Общие требования к стандарту высшего профессионального образования Общая характеристика специальности «050602 Изобразительное искусство»





НазваниеОбщие требования к стандарту высшего профессионального образования Общая характеристика специальности «050602 Изобразительное искусство»
страница1/3
Дата публикации02.10.2013
Размер0.51 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2   3






Содержание

Автор - составитель…………………………………………………………...3

Рецензенты……………………………………………………………………..3

Пояснительная записка………………………………………………………4

ЧАСТЬ 1. Общие требования к стандарту высшего профессионального образования…………………………………………………………………….6
1. Общая характеристика специальности «050602 - Изобразительное искусство» со специализацией «Живопись и живописная композиция»……6

2. Квалификационная работа выпускника по программе специальности «050602 - Изобразительное искусство» со специализацией «Живопись и живописная композиция»………………………………………………………6

ЧАСТЬ 2. Частные требования к уровню подготовки студентов по специальности «050602 - Изобразительное искусство» со специализацией «Живопись и живописная композиция»……………………………………12


  1. Требования к оцениванию уровня знаний, умений и навыков на государственном экзамене……………………………………………………..12

  2. Положение о государственной аттестационной работе……………..12

  3. Критерии оценки выпускной квалификационной работы (диплом).15



ЧАСТЬ 3. Программа государственного экзамена……………………….19
1. «История развития художественного образования»………………….19

2. «Методика обучения изобразительному искусству»…………………21

3. «Практическая часть ГОС экзамена»………………………………….24

4. Вопросы к ГОС экзамену по «Теории и методике преподавания изобразительного искусства»………………………………………………….25

5. Литература………………………………………………………………31
Приложение 1…………………………………………………………….37

Приложение 2…………………………………………………………….38

Авторы – cоставители : Лагутина О.Р., доктор педагогических наук, профессор кафедры изобразительного искусства.

Бызова А.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры искусств и дизайна.


Рецензент: С.П. Ломов, доктор педагогических наук, профессор, Член Корреспондент РАО, действительный член международной академии наук педагогического образования, Заслуженный работник высшей школы Р.Ф., член Международной ассоциации художников, Член союза художников России, заведующий кафедрой живописи.

Бахмач Н.П., директор Детской театральной школы, заслуженный деятель культуры РФ.

Программа государственного экзамена предназначена для студентов , выпускающихся по специальности 050602 – Изобразительное искусство со специализацией «Живопись и живописная композиция». Программа включает содержание базовых знаний по истории, теории, методике изобразительного искусства и навыков по изобразительному и декоративному искусству. Составлена в соответствии с ГОС ВПО. Утверждена на заседании кафедры изобразительного искусства МГПУ от 21.03.08 (протокол № 8 ). Программа переутверждена с внесенными изменениями на заседании кафедры искусств и дизайна МГГУ 24 октября 2012 г. (протокол №3), Совете факультета ХОТиД 25.10.2012 г. (протокол №2).
Пояснительная записка
Итоговая государственная аттестация учителя изобразительного искусства включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

Целью итоговых аттестационных испытаний является определение практической и теоретической подготовленности учителя изобразительного искусства к выполнению профессиональных задач, установленных настоящем государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п.1.4. вышеупомянутого стандарта.

Основными задачами являются:

- воспитание умения последовательно работать над дипломом;

- формирование мировоззрения студентов;

- развитие творческого воображения и образного мышления, художественной наблюдательности, зрительной памяти, умения видеть в окружающей растительности типическое и отражать в правдивой образной форме;

- формирование умений анализировать произведения искусства;

- овладение профессиональным мастерством и умением применять его в художественно-педагогической деятельности.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

Дипломная работа должна быть представлена в форме законченной разработки, которая включает в себя три составные части:

1. практическую творческую часть по одному из видов и жанрам изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

2. работы учащихся по изобразительному искусству, выполненные по теме дипломной работы под руководством дипломника в период педагогических практик или во время самостоятельной преподавательской работы дипломника в каком-либо образовательном учреждении;

3. текстовую часть, отражающую: ход всех художественно-творческих процессов выполнения практической части дипломной работы; материал по историческому экскурсу по жанру изобразительного или декоративно-прикладного искусства, по которому выполняется практическая часть; вопросы педагогики, психологии художественного творчества, психологии изобразительной деятельности учащихся, методики преподавания изобразительного или декоративно-прикладного искусства, предполагаемую экспериментально проверенную на практике авторскую методику обучения, воспитания и развития способностей учащихся средствами того или иного жанра и вида изобразительного или декоративно-прикладного искусства; изученную и используемую литературу по философии, эстетики, истории искусств, истории, психологии, педагогике, методике изобразительного и декоративно-прикладного искусства, рисунку, живописи, композиции, перспективе, компьютерной графике, другим дисциплинам учебного плана.

