Урок обобщающего повторения по теме «Причастие»





Скачать 44.89 Kb.
НазваниеУрок обобщающего повторения по теме «Причастие»
Дата публикации29.09.2013
Размер44.89 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Тема урока: Урок обобщающего повторения по теме «Причастие»

Цель урока: систематизация знаний о причастии; формирование умения находить причастие в тексте и определять его грамматические признаки; находить и правильно писать орфограммы в причастии; выделять запятыми причастный оборот; обогащение языка школьников, развитие их воображения и творческой активности.

Ход урока:

1. Словарная работа

Афоризм Aphorismos ( греч.) – краткое изречение

Афористичный
Слово афоризм произошло от греческого слово aphorismos. Aphorismos означает « краткое изречение».
- Из двух предложений сделать одно, заменив глагол- сказуемое 2-го предложения соответ-ствующим причастием. Записать это предложение.( Слово афоризм произошло от греческого слова аphorismos, означающего «краткое изречение» )

- Объясните знаки препинания. ( слайд № 2 )
- Большая Советская Энциклопедия (БЭС) даёт следующую формулировку слову афоризм:

Афоризм- обобщённая, законченная и глубокая мысль определённого автора, выраженная в лако-ничной отточенной форме, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения.

- Что вы ещё узнали об афоризме, кроме того, что это «краткое изречение»?

- Выпишите из предложения причастные обороты с определяемым словом ( слайд № 3 )

2. – Что же об афоризмах говорят афоризмы?

Глубокие мысли — это железные гвозди, вогнанные в ум так, что ничем не вырвать их (Дидро) (слайд № 4).
- Докажите, что перед вами афоризм

- Списать предложение, прокомментировать знаки препинания, разобрать по составу слово вогнанные
Учитель : А древнегреческий историк Геродот так сказал: « Издревле есть у людей мудрые и прекрасные изречения, от них следует нам поучаться». (слайд № 5).

Давайте последуем совету Геродота, постараемся побольше узнать афоризмов, поразмышлять над ними и поучиться. Что будет вашим первым помощником, что поможет вам осуществить своё желание узнать побольше афоризмов? ( Это книги)

Конечно же, это книги! Читайте книги , ибо, как утверждал Френсис Бэкон : « Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драго-ценный груз от поколения к поколению» (слайд № 6).

- Составьте схему этого предложения, объясните правописание суффиксов причастий.
Александр Герцен считал: « Книги это духовное зав… щание одного поколения другому совет ум..рающего старика юноше нач..нающему жить приказ передава…мый часовым отправляющимся на отдых часовому заступа… щему на его место» . (слайд № 7 ).

- Списать изречение Герцена, поставить знаки препинания, пропущенные буквы. Объяснить.

3. Книги- источник знаний. Максим Горький сказал: « Нет силы более могучей ,чем знания: человек, вооруженный знаниями ,непобедим» .

- Как вы понимаете высказывание Бернарда Шоу : « Единственный путь,ведущий к знанию, —

это деятельность» . (слайд № 8 ). ( Мы все хотим быть знающими людьми, но порой не хотим для этого что-либо делать ,а знания ещё ни к кому так просто не приходили)

- Выпишите из высказываний словосочетания х Как называется такое словосочетание?

прич. + сущ
4. Французский поэт Николя Буало сказал : «Кто ясно мыслит,тот ясно излагает» .

- Как вы думаете, о каких афоризмах пойдет речь дальше? ( афоризмы о словах)

- Из данных афоризмов выписать только те , в которых говорится о словах. Раскройте скобки, объясните правописание. Какой из выписанных афоризмов вам больше понравился , почему?

Когда слово содержательно и внутренне насыще(н,нн)о, оно становится увесистым и произносится медленно… Пустое слово сыплется , как горох из решета, - насы-ще(н,нн)ое слово поворачивается медленно, точно шар, наполне(н,нн)ый ртутью.

( Станиславский)

Мой жизне(нн,н)ый опыт убедил меня, что люди, (не) имеющие (не) достатков , имеют очень мало достоинств. (Линкольн)

Три вещи никогда (не) возвращаются: выпуще(н,нн)ая стрела, сказа(н,нн)ое слово и прошедшие дни. ( Даумер)

Тот, кто (ни)чего (не) знает, (ни) в чём и (не) сомневается . ( Котгрейв)

Рана, нанесё(н,нн)ая огнестрельным оружием , ещё может быть излече(н,нн)а, но рана, нанесё(н,нн) ая языком, никогда (не) заживёт. (Персидское изречение )

Что быстро приобрете(н,нн)о, быстро и уходит (Ш.Бронте) (слайд № 8 ).

( На доске работают 2 ученика: один выписывает краткие причастия, другой- полные)
- О чём афоризмы, которые вы не выписали? Из этих изречений выписать слова со скобками, раскрыть и объяснить правописание слов.
4. А.С.Пушкину принадлежат такие строки: « Мы не говорим : карета, скачущая по мосту,слуга, метущий комнату, мы говорим: которая скачет, который метёт, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом» .

- Попробуем заменить «вялый оборот» выразительным причастием, обозначая суффиксы причастий
На мысли, которые дышат силой, как жемчуг, нижутся слова.

Слова подобны листьям: дерево, которое производит их много, приносит мало плодов.

- Как вы понимаете это изречение? ( « Где мало слов,там вес они имеют» (Шекспир); «Когда говоришь хорошо, никогда не говоришь слишком много» ( Жан Реньяр 1655-1709- франц. комедиограф)

Люди, которые ненавидят правду, ненавидят также и людей, которые имеют смелость высказать её.

Труд не позорит человека; к несчастью, иногда попадаются люди, которые позорят труд. (слайд № 9 ).
-Проверим, что у вас получилось. Вы записали афоризмы.
1.На мысли, дышащие силой, как жемчуг, нижутся слова . ( Лермонтов)

2. Слова подобны листьям: дерево, производящее их много, приносит мало плодов.

( Александр Поп)

3. Люди, ненавидящие правду, ненавидят также и людей, имеющих смелость высказать её. ( Фенелон Франсуа)

4. Труд не позорит человека: к несчастью, иногда попадаются люди, позорящие труд. ( Грант Уллис, президент США, америк. полит.деятель) (слайд № 10 ).
 В каких случаях придаточное предложение может быть заменено причастным оборотом?
5. – Обратимся к определению афоризма. Каким должно быть предложение, чтобы оно называлось афоризмом?

- Попробуем из отдельных слов собрать афоризм. Что у вас получилось? (слайд № 11).

Радости

Жалок

Не

Человек

Знающий


Жалок человек, не знающий радости. ( Б.Шоу) (слайд № 12 ).


Советов

Нельзя

Людям

Не

Помочь

Слушающим


Людям, не слушающим советов, нельзя помочь. ( Бенджамин Франклин 1706-1790 , американ. политический деятель, учёный) (слайд № 13,14 ).

- Объясните знаки препинания, правописание не с причастием.
6. ИТОГ УРОКА:

- Какие правила мы повторили ?

- Что нового узнали ?
Домашнее задание: Прокомментировать высказывание Геродота: согласны ли вы с этим высказыванием, чему научили вас афоризмы, расскажите об одном афоризме.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок обобщающего повторения по теме «Причастие» iconУрок по теме «Латинская Америка». Урок обобщающего повторения по теме «Страны Латинской Америки»
Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,...
Урок обобщающего повторения по теме «Причастие» iconУрок обобщающего повторения и систематизации знаний, урок проверки...
Типы уроков определяются, исходя из дидактических задач, и могут быть: вводный урок, урок предъявления и изучения нового учебного...
Урок обобщающего повторения по теме «Причастие» iconТехнологическая карта урока русского языка. Класс
Место и роль урока в изучаемой теме: последний урок по теме; урок обобщающего повторения
Урок обобщающего повторения по теме «Причастие» iconУрок обобщающего повторения в 4 классе по теме «Zu Hause»
Формирование навыков говорения на основе изученного лексико-грамматического материала
Урок обобщающего повторения по теме «Причастие» iconУрок обобщающего повторения. Климат и человек
Цель: Обобщение знаний учащихся по теме «Климат Челябинской области, Верхнего Уфалея»
Урок обобщающего повторения по теме «Причастие» iconПланирование и организация обобщающего повторения курса математики основной школы
К урокам повторения учителя готовятся редко, ошибочно считая, что уроки повторения не требуют особой подготовки, вследствие чего...
Урок обобщающего повторения по теме «Причастие» iconУрока по цели: урок обобщающего повторения по теме «Образование причастий....
Метапредметная: формирование понимания и владения социальными понятиями «милосердие», «доброта», «забота»
Урок обобщающего повторения по теме «Причастие» iconУрок обобщающего повторения по теме «имя прилагательное»
Курсовая работа по дисциплине «Бухгалтерский учет» выполняется студентами в соответствии с учебным планом на завершающем этапе обучения...
Урок обобщающего повторения по теме «Причастие» iconКонспект урока Цели урока
Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,...
Урок обобщающего повторения по теме «Причастие» iconУрок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Проценты. Задачи на проценты»
Урок разработан для учащихся 11 класса. Анализ диагностических работ показал и пробных егэ, что учащиеся еще не в полной мере освоили...
Урок обобщающего повторения по теме «Причастие» iconУрок для учителей города по теме: Обобщение материала темы «Молекулярная физика и термодинамика»
Урок обобщающего повторения из элективного курса с, 2 часа в неделю, 10 класс. Всего в 10 классе 4 урока физики – 2 часа в неделю...
Урок обобщающего повторения по теме «Причастие» iconПлан Факт Лексика Грамматика 1 Вводный урок: урок обобщающего повторения,...

Урок обобщающего повторения по теме «Причастие» iconТема урока: Факторы размещения производственных сил. Цели и задачи урока
Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,...
Урок обобщающего повторения по теме «Причастие» iconУрок восхождение по русскому языку по теме «Причастие особая форма глагола»
Урок – восхождение по русскому языку по теме «Причастие – особая форма глагола» ( 7 класс) – учитель русского языка и литературы...
Урок обобщающего повторения по теме «Причастие» iconУрок обобщающего повторения Тема
Тема: фсу, алгебраические дроби, действия с дробями. Квадратичная функция, ее свойства и график
Урок обобщающего повторения по теме «Причастие» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок обобщающего повторения направлен на повторение и закрепление лексики по теме «Будущее начинается прямо сейчас. Как обстоит дело...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск