ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27 декабря 2012 г. N 2567-р 1. Утвердить государственную программу Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы.
2. Минкультуры России:
разместить утвержденную государственную программу Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы (далее - Программа) на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего распоряжения;
обеспечить в 3-месячный срок совместно с Росстатом, Минэкономразвития России и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти организацию мониторинга показателей (индикаторов) реализации Программы, требующих официального статистического наблюдения, предусмотрев при необходимости разработку и актуализацию форм федерального статистического наблюдения и внесение изменений в Федеральный план статистических работ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р;
внести в 3-месячный срок в Правительство Российской Федерации согласованный с Минэкономразвития России проект акта Правительства Российской Федерации об утверждении методик расчета показателей (индикаторов) реализации Программы и ее подпрограмм, получение сведений по которым не требует организации федерального статистического наблюдения;
представить в 6-месячный срок совместно с Минэкономразвития России в Правительство Российской Федерации доклад об организации мониторинга показателей (индикаторов) реализации Программы;
разработать в 2-месячный срок методические указания по реализации мероприятий Программы с целью повышения эффективности ее выполнения.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать с учетом положений Программы государственные программы субъектов Российской Федерации в сферах культуры и туризма. Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА" НА 2013 - 2020 ГОДЫ ПАСПОРТ
государственной программы Российской Федерации "Развитие
культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы Ответственный исполнитель - Министерство культуры Российской
Программы Федерации Соисполнители Программы - Федеральное агентство по туризму Участники Программы - Министерство промышленности и торговли
Российской Федерации;
Министерство регионального развития
Российской Федерации;
Министерство спорта Российской Федерации;
Федеральное архивное агентство;
Федеральное агентство по печати и
массовым коммуникациям;
Федеральное агентство связи;
Федеральное агентство железнодорожного
транспорта;
Федеральное агентство морского и речного
транспорта;
Федеральное агентство по строительству и
жилищно-коммунальному хозяйству;
Федеральная служба по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды;
Федеральноегосударственное бюджетное
учреждение культуры "Государственный
Эрмитаж";
Федеральное государственное бюджетное
учреждение культуры "Государственный фонд
кинофильмов Российской Федерации";
Федеральное государственное бюджетное
учреждение культуры "Государственный
академический Большой театр России";
Государственная академия наук "Российская
академия наук";
Государственная академия наук "Российская
академия образования";
Сибирское отделение Российской академии
наук Подпрограммы Программы - "Наследие";
"Искусство";
"Туризм";
"Обеспечение условий реализации
Программы" Программно-целевые - федеральная целевая программа "Культура
инструменты Программы России (2012 - 2018 годы)";
федеральная целевая программа "Развитие
внутреннего и въездного туризма в
Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" Цель Программы - реализация стратегической роли культуры
как духовно-нравственного основания
развития личности и государства, единства
российского общества, а также развитие
туризма для приобщения граждан к мировому
культурному и природному наследию Задачи Программы - Задача 1. Сохранение культурного и
исторического наследия народа,
обеспечение доступа граждан к культурным
ценностям и участию в культурной жизни,
реализация творческого потенциала нации; Задача 2. Повышение качества и
доступности услуг в сфере внутреннего и
международного туризма; Задача 3. Создание благоприятных условий
для устойчивого развития сфер культуры и
туризма Целевые индикаторы и - количество посещений организаций культуры
показатели Программы по отношению к уровню 2010 года;
доля объектов культурного наследия,
находящихся в удовлетворительном
состоянии, в общем количестве объектов
культурного наследия федерального,
регионального и местного (муниципального)
значения;
прирост количества культурно-
просветительских мероприятий, проведенных
организациями культуры в образовательных
учреждениях, по сравнению с 2012 годом;
прирост числа лауреатов международных
конкурсов и фестивалей в сфере культуры
по отношению к 2012 году;
прирост численности лиц, размещенных в
коллективных средствах размещения, по
отношению к 2012 году Этапы и сроки реализации - 2013 - 2020 годы
Программы I этап - 2013 - 2014 годы;
II этап - 2015 - 2018 годы;
III этап - 2019 - 2020 годы Объемы бюджетных - общий объем бюджетных ассигнований
ассигнований Программы федерального бюджета на реализацию
Программы составляет 907894323,8 тыс.
