Скачать 247.26 Kb.
|
Е. Рутковская ЗАДАНИЯ НА АНАЛИЗ ИСТОЧНИКА НА ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Человек должен верить, что непонятное можно понять. Иоганн Вольфганг Гете <…> Фрагмент источника (оригинального текста) и четыре задания по его анализу и интерпретации «открывают» третью часть работы (часть С), в которой представлены задания с открытыми, развернутыми, свободно конструируемыми ответами. Источник и задания к нему в экзаменационной работе представлены на позициях С1-С4. Составное задание: общая характеристика Составное задание представляет собой фрагмент источника социальной информации (документа) и задания к нему, содержательно связанные с одним из разделов (одной из содержательных линий) школьного обществоведческого курса. В совокупности текст источника и разработанные на его основе задания образуют своего рода мини-тест. И характер текстов, включаемых в экзаменационные работы, и характер вопросов (заданий) к ним чрезвычайно разнообразны. Это не значит, что любой текстовый материал, касающийся проблем человека и общества, может войти в ЕГЭ по обществознанию. Все тексты, включаемые в экзаменационные материалы, соответствуют ряду требований. Во-первых, они тематически связаны с содержанием школьного обществоведческого курса и отражают, уточняют или расширяют его. Во-вторых, тексты, предъявляемые для анализа и интерпретации, поднимают определенную социально значимую проблему. В-третьих, они содержат завершенную, доступно изложенную (для восприятия выпускника) авторскую точку зрения. Тексты не должны быть перегружены терминами, именами, фактами и статистическими данными. Каждый из четырех вопросов (заданий) к документу имеет свое назначение в экзаменационной работе. Первое задание (С1) из четырех, входящих в мини-тест, как правило, требует найти и представить в ответе информацию, содержащуюся в тексте источника в явном виде. Второе задание (С2) требует некоторой переработки содержания фрагмента (классификация авторских положений, выявление разных сторон рассматриваемого вопроса, сравнение приведенных в тексте точек зрения и т.п.). Третье задание (СЗ) предлагает использовать для ответа знания о человеке и обществе, полученные при изучении обществознания, а также дополнительный материал (сведения из курсов других учебных предметов, средств массовой информации). Зачастую при выполнении этого задания необходимо проиллюстрировать отдельные положения текста, авторские суждения с помощью примеров из социальной жизни и исторической практики. Четвертое задание (С4), как правило, требует применения полученной из текста информации в новой ситуации или аргументации выпускником отдельных положений источника. Каждое задание сопровождают специально разработанные критерии проверки и оценки ответа. Именно они делают возможной объективную оценку ответа проверяющими его экспертами, независимо от того, где был сдан экзамен и где проверяют его результаты. Вклад составного задания в экзаменационный результат Первое и второе задания рассматриваются как задания базового уровня сложности и оцениваются (в зависимости от полноты и правильности ответа) — от 0 до 2 баллов каждое. Полный правильный ответ оценивается в 2 балла, частично правильный ответ — в 1 балл. Третье и четвертое задания отнесены к заданиям высокого уровня сложности. Они оцениваются (в зависимости от полноты и правильности ответа) — до 3 баллов каждое. В значительной степени правильному ответу присваивается 2 балла, частично правильному — 1 балл. Таким образом, при условии полного правильного выполнения первых двух заданий к тексту можно получить 4 балла (по 2 балла за каждое задание), за два последующих — 6 баллов (по 3 балла за задание). За выполнение мини-теста в целом — правильную и полную формулировку ответов на все четыре вопроса-задания — 10 баллов. Достаточно вспомнить, каков максимально возможный балл за выполнение части (С) и всей работы в целом, чтобы убедиться в том, насколько значителен вклад в общий экзаменационный результат успешного выполнения заданий к тексту. Чтобы наглядно представить, как распределяются баллы за отдельные вопросы составного задания и какие элементы ответа приносят ощутимый результат, рассмотрим конкретный экзаменационный текст с заданиями к нему, а также рекомендации по выполнению и оцениванию ответов. Пример текста 1 «Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов с взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные», — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической психологии — известный американский психолог Карл Роджерс — назвал его «личностно-центрированным», то есть ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься. Гуманистический подход к человеку и человеческим взаимоотношениям... противостоит авторитарному стилю воспитания детей, который долгое время бытовал в наших школах и семьях. Гуманизм в воспитании основан прежде всего на понимании ребенка — его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности. ...Из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве» (Ю.Б. Гиппенрейтер). С1. Автор сравнивает общение с пищей. Укажите, ссылаясь на текст, два аспекта этого сравнения.
Очевидно, что все требуемые компоненты ответов по первым двум заданиям можно найти в тексте предъявленного документа. Но для того чтобы это сделать, необходимо научиться воспринимать не отдельные положения текста вне их связи друг с другом, а весь текстовый фрагмент целиком как некое целостное знание, в данном случае — знание о необходимости общения и двух подходах к человеку и человеческим взаимоотношениям. Экзаменуемые, которые не умеют этого делать, а могут находить в тексте лишь то, что дословно повторяет часть вопроса (те же самые лингвистические конструкции, отдельные слова и словосочетания), скорее всего, испытают затруднение. Можно предположить, что они не выполнят задания на определение основного содержания благоприятного стиля общения в семье, так как в тексте не прописано, что именно является основным содержанием. Это следует определить по контексту. Затруднение при выполнении первого задания может быть связано с поиском и невозможностью найти в тексте слово «аспект». О двух аспектах сравнения следует сделать вывод на основании той сравнительной информации, которую предъявляет автор. СЗ. Какие два подхода к воспитанию детей называет автор? Приведите авторскую характеристику одного из них. Опираясь на собственные знания и опыт, укажите, чем характеризуется второй подход.
При внимательном прочтении данного задания обнаруживаются не только требования к содержанию ответа (назвать два подхода и привести характеристики каждого из них), но и опорные основания для его выстраивания. Это не только текст, но и собственные знания и опыт, без них невозможно дать характеристику второго (авторитарного) подхода, так как в тексте ее нет. В то же время полностью абстрагироваться от текста при формулировании ответа о втором подходе не стоит, так как его можно выстроить по аналогии с характеристикой первого подхода. Например: «Авторитарный подход не учитывает нужды и потребности ребенка, не предполагает его понимания, знания закономерностей его роста и развития; он основан на принципах и личных установках воспитателя». В этом возможном ответе присутствуют слова из текста, положенные в основу характеристики авторитарного подхода, несмотря на то что в явном виде данный подход автором не охарактеризован. С4. Удовлетворение какой потребности детей автор считает жизненно важной? Опираясь на знания курса и опыт, приведите два доказательства справедливости данного утверждения.
Данное задание объективно самое сложное из всех четырех заданий к рассматриваемому тексту. В тексте нельзя найти прямого ответа на вопрос. Чтобы выполнить задание, следует перефразировать авторские суждения о потребности детей в психофизиологических контактах и последствиях их дефицита, а затем самостоятельно сформулировать доказательства справедливости авторской точки зрения. Сделать это нелегко, так как собственный опыт у выпускников незначительный, а в курсе вопрос общения в данном ракурсе не рассматривается. Залогом выполнения задания является умение интерпретировать информацию из текста и применять новое (полученное при работе с текстом) знание в требуемом контексте. В данном случае опорой для ответа могли стать рассуждения автора о малыше, лишенном постоянных контактов с взрослым, и о влиянии на детей неправильно сложившихся отношений в семье. Вычленив данные направления рассуждений, выпускник мог (с опорой на личный опыт и информацию из СМИ) привести в качестве доказательства зарисовки о развитии детей в проблемных семьях, где родители по разным причинам не уделяют детям должного внимания, а также об особенностях развития детей в детских домах и интернатах. Многообразие текстов, входящих в составные задания Тексты, включенные в составные задания, могут представлять собой научные, научно-публицистические, научно-популярные, художественные произведения; правовые документы; статьи из энциклопедических словарей. Среди авторов оригинальных текстовых фрагментов, вошедших в составные задания, присутствуют мыслители средневековья, нового и новейшего времени, а также современные ученые, публицисты, политические деятели и др. Приведем в качестве примеров два текста (с заданиями к ним и инструкциями по проверке и оценке ответов), которые относятся к разным жанрам, принадлежат авторам, создававшим свои произведения в различных конкретно-исторических условиях, и отражают определенные аспекты содержания различных линий обществоведческого курса. Пример текста 2 |
Черный список Уважаемые выпускники, абитуриенты, родители! В интернете... Открыть пункты проведения экзамена в форме егэ по географии и обществознанию 10 июня 2011 года на территории области (далее – ппэ)... | Уважаемые участники егэ, родители, учителя! Егэ (например, вам предлагают купить «задания егэ» и даже «готовые ответы» егэ). Рособрнадзор предостерегает вас от обращений к услугам... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Анализ результатов егэ -2013 на мо учителей-предметников, на совещаниях при директоре. Итоги проведения егэ--2013 и основные задачи... | Рабочая программа элективного курса "Подготовка к егэ по обществознанию" Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена. Программа курса ориентирована... | ||
Информация для участников егэ 2013 года о сроках, местах и порядке... Егэ (например, вам предлагают купить «задания егэ» и даже «готовые ответы» егэ). Рособрнадзор предостерегает вас от обращений к услугам... | Программа элективного курса "Подготовка к егэ по обществознанию" Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05. 03. 2004 №1089) | ||
Уважаемые участники егэ, родители, учителя! Открыть пункты проведения экзамена в форме егэ по географии и обществознанию 10 июня 2011 года на территории области (далее – ппэ)... | Егэ по русскому языку Белгородской области «Об участии в апробации системы подготовки экспертов егэ» от 15 января 2013 года №57 и в целях организации и... | ||
Апелляцией признается аргументированное письменное заявление Егэ (например, вам предлагают купить «задания егэ» и даже «готовые ответы» егэ). Рособрнадзор предостерегает вас от обращений к услугам... | Словарик участника егэ апелляция Белгородской области «Об участии в апробации системы подготовки экспертов егэ» от 15 января 2013 года №57 и в целях организации и... | ||
4, по которым протекает измеряемый ток I. Сила F, с которой магнитное... ... | Управление образованием администрации муниципального образования... Егэ (например, вам предлагают купить «задания егэ» и даже «готовые ответы» егэ). Рособрнадзор предостерегает вас от обращений к услугам... | ||
Тесты для подготовки к егэ по математике. Ростов н/Д. Феникс, 2009;... Математика. Тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к егэ и к другим формам выпускного... | Приказ №57 и в целях организации и осуществления проверки ответов... Белгородской области «Об участии в апробации системы подготовки экспертов егэ» от 15 января 2013 года №57 и в целях организации и... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Форму сдачи экзаменов по остальным предметам можно было выбрать самому: егэ или традиционный экзамен. Егэ по русскому языку сдавали... | Урок практикум: «Онтогенез. Подготовка к егэ» Цель урока: Обобщить и синтезировать знания об индивидуальном развитии организмов, используя задания для подготовки к егэ по данной... |