Скачать 293.54 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский государственный торгово-экономический университет (РГТЭУ) Кафедра экономики и управления на предприятиях культуры и туризма Одобрено УМС факультета _____________ Протокол №__от «___»___________20__г. Председатель _________________________ Рабочая программа Наименование дисциплины: «Технология организации и проведения массовых и зрелищных мероприятий» Рекомендуется для направления (ий) подготовки специальности (ей)) 100100 СЕРВИС Квалификации (степени) выпускника «бакалавр»
Москва 2011г. Содержание стр.
а) федеральные законы и нормативные документы (при наличии); б) основная литература; в) дополнительная литература; г) программное обеспечение; д) базы данных, поисково-справочные и информационные системы 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины. 15 10. Образовательные технологии. 15 11. Оценочные средства. (ОС). 21 12. Разработчики и эксперты рабочей программы дисциплины 24
Целью курса «Технология организации и проведения массовых и зрелищных мероприятий» является изучение студентами культурно-досуговой деятельности ее природы и многообразия проявлений, развитие форм и видов которой сопряжено с развитием общества в целом, подготовке специалистов широкого профиля в области экономики и управления на предприятиях социокультурного сервиса. Историческая эволюция форм массовых мероприятий породила разнообразные их виды, но все они объединены наличием определенных свойств. Массовое мероприятие – особый род культурно-досуговой деятельности. Основным материалом его является творчество людей. Существуют определенные формы массовых и зрелищных мероприятий, отличающиеся по характеру взаимодействия участников, действенным задачам сценарного плана, характеру содержащейся информации, содержанию главного действия и выразительным художественным средствам. Технология организации и проведения массового и зрелищного мероприятия как система представляет собой органическое единство подсистем: организационной, методической и психологической. Задачи курса: - анализ истории и теории досуговой деятельности; - характеристика массовых и зрелищных праздничных и специальных мероприятий; - ознакомление с технологией организации и проведения массового и зрелищного мероприятия. Учебный курс содержит всестороннюю характеристику технологии организации и проведения массовых и зрелищных мероприятий. Проведена классификация направлений культурно-досуговой деятельности и форм мероприятий, систематизированы технология организации и проведения. Изложены основы планирования, включая определение места проведения, а также творческие основы режиссерской и организаторской деятельности. При этом учитывался отечественный и зарубежный опыт в области подготовки специалистов. Структура учебной программы курса, содержание тем, последовательность изложения учебного материала направлены на формирование у будущих специалистов системно-функционального подхода к технологии организации и проведения массовых и зрелищных мероприятий. В процессе изучения дисциплины предполагается проверка домашних письменных и устных заданий. Текущий контроль способствует закреплению теоретических знаний и приобретению практических навыков. При изучении курса на аудиторных занятиях применяются методы иллюстраций и демонстраций. Итоговый контроль знаний – экзамен и курсовая работа. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП Дисциплина относится к профессиональному циклу. Для изучения дисциплины студентам необходимо владеть материалом по различным дисциплинам, включая маркетинг, менеджмент, экономику и предпринимательство, рекламу, связи с общественностью и др. Курс имеет тесную связь с дисциплинами: «Технология проведения выставок и презентаций», «Сценарно-режиссерские основы», «Социально-культурная деятельность», «Управление анимационной деятельностью в сфере культуры», «Технологические основы социально-культурной деятельности» и др. Методика преподавания предполагает чтение лекций, проведение практических и семинарских занятий, внеаудиторную самостоятельную работу студентов с учебными материалами (учебниками, учебными пособиями, методическими указаниями, конспектами, заданиями, специальной литературой), посещение культурно-массовых мероприятий, встречи со специалистами, индивидуальная работа со студентами и оказание методической помощи в самостоятельном усвоении изучаемого материала. 3.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен: знать: - основные потребности и психофизиологические возможности человека и их взаимосвязь с социальной активностью личности; - историю и теорию деятельности в сфере социокультурного сервиса; - этику сферы сервиса и услуг, эстетику обслуживания, профессиональную этику и этикет; - взаимосвязь потребностей и возможностей потребителя культурных услуг с социальной активностью; - иметь представление об историческом и теоретическом развитии досуговой деятельности и культуры; - формы и виды массовых и зрелищных мероприятий, отличительные черты, - основы режиссерской и организаторской деятельности; уметь: - оценивать психические, физиологические особенности человека, социальную значимость потребителей; - работать в «контактной зоне» как сфере реализации сервисной деятельности; - анализировать основные направления и проблемы взаимодействия предприятия культуры и потребителей; - классифицировать социально – культурные услуги; - обеспечивать координацию действий со всеми функциональными подразделениями предприятий сферы культуры; - учитывать социально-культурные особенности общения; - соблюдать требования профессиональной этики и современного этикета; - на практике применять полученные знания; - грамотно планировать массовое мероприятие, - определять форму проведения, место, разрабатывать сценарный план; владеть: - умением организации контактной зоны предприятия социокультурного сервиса; - умением обеспечить оптимальную инфраструктуру обслуживания с учетом природных и социальных факторов; - методами этнокультурной диверсификации сервисной деятельности; - приемами изучения личности потребителя; - навыками разрешения проблемных ситуаций; - навыками в организации и технологии проведения массового или зрелищного мероприятия; в использовании полученной системы знаний для самостоятельной разработки синопсиса; - решать на примере конкретных ситуаций современные управленческие задачи. 4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Форма обучения: очная. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы.
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Введение в предмет. Введение в предмет. Цели и задачи дисциплины. Понятийный аппарат (глоссарий). Раздел 2. Культурно-досуговая деятельность. Культура. Функции культуры. Досуг. Рекреация. Отдых. Культурный досуг и его содержание. Общие требования к организации культурно-досуговой деятельности. Особенности досуга. Творческие основы технологии культурно-досуговой деятельности. Культурно-зрелищные предприятия и учреждения. Организация деятельности. Раздел 3. Индустрия развлечений Характеристика индустрии развлечений и предпосылки ее развития. История массовых празднеств и зрелищ. Античность. Средневековье. Возрождение. Эпоха Просвещения. Новейшее время. Эволюция празднеств и зрелищ в России. Современные цели и задачи индустрии отдыха и развлечений. Раздел 4. Отражение русской национальной культуры в массовых мероприятиях. Русская народная культура как основа культурно-досуговых мероприятий. Традиции, обычаи и обряды как основа праздников. Календарь русских народных праздников. Народное декоративно-прикладное искусство. Народное творчество. Раздел 5. Массовые праздники и зрелищные мероприятия Характерные черты массовых праздников и зрелищных мероприятий. Основные формы культурно-досуговых мероприятий. Творческие основы технологии организации и проведения массовых и зрелищных мероприятий. Организация и этапы подготовки массового и зрелищного мероприятия. Возникновение идеи мероприятия и ее юридическое закрепление. Определение состава участников. Оповещение о предстоящем мероприятии. Встреча участников мероприятия. Размещение и организация питания, регистрация участников мероприятия. Образцы документов и бюджет проекта. Массовые праздники. Технология создания и реализации программ массовых праздников и зрелищных мероприятий. Раздел 6. Театрализованные массовые мероприятия Формы театрализованных массовых мероприятий. Виды театрализованных постановок. Театрализация как творческий метод культурно-досуговой деятельности. Корпорационные праздники. Фирменные праздники. Профессиональные праздники. Фестивали. Концерты. Раздел 7. Карнавальное движение Сущность карнавала и его история. Карнавалы и маскарады в России. Маскарадные традиции. Формы проведения карнавалов в разных странах мира. Современное карнавальное движение в России. Организация проведения карнавала. Костюмированные туры. Раздел 8. Основы планирования, стиль и место проведения массовых и зрелищных мероприятий Спортивные массовые мероприятия. Технология организации и проведения детских праздников. Молодежные развлекательные мероприятия. Тематический вечер. Свадебные обряды. Технология организации и проведения ток-шоу. Планирование и выбор места проведения культурно-досугового мероприятия. Раздел 9. Творческие основы режиссерской и организационной деятельности Характеристика и особенности режиссерской деятельности. Специфика режиссуры программ массовых и зрелищных мероприятий. Технологический процесс создания программы. Драматургическая основа и композиционное построение сценария. Драматургия: концепция замысла и режиссерско-постановочное воплощение проекта. Оформление сценария. Режиссерский арсенал. Художественно-техническое решение проекта. Техническое обеспечение реализации арт-технологий и спецоборудованием. Работа с исполнителями. Творческий и менеджерский составы. Сценография. Грим и костюмирование. Режиссерская документация. Монтажный лист. Создание сценической обстановки, световое и звуковое оформление мероприятия. Звуковая и световая партитуры. Раздел 10. Тематические парки Признаки и классификация тематических парков. Услуги тематических парков. Планирование деятельности. Организация массовых и зрелищных мероприятий в тематических парках. Раздел 11. Технология организации и проведения специальных мероприятий Регламент специальных мероприятий. Техническое обеспечение. Культурная программа. Организация выставок и экспозиций. Презентация. Круглые столы и семинары. Конференции. Пресс-конференции. Брифинги. Рауты. Виды приемов. Церемония открытия. Церемония закрытия. День открытых дверей. Церемония награждения. Проведение совещаний. Мероприятия на открытых площадках. Тимбилдинг. Анкетирование участников мероприятия. Отчет о проведении мероприятия. Критерии оценки эффективности мероприятия. Пресс – центр. Event- менеджмент. Саморазвитие организатора мероприятий. 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ Лабораторный практикум учебным планом не предусмотрен. 7. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ (РАБОТ)
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Литература. Основная: 1. Аванесова Г.А. Культурно – досуговая деятельность: Теория и практика организации. – М.: Аспект Пресс, 2006 2. Гальперина Т.И. Режиссура культурно-досуговых программ в работе менеджера туристской анимации. – М.: Советский спорт, 2006 3. Гойхман О.Я. Организация и проведение мероприятий. – М.: Инфра – М, 2008 4. Уокер Д.Р. Введение в гостеприимство. – М.: Юнити, 2008 5. Экономика культуры /под ред. А.Я. Рубинштейна. – М.: Юнити, 2005 Дополнительная: 1. Герасимова О.А. Импровизация шоумена. – Р-н-Д, Феникс, 2006. 2. Герасимова О.А. Мастерство шоумена. – Р-н-Д: Феникс, 2006 3. Игнатьев Д., Бекетов А. Настольная энциклопедия Public Relations. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008 4. Иванов Г.П., Шустров М.А. Экономика культуры. – М.: Крокус, 2007 5. Курило Л.В. Теория и практика анимации. ч.1 Теоретические основы туристской анимации. – М.: Советский спорт, 2006 6. Лемер С. Искусство организации мероприятий: стоит только начать.- Р-н-Д: Феникс, 2006
Интернет- ресурсы
9. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины Книжный фонд библиотеки и компьютерный класс, учебно-методические стенды и таблицы по основным разделам программы. 10. Образовательные технологии Темы практических и семинарских занятий Темы1,2 Введение в предмет. Культурно-досуговая деятельность
2. Определите качество культурно-досуговой программы. 3. Охарактеризуйте форму культурно-досуговой программы. 4. Родовые методы культурно-досуговой деятельности.
Практическое занятие: 1. Покажите на практических примерах отличие понятий «досуг», «рекреация», «отдых». 2. Обоснуйте и объясните выдвижение общих требований к организации культурно-досуговой деятельности. 3. Охарактеризуйте технологию организации и планирования деятельности предприятий и учреждений культуры и искусства. Тема 3. Индустрия развлечений
Практическое занятие: 1.Анализ истории культурно-досуговой деятельности по организации массовых празднеств и зрелищ. 2. Доклады: «Развитие массовых празднеств и зрелищ», «Специфика организации Дионисий в Древней Греции», «История возникновения Олимпийских игр», «Массовые зрелищные мероприятия Древнего Рима». Тема 4. Отражение русской национальной культуры в массовых мероприятиях 1.Древние фольклорные обрядовые игрища. 2.Характеристика массовых празднеств и зрелищ, зародившихся в русском народном быту. 3.Характеристика массовых празднеств петровской эпохи. 4.Игровая природа народных праздников. Практическое занятие: 1. Охарактеризуйте специфику организации массовых зрелищ в России. 2. Отражение национальной культуры в массовых и зрелищных мероприятиях (на практическом материале). 3. Зимние праздники – Рождество, Святки, Щедрый вечер, Крещение, Масленица. 4. Весенние праздники – Сороки, Благовещение, Пасха, Радуница, Красная горка. 5. Летние народные праздники – Семик, Троица, Иван Купала, Ильин день, Медовый Спас, Яблочный Спас, Ореховый Спас. 6. Народные праздники осени – Осенины, Капустки, Зажинки, Дожинки, Покров. Тема 5. Массовые праздники и зрелищные мероприятия 1. Технология создания и реализации программ массовых праздников и зрелищных мероприятий. 2. Эволюция программ и форм массовых и зрелищных мероприятий. 3. Влияние факторов внутренней и внешней среды (прямого и косвенного воздействия) на процесс изменения потребностей и интересов потребителей культурных услуг. 4. Профессионализм и мастерство специалиста культурно- досуговой деятельности. 5.Диагностика и методы исследования в технологии организации и проведения массовых и зрелищных мероприятий. Практическое занятие:
|
Главное управление «Об общественном порядке и безопасности при проведении массовых спортивных, культурно-зрелищных мероприятий в Санкт-Петербурге» прошу,... | План проведения массовых мероприятий Смотр-конкурс методических разработок открытых мероприятий по Правилам Дорожного движения | ||
Протокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа Наименование дисциплины... Автор: преподаватель предметов профессионального цикла аоу нпо «Профессиональный лицей №46» Е. В. Белешева | Протокол №5 Педагогического совета от 04. 2013 Председатель: Карташов А. Г Для проведения торжественных мероприятий по празднованию 70 – летнего юбилея колледжа разработан приказ о проведении подготовительной... | ||
Программа дисциплины дпп в. 00 Профилактика вич/спида в учреждениях... Дисциплина «Профилактика вич/спида в учебных заведениях» имеет своей целью рассмотрение практических аспектов планирования и организации... | Организация спортивно-массовых мероприятий в образовательных учреждениях Фгос: предметных, метапредметных, личностных. Методика проведения спортивных мероприятий учитывает возрастные и психофизиологические... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема «Режиссура культурно – массовых мероприятий и театрализованных представлений» для студентов 1 курса вид: Организация и постановка... | Проект 02. 07. 2010 план проведения оперативного совещания Правительства Калининградской области Светлаков Д. Д., председатель Регионального отделения общероссийской организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Фридман... | ||
Проект 18. 05. 2010 план проведения оперативного совещания Правительства Калининградской области Светлаков Д. Д., председатель Регионального отделения общероссийской организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Фридман... | План основных культурно-массовых мероприятий Министерства культуры... Открытие выставки-конкурса детского творчества имени А. Л. Ткаченко «Мир глазами детей» | ||
Протокол заседания регионального координационного совета общероссийского... Светлаков Д. Д., председатель Регионального отделения общероссийской организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Фридман... | Уроки памяти, пос дню снятия блокады В течение года работники клуба работали согласно составленному плану, принимали участие в организации и проведении общественно –... | ||
План проведения праздничных культурно-массовых мероприятий, посвященных Дню народного единства Муниципальный этап областного фестиваля православной и русской культуры «Новолетие на земле Ивановской» | План проведения в Санкт-Петербурге спортивно-массовых мероприятий,... Соревнования проводятся ежегодно совместно с мидом среди сотрудников консульских учреждений | ||
Протокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа Наименование дисциплины:... Взаимосвязь «делового общения» и сфер общественной жизни Наука «деловое общение» сформировалась к середине XX века на основе (этических... | Программа шифр Наименование дисциплины в. Од. 4 Технология и организация въездного туризма Рабочая программа дисциплины «Технология и организация въездного туризма» предназначена для обучения студентов по специальности 100400.... |