Е. Рутковская задания на анализ источника на егэ по обществознанию





Скачать 247.26 Kb.
НазваниеЕ. Рутковская задания на анализ источника на егэ по обществознанию
страница1/3
Дата публикации20.06.2013
Размер247.26 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3


Е. Рутковская
ЗАДАНИЯ НА АНАЛИЗ ИСТОЧНИКА НА ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Человек должен верить,

что непонятное можно понять.
Иоганн Вольфганг Гете
<…>
Фрагмент источника (оригинального текста) и четыре задания по его анализу и интерпретации «открывают» третью часть работы (часть С), в которой представлены задания с открытыми, развернутыми, свободно конструируемыми ответами. Источник и задания к нему в экзаменационной работе представлены на позициях С1-С4.
Составное задание: общая характеристика
Составное задание представляет собой фрагмент источника социальной информации (документа) и задания к нему, содержательно связанные с одним из разделов (одной из содержательных линий) школьного обществоведческого курса. В совокупности текст источника и разработанные на его основе задания образуют своего рода мини-тест.

И характер текстов, включаемых в экзаменационные работы, и характер вопросов (заданий) к ним чрезвычайно разнообразны. Это не значит, что любой текстовый материал, касающийся проблем человека и общества, может войти в ЕГЭ по обществознанию.

Все тексты, включаемые в экзаменационные материалы, соответствуют ряду

требований. Во-первых, они тематически связаны с содержанием школьного обществоведческого курса и отражают, уточняют или расширяют его. Во-вторых, тексты, предъявляемые для анализа и интерпретации, поднимают определенную социально значимую проблему. В-третьих, они содержат завершенную, доступно изложенную (для восприятия выпускника) авторскую точку зрения. Тексты не должны быть перегружены терминами, именами, фактами и статистическими данными.

Каждый из четырех вопросов (заданий) к документу имеет свое назначение в экзаменационной работе.

Первое задание (С1) из четырех, входящих в мини-тест, как правило, требует найти и представить в ответе информацию, содержащуюся в тексте источника в явном виде.

Второе задание (С2) требует некоторой переработки содержания фрагмента (классификация авторских положений, выявление разных сторон рассматриваемого вопроса, сравнение приведенных в тексте точек зрения и т.п.).

Третье задание (СЗ) предлагает использовать для ответа знания о человеке и обществе, полученные при изучении обществознания, а также дополнительный материал (сведения из курсов других учебных предметов, средств массовой информации). Зачастую при выполнении этого задания необходимо проиллюстрировать отдельные положения текста, авторские суждения с помощью примеров из социальной жизни и исторической практики.

Четвертое задание (С4), как правило, требует применения полученной из текста информации в новой ситуации или аргументации выпускником отдельных положений источника.

Каждое задание сопровождают специально разработанные критерии проверки и оценки ответа. Именно они делают возможной объективную оценку ответа проверяющими его экспертами, независимо от того, где был сдан экзамен и где проверяют его результаты.
Вклад составного задания в экзаменационный результат
Первое и второе задания рассматриваются как задания базового уровня сложности и оцениваются (в зависимости от полноты и правильности ответа) — от 0 до 2 баллов каждое. Полный правильный ответ оценивается в 2 балла, частично правильный ответ — в 1 балл.

Третье и четвертое задания отнесены к заданиям высокого уровня сложности. Они оцениваются (в зависимости от полноты и правильности ответа) — до 3 баллов каждое. В значительной степени правильному ответу присваивается 2 балла, частично правильному — 1 балл.

Таким образом, при условии полного правильного выполнения первых двух заданий к тексту можно получить 4 балла (по 2 балла за каждое задание), за два последующих — 6 баллов (по 3 балла за задание). За выполнение мини-теста в целом — правильную и полную формулировку ответов на все четыре вопроса-задания — 10 баллов. Достаточно вспомнить, каков максимально возможный балл за выполнение части (С) и всей

работы в целом, чтобы убедиться в том, насколько значителен вклад в общий экзаменационный результат успешного выполнения заданий к тексту.

Чтобы наглядно представить, как распределяются баллы за отдельные вопросы составного задания и какие элементы ответа приносят ощутимый результат, рассмотрим конкретный экзаменационный текст с заданиями к нему, а также рекомендации по выполнению и оцениванию ответов.
Пример текста 1
«Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов с взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.

Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.

«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные», — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической психологии — известный американский психолог Карл Роджерс — назвал его «личностно-центрированным», то есть ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.

Гуманистический подход к человеку и человеческим взаимоотношениям... противостоит авторитарному стилю воспитания детей, который долгое время бытовал в наших школах и семьях. Гуманизм в воспитании основан прежде всего на понимании ребенка — его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности. ...Из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве» (Ю.Б. Гиппенрейтер).


С1. Автор сравнивает общение с пищей. Укажите, ссылаясь на текст, два аспекта этого сравнения.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В ответе должны быть указаны два аспекта:

1) общение так же необходимо ребенку, как и пища;

2) общение, как и пища, может способствовать здоровью, а может и вредить ему.
(Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье.)




Указаны два аспекта

2

Указан один аспект

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл


2


С2. Назовите стиль общения в семье, который автор считает благоприятным. Каково его основное содержание?


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В ответе должны быть следующие элементы:

1) стиль общения — «личностно-центрированный»;

2) основное содержание стиля (например, «в центре внимания находится личность того
человека, с которым ты сейчас общаешься»).




Назван стиль и указано его содержание

2

Назван только стиль или только указано его содержание

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2



Очевидно, что все требуемые компоненты ответов по первым двум заданиям можно найти в тексте предъявленного документа. Но для того чтобы это сделать, необходимо научиться воспринимать не отдельные положения текста вне их связи друг с другом, а весь текстовый фрагмент целиком как некое целостное знание, в данном случае — знание о необходимости общения и двух подходах к человеку и человеческим взаимоотношениям.

Экзаменуемые, которые не умеют этого делать, а могут находить в тексте лишь то, что дословно повторяет часть вопроса (те же самые лингвистические конструкции, отдельные слова и словосочетания), скорее всего, испытают затруднение. Можно предположить, что они не выполнят задания на определение основного содержания благоприятного стиля общения в семье, так как в тексте не прописано, что именно является основным содержанием.

Это следует определить по контексту. Затруднение при выполнении первого задания может быть связано с поиском и невозможностью найти в тексте слово «аспект».

О двух аспектах сравнения следует сделать вывод на основании той сравнительной информации, которую предъявляет автор.

СЗ. Какие два подхода к воспитанию детей называет автор? Приведите авторскую характеристику одного из них. Опираясь на собственные знания и опыт, укажите, чем характеризуется второй подход.



Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В ответе должны быть:

1) названы подходы: гуманистический и авторитарный;

2) охарактеризован гуманистический подход (например: «Он основан прежде всего на понимании ребенка — его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности»);

3) охарактеризован авторитарный подход.




Названы и охарактеризованы оба подхода

3

Назван один подход, а охарактеризованы оба или названы оба подхода, а охарактеризован авторитарный подход или назван и охарактеризован авторитарный подход

2

Названы оба подхода, охарактеризован только гуманистический подход или подходы не названы, но приведенные характеристики раскрывают их сущность или назван и охарактеризован гуманистический подход

1

Подход или подходы названы без характеристики или дан неправильный ответ

0

Максимальный балл

3


При внимательном прочтении данного задания обнаруживаются не только требования к содержанию ответа (назвать два подхода и привести характеристики каждого из них), но и опорные основания для его выстраивания. Это не только текст, но и собственные знания и опыт, без них невозможно дать характеристику второго (авторитарного) подхода, так как в тексте ее нет.

В то же время полностью абстрагироваться от текста при формулировании ответа о втором подходе не стоит, так как его

можно выстроить по аналогии с характеристикой первого подхода. Например: «Авторитарный подход не учитывает нужды и потребности ребенка, не предполагает его понимания, знания закономерностей его роста и развития; он основан на принципах и личных установках воспитателя». В этом возможном ответе присутствуют слова из текста, положенные в основу характеристики авторитарного подхода, несмотря на то что в явном виде данный подход автором не охарактеризован.
С4. Удовлетворение какой потребности детей автор считает жизненно важной? Опираясь на знания курса и опыт, приведите два доказательства справедливости данного утверждения.



Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В ответе должны быть следующие элементы:

1) потребность детей в общении или психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого;

2) доказательства, например: «ребенок, который получает психологическую поддержку близкого взрослого, защищен от негативных воздействий, оказываемых социальным окружением,
и может им противостоять»; «ребенок, которому уделяют мало внимания, становится замкнутым, ему трудно устанавливать контакты, и это сказывается на его развитии». Могут быть приведены и другие доказательства




Названа потребность и приведены два доказательства

3

Названа потребность и приведено одно доказательство или потребность не названа, но приведены два доказательства

2

Названа только потребность или приведено только одно доказательство

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


Данное задание объективно самое сложное из всех четырех заданий к рассматриваемому тексту. В тексте нельзя найти прямого ответа на вопрос. Чтобы выполнить задание, следует перефразировать авторские суждения о потребности детей в психофизиологических контактах и последствиях их дефицита, а затем самостоятельно сформулировать доказательства справедливости авторской точки зрения. Сделать это нелегко, так как собственный опыт у выпускников незначительный, а в курсе вопрос общения в данном ракурсе не рассматривается.

