Скачать 135.64 Kb.
|
Мицук О.В. ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ В ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Методические рекомендации для учителей технологии и предпринимательства Одним из направлений деятельности учителей образовательной области «Технология» по реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников является разработка элективных курсов, что способствует жизненному и профессиональному самоопределению выпускника, позволяет существенно расширить его возможности «в построении индивидуальной образовательной траектории». Концептуальное и нормативно-правовое обеспечение профильного обучения школьников технологии определяет нормативно-правовое и содержательное пространство деятельности учителя при организации учебного процесса. Основными нормативно-правовыми документами, которыми руководствуется учитель, являются Федеральный базисный учебный план (10 - 11 класс) и Федеральный государственный образовательный стандарт. [1, 2, 3, 4, 7] В Новосибирской области предпрофильная подготовка и профильное обучение школьников технологии выстроены на основе Примерного базисного учебного плана Новосибирской области, с учетом концептуальных положений профильного обучения и технологического образования, регионального компонента содержания образования, особенностей социально-экономического развития и системы образования в области. [1, 2, 3, 4, 5, 7] Курсы по выбору, являясь частью предпрофильной подготовки, выполняют следующие основные функции:
Типология курсов по выбору представлена широким спектром различных вариантов, обусловленных функцией и назначением каждого из них. Содержание предпрофильной технологической подготовки школьников может быть представлено следующими группами курсов:
А) Содержание курса – расширенный (углубленный) вариант раздела базового учебного предмета или раздела или темы курса (или курсов) 5 – 9 классов (основной школы), например:
Б) Содержание курса – расширенный (углубленный) вариант раздела базового учебного предмета или раздела (темы) курса старшей школы, т.е. своего рода пропедевтический курс, например:
При разработке программ данной группы курсов содержание каждого модуля образовательной области «Технология» может рассматриваться как базовое для отдельного курса. При этом рекомендуется воспользоваться примерной программой основного общего образования по «Технологии», кроме того, возможно использование авторских программ А.К. Бешенкова, В.М. Казакевича, Г.А. Молевой, О.А. Кожиной, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева. Существующие учебные пособия, программы факультативов, специальных курсов, часть учебных пособий для подготовки в вузы, для классов с углубленным изучением предмета также могут найти широкое применение в процессе проектирования предметно-ориентированных курсов.
А) Содержание курсов составлено на основе наук, сопутствующих данному предмету, например:
Б) Содержание курса, ориентировано на определенный уровень общения, например:
Разработка межпредметных курсов по выбору – процесс творческий, требующий от учителя владения навыками педагогического проектирования. Содержание образования в таких курсах предъявляется с позиции авторского видения, где возможно широкое использование научно-популярной литературы. В качестве ориентира при разработке курсов по выбору возможно использование сборника «Элективные курсы в профильном обучении: «Технология». [9] Количество предлагаемых элективных курсов по выбору должно обеспечивать реальную возможность их выбора. Программы курсов, рассчитанные на 34 - 35 часов дают возможность ученику познакомиться за учебный год с одним-двумя элективными курсами, в случае 15 - 17 часового объема - ученик сможет познакомиться за учебный год с двумя-тремя элективными курсами. Оптимальной продолжительностью курсов, как показывает практика работы учителей технологии, является одна четверть или полугодие. Предложение на выбор учащихся списка из 3-4 курсов по одному профильному предмету по окончании обучения в VIII классе, является вполне оправданным. Постепенное введение курсов профориентационной направленности, начиная с VIII класса, позволяет избежать ситуации трудноразрешимой задачи выбора ученика и его родителей. В данной связи необходима целенаправленная, опережающая работа учителя по освоению учеником самого механизма принятия решения. Так, реально оценить свои возможности и сделать осознанный выбор относительно профиля обучения в старшей школе с учетом особенностей социально-экономического развития региона, и потребностей регионального рынка туда учащиеся могут в рамках освоения содержания курсов, рекомендованных региональным компонентом БУП. В примерном базисном учебном плане Новосибирской области содержание регионального компонента по технологии представлено курсами:
Взаимодействие учителя технологии с классными руководителями, школьным психологом, а также специалистами Новосибирского областного центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения в рамках программы «Уверенный шаг в будущее» позволяет существенно повысить результативность освоения учащимися данных курсов [8]. К подобной работе должен быть готов и учитель. Если он заинтересован в конечном результате своего труда в профильных классах, помимо разработки программ курсов по выбору, необходимо уметь их рекламировать, представить в выгодном для дальнейшего профессионального самоопределения учащегося свете. Обучение технологии на старшей ступени общего образования согласно образовательному стандарту осуществляется по выбору на базовом и профильном уровне с учетом регионального компонента содержания образования [5]. Базовый уровень, обеспечивая преемственность технологической подготовки школьников, представлен универсальным профилем. Содержание данного профиля - общий технологический компонент (инвариантная часть) содержания технологического образования на старшей ступени общего образования ориентировано на формирование основ технологической культуры: Для учителя технологии реализация содержания на базовом уровне не представляет особого труда. Реализуя содержание примерных программ по технологии, он обеспечивает:
Решению задач профориентационного характера способствует ведение регионального курса «Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда», в процессе освоения которого учащиеся выходят на выполнение индивидуального экзистенциального проекта с учетом особенностей социально-экономического развития Новосибирской области и потребностей регионального рынка туда. [5]. Профильный уровень обучения технологии выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося, ориентирован на подготовку учащегося к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности, предусматривает углубленную технологическую подготовку в выбранной отрасли и направлении технологической деятельности и представлен тремя вариантами:
Структура содержания образования на профильном уровне включает два компонента - общую технологическую подготовку и специальную технологическую подготовку, которая при определенных условиях может быть заменена начальной профессиональной подготовкой по отдельным видам, направлениям трудовой деятельности, определенным стандартами среднего (полного) общего образования по технологии. Специальная технологическая или начальная профессиональная подготовка может осуществляться и по другим направлениям и видам трудовой деятельности, востребованным на рынке труда Новосибирской области. [5, 7]. Содержание основных образовательных программ по технологическим профилям включает основные компоненты базового уровня технологической подготовки, интегрируется с одним из вариантов специального технологического компонента и разделами регионального модуля «Технология карьеры. Эффективное поведение на рынке труда». Содержание специальной технологической или начальной профессиональной подготовки реализуется за счет программ элективных курсов для профильного обучения технологии. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента и выполняют несколько функций:
а также:
Число курсов в составе профиля должно быть достаточно большим и обеспечивать возможность их выбора. При проектировании элективных курсов учитель руководствуется Информационным письмом Департамента общего и среднего образования РФ «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования» № 14-51-227/13 от 13.11.2003г. В качестве ориентира используются нормативные документы, действующие в системе подготовки рабочих кадров на производстве:
Структура программы должна включать в себя: пояснительную записку, учебный и учебно-тематический план, содержание курса, основные требования к знаниям и умениям учащихся, список литературы, рекомендованной для учителя и для учащихся. Структура содержания учебных программ специальной технологической (начальной профессиональной) подготовки
В настоящее время сотрудниками кафедры ОО «Искусство» и «Технология» НИПКиПРО разработаны общие подходы к составлению и оформлению рабочей программы учителя, которые могут лежать в основе проектирования рабочих программ элективных курсов для предпрофильной подготовки и профильного обучения с учетом специфики содержания технологического профиля. Под рабочей учебной программой мы понимаем документ, созданный на основе Примерной программы Министерства Образования РФ, с учетом национально-региональных условий, типа образовательного учреждения, средств обучения, особенностей контингента учащихся и отражающий пути реализации содержания через авторский проект [6]. Структура программы как форма предъявления содержания образования раскрывает внутренние связи учебного материала, ранжирует его по разделам (модулям), темам и включает следующие компоненты:
Учебный план
Учебно-тематический план
Образовательный продукт – это материалы, которые будут разработаны учащимися на уроке в ходе познавательной, исследовательской деятельности - конспект, тезисы, эксперимент, серия опытов, исторический анализ, собственное решение научной проблемы, трактаты, очерки, макеты, компьютерные программы, изделия декоративно- прикладного, художественного, технического творчества и др.
Специфика каждого курса по содержанию, характеру применения знаний на практике по видам деятельности обуславливает вариативность структуры программы. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета осуществляется индивидуально каждым учителем в соответствии с его авторским преломлением. Порядок оформления и утверждения программы того или иного курса по выбору определяется ее статусом (экспериментальная, рабочая, авторская) и осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами. Литература
|