половины ХХ века. Основные проблемы и дискуссии в российской философии 80–90-х гг. ХХ века. Тема 3. Онтология Онтология как учение о бытии. Роль и значение онтологии в системе философского знания. Природа и специфика философско-онтологических проблем. Взаимосвязи онтологии, гносеологии, аксиологии, методологии. Проблемы бытия в истории философской мысли. Проблема единства бытия и множественности его проявлений. Понятие субстанции. Структурность и детерминизм реальности. Понятие закона. Изменение и устойчивость реальности. Движение. Пространство и время как формы существования реальности. Эволюция философских идей о пространстве и времени. Биологическое и социальное время. Мир вещей и мир идей. Монизм и дуализм в понимании соотношения материальной и духовной реальности. Материя как объективная реальность. Единство и многообразие материального мира. Современные представления о структуре и уровнях организации материи. Вещество и поле. Основные формы движения материи, их соотношение. Пантеизм. Гилозоизм. Диалектико-материалистическая концепция соотношения материального и духовного. Объективность и субъективность идеального в человеке. Специфика духовного мира человека. Понятие организации как устойчивой определенности реальности. Единичное и общее. Часть и целое. Элемент и система. Содержание и форма. Явление и сущность. Детерминизм. Основные категории детерминизма бытия. Детерминизм и проблема свободы. Причина и следствие. Необходимость и случайность. Возможность и действительность. Развитие как появление нового. Синергетика как концепция самоорганизации материальных систем. Диалектика как концепция саморазвития. Законы диалектики о причинах, формах, направленности процессов развития. Тема 4. Социальная философия и антропология Предмет социальной философии. Взаимодействие социальной философии с общественными и гуманитарными науками. Социальная философия и теоретическая социология. Философская антропология в структуре знания. Эволюция философского понимания общественной жизни людей. Диалектико-материалистическая трактовка общества. Общество как подсистема объективной реальности. Целеполагающая активность как специфический способ существования социального. Общество как саморазвивающаяся система. Единство и противоречивость общества и природы. Общество как результат эволюции природы. Общество и биосфера. Общество и ноосфера. Понятие структуры общества. Основные сферы общественной жизни. Связь духовной жизни человека и общества. Основные формы духовной жизни: политическое сознание, правовое сознание, нравственное сознание, наука, религия, философия. Духовная культура личности. Человек как целеполагающее и рефлексирующее существо. Понятие цели и смысла человеческого бытия. Духовное совершенствование человека: нравственное, религиозное, эстетическое. Развитие творческих способностей человека. Тема 5. Познание. Научное освоение мира Гносеология в системе философского знания. Ее взаимосвязи с онтологией, социальной философией, антропологией, аксиологией. Гносеология и частные науки: психология, логика, информатика, семиотика, лингвистика. Проблема познания в истории философской мысли. Сущность агностицизма, многообразие его проявлений. Скептицизм. Гносеологический оптимизм. Сенсуализм и рационализм. Иррационализм. Интуитивизм. Субъект и объект познания. Уровни познания. Чувственное, логическое познание. Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Основные формы логического познания: понятия, суждения, умозаключения. Взаимосвязи чувственного и логического познания. Истина как цель научного познания. Понятия абсолютной и относительной истины. Догматизм и релятивизм. Критерии истины. Особенности социального познания. Специфика социальной практики. Критерий научности и философия. Особенности научного знания. Деление наук на естественные, технические, общественные. Фундаментальные и прикладные науки. Дифференциация и интеграция научных знаний. Наука в системе культуры. Взаимосвязь философии и науки. Сущность и структура методологии. Понятие методологической проблемы. Философский, общенаучный и специальный уровни методологических проблем. Роль философии в развитии методов научного познания. Понятие философского метода. Диалектика и метафизика. Общенаучные подходы. Понятие специальных методов. Специальные методы в правовой деятельности. Понятие логики научного исследования. Факт, проблема, гипотеза, теория – основные формы научного познания. Проявление форм научного познания в юридической науке. Тема 6. Философия и право Необходимость расширения взаимосвязей философского и правового знания, реализации основных функций философии в сфере правовой деятельности. Проблема воссоздания традиций отечественной философии права. Потребность анализа правовой сферы в условиях реформирования общества. Понятие философско-правовых проблем, их философские и правовые корни. Право как объект философии и инициатор философских проблем. Систематичность обращения к вопросам права в истории философской мысли. Социальная значимость и широта философско-правовой проблематики. Право как система деятельности. Понятия субъекта, объекта, средства правовой деятельности. Специфика субъект-объектных отношений в различных видах правовой деятельности по разработке и совершенствованию правовых норм, их толкованию и применению, подготовке юридических кадров. Необходимость философско-методологического подхода к решению правовых проблем. Проблемы борьбы с проявлениями коррупции. Взаимосвязи философии права с гуманитарными, социальными и профессиональными дисциплинами. Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции»
Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые общекультурные и профессиональные компетенции и успешно работать в избранной сфере деятельности. Основной целью курса «Иностранный язык в сфере юриспруденции» является обучение практическому владению необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке, а именно: разговорно-бытовой речью и деловым языком специальности для активного применения как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Обучение иностранному языку является составной частью процесса формирования бакалавра юриспруденции. Современный специалист должен активно владеть иностранным языком как средством общения в социально обусловленных сферах повседневной жизни и всей профессиональной деятельности. В связи с этим первостепенной задачей дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции» является обеспечение прочного фундамента из основных знаний, умений и навыков в иноязычной, речемыслительной, коммуникативной деятельности, а также обучение приемам и способам самостоятельной работы с иностранным языком после окончания вуза. Критерием практического владения иностранным языком является умение достаточно свободно пользоваться языковыми средствами в основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме. Практическое владение языком предполагает также умение самостоятельно работать со специальной литературой с целью получения профессиональной информации, оформлять деловую переписку, вести беседу, переговоры.
В результате изучения дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции» студенты должны: быть ознакомлены:
знать:
уметь:
владеть навыками:
обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
Конечные требования владения иностранным языком: наличие коммуникативной компетенции, необходимой для иноязычной деятельности по изучению и творческому осмыслению зарубежного опыта в области юриспруденции, а также для делового профессионального общения. В процессе обучения основной упор делается на изучение «языка специальности». Студенты осваивают языковые явления, характерные для специальной юридической речи, при этом осуществляется:
Развитие умений иноязычного общения в разных сферах и ситуациях Чтение (способность понимать и извлекать информацию) Зрелое владение всеми видами чтения юридической и художественной литературы, в том числе:
Виды занятий:
Говорение и аудирование Участие в диалоге/беседе профессионального характера, выражение различных коммуникативных намерений (совет, сожаление, удивление, недоумение, выражение одобрения/недовольства, запрос, сообщение информации — дополнительной, детализирующей, уточняющей, иллюстрирующей, оценочной, выяснение мнения собеседника, выражение собственного мнения по поводу полученной информации, уклонение от ответа и др.); владение всеми видами монологического высказывания (информирование, пояснение, уточнение, иллюстрирование — монологическое высказывание профессионального характера в объеме не менее 15—18 фраз за пять минут в нормальном среднем темпе речи); доклад; понимание на слух содержания аутентичных текстов, в том числе профессионального характера (в монологической форме и в форме диалога) длительностью до пяти минут звучания в нормальном среднем темпе речи; отнесение высказывания, воспринимаемого на слух, к тому или иному моменту времени и определение его модальности (утверждение, неуверенность, возможность, риторический вопрос); выделение основной идеи и логической структуры звучащего текста; формулировка основной идеи и краткая передача основного содержания услышанного текста. Виды занятий:
Письмо Реализация на письме коммуникативных намерений (установление деловых контактов, напоминание, выражение сожаления, упрека); написание краткого текста по плану; написание подробного текста по плану; формулировка письменных вопросов; составление плана, тезисов сообщения/доклада; письменный перевод текста с иностранного языка на русский и с русского на иностранный; умение написать краткое сообщение на профессиональную юридическую тему с использованием ключевых слов и выражений; заполнение бланков, анкет, написание официального письма, составление CV (curriculum vitae). Виды занятий:
Основы реферирования, аннотирования и перевода литературы по специальности В качестве основного материала для чтения, реферирования, аннотирования и перевода служат аутентичные стилистически нейтральные тексты по специальности, которые при необходимости должны быть адаптированы студентами для устного изложения. При этом осуществляется:
Формирование и совершенствование языковых навыков Виды речевых действий и приемы ведения общения При отборе конкретного языкового материала необходимо руководствоваться следующими функциональными категориями:
Фонетика Интонационное оформление предложения: словесное, фразовое и логическое ударение, мелодия, паузация; фонологические противопоставления, релевантные для изучаемого языка: долгота/краткость, закрытость/открытость гласных звуков, звонкость/глухость конечных согласных и т. п. Лексика и фразеология Лексический минимум в объеме 3000—4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (из них 2000 – продуктивно): стилистически нейтральная наиболее употребительная лексика, относящаяся к общему языку и отражающая раннюю специализацию (базовая терминологическая лексика специальности). Расширение словарного запаса за счет лексических единиц, составляющих основу регистра юридической речи, отражающей широкую и узкую специализацию учащегося. Грамматика Развитие грамматических навыков распознавания и понимания форм и конструкций, характерных для изучаемого подъязыка и языка делового общения. Знакомство с основными двуязычными словарями Организация материала в двуязычном словаре. Структура словарной статьи. Многозначность слова. Синонимические ряды. Прямое и переносное значения слов. Слово в свободных и фразеологических сочетаниях. Знакомство с отраслевыми словарями и справочниками. Содержание разделов дисциплины Английский язык Порядок слов простого предложения. Сложное предложение: сложносочиненное и сложноподчиненное предложения. Союзы и относительные местоимения. Эллиптические предложения. Бессоюзные придаточные. Употребление личных форм глагола в активном и пассивном залогах. Согласование времен. Функции инфинитива: инфинитив в функции подлежащего, определения, обстоятельства. Синтаксические конструкции: оборот «дополнение с инфинитивом» (объектный падеж с инфинитивом); оборот «подлежащее с инфинитивом» (именительный падеж с инфинитивом); инфинитив в функции вводного члена; инфинитив в составном именном сказуемом (be + инф.) и в составном модальном сказуемом; (оборот «for + smb. to do smth.»). Сослагательное наклонение. Модальные глаголы. Модальные глаголы с простым и перфектным инфинитивом. Атрибутивные комплексы (цепочки существительных). Эмфатические (в том числе инверсионные) конструкции в форме Continuous или пассива; инвертированное придаточное уступительное или причины; двойное отрицание. Местоимения, слова-заменители (that (of), those (of), this, these, do, one, ones), сложные и парные союзы, сравнительно-сопоставительные обороты (as…as, not so…as, the…the). Немецкий язык Простые распространенные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Рамочная конструкция и отступления от нее. Место и порядок слов в придаточном предложении. Союзы и корреляты. Бессоюзные придаточные предложения. Распространенное определение. Partizip I с zu в функции определения. Приложение. Степени сравнения прилагательных. Указательные местоимения в функции замены существительного. Однородные члены предложения разного типа. Инфинитивные и причастные обороты в различных функциях. Модальные конструкции sein и haben + zu + infinitiv. Модальные глаголы с инфинитивом I и II актива и пассива. Конъюнктив и кондиционалис в различных типах предложений. Футурум I и II в модальном значении. Модальные слова. Функции пассива и конструкций sein + Partizip II (статива). Трехчленный, двучленный и одночленный (безличный пассив). Сочетания с послелогами, предлогами с уточнителями. Многозначность и синонимия союзов, предлогов, местоимений, местоименных наречий и т. д. Коммуникативное членение предложения и способы его выражения. Французский язык Порядок слов простого предложения. Сложное предложение: сложносочиненное и сложноподчиненное предложения. Союзы. Употребление личных форм глаголов в активном залоге. Согласование времен. Пассивная форма глагола. Возвратные глаголы в значении пассивной формы. Безличные конструкции. Конструкции с инфинитивом: avoir à + infinitif; être à + infinitif; laisser + infinitif; faire + infinitif. Неличные формы глагола: инфинитив настоящего и прошедшего времени; инфинитив, употребляемый с предлогами; инфинитивный оборот. Причастие настоящего времени; причастие прошедшего времени; деепричастие; сложное причастие прошедшего времени. Абсолютный причастный оборот. Условное наклонение. Сослагательное наклонение. Степени сравнения прилагательных и наречий. Местоимения: личные, относительные, указательные; местоимение среднего рода le, местоимения-наречия en и у. Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Экономика»
Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые общекультурные и профессиональные компетенции и успешно работать в избранной сфере деятельности. Содержание обучения в Академии по дисциплине «Экономика» строится в соответствии с основными видами и задачами профессиональной деятельности бакалавра юриспруденции: а) нормотворческая (участие в подготовке нормативных правовых актов); б) правоприменительная (обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм, составление юридических документов); в) правоохранительная (обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности); г) экспертно-консультационная (консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов).
Главной целью изучения дисциплины «Экономика» является формирование у студентов современного экономического мышления – необходимой предпосылки понимания ими сущности явлений и процессов социально-экономической жизни общества, основы для принятия квалифицированных и ответственных решений в будущей профессиональной деятельности. В результате освоения программы учебной дисциплины «Экономика» выпускник должен: а) знать:
б) уметь:
в) обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
г) обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
Раздел I. Введение в экономическую теорию |