Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 135.64 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации14.11.2013
Размер135.64 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
Мицук О.В.
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ

В ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

И ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Методические рекомендации для учителей технологии и предпринимательства

Одним из направлений деятельности учителей образовательной области «Технология» по реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников является разработка элективных курсов, что способствует жизненному и профессиональному самоопределению выпускника, позволяет существенно расширить его возможности «в построении индивидуальной образовательной траектории».

Концептуальное и нормативно-правовое обеспечение профильного обучения школьников технологии определяет нормативно-правовое и содержательное пространство деятельности учителя при организации учебного процесса. Основными нормативно-правовыми документами, которыми руководствуется учитель, являются Федеральный базисный учебный план (10 - 11 класс) и Федеральный государственный образовательный стандарт. [1, 2, 3, 4, 7]

В Новосибирской области предпрофильная подготовка и профильное обучение школьников технологии выстроены на основе Примерного базисного учебного плана Новосибирской области, с учетом концептуальных положений профильного обучения и технологического образования, регионального компонента содержания образования, особенностей социально-экономического развития и системы образования в области. [1, 2, 3, 4, 5, 7]

Курсы по выбору, являясь частью предпрофильной подготовки, выполняют следующие основные функции:

  1. расширение знаний учащихся в той или иной образовательной области

  2. обеспечение возможности самоопределения учащихся относительно профиля обучения в старшей школе

  3. обеспечение условий для реальной оценки учащимися своих возможностей и пробы своих сил.

Типология курсов по выбору представлена широким спектром различных вариантов, обусловленных функцией и назначением каждого из них. Содержание предпрофильной технологической подготовки школьников может быть представлено следующими группами курсов:

  1. Предметно-ориентированные (пробные), рассчитанные на изучение в течение четверти или полугодия - углубленный, расширенный вариант содержания образования, основу разработки программ которых может составить содержание факультативных курсов по предмету.

А) Содержание курса – расширенный (углубленный) вариант раздела базового учебного предмета или раздела или темы курса (или курсов) 5 – 9 классов (основной школы), например:

    • Домашняя экономика

    • Основы сбалансированного питания

    • Введение в художественное конструирование

    • Швейное дело. Основы швейного производства

    • Основы столярного дела

    • Художественная обработка материалов. Ремесла и др.


Б) Содержание курса – расширенный (углубленный) вариант раздела базового учебного предмета или раздела (темы) курса старшей школы, т.е. своего рода пропедевтический курс, например:

  • Основы дизайна

  • Основы проектирования

  • Экономические основы предпринимательства

  • Электротехнологии

  • Графика. Основы начертательной геометрии и др.

При разработке программ данной группы курсов содержание каждого модуля образовательной области «Технология» может рассматриваться как базовое для отдельного курса. При этом рекомендуется воспользоваться примерной программой основного общего образования по «Технологии», кроме того, возможно использование авторских программ А.К. Бешенкова, В.М. Казакевича, Г.А. Молевой, О.А. Кожиной, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева.

Существующие учебные пособия, программы факультативов, специальных курсов, часть учебных пособий для подготовки в вузы, для классов с углубленным изучением предмета также могут найти широкое применение в процессе проектирования предметно-ориентированных курсов.

  1. Межпредметные (ориентационные), рассчитанные на изучение в течение четверти - содержание образования выходит за рамки предмета, основу разработки программ которых может составить содержание кружков, студий по различным направлениям деятельности человека.

А) Содержание курсов составлено на основе наук, сопутствующих данному предмету, например:

  • Основы потребительской культуры

  • Основы маркетинга

  • Автодело. Основы профессии водитель автотранспорта

  • Основы делопроизводства. Офисные технологии

  • Превентивная медицина

  • Машиностроительное производство и др.

Б) Содержание курса, ориентировано на определенный уровень общения, например:

  • Основы делового общения

  • Информационные технологии в профессиональной деятельности человека

  • Чертеж – источник информации

  • Технологические ресурсы ИНТЕРНЕТ

  • Транспорт и др.

Разработка межпредметных курсов по выбору – процесс творческий, требующий от учителя владения навыками педагогического проектирования. Содержание образования в таких курсах предъявляется с позиции авторского видения, где возможно широкое использование научно-популярной литературы. В качестве ориентира при разработке курсов по выбору возможно использование сборника «Элективные курсы в профильном обучении: «Технология». [9]

Количество предлагаемых элективных курсов по выбору должно обеспечивать реальную возможность их выбора. Программы курсов, рассчитанные на 34 - 35 часов дают возможность ученику познакомиться за учебный год с одним-двумя элективными курсами, в случае 15 - 17 часового объема - ученик сможет познакомиться за учебный год с двумя-тремя элективными курсами. Оптимальной продолжительностью курсов, как показывает практика работы учителей технологии, является одна четверть или полугодие. Предложение на выбор учащихся списка из 3-4 курсов по одному профильному предмету по окончании обучения в VIII классе, является вполне оправданным.

Постепенное введение курсов профориентационной направленности, начиная с VIII класса, позволяет избежать ситуации трудноразрешимой задачи выбора ученика и его родителей. В данной связи необходима целенаправленная, опережающая работа учителя по освоению учеником самого механизма принятия решения. Так, реально оценить свои возможности и сделать осознанный выбор относительно профиля обучения в старшей школе с учетом особенностей социально-экономического развития региона, и потребностей регионального рынка туда учащиеся могут в рамках освоения содержания курсов, рекомендованных региональным компонентом БУП. В примерном базисном учебном плане Новосибирской области содержание регионального компонента по технологии представлено курсами:

  • «Основы выбора профессии» - VIII класс (36 часов);

  • «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» - IX класс (34 часа). [5].

Взаимодействие учителя технологии с классными руководителями, школьным психологом, а также специалистами Новосибирского областного центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения в рамках программы «Уверенный шаг в будущее» позволяет существенно повысить результативность освоения учащимися данных курсов [8]. К подобной работе должен быть готов и учитель. Если он заинтересован в конечном результате своего труда в профильных классах, помимо разработки программ курсов по выбору, необходимо уметь их рекламировать, представить в выгодном для дальнейшего профессионального самоопределения учащегося свете.

Обучение технологии на старшей ступени общего образования согласно образовательному стандарту осуществляется по выбору на базовом и профильном уровне с учетом регионального компонента содержания образования [5].

Базовый уровень, обеспечивая преемственность технологической подготовки школьников, представлен универсальным профилем. Содержание данного профиля - общий технологический компонент (инвариантная часть) содержания технологического образования на старшей ступени общего образования ориентировано на формирование основ технологической культуры: Для учителя технологии реализация содержания на базовом уровне не представляет особого труда. Реализуя содержание примерных программ по технологии, он обеспечивает:

  • формирование общей культуры школьников, в большей степени связанное с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации

  • дальнейшее формирование способности школьников самостоятельно определять свои жизненные и профессиональные планы

  • освоение технологий проектирования и создания объектов труда с учетом познавательных интересов учащихся.

Решению задач профориентационного характера способствует ведение регионального курса «Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда», в процессе освоения которого учащиеся выходят на выполнение индивидуального экзистенциального проекта с учетом особенностей социально-экономического развития Новосибирской области и потребностей регионального рынка туда. [5].

Профильный уровень обучения технологии выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося, ориентирован на подготовку учащегося к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности, предусматривает углубленную технологическую подготовку в выбранной отрасли и направлении технологической деятельности и представлен тремя вариантами:

  • Индустриально-технологический профиль

  • Информационно-технологический профиль

  • Аграрно-технологический профиль

Структура содержания образования на профильном уровне включает два компонента - общую технологическую подготовку и специальную технологическую подготовку, которая при определенных условиях может быть заменена начальной профессиональной подготовкой по отдельным видам, направлениям трудовой деятельности, определенным стандартами среднего (полного) общего образования по технологии. Специальная технологическая или начальная профессиональная подготовка может осуществляться и по другим направлениям и видам трудовой деятельности, востребованным на рынке труда Новосибирской области. [5, 7].

Содержание основных образовательных программ по технологическим профилям включает основные компоненты базового уровня технологической подготовки, интегрируется с одним из вариантов специального технологического компонента и разделами регионального модуля «Технология карьеры. Эффективное поведение на рынке труда».

Содержание специальной технологической или начальной профессиональной подготовки реализуется за счет программ элективных курсов для профильного обучения технологии.

Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента и выполняют несколько функций:

  • дополняют содержание профильного курса как «надстройка» на заданном профильном уровне, согласно требованиям образовательного стандарта, позволяя этому курсу стать по-настоящему углубленным, что возможно за счет введения дополнительных курсов, например: «Решение дизайнерских задач», «Информационные технологии в управлении», «Основы электротехники» и др.;

  • обеспечивают внутрипрофильную специализацию и построение индивидуальных образовательных траекторий, что облегчает школьникам выбор профессии, способствует знакомству с ее основами и оценке правильности своего будущего профессионального выбора, например: «Основы инженерной графики», «Технологии в сельском хозяйстве», «Компьютерная графика» и др.;

а также:

  • обеспечивают освоение основ профессиональной деятельности – «Основы инженерной деятельности», «Основы агротехнологической деятельности», «Основы парикмахерского искусства» и др.;

  • развивают содержание одного из базовых курсов, изучение которого в данной школе осуществляется на минимальной общеобразовательном уровне, позволяя поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне, т.е. обеспечить межпредметные связи – «Современные технологии», «Технология и окружающая среда» и др.;

  • удовлетворяют разнообразные познавательные интересы школьников, выходящие за рамки выбранного ими профиля – «Человек и техника». «Дизайн интерьера глазами психолога» и др.

Число курсов в составе профиля должно быть достаточно большим и обеспечивать возможность их выбора.

При проектировании элективных курсов учитель руководствуется Информационным письмом Департамента общего и среднего образования РФ «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования» № 14-51-227/13 от 13.11.2003г.

В качестве ориентира используются нормативные документы, действующие в системе подготовки рабочих кадров на производстве:

  • наименование профессий (специальностей), время (сроки) обучения должны соответствовать «Общероссийскому классификатору профессий рабочих должностей, служащих и тарифных разрядов»;

  • тематическое содержание задается квалификационными характеристиками согласно «Единому тарифно- квалификационному справочнику работ и профессий рабочих и служащих (ЕТКС)»

Структура программы должна включать в себя: пояснительную записку, учебный и учебно-тематический план, содержание курса, основные требования к знаниям и умениям учащихся, список литературы, рекомендованной для учителя и для учащихся.

Структура содержания учебных программ специальной технологической (начальной профессиональной) подготовки

  • может соответствовать структуре программ, принятых в системе профессионального образования;

  • должна быть представлена двумя составляющими: специально-технологическим (специально- профессиональным) и общетехнологическим компонентом, где основы технологической культуры формируются рамках освоения основ конкретной профессиональной деятельности.

В настоящее время сотрудниками кафедры ОО «Искусство» и «Технология» НИПКиПРО разработаны общие подходы к составлению и оформлению рабочей программы учителя, которые могут лежать в основе проектирования рабочих программ элективных курсов для предпрофильной подготовки и профильного обучения с учетом специфики содержания технологического профиля.

Под рабочей учебной программой мы понимаем документ, созданный на основе Примерной программы Министерства Образования РФ, с учетом национально-региональных условий, типа образовательного учреждения, средств обучения, особенностей контингента учащихся и отражающий пути реализации содержания через авторский проект [6].

Структура программы как форма предъявления содержания образования раскрывает внутренние связи учебного материала, ранжирует его по разделам (модулям), темам и включает следующие компоненты:

  1. Пояснительная записка

  • обоснование актуальности курса

  • основная идея курса (концептуальные положения), цели и задачи курса

  • воспитательные возможности курса, подходы, принципы, специфика содержания

  • требования к уровню подготовки выпускника (могут быть представлены в виде «модели выпускника»)

  • нормативные документы и примерные программы, лежащие в основе курса, обоснование внесенных изменений и дополнений

  • место программы в образовательном процессе

  • структура программы (описание частей курса, их объём и взаимосвязь)

  • особенности контингента учащихся

  • условия реализации программы

  1. Содержание программы:

  • учебный план, учебно-тематический план с указанием количества часов и формы деятельности учащихся, формы и типа контроля, сроков выполнения.


Учебный план




Наименование раздела

Количество часов

Форма контроля













ИТОГО







Учебно-тематический план




Наименование

разделов и тем

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Всего

Теория

Практика






















ИТОГО
















Образовательный продукт – это материалы, которые будут разработаны учащимися на уроке в ходе познавательной, исследовательской деятельности - конспект, тезисы, эксперимент, серия опытов, исторический анализ, собственное решение научной проблемы, трактаты, очерки, макеты, компьютерные программы, изделия декоративно- прикладного, художественного, технического творчества и др.

  • содержание тем, основные понятия

  • примерный перечень заданий, практических работ, упражнений

  • примерный перечень учебно-методического и дидактического сопровождения

  1. Краткие методические рекомендации, (средства обучения, методические и технологические аспекты управления и организации учебно-познавательным процессом, межпредметные связи, система измерения результатов)

  2. Учебно-методическое сопровождение (перечень литературы для учащихся, обязательной для изучения, перечень дополнительной литературы для учащихся)

  3. Приложения: список тем рефератов, проектов, примеры заданий, примеры контрольных, тестовых заданий и др. список литературы для учителя и учащихся).

Специфика каждого курса по содержанию, характеру применения знаний на практике по видам деятельности обуславливает вариативность структуры программы. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета осуществляется индивидуально каждым учителем в соответствии с его авторским преломлением. Порядок оформления и утверждения программы того или иного курса по выбору определяется ее статусом (экспериментальная, рабочая, авторская) и осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами.
Литература

  1. Атутов П.Р. Концепция политехнического образования в современных условиях. // Педагогика, № 2, 1999 г. с. 17.

  2. Готская И.Б., Жучков В.М., Концепция предметной и образовательной областей «Технология»: современный аспект. // Наука и педагогическое образование в III-м тысячелетии (состояние и проблемы технологического образования): (межвузовский сборник научных трудов). – Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2002. – 126 с., с.1–8.

  3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Учительская газета. 2002. № 31.

  4. Концепция содержания образовательной области «Технология» // Школа и производство. 1999, № 1 с.5.

  5. Методические рекомендации по реализации примерного базисного учебного плана НСО (региональный компонент) на 2008/2009 учебный год в 2 т. т. 1 ч. 1. образовательная область «Технология» / авт.-сост. И.Ю. Мельникова, С.С. Лузан, О.В. Петровская, Е.Б. Слепова, Е.В. Царева, НОЦПОМиППН, С.В. Добрынина, Н.Ю. Давидоглу. – Новосибирск. Изд-во НИПКиПРО, 2008 – 240 с.

  6. Мельникова И.Ю., Петровская О.В. Рабочая программа учителя как нормативный документ в образовательной практике. // «Совершенствование качества образования: методология, теория, практика». Материалы Всероссийской научно-практической конференции 22–24 апреля 2003 г. Новосибирск 2003.

  7. Новые государственные стандарты школьного образования М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 446 с.

  8. «Уверенный шаг в будущее». Программа развития системы профессиональной ориентации старшеклассников и психологической поддержки молодёжи. Новосибирский областной центр профессиональной ориентации молодёжи и психологической поддержки населения, Новосибирск 2008.

  9. Элективные курсы в профильном обучении: образовательная область «Технология» Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004.– 48с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск