МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ
Кафедра философии и социологии права
УТВЕРЖДАЮ
_______________________
«______» ________________20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
«ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ»
Направление подготовки
030900 – Юриспруденция Наименование магистерской программы
030920 – Уголовный процесс, криминалистика и теория оперативно-розыскной деятельности; 030921 – Теория и история государства и права, история правовых учений; 030922 – Гражданское право
Степень выпускника
МАГИСТР
Ижевск 2012 1. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «История и методология юридической науки» является обязательной дисциплиной для изучения специалистами, посвятившими себя научно-исследовательской и экспертной деятельности. Именно такие цели преследует магистерская подготовка. Данный учебный курс разграничивается на две части: сначала изучаются общефилософские проблемы научного познания и его методологии; затем общие принципы построения системы науки адаптируются применительно к конкретной ее отрасли – юридической науке.
Прежде всего, осваивая данный курс, студенты должны уяснить, что существует два подхода в изучении истории юридической науки. Первый подход предполагает исследование возникновения и движения правовых идей как истории учений о праве и государстве. Второй подход начал складываться в отечественной науке в конце XX века. Согласно этому подходу история научной юриспруденции должна рассматриваться в общем контексте развития системы науки. Ценность данного подхода заключается, прежде всего в том, что он позволяет анализировать становление и развитие профессионального юридического мышления и научного правосознания с учетом особенностей того или иного типа научного мировидения (эпистемы), складывающейся на определенном этапе развития социума.
В процессе овладения навыками самостоятельной научно-исследовательской, научно-педагогической и практической деятельности большое значение имеет изучение проблем истории и методологии юридической науки. Ученый, специалист, серьезно занимающийся научно-исследовательской работой, не может обойтись без рефлексии, размышления над смыслом своих научных занятий, без попытки осознать специфику той интеллектуальной деятельности, которой он посвящает жизнь. Ему предстоит понять и усвоить особенности научного юридического миропонимания, познакомиться с этапами развития научной юриспруденции, обратиться к особенностям ее методологии.
Курс имеет целью вооружить будущих юристов, предполагающих работать в практической и научно-исследовательской сферах, знаниями о круге наиболее важных проблем истории и методологии научной юриспруденции; завершить формирование профессионального юридического мировоззрения.
Данная цель конкретизируется в задачах:
закрепить усвоение основных этапов развития научной юриспруденции, особенностей формирования профессионального юридического мировоззрения, описания наиболее важных приемов, способов, используемых для получения юридического знания;
выработать умение применять полученные знания о методах юридического познания в ходе собственного проводимого поиска, что особенно важно для научно-исследовательской работы;
добиться осознания магистрами тесной взаимозависимости развития юридической науки и методологии, а также связи науки с юридической практикой;
привить навыки анализа и осмысления, своевременной обработки и оформления полученных результатов творческих изысканий, проводимых в ходе изучения учебного курса.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП МАГИСТРАТУРЫ. Курс входит в Общенаучный цикл; базовая часть.
ООП М1.Б.02 магистратуры
Курс адресован студентам 1 курса магистратуры направления 030920 – Уголовный процесс, криминалистика и теория оперативно-розыскной деятельности; 030921 – Теория и история государства и права, история правовых учений; 030922 – Гражданское право.
Изучению дисциплины предшествуют: «Теория права и государства», «Всеобщая история права и государства», «Философия», «Логика», «Концепция современного естествознания», «История правовых и политических учений», «Философия права».
Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы общекультурные компетенции ОК-3, ОК-4 и профессиональные компетенции ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12 на пороговом и повышенном уровне.
Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению последующих дисциплин магистерской подготовки в цикле профессиональном базовой и вариативной частей ООП. Данный курс служит основой для изучения профильной подготовки магистров, «Сравнительного правоведения», «Учебной и производственной практик», «Научно-исследовательской работы магистранта».
Лекционный курс охватывает наиболее значимые общие вопросы истории и методологии юридической науки.
Изучение истории и методологии юридической науки продолжается в ходе самостоятельной работы студента и участия в семинарских занятиях.
В ходе изучения курса магистерской подготовки «История и методология юридической науки» обучающийся должен выполнить контрольную работу, которая является неотъемлемым условием допуска к экзамену, а также подготовить и защитить реферативную работу. 3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Основные этапы развития научной юриспруденции;
Особенности формирования профессионального юридического мировоззрения;
Описание наиболее важных приемов, способов, используемых для получения юридического знания.
Осознавать тесную взаимосвязь развития юридической науки и методологии.
Уметь:
Применять полученные знания о методах юридического познания в ходе собственного проводимого поиска, что особенно важно для научно-исследовательской работы.
Владеть:
Навыками анализа и осмысления, своевременной обработки и оформления полученных результатов творческих изысканий, проводимых в ходе изучения учебного курса.
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
ОК-3 способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
ОК-4 способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения;.
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
ПК-8 способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности;
ПК-9 способностью принимать оптимальные управленческие решения;
ПК-10 способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности;
ПК-12 способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне.
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ, СООТНОШЕНИЕ ТЕМ И ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов. Программа дисциплины построена блочно-модульно. В курсе выделено 5 блоков, объединяющих 10 тем:
Блок 1.
Науковедческие предпосылки исследования истории и методологии юридической науки.
Методология в юридическом познании и деятельности.
Блок 2.
Становление научной юриспруденции.
Эйдетический способ мышления и господствующий в античном обществе метод познания права и государства, его эволюция в средние века.
Блок 3.
Развитие научной юриспруденции в Новое время.
Методология Нового времени. Классическая рациональность и философия права. Диалектический метод в познании права и государства.
Блок 4.
Философский позитивизм XIX века и юридическая наука. Становление юридического и социологического позитивизма.
Методология юридической науки в XIX в.
Блок 5.
Юридическая наука в XX веке.
Методологическое разнообразие XX века и современная юриспруденция.
Общая, трудоемкость 5 зачетных единиц, 180 часов. Форма обучения – очная. Количество семестров – 1.
№
п/п
| Разделы, темы дисциплины
| Неделя
семестра
| Виды учебной работы
(в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
| Формируемые
компетенции (код)
| Всего компетенций
| Л.
| Пр.
| СРС
| ОК
| ПК
|
| Семестр 2
| Блок 1.
| 1..
| Тема 1. Науковедческие предпосылки исследования истории и методологии юридической науки.
|
| 2
| 2
| 4
| Лекция Семинар Тестирование
| ОК-3 ОК-4
| ПК-9
| 3
| 2.
| Тема 2. Методология в юридическом познании и деятельности.
|
| -
| 4
| 4
| Лекция Семинар Тестирование
| ОК-3 ОК-4
| ПК-9 ПК-10
| 4
| Блок 2.
| 3.
| Тема 3. Становление научной юриспруденции.
|
| -
| 4
| 12
| Анализ научной и учебной литературы Схематизация материала Составление тестов Семинар Тестирование
| ОК-3 ОК-4
| ПК-9 ПК-12
| 4
| 4
| Тема 4. Эйдетический способ мышления и господствующий в античном обществе метод познания права и государства, его эволюция в средние века.
|
| -
| 2
| 12
| Анализ научной и учебной литературы Схематизация материала Составление тестов Семинар Тестирование
| ОК-3 ОК-4
| ПК-9 ПК-12
| 4
| Блок 3.
| 5
| Тема 5. Развитие научной юриспруденции
в Новое время.
|
| 2
| 4
| 8
| Лекция Семинар Тестирование Схематизация материала
| ОК-3 ОК-4
| ПК-8 ПК-9
| 4
| 6
| Тема 6. Методология Нового времени. Классическая рациональность и философия. Диалектический метод в познании права и государства.
|
| 2
| 6
| 12
| Лекция Семинар Тестирование Схематизация материала Реферат - Дискуссия
| ОК-3 ОК-4
| ПК-8 ПК-9 ПК-10 ПК-12
| 6
| Блок 4.
| 7.
| Философский позитивизм XIX века и юридическая наука. Становление юридического и социологического позитивизма
|
| -
| 4
| 14
| Анализ научной и учебной литературы Схематизация материала Составление тестов Семинар Тестирование Реферат - Дискуссия
| ОК-3 ОК-4
| ПК-8 ПК-9 ПК-10 ПК-12
| 6
| 8
| Методология юридической науки в XIX в.
|
| -
| 2
| 10
| Анализ научной и учебной литературы Схематизация материала Составление тестов Семинар Тестирование Реферат - Дискуссия
| ОК-3 ОК-4
| ПК-8 ПК-9 ПК-10 ПК-12
| 6
| Блок 5.
|
| 9
| Юридическая наука в XX веке.
|
| -
| 4
| 14
| Анализ научной и учебной литературы Схематизация материала Составление тестов Семинар Тестирование
| ОК-3 ОК-4
| ПК-8
ПК-9 ПК-10 ПК-12
| 6
| 10
| Методологическое разнообразие XX века и современная юриспруденция.
|
| 2
| 4
| 8
| Лекция Семинар Тестирование Реферат - Дискуссия
| ОК-3 ОК-4
| ПК-8
ПК-9 ПК-10 ПК-9 ПК-12
| 6
|
| Всего:
|
| 8
| 36
| 98
|
|
|
|
|
| Аудиторный контроль самостоятельной работы студентов (тема 10.)
|
|
| 2
|
| Дебаты
|
| ОК-3
ОК-4
ПК-8
ПК-9
|
| Форма промежуточной аттестации – экзамен
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
5.1. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
БЛОК 1. |