Требования к объему, содержанию и структуре дипломной работы определяются высшим учебным заведением на основание Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по специальности 030800 Изобразительное искусство и методических рекомендаций УМО вузов Российской Федерации по педагогическому образованию.

Время, отводимое на подготовку и защиту квалификационной работы, составляет не менее восьми недель.

Порядок проведения и программа государственного экзамена по специальности «050602 Изобразительное искусство со специализацией «Живопись и живописная композиция», определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО вузов Российской Федерации по педагогическому образованию. Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по специальности «050602 Изобразительное искусство со специализацией «Живопись и живописная композиция».

ЧАСТЬ 1. Общие требования к стандарту высшего профессионального образования.
1.Общая характеристика специальности «050602 - Изобразительное

искусство» со специализацией «Живопись и живописная композиция».


    1. Государственным образовательным стандартом по специальности 030800 «Изобразительное искусство», утвержденным Минобразования России 31.01. 2005 г.(номер гос. регистрации № 667 пед./ СП), вводимый в действие с момента переутверждения ранее утвержденного (14.04.00, номер гос. регистрации № 380 пед./ СП), предусмотрена государственная аттестация выпускников в виде:

а) защиты выпускной дипломной работы;

б) государственного экзамена.

1.2. Нормативная длительность обучения по специальности по очной форме обучения - 5 лет. Основная квалификация - «Учитель изобразительного искусства».

1.3. Характеристика сферы профессиональной деятельности специалиста. Деятельность специалиста направлена на развитие, обучение и воспитание учащихся как субъектов образовательного процесса средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Сфера деятельности специалиста является:

- преподавательская;

- научно-методическая;

- социально-педагогическая;

- культурно-просветительская;

- художественно-творческая деятельность.

1.4. Специалист подготовлен для работы в образовательных учреждениях, реализующих программы общего среднего образования, в художественных школах и училищах, студиях, художественных объединениях для взрослых.
2. Квалификационная характеристика выпускника по программе специальности «050602 - Изобразительное искусство» со специализацией «Живопись и живописная композиция».

2.1. Общие требования к образованности специалиста.

Специалист:

  • осознаёт личностную и социальную значимость своей профессии;

обладает целостным представлением об образовании как особой сфере социокультурной практики, обеспечивающей передачу (трансляцию) культуры от поколения к поколению и выступающей как контекст становления личности.

  • обладает научно-гуманистическим мировоззрением, знает основные закономерности развития природы и общества.

  • владеет системой знаний и представлений о человеке как существе духовном, как личности и индивидуальности.

  • знает основы Конституции РФ, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, окружающей среде, умеет учитывать их при подготовке социальных проектов.

  • владеет системой знаний о закономерностях и принципах образовательного процесса и умеет использовать их в своей профессиональной деятельности.

  • владеет системой знаний о взаимосвязях физического, психического и социального здоровья человека и общества.

  • знает формы и методы научного познания и их эволюцию, владеет различными способами познания и освоения окружающего мира; понимает роль науки в развитии общества.

  • владеет профессиональным языком предметной области знания, умеет корректно выражать и аргументировано обосновывать положения предметной области знания.

  • знает концептуальные основы и принципы экологического образования, умеет реализовывать их в профессиональной деятельности.

  • владеет современными методами поиска, обработки и использования информации, умеет интерпретировать и адаптировать информацию для адресата.

  • способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к пересмотру собственных позиций, выбору новых форм и методов работы.

  • обладает организационно - деятельностными умениями, необходимыми для самоанализа, развития своих творческих способностей и повышения квалификации.

  • умеет строить взаимоотношения с коллегами, находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей профессиональной деятельности.

  • обладает культурой мышления, речи, общения.

  • способен к проектной деятельности на основе системного подхода.

  • психологически и методически подготовлен к работе в поли- и междисциплинарных областях знаний.

  • осознаёт здоровье как ценность; владеет знаниями и умениями по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности.

  • знает государственный язык РФ - русский; свободно владеет языком, на котором ведётся преподавание.

  • владеет современными методами развития художественно-творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства.

  • знает обычаи и традиции народов регионов.


2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам.


      1. Требования по дисциплинам общекультурной подготовки:

Специалист:

  • имеет представление о природе и структуре человеческого знания, соотношении знания и веры, об особенностях функционирования знания в современном обществе.

  • имеет представление о научной, философской, религиозной, художественной картинах мироздания и месте человека в нём.

  • владеет системой знаний о современных концепциях естествознания, имеет представление о биологическом многообразии и сохранении устойчивости биосферы, взаимодействии организма и среды, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования, о ноосфере, месте человека в эволюции Земли.

  • обладает знаниями об информационных процессах в природе и обществе, о компьютерных технологиях, возможностях электронных технологий в сфере культуры о образования.

  • владеет современными представлениями о социальных явлениях и процессах механизмах саморегуляции и саморазвития общества, проблемах взаимодействия общества и природы, общества и культуры, общества и личности.

  • имеет представление об историческом многообразии культур и цивилизаций, типах и формах культурной и социальной жизни, о месте отечественной цивилизации в мировом историко-культурном процессе.

  • имеет представление о роли этических и национальных факторов в эволюции культуры и цивилизации, знает специфику полиэтнической сферы, особенности межэтнической коммуникации.

  • знает основные закономерности экономической жизни современного общества, проблемы функционирования экономических систем, ценностные основы хозяйственной и трудовой деятельности, умеет анализировать основные экономические события.

  • обладает развитым правосознанием, знает права и свободы личности и гражданина, основы российской правовой системы и законодательства.

  • имеет представление о политических отношениях, понимает роль и значение политических систем в жизни общества, умеет анализировать современную политическую ситуацию.

  • имеет представление о различных этических системах, умеет ориентироваться в них.

  • знает основы математики.

  • знает условия и формы речевой коммуникации, владеет техникой речевой деятельности.

  • владеет лексическим и грамматическим минимумом одного из иностранных языков; умеет читать и переводить тексты со словарём, вести беседу-диалог общего характера на иностранном языке.

  • имеет ценностные представления о физической культуре, владеет системой умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей, самоопределение в физической культуре.


2.2.2. Требования по дисциплинам медико-биологической подготовки.

Специалист владеет:

  • знаниями о биологической природе и ценности организма человека.

  • знаниями о здоровом образе жизни и его основополагающих принципах.

  • знаниями о наиболее распространённых заболеваниях, являющихся главной причиной ранней инвалидности и смертности населения, об их факторах риска и основных методах профилактики в различные периоды жизни человека.

  • знаниями об анатомо-физиологических особенностях детей и подростков, развитии их организма, о функциональных нарушениях и их коррекции в различные периоды детства.

  • знаниями и профилактике и коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, о защите от неблагоприятного влияния социальной среды.

  • знаниями об опасных и чрезвычайных ситуациях среды обитания природного, техногенного и социального происхождения.

  • знаниями о правовых, нормативно-технических и организационных основах безопасности жизнедеятельности.

  • знаниями о структуре гражданской обороны, её предназначении и задачах.

  • навыками оказания первой медицинской помощи детям и взрослым.


2.2.3. Требования по дисциплинам психолого-педагогической подготовки.

Специалист:

  • владеет системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов.

  • владеет системой знаний об истории и современных тенденциях развития психолого-педагогических концепций и предметных методик.

  • владеет системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития.

  • владеет системой знаний о закономерностях психического развития; факторах, способствующих личному росту; направляет саморазвитие и самовоспитание личности.

  • Знает особенности детей с отклонениями в развитии.

  • Владеет системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой; умениями педагогического общения.

  • Соблюдает права и свободы обучающихся; умеет оказывать социальную помощь и поддержку учащимся.

  • Обладает системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, о современных психолого-педагогических технологиях; владеет технологиями развивающего обучения

  • Умеет организовать внеучебную деятельность учащихся.

  • Владеет основными психолого-педагогическими критериями применения компьютерной техники в образовательном процессе.

  • Умеет организовать образовательный процесс в различных социокультурных условиях.

  • Владеет умениями психолого-педагогической диагностики в области изобразительного искусства.

  • Владеет умениями проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса.

  • Владеет основами разработки учебно-программной документации и умеет использовать их для формирования содержания обучения.

  • Знает систему образовательных учреждений и основы управления ими.

  • Знает основы организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования.

  • Знает методы, приемы, формы и средства обучения изобразительному искусству и черчению, умеет использовать их и передовой методический опыт в своей профессиональной деятельности.

  • Знает графические средства информации и умеет использовать графические модели в учебном процессе.



      1. Требования по дисциплинам предметной подготовки

Специалист:

  • владеет системой знаний по теории и истории изобразительного, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в контексте мировой, отечественной, региональной, этнонациональной культуры.

  • понимает особенности визуального художественного образа, процесса его создания, развития и восприятия; владеет умениями адекватной оценки произведений искусства.



  • руководит процессом освоения ценностей искусства учащимися и развивает интерес до уровня потребности в постоянном общении с искусством; знает мировой и отечественный опыт эстетического воспитания и художественного образования.

  • ведёт самостоятельную художественно-творческую деятельность в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и художественных ремёсел.

  • владеет знаниями первоисточников искусствоведческой литературы.

  • Знает специфику художественного краеведения.

  • Владеет умениями оценки программ и методик преподавания искусства и технической графики, анализирует и оценивает новейшие технологии обучения, умеет создать авторский методический фонд, включающий литературу по искусству, картотеки, наглядные пособия, иллюстративные средства.

  • Умеет рисовать, писать акварелью и маслом, владеет 1-2 графическими приёмами и средствами, 2-3 техниками декоративно-прикладного и декоративно-оформительского искусства, техникой лепки, писать 2-3 шрифтами; владеет графическим языком как средством общечеловеческого общения по предметам специальности.

  • Владеет ручным и машинным способами передачи информации о предметном мире.

  • Умеет проводить экскурсии в музее и архитектурной среде

  • Умеет разрабатывать и прочесть популярную лекцию по искусству.

  • Умеет строить и оформлять экспозицию произведений искусства, разработать дизайн помещения.

  • Умеет модифицировать содержание вариативного и регионального художественного образования и народной культуры.


Требует по дисциплинам специализации устанавливаются вузом (факультетом).

Требования по дисциплинам дополнительной специальности определяются вузом (факультетом) с учётом требований Государственного образовательного стандарта по соответствующей специальности.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общие требования к стандарту высшего профессионального образования Общая характеристика специальности «050602 Изобразительное искусство» iconУчебно-методический комплекс дисциплины "История изобразительного...
Е. А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 1 курса...
Общие требования к стандарту высшего профессионального образования Общая характеристика специальности «050602 Изобразительное искусство» iconУчебно-методический комплекс дисциплины "История изобразительного...
Е. А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 4 курса...
Общие требования к стандарту высшего профессионального образования Общая характеристика специальности «050602 Изобразительное искусство» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050602. 65...
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Иностранный язык» с другими дисциплинами специальности
Общие требования к стандарту высшего профессионального образования Общая характеристика специальности «050602 Изобразительное искусство» iconРабочая программа «Изобразительное искусство» для 5-9 классов составлена...
Н. Е. Долгоаршинных, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, является...
Общие требования к стандарту высшего профессионального образования Общая характеристика специальности «050602 Изобразительное искусство» iconФедеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального...
Изобразительное искусство и черчение всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации,...
Общие требования к стандарту высшего профессионального образования Общая характеристика специальности «050602 Изобразительное искусство» iconОсновная образовательная программа 4 Нормативные документы для разработки...
Общая характеристика основной образовательной программы высшего профессионального образования 5
Общие требования к стандарту высшего профессионального образования Общая характеристика специальности «050602 Изобразительное искусство» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по специальности 050602. 65 «Изобразительное искусство»
Умкд составлен авторским коллективом в составе: к э н., доцента Т. А. Рудзитис, к и н., доцента О. Ю. Лютых, к п н., доцента Т. П....
Общие требования к стандарту высшего профессионального образования Общая характеристика специальности «050602 Изобразительное искусство» iconГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
Общая характеристика специальности 030500. 02 Профессиональное обучение (агрономия)
Общие требования к стандарту высшего профессионального образования Общая характеристика специальности «050602 Изобразительное искусство» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050602. 65 «Изобразительное искусство»
Предложения об изменениях в дидактических единицах, временной последовательности изучения и т д
Общие требования к стандарту высшего профессионального образования Общая характеристика специальности «050602 Изобразительное искусство» icon«Компьютерная графика»
Рабочая программа по дисциплине «Компьютерная графика» предназначена для реализации Государственного образовательного стандарта спо...
Общие требования к стандарту высшего профессионального образования Общая характеристика специальности «050602 Изобразительное искусство» iconГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
Общая характеристика специальности 030500. 08 Профессиональное обучение (машиностроение и технологическое оборудование)
Общие требования к стандарту высшего профессионального образования Общая характеристика специальности «050602 Изобразительное искусство» iconМетодические рекомендации по дисциплине сд. Ф история изобразительного...
В ходе изложения материала упор делается на комплексный характер современных исследований; внимание заостряется на спорных, еще не...
Общие требования к стандарту высшего профессионального образования Общая характеристика специальности «050602 Изобразительное искусство» icon2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп бакалавриата 7
Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат) 5
Общие требования к стандарту высшего профессионального образования Общая характеристика специальности «050602 Изобразительное искусство» iconИ. Б. Муравьев история мировых религий
Муравьев И. Б. История мировых религий: Учебно-методический комплекс для студентов 2 курса очной и заочной формы обучения специальности...
Общие требования к стандарту высшего профессионального образования Общая характеристика специальности «050602 Изобразительное искусство» iconОбразовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки
Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования
Общие требования к стандарту высшего профессионального образования Общая характеристика специальности «050602 Изобразительное искусство» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Общая характеристика основной образовательной программы высшего профессионального образования 3


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск