Скачать 151.71 Kb.
|
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА, ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Реализация решений Европейского Суда по правам человека в уголовном процессе РФ» (Рабочая программа дисциплины) Томск, 2014Настоящая учебная программа предназначена для изучения спецкурса «Реализация решений Европейского Суда по правам человека в уголовном процессе РФ» студентами уголовно-правовой специализации 5 курса дневного отделения юридического института. УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры уголовного процесса, прокурорского надзора и правоохранительной деятельности «___» ______________ 20_____ г. Зав. кафедрой докт.юрид. наук________________ О.И. Андреева ОДОБРЕНО Методической комиссией Юридического института ТГУ «____» ___________________ 20____ г. Председатель Методической комиссии, к.ю.н., доцент _________________ С.Л. Лонь Составитель: к.ю.н., доцент Т.В. Трубникова Рецензент: докт.юрид.наук, О.И. Андреева
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Российской Федерацией ратифицирована Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Европейская Конвенция), ратифицированная РФ 05.05.1998 года. Данная Конвенция не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты. Этот механизм включает Европейский Суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы. Ратифицировав Европейскую Конвенцию, Российская Федерация признала обязательной для себя юрисдикцию Европейского Суда по правам человека по вопросам толкования и применения этой Конвенции и Протоколов к ней. Поэтому Российская Федерация обязана гарантировать практическую возможность реализации на ее территории прав каждого, предусмотренных Европейской Конвенцией, именно в том их толковании, которое дается Европейским Судом по правам человека. Для этого необходимо создать системный механизм, использование которого позволяло бы гражданам РФ реализовывать такие права непосредственно, без предварительного обращения с жалобой в Европейский Суд, в том числе в ходе уголовного судопроизводства. Однако правовые позиции, формулируемые ЕСПЧ по тем или иным вопросам, зачастую существенным образом расходятся с устоявшейся отечественной правовой доктриной, сформировавшимся законодательством или сложившейся практикой его применения, в том числе и применительно к уголовному судопроизводству РФ. Поэтому обучающимся необходимо: изучить положения Европейской Конвенции, имеющие значение для уголовного судопроизводства РФ, получить комплексное представление о проблемах, связанных с их применением в РФ, получить навык вычленения и уяснения правовых позиций ЕСПЧ из текстов Постановлений и Решений ЕСПЧ, анализа их соответствия действующему законодательству РФ, существующей правовой доктрине, правовым позициям Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. Цель спецкурса: Ознакомление обучающихся с положениями Европейской Конвенции, с основными чертами организации и деятельности Европейского Суда по правам человека, его компетенцией, основными прецедентами, правовыми позициями ЕСПЧ, проблемами применения положений международных договоров, ратифицированных РФ, в случае их расхождения с положениями внутреннего законодательства и сложившейся правоприменительной практикой, формирование у них практических навыков анализа правовых позиций ЕСПЧ, сравнения их с действующим российским законодательством, существующей правовой доктриной, правовыми позициями Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. Задачи: - развить осознание обязательности для РФ положений международных договоров, ратифицированных РФ, в том числе положений Европейской Конвенции, в их понимании, даваемом в правовых позициях Европейского Суда по правам человека, осознание их значения для законодательной и правоприменительной деятельности в России; - сформировать у обучающихся цельную систему представлений о: проблемах имплементации в правовую систему РФ норм международного права, содержании Европейской Конвенции, об организации и деятельности ЕСПЧ, исполнении его решений, о требованиях, предъявляемых ЕСПЧ к жалобам; - дать системное представление об основных правовых позициях ЕСПЧ по вопросам, имеющим отношение к уголовному судопроизводству (в том числе по жалобам российских граждан), соотношении их с существующей правовой доктриной, с действующим законодательством РФ, практикой его применения, позициями Конституционного Суда РФ, а также с разъяснениями и практикой деятельности Верховного Суда РФ; - содействовать овладению обучающимися навыками самостоятельного вычленения и анализа правовых позиций ЕСПЧ, анализа соотношения их с действующим законодательством, навыками правоприменения, отвечающего требованиям Европейской Конвенции. 2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Реализация решений Европейского Суда по правам человека в уголовном процессе РФ»: В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: задачи и значение данного курса, обязательства Российской Федерации, вытекающие из Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, состав и структуру Европейского Суда по правам человека, особенности рассмотрения дел Европейским Судом по правам человека, порядок вступления в силу, толкования и исполнения его решений, требования к приемлемости индивидуальной жалобы и толкование их Европейским Судом, основные правовые позиции Европейского Суда по правам человека по вопросам, связанным с уголовным судопроизводством, соотношение их с действующим уголовно-процессуальным законодательством РФ, практикой его применения, позициями Конституционного Суда РФ, а также с разъяснениями и практикой деятельности Верховного Суда РФ. Уметь: анализировать решения Европейского Суда по правам человека, вычленять в них правовые позиции Европейского Суда и анализировать их соотношение с действующим законодательством РФ, правовыми позициями Конституционного Суда РФ, составлять жалобу в Европейский Суд по правам человека, юридически грамотно обосновывать свою позицию по существующим проблемам правоприменения; Демонстрировать способность и готовность: быть убежденным сторонником бережного отношения к социальным ценностям общества и государства, чести, достоинству и правам граждан, владеть навыками правоприменения, отвечающего требованиям Европейской Конвенции. 3. Структура и содержание дисциплины «Реализация решений Европейского Суда по правам человека в уголовном процессе РФ» Очная форма обучения
4. Образовательные технологии Программа спецкурса предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках данного учебного курса предусмотрены мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах составляет не менее 50 % аудиторных занятий. Занятия лекционного типа составляют менее 20 % аудиторных занятий. 5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов занятий с целью определения степени усвоения учебного материала, своевременного вскрытия недостатков в подготовке магистрантов и принятия необходимых мер по совершенствованию методики преподавания дисциплины, организации работы магистрантов в ходе занятий и оказания им индивидуальной помощи. Текущий контроль проводится в таких формах, как: - опрос обучающихся во время семинаров и практических занятий; - проверка практических заданий, выполненных во время семинаров и практических занятий в присутствии преподавателя; - проверка тестовых заданий; - проверка внеаудиторных работ (рефератов), заданных на дом к определенному сроку и выполненных магистрантами самостоятельно: - итоговый контроль осуществляется для обучающихся по дневной форме обучения: в форме написания и проверки проекта жалобы в Европейский Суд по предложенной фабуле; для обучающихся по заочной форме обучения – в форме зачета и написания и проверки проекта жалобы в Европейский Суд по предложенной фабуле. В данном разделе приведен примерный перечень вопросов для самостоятельной работы и подготовки к зачету по курсу «Реализация решений Европейского Суда по правам человека в уголовном процессе РФ»:
Основные нормативные правовые акты и литература
Дополнительная литература
|
Барнаульский юридический институт Конфликтология: учебно-методические материалы. Барнаул: Барнаульский юридический институт мвд россии, 2007. – 49 с | Барнаульский юридический институт общеюридический факультет кафедра уголовного процесса Процессуальные проблемы предварительного расследования: методические материалы для подготовки к семинарским, практическим занятиям... | ||
Путей сообщения (миит) юридический институт Зеленков М. Ю. Современный терроризм и антитеррористическая деятельность на железнодорожном транспорте: правовой аспект. Ч. II. Характеристика... | Барнаульский юридический институт Административно-процессуальное право: Планы семинарских и практических занятий для высшего профессионального образования мвд россии.... | ||
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего... «ростовский юридический институт министерства внутренних дел российской федерации» | Образовательное учреждение высшего профессионального образования... Целью и задачей дисциплины является освоение студентами отдельных институтов предпринимательского права, представляющими собой совокупность... | ||
Монография // Краснодарский юридический институт мвд россии, 2001, 192стр Государственная кадровая политика в системе мвд россии (исторический опыт ХХ века).// Монография.// Кубанский социально-экономический... | Московский новый юридический институт отечественная история Период феодальной раздробленности на Руси: причины основные политические центры, последствия | ||
Муниципальное образовательное учреждение «Волжский институт экономики,... Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: 5 | Правила приема в федеральное государственное казенное образовательное... «Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» в 2014 году | ||
Правового информирования Устав федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный... | Фгбоу впо «игу» Юридический институт Кафедра теории и истории государства и права утверждено Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Министерство внутренних дел российской федерации барнаульский юридический... Охватывают внутреннюю структуру | Юридический институт Программа подготовки к тестированию для поступления... Рубцовск 2011При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Пояснительная записка Курс «Проблемы ответственности за корыстные и насильственные преступления» Специальность 030501. 65 Юриспруденция. Специализация уголовно-правовая. – Барнаул: Барнаульский юридический институт мвд рф, 2009.... | Ноу впо «экономико-юридический институт» Понятие конституционного права как отрасли национального права. Его место и роль в правовой системе государства |