Залогом выполнения задания является умение интерпретировать информацию из текста и применять новое (полученное при работе с текстом) знание в требуемом контексте. В данном случае опорой для ответа могли стать рассуждения автора о малыше, лишенном постоянных контактов с взрослым, и о влиянии на детей неправильно сложившихся отношений в семье. Вычленив данные направления рассуждений, выпускник мог (с опорой на личный опыт и информацию из СМИ) привести в качестве доказательства зарисовки о развитии детей в проблемных семьях, где родители по разным причинам не уделяют детям должного внимания, а также об особенностях развития детей в детских домах и интернатах.
Многообразие текстов, входящих в составные задания
Тексты, включенные в составные задания, могут представлять собой научные,

научно-публицистические, научно-популярные, художественные произведения; правовые документы; статьи из энциклопедических словарей. Среди авторов оригинальных текстовых фрагментов, вошедших в составные задания, присутствуют мыслители средневековья, нового и новейшего времени, а также современные ученые, публицисты, политические деятели и др.

Приведем в качестве примеров два текста (с заданиями к ним и инструкциями по проверке и оценке ответов), которые относятся к разным жанрам, принадлежат авторам, создававшим свои произведения в различных конкретно-исторических условиях, и отражают определенные аспекты содержания различных линий обществоведческого курса.
Пример текста 2
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. Рутковская задания на анализ источника на егэ по обществознанию iconЧерный список Уважаемые выпускники, абитуриенты, родители! В интернете...
Открыть пункты проведения экзамена в форме егэ по географии и обществознанию 10 июня 2011 года на территории области (далее – ппэ)...
Е. Рутковская задания на анализ источника на егэ по обществознанию iconУважаемые участники егэ, родители, учителя!
Егэ (например, вам предлагают купить «задания егэ» и даже «готовые ответы» егэ). Рособрнадзор предостерегает вас от обращений к услугам...
Е. Рутковская задания на анализ источника на егэ по обществознанию iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Анализ результатов егэ -2013 на мо учителей-предметников, на совещаниях при директоре. Итоги проведения егэ--2013 и основные задачи...
Е. Рутковская задания на анализ источника на егэ по обществознанию iconРабочая программа элективного курса "Подготовка к егэ по обществознанию"
Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена. Программа курса ориентирована...
Е. Рутковская задания на анализ источника на егэ по обществознанию iconИнформация для участников егэ 2013 года о сроках, местах и порядке...
Егэ (например, вам предлагают купить «задания егэ» и даже «готовые ответы» егэ). Рособрнадзор предостерегает вас от обращений к услугам...
Е. Рутковская задания на анализ источника на егэ по обществознанию iconПрограмма элективного курса "Подготовка к егэ по обществознанию"
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05. 03. 2004 №1089)
Е. Рутковская задания на анализ источника на егэ по обществознанию iconУважаемые участники егэ, родители, учителя!
Открыть пункты проведения экзамена в форме егэ по географии и обществознанию 10 июня 2011 года на территории области (далее – ппэ)...
Е. Рутковская задания на анализ источника на егэ по обществознанию iconЕгэ по русскому языку
Белгородской области «Об участии в апробации системы подготовки экспертов егэ» от 15 января 2013 года №57 и в целях организации и...
Е. Рутковская задания на анализ источника на егэ по обществознанию iconАпелляцией признается аргументированное письменное заявление
Егэ (например, вам предлагают купить «задания егэ» и даже «готовые ответы» егэ). Рособрнадзор предостерегает вас от обращений к услугам...
Е. Рутковская задания на анализ источника на егэ по обществознанию iconСловарик участника егэ апелляция
Белгородской области «Об участии в апробации системы подготовки экспертов егэ» от 15 января 2013 года №57 и в целях организации и...
Е. Рутковская задания на анализ источника на егэ по обществознанию icon4, по которым протекает измеряемый ток I. Сила F, с которой магнитное...
...
Е. Рутковская задания на анализ источника на егэ по обществознанию iconУправление образованием администрации муниципального образования...
Егэ (например, вам предлагают купить «задания егэ» и даже «готовые ответы» егэ). Рособрнадзор предостерегает вас от обращений к услугам...
Е. Рутковская задания на анализ источника на егэ по обществознанию iconТесты для подготовки к егэ по математике. Ростов н/Д. Феникс, 2009;...
Математика. Тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к егэ и к другим формам выпускного...
Е. Рутковская задания на анализ источника на егэ по обществознанию iconПриказ №57 и в целях организации и осуществления проверки ответов...
Белгородской области «Об участии в апробации системы подготовки экспертов егэ» от 15 января 2013 года №57 и в целях организации и...
Е. Рутковская задания на анализ источника на егэ по обществознанию iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Форму сдачи экзаменов по остальным предметам можно было выбрать самому: егэ или традиционный экзамен. Егэ по русскому языку сдавали...
Е. Рутковская задания на анализ источника на егэ по обществознанию iconУрок практикум: «Онтогенез. Подготовка к егэ»
Цель урока: Обобщить и синтезировать знания об индивидуальном развитии организмов, используя задания для подготовки к егэ по данной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск