Скачать 72.26 Kb.
|
Конспект урока граждановедения в 3 классе Автор работы учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа №11 имени Героя Советского Союза В.Ф. Ветвинского» города Алатыря Чувашской Республики Потапова Екатерина Николаевна Тема урока: «Мир детей в пространстве мира взрослых» Цели: ознакомить учащихся с правами несовершеннолетних (Конвенция о правах ребенка); способствовать формированию правовой культуры, общечеловеческих ценностей; Развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать свою позицию, умение выслушать и принять во внимание позицию других; Воспитывать чувство причастности к международному правовому сообществу. Подготовительная работа: класс делится на пять микро - групп. У каждой микро- группы – листы бумаги, ручки. В классе организована выставка детского рисунка « Мы под защитой взрослых». На уроках чтения повторяются содержания сказок « Сестрица Аленушка и братец Иванушка», « Золотой ключик или Приключения Буратино», « Золушка» и др. На основе сказок готовятся вопросы к викторине. Каждый ученик дома делает из цветной бумаги сердечко и ромашку с лепестками. На уроке используется мультимедийная презентация. Ход урока 1.Организационный момент. Сегодня у нас урок граждановедения по теме «Мир детей в пространстве мира взрослых». Мы познакомимся с содержанием статей Всеобщей декларации прав человека и Конвенцией о правах ребенка. (1 слайд.) 2. Знакомство с новым материалом.(2 слайд) 1 ученик. Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам. 2 ученик. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды. 3 ученик. Всех этих людей объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды.(3 слайд) 4 ученик. Поэтому они все вместе написали закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, для того чтобы все знали и уважали эти права. Учитель. Так возникла ООН – международная организация государств. Она создана в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами. Ежегодно собирается Генеральная Ассамблея ООН – собрание делегатов всех государств – членов этой организации (сейчас их более 180).В США в городе Нью-Йорке высится 39-этажное здание, в нем помещается штаб-квартира ООН. Всеобщая декларация прав человека была принята на общем собрании ООН. 10.12.1948г. У каждого из нас есть права. Их никто не может отнять. По резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря отмечается как День прав человека. - Какие права имеют все люди и что такое права? ( 4, 5 слайды ). (Право на жизнь, на личную свободу, на достойную жизнь, на образование, право на владение имуществом.) Учитель. ООН заботится и о правах детей. ООН признала необходимым разработать специальный документ по правам ребенка. 20.11.1989 года Конвенция о правах ребенка была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН. 15.09.1990 года Конвенция вступила в силу на территории нашей страны. «Конвенция» в переводе с латинского означает « соглашение». ( 6 слайд) - Почему возникла необходимость в принятие Конвенции? От кого надо защищать детей? (7 слайд) - Причин несколько. Богатство и нищета по-прежнему существуют в мире. Дети живут без родителей, существуют за счет изнурительной работы, воровства.120000000 детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу. Ежегодно 3,5 миллионов детей умирают от болезней, которые поддаются лечению. - Основная цель Конвенции – побудить все государства мира прикладывать максимум усилий для решения этих проблем. У всех детей должны быть одинаковые права. Конвенция о правах ребенка – это довольно обширный документ. Сегодня мы рассмотрим лишь основные ее положения. К сожалению, пока еще жизнь во многих уголках нашей планеты неспокойная и полная опасностей. То там, то здесь вспыхивают войны. На людей обрушиваются стихийные бедствия – землетрясения, наводнения, ураганы. Во всех этих случаях особенно страдают дети. Они становятся жертвами войн и насилия, лишаются родного дома. - Прежде чем перейти к ознакомлению с основными статьями Конвенции, выполним следующее задание. Задание для 1 группы. Составьте список потребностей ребенка, которому 2 месяца. Что ему необходимо для жизни? Задание для 2 группы. Потребности человека с возрастом меняются. Напишите список потребностей 9 - летнего ребенка. - Потребности 2-х месячного ребенка: имя, уход, медицинская помощь , питание, любовь и ласка, защита, жилище. ( 8 слайд) - Потребности 9 -летнего ребенка: медицинская помощь, образование, друзья, творчество, жилище, питание, семья, свобода слова, свобода выбора, собственность. ( 9 слайд) - Как с возрастом меняются потребности ребенка? -Они становятся разнообразнее и сложнее. И когда малыш рождается, он уже находится под защитой государства. У малыша уже есть права и закон защищает их. Основные положения Конвенции о правах ребенка. -Каждый ребенок имеет право на жизнь. Государство обеспечивает выживание и здоровое развитие ребенка. Маленький человек – ребенок тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. (10 слайд) 1 ученик. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если он крепкий, здоровый – пусть живет. А если родился слабым больным – бросить его вниз со скалы. -Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения. - Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым необходимо помогать. Например, знаменитый полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый полководец. Под руководством Суворова, русская армия не проиграла ни одного сражения. ( 11 слайд) - С момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства.( 12 слайд) Как вы это понимаете? С первых дней жизни мы слышим, как называют нас наши близкие люди. Наше имя для нас очень дорого и близко. Вы, ребята чаще называйте друг друга по имени. Всем очень приятно его слышать. У вас на стола -«сердечки» с именами, прочитайте значения ваших имен. - Ребенок имеет право на образование. (13 слайд).Обсуждение. - Ребенок имеет право на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни. . ( 14 слайд).Обсуждение. -Ребенок имеет право на медицинскую помощь. (15 слайд).Обсуждение. - Родители несут ответственность за воспитание ребенка. Государство должно оказывать им помощь. (16 слайд) Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Семья, близкие люди, родной дом – самое дорогое, что есть у человека. Русский народ создал много пословиц и поговорок о семье, о родителях. Пословицы о семье. ( 17 слайд) Родительское сердце в детках. Дитя плачет, а у матери сердце болит. Нет ближе дружка, чем родная матушка. Отец сына худому не научит. Не нужен и клад, коли в доме лад. Согласная семья – самая счастливая. - Что означает выражение « согласная семья»? - Это семья, где все живут в согласии. Каждый и старый и малый – ощущает поддержку остальных членов семьи. В хорошей дружной семье у каждого человека свои обязанности, все помогают друг другу и любят друг друга. Каждый ребенок имеет право на занятия физкультурой и спортом. ( 18 слайд).\Обсуждение. - Иногда можно услышать такие слова от ребят: «Я имею на это право! Почему вы нарушаете мои права?» Эти слова, к сожалению, часто произносятся невпопад. В ситуациях, когда человек явно не прав. Давайте посмотрим на ситуацию и попробуем ее оценить. Инсценировка Вся семья в сборе. Бабушка вяжет, мама что-то пишет, папа смотрит телевизор. Вбегает сын Петя. Петя: - Мама, я такой голодный! Скорее дай мне поесть! Мама:- С грязными руками за стол? Немедленно вымой руки! Петя: Это насилие над личностью! Мы сегодня в школе с Конвенцией о правах ребенка знакомились, так что теперь я знаю, кто меня защитит. Бабушка: Петенька сходи в аптеку за лекарством, что-то давление у меня поднялось. Петя: Бабуль, а ты не имеешь права эксплуатировать ребенка. Спасибо, мама, я так наелся. Мама: Помой посуду, сынок. Петя: Не имеешь права использовать чужой труд, мамочка! (Садится рядом с папой) Папа: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе тебе влетит от меня. Петя: Это проявление жестокости, запрещенное Конвенцией о правах ребенка. - Найдите ошибки в поведении членов семьи. - У каждого человека есть не только права, но и обязанности. Какие обязанности есть у вас в вашей семье? А какие у вас обязанности в школе? 3. Закрепление изученного материала. Литературно-правовая викторина ( 19-25 слайды) 1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку работать. Несчастной девочки запрещено участвовать в играх забавах сестер. Какое положение было нарушено, если бы это происходило в наши дни? 2. Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки. 3. Папа Карло купил Буратино « Азбуку». Какое право получил Буратино? 4. Чье право нарушила ведьма в сказке « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? 5. Чьи права нарушал Карабас - Барабас? 6. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какое право он нарушает? ( подведение итогов викторины) ( 19 – 25 слайды) 4. Итог урока. Работа в микро – группах. - Возьмите ромашки (из бумаги), на лепестках запишите свои права. - Кто может защитить ребенка от насилия? - Куда может обратиться ребенок, если нарушены его права? - За соблюдением прав должны следить как взрослые, так и дети. Ромашки и сердечки храните дома и помните о своих правах, о правах окружающих. «Конвенция о правах ребенка» дает каждому право оставаться самим собой, требовать уважения к себе. Этот документ защищает достоинство личности. Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнут документ « Конвенция о правах ребенка». ( 26 слайд). Используемая литература: Воспитание. Третий класс: Пособие/ М.П. Осипова, С.И. Козлович, З.И. Панасевич и др; Под ред. М.П. Осиповой.- Книжный Дом; Экоперспектива, 2004.- 487с. Я-гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В. Киселева- М.:Веко, 2006.- 160с. |
Деревня голыгино Тема моей работы: «Екатерина II и её время в трудах отечественных историков XVIII – XIX вв.». Екатерина II алексеевна (21. 04. 1729... | Учаева Екатерина Николаевна Особенности правового регулирования обращения взыскания на средства бюджетных учреждений | ||
Урока Обобщение знаний по теме «Синтаксис и пунктуация» Соловова Екатерина Николаевна, учитель высшей категории русского языка и литературы | Урок 3 тема урока Этот урок буду вести я, Богомолова Елена Николаевна – заместитель начальника правового отдела уфнс россии по Ставропольскому краю,... | ||
Конспект урока тема урока «Знаки препинания в бессоюзном сложном... Цель урока: формирование знаний учащихся о постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении | Жукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя... Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов» | ||
Жукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя... Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов» | Протокол Оценочных листов Секция история, обществознание, право Ф. И. О (полностью) члена жюри: Черепанова Ирина Георгиевна, Масловская Ирина Николаевна, Ахременко Екатерина Сергеевна | ||
Сиитова Мервит Николаевна п. Горный, 2009 год. Тема: А. С. Пушкин... Этот урок относится по своей структуре к урокам изучения нового материала. При постановке целей и задач урока я учитывала | Реферат Авторы: Артёмова Татьяна Константиновна, Гвоздарев Алексей Сергеевич, Артемов Константин Серафимович, Фомичев Николай Иванович, Фомичев... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор: Петрова Екатерина Николаевна, учитель гбоу сош №263 с углубленным изучением английского языка, г. Санкт-Петербург | Буркова Екатерина Николаевна учитель английского языка высшей квалификационной категории Техника графических способов представления информации на уроках английского языка | ||
Тема «Екатерина Великая» Мы продолжаем говорить об известных личностях в истории нашей страны. Это личности правителей, ученых, военных. Сегодня мы подходим... | 3 декабря 2012 года я посетила открытый урок в 1 «Б» классе (классный... «Б» классе (классный руководитель Петроченкова Екатерина Алексеевна), где учится моя внучка. Я полагала, что за 35 минут урока будет... | ||
Комарова Мария Николаевна Тема урок Цель: формировать знания о предложении как единице речи, воспитание наблюдательности и внимательности | Семёркина Ольга Николаевна I квалификационная категория конспект урок Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе” |