Скачать 1.05 Mb.
|
Департамент образования Ярославской области Государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области Институт развития образования Конституции Российской Федерации 20 лет Методическое пособие Ярославль 2013 ББК 74.263.2 Х 20 Харитонова, Л.А., Чеканова, Н.В. Конституции Российской Федерации 20 лет: методическое пособие для учителя. – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2013. – 72 с. В методическом пособии представлены разработки уроков, посвященных 20-летию Российской Конституции. Уроки разработаны с учетом возрастных особенностей обучающихся, снабжены необходимыми схемами, таблицами, дополнительными информационно-методическими материалами, которые может использовать учитель для подготовки к занятию. Методическое пособие предназначено для учителей начальной, основной и старшей школы, классных руководителей, организаторов воспитательной работы в общеобразовательной школе, педагогов дополнительного образования. © Департамент образования ЯО, 2013 © ГОАУ ЯО ИРО, 2013 © Харитонова Л А., 2013 © Чеканова Н.В., 2013 Содержание
Введение. Воспитание гражданина – высший приоритет современной российской школы В конце XX – начале XXI вв. в мире и российском государстве и обществе возникли и получили развитие новые грандиозные по своему масштабу и значимости явления: нарастание глобализации и миграционных потоков, способствующих усилению настроений космополитизма; колоссальное развитие средств массовой информации и коммуникации, агрессивно навязывающих стереотипы массовой культуры и общества потребления и отчуждающих индивида от самостоятельного анализа событий, и т.п., которые привели к «размыванию» чувств гражданской и национально-культурной идентичности и патриотизма. Одновременно с проблемой гражданственности возникли почти синонимичные с ней проблемы духовно-нравственных основ личности. Все эти явления создали принципиально новую ситуацию для отечественной системы школьного образования, которая не может развиваться автономно от социально-экономических, политических и социокультурных процессов. Школа стала едва ли не единственным пространством, в котором оказалось возможным начать восстановление растраченных социальных качеств личности. Именно поэтому формирование гражданственности, патриотизма, духовно-нравственных основ личности обучающегося было заявлено новыми государственными образовательными стандартами (ФГОС) в качестве высшего приоритета современной российской школы. В соответствии с ФГОС перед российским педагогическим сообществом стоит задача обеспечить становление и развитие такой системы школьного образования, которая позволит обучающимся подготовить себя к ответам на вызовы времени – научиться жить в эпоху глобализации и информационного общества. В этих условиях школа должна в большей степени реализовывать воспитательную, аксиологическую функцию образования. При этом педагог, безусловно, должен понимать, что гражданственность и личность в целом не формируются риторикой и патетикой: только декларация гражданских норм на уроке не приведет к их усвоению. Гражданственность и патриотизм должны стать для обучающегося культурной ценностью, а это значит, что учитель должен включить в предметное содержание элементы социокультурного, нравственного и духовного воздействия. Представленное методическое пособие являет собой разработку уроков, посвященных 20-летию Российской Конституции. Уроки разработаны в соответствии с целями, задачами и принципами организации образовательного процесса, соответствующими требованиям ФГОС1. Учтены интеллектуальные и психологические возрастные особенности обучающихся разных ступеней: начальной, основной и старшей школы. Основная идея, заложенная разработчиками уроков в их содержание и деятельностную составляющую, определена Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России2 и может быть выражена следующим образом: «…воспитание гражданственности – это усвоение знания об обществе; деятельность, прорастающая в умения, опыт, компетенции; формирование и развитие личности, осознающей свое предназначение – осуществиться, стать, сбыться; усвоение ценностных установок и ориентаций»3. 1. Конституции Российской Федерации 20 лет: Права и обязанности граждан России (урок для учащихся 1-4-х классов) Цель урока: формирование понимания значения Конституции РФ как основного закона, определяющего жизнь государства, общества и личности. Задачи урока: - познакомить с понятиями «государство», «гражданин», «права и обязанности граждан», «права и обязанности ребенка»; - научить распознавать признаки соблюдения и признаки нарушения прав граждан; - продолжить работу по формированию гражданского самосознания и основ правовой культуры учащихся через знакомство с Конституцией Российской Федерации как нормативно-правовым актом. Формируемые личностные результаты освоения содержательной и практической составляющих урока: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности; - формирование навыков сотрудничества со сверстниками в образовательной деятельности. Формируемые метапредметные результаты: - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; - осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Материально-техническое обеспечение урока Компьютер, проектор, CD-Государственная символика России, административно-территориальная карта РФ, изображение символов РФ, раздаточный материал: фрагменты текстов сказок. Понятия, рассматриваемые на уроке Конституция. Российская Федерация. Гражданин России. Предварительная подготовка к уроку: отдельные ученики готовят небольшие сообщения о символах Российской Федерации. Ход урока: Организационный момент Учащиеся могут сидеть, как обычно, затем группируются в четверки. Слова учителя выделены в тексте курсивом Учитель: - Какого человека можно назвать красивым словом «гражданин» государства? Если ученики уже знакомы с термином «гражданин», то они должны вспомнить, что гражданин – это житель страны, имеющий права и обязанности и находящийся под защитой государства. По словарю С.И. Ожегова, гражданин – это «лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей». - Если человек родился в России и его родители – граждане России, то и родившийся человек становится ее гражданином с рождения. - Подумайте, одинаков ли смысл слов «государство» и «страна»? Учитель обобщает ответы учеников. - Когда мы говорим «страна», то имеем в виду территорию, обозначенную определенными границами. Учитель на карте показывает границы Российской Федерации. - Когда говорим «государство», подразумеваем организацию жизни населения в стране, устройство государственной власти. Наше государство и наша страна имеют одинаковое название – Россия, Российская Федерация. В нашей стране есть Основной закон, который регулирует жизнь в государстве. Он называется Конституция РФ. Этот закон был принят всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. В Конституции записано, что все граждане России имеют равные права и равные обязанности. На доске высвечивается слайд с символами Российского государства. В статье 70 Конституции говорится о том, что существуют символы Российской Федерации. Это флаг, герб, гимн. Ученики выступают с небольшими сообщениями о символах России. - В статье 6 Конституции Российской Федерации указано: Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Основные права и свободы человека принадлежат в нашей стране каждому от рождения. Все граждане Российской Федерации равны перед законом и судом. На доске или в компьютерной презентации схематически представлены основные права и обязанности граждан Российской Федерации. Учитель использует данные таблицы настолько, насколько позволяют возраст и степень подготовленности учеников в классе. Права и свободы человека и гражданина
- Каждый может защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. - Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. - Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. - До 14 лет дети называются малолетними. Какие права имеют малолетние дети? Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Обязанности граждан РФ - Вы познакомились с правами и обязанностями гражданина Российской Федерации. Работа в группах по четверкам Задание 1: Прочитайте отрывок из сказки Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино». Учитель может чтение заменить просмотром фрагмента сказки. Ответьте на основании приведенного фрагмента сказки, какие права нарушал Буратино, какие его права были нарушены? Фрагмент: Буратино увидел существо, немного похожее на таракана, но с головой как у кузнечика. Оно сидело на стене над очагом и тихо потрескивало – крри-кри, – глядело выпуклыми, как из стекла, радужными глазами, шевелило усиками. – Эй, ты кто такой? – Я – Говорящий Сверчок, – ответило существо, – живу в этой комнате больше ста лет. – Здесь я хозяин, убирайся отсюда. – Хорошо, я уйду, хотя мне грустно покидать комнату, где я прожил сто лет, – ответил Говорящий Сверчок, – но, прежде чем я уйду, выслушай полезный совет. – Оччччень мне нужны советы старого сверчка… – Ах, Буратино, Буратино, – проговорил сверчок, – брось баловство, слушайся Карло, без дела не убегай из дома и завтра начни ходить в школу. Вот мой совет. Иначе тебя ждут ужасные опасности и страшные приключения. За твою жизнь я не дам и дохлой сухой мухи. – Поччччему? – спросил Буратино. – А вот ты увидишь – поччччему, – ответил Говорящий Сверчок. – Ах ты, столетняя букашка-таракашка! – крикнул Буратино. – Больше всего на свете я люблю страшные приключения. Завтра чуть свет убегу из дома – лазить по заборам, разорять птичьи гнёзда, дразнить мальчишек, таскать за хвосты собак и кошек… Я ещё не то придумаю!.. – Жаль мне тебя, жаль, Буратино, прольёшь ты горькие слёзы. – Поччччему? – опять спросил Буратино. – Потому, что у тебя глупая деревянная голова. Тогда Буратино вскочил на стул, со стула на стол, схватил молоток и запустил его в голову Говорящему Сверчку. Старый умный сверчок тяжело вздохнул, пошевелил усами и уполз за очаг – навсегда из этой комнаты. Задание 2: Определите, чьи и какие права нарушены в этой сказке? Лиса говорит: – Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Колобок, Колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче. Колобок вскочил Лисе на нос и запел погромче ту же песенку. А Лиса опять ему: – Колобок, Колобок, сядь ко мне на язычок да пропой в последний разок. Колобок прыг Лисе на язык, а Лиса его – гам! – и съела. Задание 3: Может ли ребенок быть достойным гражданином? Ученикам предлагается составить памятку достойного поведения ребенка-гражданина. Ученики записывают от одного до трех предложений от каждой группы. Составляется список, в котором учитель выделяет ведущие моменты, если необходимо, список добавляет. Подводится итог обсуждению (рефлексия урока) - Какими правами в соответствии с Конституцией РФ обладает ребенок? Какие обязанности возлагаются на ребенка? Итоги рефлексии заносятся в таблицу:
2. Конституции Российской Федерации 20 лет: Конституция – основной закон Российской Федерации (урок для учащихся 5-9 классов) Методическая основа урока – элементы технологии РКМЧП. Выбор технологии обусловлен тем, что в процессе взросления у обучающихся основной школы с разной степенью интенсивности формируется новая внутренняя позиция: направленность на самостоятельный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное выполнение контрольных и оценочных действий, Ученик начинает проявлять инициативу в организации учебного сотрудничества. Применение методики РКМЧП на уроках в основной школе создает условия, позволяющие актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать на активную учебную деятельность, проявить свои знания и способности. Цель урока: формирование гражданского самосознания, становление гражданской компетентности обучающихся на основе знания основных положений Конституции РФ и понимания ее значения как основного закона, определяющего жизнь государства, общества и личности. Задачи урока: - рассмотреть основные положения Конституции РФ 1993 года определяющие жизнь современного российского государства, общества, личности; - соотнести положения Конституции РФ с основными принципами демократического государства; - определить значение Конституции РФ 1993 года в развитии демократии в России. Формируемые личностные результаты освоения содержательной и практической составляющих урока. Когнитивный компонент: - знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина. Ценностный и эмоциональный компоненты: - понимание своей принадлежности к российской гражданской идентичности; - осознание своих конституционных прав и обязанностей; - воспитание уважения к своему народу; - формирование навыков сотрудничества со сверстниками в образовательной деятельности; - формирование мотивации к нравственному поведению на основе осознания и усвоения общечеловеческих ценностей; Формируемые метапредметные результаты: - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации; - владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; - владение навыками познавательной рефлексии. Материально-техническое обеспечение урока Компьютер. Проектор. Текст Конституции РФ 1993 года. Административно-территориальная карта РФ. Понятия, рассматриваемые на уроке Конституция. Демократическое государство. Федерация. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Субъекты Федерации. Гражданское общество. Технология РКМЧП предполагает три технологических этапа: вызов, осмысление содержания, рефлексия. Стадия вызова Задача данного этапа – стадии вызова – выявить знания по изучаемой теме. Стадия вызова может включать различные приемы: составление списка известной информации, систематизация материала (графическая) кластеры, таблицы и т.д. С учащимися 5-7 классов на этой стадии можно составить ромашку, записывая ответы вокруг основного термина. В 8-9 классах, учитывая сложный и объемный характер информации, можно рекомендовать составление кластера. Кластер – «грозди»: вокруг основного термина, как вокруг солнца группируются гроздьями смысловые единицы текста4. Учитель просит учеников записать то, что они знают о Конституции РФ. Работать лучше группами, тогда каждая группа записывает по два-три предложения, и учитель, фиксируя ответы учеников на доске, определяет степень знания темы. Фактически выявляется то, что учащиеся не знают, и это незнание становится основанием для составления плана урока. На стадии осмысления учащиеся читают текст, могут маркировать его или дополняют кластеры, ищут ответы, на вопросы, поставленные в первой части урока. Каждой группе дается задание прочитать материал, который группа будет затем презентовать, и оформлять его на доске или на листе ватмана в виде простой схемы. Группа 1 изучает юридические свойства Конституции РФ; Группа 2 – федеративное устройство РФ; Группа 3 – органы государственной власти; Группа 4 – права и свободы гражданина России; Группа 5 – правоохранительные органы и судебную систему РФ. Группы выступают поочерёдно. Во время выступления каждой группы остальные учащиеся записывают схему в тетрадь. Учитель предлагает каждой группе краткий и хорошо структурированный материал, чтобы они смогли выполнить задание. Для этих целей подходит материал учебной книги по обществознанию для 9 класса издательства «Национальное образование». На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к записям, сделанным в начале урока, и отвечают на вопросы: Удалось ли реализовать цели, поставленные в начале урока? я узнал(а)… я понял(а), что… меня удивило … Я бы оценил(а) свою работу сегодня как … В таблице показаны этапы урока.
3. Конституции Российской Федерации 20 лет (уроки для учащихся 10-11 классов) Старший школьный возраст (15-17 лет) психологи называют ранней юностью. Разрабатывая урок, учитель опирается на возрастные психологические особенности обучающихся. 15-17 лет – время активного становления мировоззрения молодого человека. Для этого складываются когнитивные и личностные предпосылки: старшеклассник уже обладает значительным объемом знаний, способен к абстрактному теоретическому мышлению, проявляет самостоятельность в суждениях, имеет собственную систему ценностей. У него вырабатываются навыки оценивания, формируются система убеждений и осознанные моральные принципы. Урок предоставляет возможность актуализировать уже имеющиеся теоретические знания, соотнести эти знания с жизненным опытом обучающихся, способствует реализации задачи формирования гражданского самосознания, позиции активного гражданина правового государства. Учителю предлагаются две темы и формы проведения урока. Обучающимся можно дать на выбор одну из двух тем, объяснив целевую нагрузку каждой темы. Свобода выбора дает старшеклассникам возможность оценить для себя практическую значимость направленности урока, уровень владения содержанием, определить целевые приоритеты. Предварительная подготовка обучающихся по отдельным вопросам содержания позволит им сознательно определиться с выбором темы урока, перейти от репродуктивного уровня усвоения на уровень анализа, обобщений и выводов, создать на уроке ситуацию успеха как для отдельного учащегося, так и для всего класса. Выбор темы дает возможность решать на уроке наиболее актуальные для данного класса задачи. В то же время выбор темы усложняет работу учителя необходимостью быстро реагировать на выбор и в соответствии с ним выстраивать сценарий урока. Поэтому учитель решает самостоятельно, будет ли он сам определять выбор темы или предложит это сделать учащимся. Для оптимизации работы учителя предлагаются информационные материалы, которые встраиваются в урок в соответствии с его целями и задачами. Тема 1: Конституция Российской Федерации как основа построения демократического государства и правового общества – фактически предопределяет цель, задачу и план урока. Здесь главное внимание уделяется когнитивной составляющей. Формирование УУД рассматривается как основание для организации и регуляции учебной деятельности на уроке. Направленность урока актуальна для классов, ранее не изучавших Конституцию в предлагаемом объеме, и для классов, в которых есть необходимость более детального изучения исторического или содержательного аспектов. Методическая составляющая урока может варьироваться: от традиционного комбинированного до использования исследовательских и интернет-технологий, семинаров, конкурсов и т.д. Тема 2: Конституция Российской Федерации: государство для человека или человек для государства? – предполагает, что на данном уроке работа по формированию УУД доминирует над когнитивной составляющей. Урок разрабатывается на основе методики «Гражданский форум». Старшеклассники, как активные интернет-пользователи, знакомы с этой формой общественного обсуждения вопросов общественной жизни. В уроке заложена сложная задача формирования навыков формулирования обоснованных оценочных суждений, где критерием истинности, объективности, зрелости мнения-оценки выступают уровень информированности, объем знаний, система ценностных ориентаций и мировоззренческих убеждений, которыми руководствуется участник дискуссии. Эта тема требует от учителя мастерства ведения дискуссии и точного следования целям и задачам урока. Уроки 1 и 2 имеют общие организационные и педагогические подходы: - необходима предварительная подготовка обучающихся по содержанию урока; - в начале урока обучающиеся должны ответить на вопросы, которые по окончании урока становятся основой организации рефлексивной деятельности; - учитель может уменьшать, увеличивать, изменять вопросы, задания и их количество в той мере, в какой он считает это необходимым. В предлагаемых вариантах уроков примерная речь учителя обозначена курсивом. 3.1. Конституция Российской Федерации как основа построения демократического государства и правового общества Цель урока: формирование понимания значения Конституции РФ как основного закона, определяющего жизнь государства, общества и личности, расширение и систематизация знаний о структуре и основном содержании Конституции РФ 1993 года. Задачи урока: - изучить (повторить) основные положения Конституции РФ 1993 года (преамбула, первый раздел); - соотнести положения Конституции РФ с основными принципами демократического государства; - определить значение Конституции РФ 1993 года в развитии демократии в России. Формируемые личностные результаты освоения содержательной и практической составляющих урока. Когнитивный компонент: - знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина. Ценностный и эмоциональный компоненты: - понимание своей принадлежности к российской гражданской идентичности; - осознание своих конституционных прав и обязанностей; - воспитание уважения к своему народу; - формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; - осознание своего места в поликультурном мире; - формирование навыков сотрудничества со сверстниками в образовательной деятельности; - формирование мотивации к нравственному поведению на основе осознания и усвоения общечеловеческих ценностей. Формируемые метапредметные результаты: - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания. Материально-техническое обеспечение урока: Компьютер, проектор, текст Конституции РФ 1993 года, административно-территориальная карта РФ, раздаточный материал «Характеристики демократического правового государства». Понятия, рассматриваемые на уроке Конституция. Демократическое государство. Федерация. Федерализм. Законодательная власть. Исполнительная власть. Субъекты Федерации. Гражданское общество. Предварительная подготовка к уроку: изучить текст Конституции РФ, выполнить задания к уроку. Для учащихся 9 классов достаточно познакомиться с текстом Конституции. Если возникает необходимость в предварительных письменных домашних заданиях, то их разрабатывает учитель, руководствуясь целями и задачами урока. Ход урока: Мотивационный этап 1. Насколько для вас актуально изучение положений Конституции РФ? 2. На какие вопросы вы хотели бы получить ответы в процессе урока? По ответам обучающихся на второй вопрос составляется план урока, который может быть следующим:
Этап актуализации Перед вами изображение Конституции Российской Федерации (Приложение 1. Слайд 1), на которой принимали присягу президенты Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин, Дмитрий Анатольевич Медведев, Владимир Владимирович Путин. Что мы понимаем под словом «конституция»? На доске вокруг слов «Конституция – это» собираются в ромашку высказанные варианты. Сравним наши знания с определениями, данными в Википедии, политологическом и других словарях (Приложение 1. Слайд 2) Этап усвоения и первичной проверки усвоения новых знаний Кто из вас может дать краткую историческую справку (возможен доклад) о том, когда и в связи с какими событиями понятие «конституция» появилось и стало широко применяться в мировой практике? (Приложение 2). Задание. Содержание справки тезисно записывается в тетрадях. Расскажите о развитии конституционных идей и конституционализма в России (возможен доклад). (Приложение 3. Слайд 3). Работа с таблицей (или ее элементами) «Основные периоды конституционного развития России». (Приложение 3). 12 декабря 1993 года путем всенародного голосования была принята Конституция РФ. Конституция вступила в силу со дня ее опубликования в Российской газете 25 декабря 1993 года. Конституция – это особый документ, который своими сущностными характеристиками отличается от всех правовых документов. (Презентация. Слайд 4) Слайд 4 Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 г.) Сущностные черты (особенности) российской конституции:
При озвучивании первого положения обучающимся предлагается открыть и прочитать текст преамбулы Конституции РФ. По второму положению необходимо дать разъяснение: носитель суверенитета и единственный источник власти в демократическом государстве есть народ, только он обладает и ее высшим проявлением – учредительной властью. Третье и четвертое положения также нуждаются в разъяснении: Конституция затрагивает все сферы жизни общества – политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений. Пояснение четвертого положения: особые юридические свойства выражаются в верховенстве конституции, в ее высшей юридической силе, в ее роли как основы правовой системы государства и системы права, в особой охране конституции, в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок. Задание. Сравните положения преамбулы Конституции РФ с характеристиками демократического правового государства (Приложение 4.) Определите, какие положения преамбулы свидетельствуют о том, что в Конституции заложены основы демократического государства. Откройте текст Конституции РФ и познакомьтесь с ее структурой. (Презентация. Слайд 5). Слайд 5 Преамбула |