рублей;
бюджетные ассигнования федерального
бюджета на реализацию Программы по годам
распределяются в следующих объемах:
2013 год - 100428294,1 тыс. рублей;
2014 год - 101020827,5 тыс. рублей;
2015 год - 104462702,2 тыс. рублей;
2016 год - 104903500 тыс. рублей;
2017 год - 111159100 тыс. рублей;
2018 год - 119290600 тыс. рублей;
2019 год - 130936600 тыс. рублей;
2020 год - 135692700 тыс. рублей Ожидаемые результаты - укрепление единого культурного
реализации Программы пространства России как исторического
государства-цивилизации, а также
духовного единства многонационального
народа Российской Федерации;
утверждение государственного суверенитета
как высшей ценности российского народа;
утверждение приоритетной роли
государственной культурной политики как
важнейшего фактора формирования у граждан
Российской Федерации широкого
мировоззрения, общественного сознания,
поведенческих норм, скрепляющих нацию на
основе гражданского патриотизма и
межнационального согласия, в том числе с
активным использованием средств массовых
коммуникаций;
поддержка разнообразия национальных
культур народов России на основе
единого культурного кода <1>, взаимной
терпимости и самоуважения, развития
межнациональных и межрегиональных
культурных связей;
перевод отрасли на инновационный путь
развития, превращение культуры и туризма
в наиболее развитые и привлекательные
сферы общественной деятельности,
в том числе через широкое внедрение
информационных технологий;
повышение качества государственного
управления и эффективности расходования
бюджетных средств через создание
механизмов противодействия угрозам
национальной безопасности в сфере
культуры во взаимодействии с
профессиональными творческими союзами и
институтами гражданского общества;
достижение необходимого уровня
эффективности государственно-правового
регулирования сфер культуры и туризма;
выравнивание уровня доступности
культурных благ и художественного
образования независимо от размера
доходов, места проживания и социального
статуса граждан Российской Федерации;
разработка и реализация комплекса
мероприятий развития культуры в малых
городах и на селе;
формирование культурной среды, отвечающей
растущим потребностям личности и
общества, повышение качества,
разнообразия и эффективности услуг в
сферах культуры и туризма;
создание условий для доступности участия
всего населения в культурной жизни, а
также вовлеченности детей, молодежи, лиц
пожилого возраста и людей с ограниченными
возможностями в активную социокультурную
деятельность;
создание благоприятных условий для
улучшения культурно-досугового
обслуживания населения, укрепления
материально-технической базы отрасли,
развития самодеятельного художественного
творчества;
стимулирование потребления культурных
благ;
обеспечение широкого, без каких-либо
ограничений, доступа каждого гражданина к
национальным и мировым культурным
ценностям через формирование публичных
электронных библиотек, музейных и
театральных Интернет-ресурсов,
приобретение прав на бесплатное
размещение в интернете выдающихся фильмов
и спектаклей;
значительное увеличение уровня
социального обеспечения работников
культуры, финансовой поддержки творческих
коллективов, социально значимых проектов;
укрепление международного имиджа России
как страны с высоким уровнем культуры,
благоприятной для туризма. --------------------------------
<1> Культурный код - система самобытных, доминирующих в обществе ценностей, смыслов и взглядов (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственное и эстетическое развитие, мировоззрение, формы общения, духовное просвещение), сформировавшаяся в процессе исторического цивилизационного развития, принимаемая как общепринятая норма для самоидентификации людей независимо от их этнической принадлежности и передаваемая из поколения в поколение через воспитание, образование и обучение. I. Общая характеристика сферы реализации Программы,
основные проблемы и перспективы развития Реализация Программы осуществляется в двух значимых сферах российской экономики: культура и туризм. 1.1. Сфера культуры Российская Федерация располагает огромным культурным наследием, имеющим значительный потенциал развития.
Отрасль культуры объединяет деятельность по сохранению объектов культурного наследия, развитию библиотечного, музейного, архивного дел, поддержке и развитию исполнительских искусств (в том числе театрального, циркового, музыкального), кинематографии, современного изобразительного искусства, сохранению нематериального культурного наследия народов Российской Федерации и развитию традиционной народной культуры, укреплению межрегиональных и международных связей в сфере культуры.
По состоянию на начало 2012 года отрасль культуры включает 92160 бюджетных учреждений культуры. На государственной охране находятся более 144 тыс. памятников истории и культуры: памятники архитектуры (59 тыс.), памятники археологии (57 тыс.), истории (24 тыс.) и монументального искусства (около 4 тыс.). В их числе более 22 тыс. объектов имеют федеральное значение. В список объектов культурного наследия входят также более 3 тыс. ансамблей и более 2 тыс. достопримечательных мест. Значимой составляющей отрасли являются также организации культуры (в том числе более 370 театров и более 80 музеев). Общая численность работающих в отрасли, включая архивы, составляет 855 тысяч человек. Структура отрасли культуры Российской Федерации в 2011 г. ──────┬───────────────────────────────────────┬────────────────────────────
N │ Типы учреждений культуры │ Количество учреждений, ед.
п/п │ │
──────┴───────────────────────────────────────┴────────────────────────────
1. Театры 618
2. Учреждения культурно-досугового типа 44 978
3. Парки 368
4. Концертные организации 143
5. Самостоятельные коллективы 176
6. Музеи 2 631
в том числе музеи-заповедники 108
7. Библиотеки 43 179
8. Цирки 67
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────── Культурная среда сегодня становится ключевым понятием современного общества и представляет собой не отдельную область государственного регулирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса.
Российская Федерация обладает огромным культурным потенциалом, но этот потенциал до сих пор используется не в полной мере. Реализуемый комплекс государственных мер при положительной динамике отдельных показателей, отмеченной за последние 10 лет, пока не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в культуре, позиции которой были серьезно подорваны в 90-е годы. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев общества, а также противоправные посягательства на объекты культуры.
В последние десятилетия удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке сферы культуры.
Вместе с тем многие проблемы сферы культуры пока остаются нерешенными.
В последние годы в мировой и отечественной культуре произошли принципиальные изменения, связанные с внедрением новых технических средств коммуникации и возникновением на их основе новых социокультурных связей и взаимодействий.
Многоканальное цифровое телевидение, сеть Интернет, мобильная телефония, разного рода устройства (гаджеты) в корне трансформировали культурную жизнь в первую очередь молодого поколения в городе и деревне. Процессы глобализации культуры сочетаются со все большим разнообразием культурных практик.
Культура включает не только искусство и наследие, но и нравы, обычаи, традиции и ценности различных народов и иных сообществ, что предполагает необходимость учета в государственной политике и их интересов.
Стремительно развиваются коммерческие формы культуры и развлечения, находящиеся вне сферы влияния не только Минкультуры России, но и других государственных органов. В этой связи финансовые органы нередко усматривают возможность сокращать бюджетное финансирование сферы культуры. Для сохранения баланса между различными формами творчества и культурной деятельности, для противовеса коммерциализации сферы культуры, у которой есть и позитивная и негативная сторона, финансирование "высокой" культуры, культуры малых народов и немногочисленных культурных сообществ должно увеличиваться в соответствующей пропорции. В противном случае возникает риск утраты тех ценностей, которые составляют основу национального единства и многообразия российской культуры. 1>1> |