История и теория художественного образования





Скачать 76.04 Kb.
НазваниеИстория и теория художественного образования
Дата публикации18.06.2013
Размер76.04 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка

Министерство образования и науки РФ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"







Утверждаю




Зав.кафедрой

художественного образования




Мосина В.Р.










Решение заседания кафедры




Протокол № 2




«19» сентября 2012 года




Программа государственного экзамена

История и теория художественного образования


Направление

050600

Художественное образование (бакалавриат)

Профиль

Дизайн и компьютерная графика










Составители:




Мосина В.Р., к.п.н., проф.




Мосина Вал.Р., к.п.н., проф.



Москва

2012


Пояснительная записка
Государственный экзамен по направлению "050600 - Художественное образование", профиль подготовки «Дизайн и компьютерная графика», в соответствии с требованиями ГОС ВПО является итоговым междисциплинарным экзаменом.

В экзаменационный билет включается один вопрос по «Истории и теории художественного образования» и один вопрос по «Истории художественной культуры».

Экзаменационные билеты составляются таким образом, чтобы исключалось дублирование, и в то же время содержание и сочетание вопросов экзаменационных билетов было комплексным и взаимодополняющим.

На государственном экзамене выпускник должен показать уровень профессиональной подготовки, теоретические знания.

Экзаменующийся должен показать знание истории, теории и методики художественного образования. Выпускник обязан понимать современные задачи и принципы художественного образования, инновационные процессы.

Помимо экзаменационного билета, члены государственной экзаменационной комиссии могут задать дополнительные устные вопросы.



Программа междисциплинарного государственного экзамена.

Раздел 1.

История художественного образования как наука и учебный предмет. Развитие отечественной и зарубежной художественно-педагогической мысли и художественно-образовательной практики в контексте развития культуры и искусства.

Раздел 2.

Традиции и новаторство в эволюции художественного образования. Особенности их взаимодействия на разных этапах развития художественного образования. Взаимосвязь трех основных направлений художественного образования (народного, религиозного, светского) в процессе их исторического развития.

Раздел 3.

Основные этапы становления образования в области искусства в России и зарубежных странах от истоков до современности.

Раздел 4.

Понятие «Древний Восток». Модели древневосточной цивилизации. Мифологические и космологические представления об искусстве и их роль в системе художественного воспитания.

Раздел 5.

Культура и образование в Древней Греции. Учение об этосе — одна из ведущих философско-педагогических теорий античности.

Раздел 6.

Образование в области искусства в эпоху средневековья Возрождения.

Раздел 7.

Художественно-историческая характеристика эпохи и особенности образования в XVII в. Особенности искусства эпохи Просвещения. Идеи эстетического воспитания и проблемы педагогики во Франции, Германии, Великобритании в XVIII в.

Раздел 8.

Романтизм. Новый взгляд на проблемы образования личности. Дидактические установки в системе художественного образования просвещения в XIX в. Русская культура и художественное образование на рубеже XIX—XX вв.

Раздел 9.

Проблемы образования в области искусства в XX в.

Различные теории художественного воспитания. Дидактические установки в системе образования и просвещения.

Значимость историко-педагогических знаний для решения актуальных проблем образования в области искусства.
Вопросы билетов для государственного экзамена


  • Вопрос по истории и теории художественного образования.

  • Вопрос по истории художественной культуры.


1-й вопрос


  1. История художественного образования как наука и учебный предмет.

  2. Традиции и новаторство в эволюции художественного образования.

  3. Взаимосвязь трех основных направлений художественного образования (народного, религиозного, светского) в процессе их исторического развития.

  4. Основные этапы становления образования в области искусства в России и зарубежных странах от истоков до современности.

  5. Мифологические и космологические представления об искусстве в Древнем мире и их роль в системе художественного воспитания.

  6. Культура и образование в Древней Греции.

  7. Образование в области искусства в эпоху средневековья Возрождения.

  8. Художественно-историческая характеристика эпохи и особенности образования в XVII в.

  9. Особенности искусства эпохи Просвещения. Идеи эстетического воспитания и проблемы педагогики во Франции, Германии, Великобритании в XVIII в.

  10. Романтизм. Новый взгляд на проблемы образования личности.

  11. Дидактические установки в системе художественного образования просвещения в XIX в. Русская культура и художественное образование на рубеже XIX—XX вв.

  12. Проблемы педагогики и образования в области искусства в XX в. Использование информационных и коммуникационных технологий для построения открытой системы образования.

  13. Проектирование, разработка и использование в образовательном процессе информационных.

  14. Образовательные информационные технологии и среда их реализации.

  15. Использование мультимедиа и коммуникационных технологий для реализации художественного образования.

  16. Дистанционные технологии в художественном образовании как средство расширения информационного образовательного пространства.

  17. Мировые информационные образовательные ресурсы.



2-й вопрос


  1. Художественная культура Древнего Египта.

  2. Художественная культура Древней Греции.

  3. Художественная культура Древнего Рима.

  4. Художественная культура Средневековья. Византия и Древняя Русь.

  5. Художественная культура Средневековья. Романское искусство и готика.

  6. Художественная культура Ренессанса. Архитектура.

  7. Художественная культура Ренессанса. Леонардо да Винчи. Рафаэль. Микеланждело.

  8. Художественная культура Нового Времени. Стили и направления в искусстве Нового времени.

  9. Художественная культура Нового времени. Архитектура.

  10. Художественная культура Нового времени. Живопись.

  11. Художественная культура конца XIX - XX вв. Основные направления в живописи.

  12. Художественная культура конца XIX - XX вв. Художественные течения модернизма.

  13. Художественная культура конца XIX - XX вв. Архитектура.

  14. Крупнейшие художественные музеи России.

  15. Ведущие художественные музеи мира.

  16. Современное изобразительное искусство. Художественные направления в искусстве XX в.

  17. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.


Основные критерии,

предъявляемые к устным ответам на государственном экзамене по истории и теории художественного образования

Устный ответ на экзамене должен удовлетворять следующим требованиям:

  1. Знание основных методов и технологий художественного образования в исторической эволюции.

  2. Знание основных стилей и направлений в мировой художественной культуре, их характерных особенностей, значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль и в синтетических видах творчества, основных видов и жанров искусства.

  3. Знание шедевров мировой художественной культуры, основных явлений русского и мирового искусства. Выпускник должен узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  4. Знание наиболее крупных художественных музеев России и мира.

  5. Умение анализировать произведения искусства, оценивать художественные особенности языка различных видов искусства, высказывать о них собственное суждение.

  6. Достаточная библиографическая информированность умение пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре.


Оценка 5 (пять) баллов: характеризуется полным соответствием перечисленным требованиям.

Оценка 4 (четыре) балла: характеризуется достаточно полным изложением положений теории и практики при ответе на вопрос, значительной долей убедительности и самостоятельности суждений. Отвечающий должен уметь приводить примеры конкретных художественных произведений, показывать высокий общекультурный уровень, владеть терминологией.

Оценка 3 (три) балла: характеризуется ответами соответствующими объему требований, но с меньшей долей самостоятельности при раскрытии вопроса, недостаточным привлечением примеров и знаний из смежных дисциплин.

Оценка 2 (два) балла: характеризуется разрозненностью, недостаточной системностью в изложении вопроса, ошибочными представлениями в области понятий, отсутствием самостоятельности в суждениях, недостаточным знанием литературы.
Рекомендуемая литература.

  1. Выготский Л. С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987.

  2. Гоголев К. Н. Мировая художественная культура: Универсальный словарь-справочник от А до Я. М., 2002.

  3. История образования и педагогической мысли. М., 2003.

  4. История художественной культуры. М., 2005.

  5. Кузин В. С. Д. История методов обучения. М., 2003.

  6. Кузьмичев В. А. Обучение в Академии художеств. Спб, 1997.

  7. Лазарев В. И. Искусство и образование. М., 1999.

  8. Молева Н. М. Выдающиеся русские художники-педагоги. -М.: Просвещение,1991.

  9. Нахов И. Л. Культура и образование античности. М., 2004.

  10. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисования: Русская и советская школы рисунка. - М.: Просвещение, 1982.

  11. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. -М.: Просвещение, 1981.

  12. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Агар, 1998.

  13. Рылова Л.Б. Теория и методика обучения изобразительному искусству. М., 2010.

  14. Соколов Д. А. Педагогические теории 20 века. М., 1995.

  15. Сурина М.О., Сурин А.А. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету). М., 2003.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История и теория художественного образования iconПрограмма дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления...
«Теория и история русской литературы» (читается на 3 курсе), а также с курсами «Теория и история зарубежного искусства» (читается...
История и теория художественного образования iconПрограмма По дисциплине Теория и история литературы Цикл опд
Для студентов Института сервиса и социально-информационных технологий, Института искусств и народного-художественного творчества
История и теория художественного образования iconРабочая программа дисциплины специальность 08. 00. 01 «Экономическая теория»
«Экономическая теория» (области исследования: экономическая история; история экономической мысли). – М.: Финансовый университет,...
История и теория художественного образования iconВысшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая...
Дисциплина «Ювенальная юстиция: история, теория и практика» является вариативной частью профессионального цикла ооп впо по направлению...
История и теория художественного образования iconГ. М. Пышкина Теория и история
Рабочая программа по учебной дисциплине «Теория и история налогообложения» составлена в соответствии с требованиями ооп 080100. 62...
История и теория художественного образования iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и история налогообложения»...
«Теория и история налогообложения» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
История и теория художественного образования iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 12. 00. 01- теория...
Программа предназначена для поступающих в аспирантуру Московского городского педагогического университета по специальности 12. 00....
История и теория художественного образования iconИстория культуры и искусств (зарубежное искусство)
История искусства является одной из обязательных учебных дисциплин в системе профессионального художественного образования. Это объясняется...
История и теория художественного образования iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине Основная...
Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (Теория и история культуры) при приёме...
История и теория художественного образования iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине: теория менеджмента (история...
Теория «человеческих отношений» Э. Мейо. Теория поведенческих наук и концепция мотивации А. Маслоу, Д. Макгрегора, Ф. Герцберга
История и теория художественного образования iconМггу учебно-методический комплекс дисциплины
Утверждено на заседании кафедры музыкального образования, социально-культурной деятельности и народного художественного творчества...
История и теория художественного образования iconМггу учебно-методический комплекс дисциплины
Утверждено на заседании кафедры музыкального образования, социально-культурной деятельности и народного художественного творчества...
История и теория художественного образования iconРоли художественного образования в системе профилактики асоциальных явлений в молодёжной среде
В структуре системы художественного образования Московской области 6 колледжей спо и 231 дши (по видам искусств)
История и теория художественного образования iconФилософский факультет
Курс находится в тесной связи с курсами «История культуры», «Теория и история искусства», «История изобразительного искусства», «Охрана...
История и теория художественного образования iconПрограмма дисциплины «Теория и история исторического знания» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления...
История и теория художественного образования icon«история и теория психоанализа»
Лейбин В. М. «История и теория психоанализа». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», с. 44


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск