Потапова Екатерина Николаевна Тема урок





Скачать 72.26 Kb.
НазваниеПотапова Екатерина Николаевна Тема урок
Дата публикации03.10.2013
Размер72.26 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Конспект урока граждановедения в 3 классе
Автор работы учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа №11 имени Героя Советского Союза В.Ф. Ветвинского» города Алатыря Чувашской Республики

Потапова Екатерина Николаевна
Тема урока:

«Мир

детей в пространстве мира взрослых»
Цели: ознакомить учащихся с правами несовершеннолетних (Конвенция о правах ребенка); способствовать формированию правовой культуры, общечеловеческих ценностей;

Развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать свою позицию, умение выслушать и принять во внимание позицию других;

Воспитывать чувство причастности к международному правовому сообществу.

Подготовительная работа: класс делится на пять микро - групп. У каждой микро- группы – листы бумаги, ручки. В классе организована выставка детского рисунка « Мы под защитой взрослых». На уроках чтения повторяются содержания сказок « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,

« Золотой ключик или Приключения Буратино», « Золушка» и др. На основе сказок готовятся вопросы к викторине. Каждый ученик дома делает из цветной бумаги сердечко и ромашку с лепестками. На уроке используется мультимедийная презентация.

Ход урока
1.Организационный момент.

Сегодня у нас урок граждановедения по теме «Мир детей в пространстве мира взрослых». Мы познакомимся с содержанием статей Всеобщей декларации прав человека и Конвенцией о правах ребенка. (1 слайд.)
2. Знакомство с новым материалом.(2 слайд)

1 ученик. Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам.
2 ученик. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.
3 ученик. Всех этих людей объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды.(3 слайд)
4 ученик. Поэтому они все вместе написали закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, для того чтобы все знали и уважали эти права.

Учитель. Так возникла ООН – международная организация государств. Она создана в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами. Ежегодно собирается Генеральная Ассамблея ООН – собрание делегатов всех государств – членов этой организации (сейчас их более 180).В США в городе Нью-Йорке высится 39-этажное здание, в нем помещается штаб-квартира ООН. Всеобщая декларация прав человека была принята на общем собрании ООН. 10.12.1948г.

У каждого из нас есть права. Их никто не может отнять. По резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря отмечается как День прав человека.

- Какие права имеют все люди и что такое права? ( 4, 5 слайды ).

(Право на жизнь, на личную свободу, на достойную жизнь, на образование, право на владение имуществом.)

Учитель. ООН заботится и о правах детей. ООН признала необходимым разработать специальный документ по правам ребенка. 20.11.1989 года Конвенция о правах ребенка была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН. 15.09.1990 года Конвенция вступила в силу на территории нашей страны. «Конвенция» в переводе с латинского означает « соглашение». ( 6 слайд)

- Почему возникла необходимость в принятие Конвенции? От кого надо защищать детей? (7 слайд)

- Причин несколько. Богатство и нищета по-прежнему существуют в мире. Дети живут без родителей, существуют за счет изнурительной работы, воровства.120000000 детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу. Ежегодно 3,5 миллионов детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.

- Основная цель Конвенции – побудить все государства мира прикладывать максимум усилий для решения этих проблем. У всех детей должны быть одинаковые права. Конвенция о правах ребенка – это довольно обширный документ. Сегодня мы рассмотрим лишь основные ее положения. К сожалению, пока еще жизнь во многих уголках нашей планеты неспокойная и полная опасностей. То там, то здесь вспыхивают войны. На людей обрушиваются стихийные бедствия – землетрясения, наводнения, ураганы. Во всех этих случаях особенно страдают дети. Они становятся жертвами войн и насилия, лишаются родного дома.

- Прежде чем перейти к ознакомлению с основными статьями Конвенции, выполним следующее задание.

Задание для 1 группы. Составьте список потребностей ребенка, которому 2 месяца. Что ему необходимо для жизни?

Задание для 2 группы. Потребности человека с возрастом меняются. Напишите список потребностей 9 - летнего ребенка.

- Потребности 2-х месячного ребенка: имя, уход, медицинская помощь , питание, любовь и ласка, защита, жилище. ( 8 слайд)

- Потребности 9 -летнего ребенка: медицинская помощь, образование, друзья, творчество, жилище, питание, семья, свобода слова, свобода выбора, собственность. ( 9 слайд)

- Как с возрастом меняются потребности ребенка?

-Они становятся разнообразнее и сложнее. И когда малыш рождается, он уже находится под защитой государства. У малыша уже есть права и закон защищает их.

Основные положения Конвенции о правах ребенка.

-Каждый ребенок имеет право на жизнь. Государство обеспечивает выживание и здоровое развитие ребенка. Маленький человек – ребенок тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. (10 слайд)

1 ученик. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если он крепкий, здоровый – пусть живет. А если родился слабым больным – бросить его вниз со скалы.

-Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения.

- Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым необходимо помогать.

Например, знаменитый полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый полководец. Под руководством Суворова, русская армия не проиграла ни одного сражения. ( 11 слайд)

- С момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства.( 12 слайд)

Как вы это понимаете?

С первых дней жизни мы слышим, как называют нас наши близкие люди. Наше имя для нас очень дорого и близко. Вы, ребята чаще называйте друг друга по имени. Всем очень приятно его слышать. У вас на стола -«сердечки» с именами, прочитайте значения ваших имен.

- Ребенок имеет право на образование. (13 слайд).Обсуждение.

- Ребенок имеет право на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни. . ( 14 слайд).Обсуждение.
-Ребенок имеет право на медицинскую помощь. (15 слайд).Обсуждение.

- Родители несут ответственность за воспитание ребенка. Государство должно оказывать им помощь. (16 слайд)
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Семья, близкие люди, родной дом – самое дорогое, что есть у человека. Русский народ создал много пословиц и поговорок о семье, о родителях.

Пословицы о семье. ( 17 слайд)

Родительское сердце в детках.

Дитя плачет, а у матери сердце болит.

Нет ближе дружка, чем родная матушка.

Отец сына худому не научит.

Не нужен и клад, коли в доме лад.

Согласная семья – самая счастливая.

- Что означает выражение « согласная семья»?

- Это семья, где все живут в согласии. Каждый и старый и малый – ощущает поддержку остальных членов семьи. В хорошей дружной семье у каждого человека свои обязанности, все помогают друг другу и любят друг друга.

Каждый ребенок имеет право на занятия физкультурой и спортом. ( 18 слайд).\Обсуждение.

- Иногда можно услышать такие слова от ребят: «Я имею на это право! Почему вы нарушаете мои права?» Эти слова, к сожалению, часто произносятся невпопад. В ситуациях, когда человек явно не прав. Давайте посмотрим на ситуацию и попробуем ее оценить.

Инсценировка

Вся семья в сборе. Бабушка вяжет, мама что-то пишет, папа смотрит телевизор. Вбегает сын Петя.

Петя: - Мама, я такой голодный! Скорее дай мне поесть!

Мама:- С грязными руками за стол? Немедленно вымой руки!

Петя: Это насилие над личностью! Мы сегодня в школе с Конвенцией о правах ребенка знакомились, так что теперь я знаю, кто меня защитит.

Бабушка: Петенька сходи в аптеку за лекарством, что-то давление у меня поднялось.

Петя: Бабуль, а ты не имеешь права эксплуатировать ребенка. Спасибо, мама, я так наелся.

Мама: Помой посуду, сынок.

Петя: Не имеешь права использовать чужой труд, мамочка!

(Садится рядом с папой)

Папа: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе тебе влетит от меня.

Петя: Это проявление жестокости, запрещенное Конвенцией о правах ребенка.

- Найдите ошибки в поведении членов семьи.

- У каждого человека есть не только права, но и обязанности. Какие обязанности есть у вас в вашей семье? А какие у вас обязанности в школе?

3. Закрепление изученного материала.

Литературно-правовая викторина ( 19-25 слайды)

1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку работать. Несчастной девочки запрещено участвовать в играх забавах сестер. Какое положение было нарушено, если бы это происходило в наши дни?

2. Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки.

3. Папа Карло купил Буратино « Азбуку». Какое право получил Буратино?

4. Чье право нарушила ведьма в сказке « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?

5. Чьи права нарушал Карабас - Барабас?

6. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какое право он нарушает?

( подведение итогов викторины) ( 19 – 25 слайды)

4. Итог урока. Работа в микро – группах.

- Возьмите ромашки (из бумаги), на лепестках запишите свои права.

- Кто может защитить ребенка от насилия?

- Куда может обратиться ребенок, если нарушены его права?

- За соблюдением прав должны следить как взрослые, так и дети. Ромашки и сердечки храните дома и помните о своих правах, о правах окружающих. «Конвенция о правах ребенка» дает каждому право оставаться самим собой, требовать уважения к себе. Этот документ защищает достоинство личности.

Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнут документ « Конвенция о правах ребенка». ( 26 слайд).


Используемая литература:

Воспитание. Третий класс: Пособие/ М.П. Осипова, С.И. Козлович, З.И. Панасевич и др; Под ред. М.П. Осиповой.- Книжный Дом; Экоперспектива, 2004.- 487с.

Я-гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В. Киселева- М.:Веко, 2006.- 160с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Потапова Екатерина Николаевна Тема урок iconДеревня голыгино
Тема моей работы: «Екатерина II и её время в трудах отечественных историков XVIII – XIX вв.». Екатерина II алексеевна (21. 04. 1729...
Потапова Екатерина Николаевна Тема урок iconУчаева Екатерина Николаевна
Особенности правового регулирования обращения взыскания на средства бюджетных учреждений
Потапова Екатерина Николаевна Тема урок iconУрока Обобщение знаний по теме «Синтаксис и пунктуация»
Соловова Екатерина Николаевна, учитель высшей категории русского языка и литературы
Потапова Екатерина Николаевна Тема урок iconУрок 3 тема урока
Этот урок буду вести я, Богомолова Елена Николаевна – заместитель начальника правового отдела уфнс россии по Ставропольскому краю,...
Потапова Екатерина Николаевна Тема урок iconКонспект урока тема урока «Знаки препинания в бессоюзном сложном...
Цель урока: формирование знаний учащихся о постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении
Потапова Екатерина Николаевна Тема урок iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя...
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Потапова Екатерина Николаевна Тема урок iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя...
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Потапова Екатерина Николаевна Тема урок iconПротокол Оценочных листов Секция история, обществознание, право
Ф. И. О (полностью) члена жюри: Черепанова Ирина Георгиевна, Масловская Ирина Николаевна, Ахременко Екатерина Сергеевна
Потапова Екатерина Николаевна Тема урок iconСиитова Мервит Николаевна п. Горный, 2009 год. Тема: А. С. Пушкин...
Этот урок относится по своей структуре к урокам изучения нового материала. При постановке целей и задач урока я учитывала
Потапова Екатерина Николаевна Тема урок iconРеферат
Авторы: Артёмова Татьяна Константиновна, Гвоздарев Алексей Сергеевич, Артемов Константин Серафимович, Фомичев Николай Иванович, Фомичев...
Потапова Екатерина Николаевна Тема урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Петрова Екатерина Николаевна, учитель гбоу сош №263 с углубленным изучением английского языка, г. Санкт-Петербург
Потапова Екатерина Николаевна Тема урок iconБуркова Екатерина Николаевна учитель английского языка высшей квалификационной категории
Техника графических способов представления информации на уроках английского языка
Потапова Екатерина Николаевна Тема урок iconТема «Екатерина Великая»
Мы продолжаем говорить об известных личностях в истории нашей страны. Это личности правителей, ученых, военных. Сегодня мы подходим...
Потапова Екатерина Николаевна Тема урок icon3 декабря 2012 года я посетила открытый урок в 1 «Б» классе (классный...
«Б» классе (классный руководитель Петроченкова Екатерина Алексеевна), где учится моя внучка. Я полагала, что за 35 минут урока будет...
Потапова Екатерина Николаевна Тема урок iconКомарова Мария Николаевна Тема урок
Цель: формировать знания о предложении как единице речи, воспитание наблюдательности и внимательности
Потапова Екатерина Николаевна Тема урок iconСемёркина Ольга Николаевна I квалификационная категория конспект урок
Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск