Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2







Скачать 73.32 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации25.11.2013
Размер73.32 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Урок «Понятие права. Норма права».

10 класс

учитель: Галитовская О.И.

Задачи урока:

  • Сформировать у учащихся представление о праве, целостности системы права и её элементах – отраслях права, институтах права, нормах права, отражающих разнообразные сферы интересов человека;

  • Продолжить формирование правовой компетенции и комплекса надпредметных компетенций – работа с текстом, работа с документом, анализ, сравнение, решение проблемного задания;

  • Способствовать формированию правовой культуры и коммуникативной компетенции.

После изучения темы учащиеся должны:

  • Понимать значение понятия «право»

  • Знать отличие права от других социальных норм

  • Понимать значение понятия «правовая система»

  • Выделять и уметь охарактеризовать основные элементы системы права

  • Знать значение термина «правовая норма»

  • Называть специфические признаки правовых норм

  • Приводить примеры общественных отношения из повседневной жизни, которые регулируются посредством правовых норм

  • Быть знакомыми со структурой правовой нормы, знать значение терминов «гипотеза», «диспозиция», «санкция»

  • Научиться различать структурные части правовой нормы при рассмотрении конкретных нормативно-правовых актов

  • Иметь навыки работы с текстом правового источника

  • Уметь логически излагать свою точку зрения, отстаивать собственные взгляды.

Основные понятия: право, система права, отрасли права, институты права, нормы права, структура правовой нормы, гипотеза, санкция, диспозиция.

Тип занятия: урок усвоения новых знаний

Приемы организации деятельности:

  • Целепалагание

  • Анализ

  • Работа в парах и индивидуальная работа

  • Создание условий выбора правильного решения

  • Создание ситуаций выбора новой и ранее изученной информации

  • Решение проблемного задания

  • Поисковая работа

  • Исследование нормативно-правовых актов

Оборудование урока: интерактивная доска, мультимедийная презентация, раздаточный материал (правовые тексты, тексты нормативно-правовых актов), плакаты с изречениями, учебник А.Н. Никитин «Основы права», тетради.

План урока:

  1. целепалагание

  2. изучение нового материала

  1. понятие права

  2. система права

  3. правовая норма

  1. практическое применение новых знаний

  2. итоги урока


I. ЦЕЛЕПАЛАГАНИЕ:


  • Задание:

(слайд 1, 2)


ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЕ ПРАВА. ПРАВОВАЯ НОРМА».

(слайд 3)


II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. ПОНЯТИЕ ПРАВА.

    • Задание:

Какие значения понятия права вам известны? Составьте предложения, в которых понятие право употреблено в разных значениях.

(слайд 4)




  • Работа с текстом (раздаточный материал)

  • В каком ещё значении слово «право» употребляется в данных текстах?

“Понимание права как равенства (как общего масштаба и равной меры свободы людей) включает в себя и справедливость. В контексте различения права и закона это означает, что справедливость входит в понятие права, что право по определению справедливо, а справедливость — внутреннее свойство и качество права, категория и характеристика правовая, а не внеправовая (не моральная, нравственная, религиозная и т.д.) Поэтому всегда уместный вопрос о справедливости или несправедливости закона — это по существу вопрос о правовом или неправовом характере закона, его соответствии или несоответствии праву. Но такая же постановка вопроса неуместна применительно к праву, поскольку оно (уже по понятию) всегда справедливо и является носителем справедливости в социальном мире... Справедливо то, что выражает право, соответствует праву и следует праву. Действовать по справедливости — значит действовать правомерно, соответственно всеобщим и равным требованиям права... Справедливость — это самосознание, самовыражение и самооценка права и потому вместе с тем правовая оценка всего остального, внеправового” .

В.С.Нерсесянц
“Против притязания на защиту, предъявляемого личным эгоизмом, общество имеет право выставить свои интересы. Интересы же общества составляют то, что выгодно не одному, а всем, на чем все могут сойтись, и этот интерес ... есть не что иное, как справедливость. Она выше свободы, индивид существует не для себя исключительно, но и для мира; поэтому свобода, т.е. то, что соответствует личным интересам индивида, и должна подчиняться справедливости, т.е. тому, что требуется интересами всех”.

Рудольф Иеринг
Справедливость предполагает установленные законы.

Гельвеций
Латинское слово “юстиция” (justitia), прочно вошедшее во многие языки, переводится (как и англ. ”justice”) на русский язык и как “справедливость”, и как “правосудие”, но по сути речь идет об одном и том же понятии – о справедливости, включающей в себя и правосудие (в производном значении судебного спора в соответствии с правом).

Аспекты правового смысла справедливости нашли свое адекватное отражение в образе богини Справедливости Фемиды с Весами Правосудия. Используемые при этом символические средства (богиня с повязкой на глазах, весы) весьма доходчиво выражают верные представления о присущих праву (а значит и справедливости!) общезначимости, императивности, абстрактно-формальном равенстве (повязка на глазах богини означает то, что отвлеченный от различий равный подход ко всем, невзирая на лица,- это необходимое условие и основа для объективного суждения о справедливости). Не случайно, что последние слова Декларации Независимости США были “…And Justice For All.”(“…И справедливость для всех”.)

(слайд 5)



  1. СИСТЕМА ПРАВА

    • Что такое система?

(слайд 6)




    • Задание

(слайд 7)



(слайд 8)



    • Задание:

(слайд 9)


(слайд 10)




(слайд 11)



  1. ПРАВОВАЯ НОРМА

    • Задание

(слайд 12)



    • Задание

(слайд 13)



(слайд 14)


(слайд 15, 16, 17)







Классификация норм права

    • Задание:

Каков основной посыл, каждой из предложенных норм?

(слайд 18)




Структура нормы права

    • Задание

(слайд 19)



(- работники и администрация;

- обязанность работать честно и добросовестно;

- ответственность за невыполнение или нарушение трудовой дисциплины.)

(слайд 20)

Гипотеза, диспозиция, санкция




III. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

    1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В ГРУППАХ




  • Задание: (раздаточный материал)

  1. Найдите нормы права, используя имеющиеся у вас статьи различных законов.

  2. Найдите гипотезу, диспозицию и санкцию нормы права.

  3. Установите в каких нормативно-правовых актах (одном или в различных) находится та или иная норма права.

А.

Семейный кодекс РФ. Ст. 65

«Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке» (В одной статье одного нормативно-правового акта присутствуют все три элемента логической структуры правовой нормы.)

Б.

Конституция РФ. Ст. 27

«Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства…»

Уголовный кодекс РФ. Ст.322

«1. Пересечение охраняемой Государственной границы РФ без установленных документов и надлежащего разрешения наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет…».

(Норма права находится в различных нормативно-правовых актах)

В.

Семейный кодекс РФ. Ст. 12

«1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

2. Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса».

Семейный кодекс РФ. Ст. 14

«Не допускается заключение брака между:

лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

усыновителями и усыновленными;

лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства».

Семейный кодекс РФ. Ст. 27

«1. Брак признается недействительным при нарушении условий, установленных статьями 12 - 14 и пунктом 3 статьи 15 настоящего Кодекса, а также в случае заключения фиктивного брака, то есть если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью».

(Норма права находится в одном нормативно-правовом акте, но в разных статьях)

    1. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ЗАДАНИЯ

      • Задание

(слайд 21)




  • Задание

(слайд 22)



  1. ИТОГ УРОКА

    1. оценка работы учащихся

    2. домашнее задание

(слайд 23)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города">