Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция»





НазваниеУчебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция»
страница1/5
Дата публикации08.08.2013
Размер0.63 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
ивэсэп



ФИЛИАЛ НОУ ВПО “САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ

И ПРАВА” В Г. КИРОВЕ

ВИКТИМОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс

по направлению: 030500 – «Юриспруденция»,

по специальности: 030501 – «Юриспруденция»

КИРОВ

2011

ББК 67.51

В 43
Виктимология: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.-сост. П.Н. Фещенко. – Киров: филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, 2011. – 53 с.

Учебно-методический комплекс утвержден и рекомендован к изданию на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин, протокол № 1 от 15.09.2011 г.

Автор-составитель: канд. юрид. наук, доцент П.Н. Фещенко

Рецензент: канд. юрид. наук Ю.Н. Петухов

Ответственный редактор: директор филиала НОУ ВПО

«СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, доктор педагогических наук, профессор И.М. Машаров

© филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП»
в г. Кирове, 2011

© Фещенко П.Н., 2011




Пояснительная записка
Преступность в России растет и становится все более опасной. За последние 10-12 лет ее показатели увеличились более чем в 4 раза, массовым явлением стала организованная преступность. В обществе происходит негативная трансформация морали и права путем скачкообразного приспособления их к современному аморальному, противоправному и преступному массовому поведению1.

Ежегодно около 2 млн. человек становятся жертвами преступлений, при этом более 60 тыс. погибает в результате умышленных противоправных деяний; количество краж за последние годы выросло более чем в 10 раз, разбоев и грабежей – более чем в 5 раз, мошенничества – более чем в 3 раза.

В 2007 г. по большинству позиций был отмечен существенный спад показателей – на 20-30%, что требует серьезного криминологического анализа1.

Следует отметить, что с этого момента и по 2011 год официальная статистика дает постоянное снижение показателей зарегистрированной преступности, что, применительно к рассматриваемому объекту может говорить только в пользу повышения профессионализма исполнителей и организаторов преступной деятельности, коррумпированном прикрытии и умышленном сокрытии преступлений сотрудниками правоохранительных органов.

Наглядным подтверждением этому могут служить известные кровавые события в станице Кущевской Краснодарского края2, где, как выяснилось, годами укрывались преступления, «пропадали» свидетели и т.д.3

Проведенные в последнее время исследования латентной преступности показывают огромный разрыв между зарегистрированными и реальными показателями, что объясняется многими причинами, в том числе и ростом профессионализма фальшивомонетчиков, террористов, наркопреступников, воров-профессионалов, наемных убийц и т.д.4

При этом следует подчеркнуть, что оказавшись неподготовленными к жизни в новых рыночных условиях, опустившись в результате дефолта и экономических реформ ниже черты бедности, огромные массы населения России стали легкой добычей шарлатанов, обещающих быстрый заработок через финансовые пирамиды, получение работы за границей, быстрое излечение от недугов и т.п.

Жертвами насильников, воров и грабителей стали миллионы бездомных детей, наркоманов, алкоголиков, безработных, проституток. Потенциальную уязвимость (виктимность) от акций террористов приобрело в последнее время практически все население.

В этих условиях для предотвращения преступлений и снижения тяжести их последствий крайне важно научить людей осмотрительному и эффективному поведению в угрожающих ситуациях, обеспечить защиту детям, больным, престарелым и иным обладающим «виктимностью» лицам, равно как и всем посетителям массовых мероприятий, школ, больниц, стадионов и т.п.

В процессе изучения преступности исследователи пришли к выводу о необходимости более глубокого изучения личности жертвы преступления, выделив впоследствии это направление в качестве относительно самостоятельной науки – виктимологии (от лат.






victima – жертва и греч. logos – учение)2.

В то же время изучение причин и условий, способствующих совершению преступлений, позволяет сделать вывод, что наряду с массой «невиновных» жертв многие жертвы своим поведением провоцируют преступления или облегчают преступникам их совершение. Без изучения всех и, в частности, таких жертв невозможна разработка особых, нетрадиционных мер по предупреждению преступности, направленных на предотвращение неосмотрительного, рискованного, легкомысленного, распущенного, провокационного поведения человека, которое может оказаться опасным для него самого3.

В общем виде виктимология – это учение о жертвах, для которых типично поведение любого виктимологического качества: негативное, нейтральное, положительное. При этом немало потерпевших оказывается в этой роли в силу опасного для них, но вынужденного поведения (например, при исполнении служебного или общественного долга).

Виктимность личности, группы лиц, категории населения определяется прежде всего как качество, выделяющее их на фоне других как наиболее вероятный объект преступного посягательства.

Виктимность понимают в двух смыслах: как предрасположенность отдельных людей стать жертвой (в криминологическом аспекте – преступления) и как неспособность общества и государства защитить своих граждан4.

Даже поверхностное рассмотрение каждой из обозначенных позиций позволяет сделать вывод о том, что все население на определенной территории в определенное время можно условно поделить на лиц, обладающих и не обладающих виктимностью применительно к конкретному виду преступности или типу преступников. Например, не будет объектом посягательства преступников, специализирующих




ся на угоне автомобилей, группа населения, не имеющая автомобиля; не станет объектом посягательства «хакеров» фирма, не имеющая компьютеров, подключенных к «Интернет», и т.д.

Естественно, граждане, находящиеся в «группе риска», должны это прежде всего осознавать и, как следствие, принимать упреждающие меры защитного характера. На более высоком уровне (по иерархии субъектов предупредительной деятельности) должны действовать правоохранительные и иные органы и государство в целом.

Выделяются три вида виктимности: личностная, ролевая и ситуативная5.

Личностная виктимность прежде всего ассоциируется с такими качествами лица, как неосмотрительность в знакомствах, доверчивость при сделках, легкомысленность при отрывании двери квартиры посторонним лицам и т.п., что можно в общем виде отнести к легкомысленности, а в более широком – к проблемам воспитания и образования (социализации).

Кроме того, некоторые авторы применительно к качествам жертвы рассматривают и особенности ее поведения: провоцирующего, когда «сам виноват»; правомерного, когда, например, законопослушный гражданин делает в транспорте замечание распоясавшемуся хулигану и сам выделяет себя на фоне других в качестве объекта посягательства; противоправного поведения, когда жертва, опять же, «сама виновата».

Для выработки эффективных мер предупреждения преступности через проведение виктимологической профилактики виктимология изучает:

  • морально-психологические и социальные характеристики жертв преступлений (потерпевших от преступлений) с целью ответа на вопрос: почему, в силу каких эмоциональных, волевых, моральных качеств, какой социально обусловленной направленности человек оказался потерпевшим;

  • отношения, связывающие преступника и жертву (потерпевшего) с целью ответа на вопрос: в какой мере эти отношения значимы для создания предпосылок преступления, как они влияют на завязку преступления, мотивы действий преступника;






  • ситуации, которые предшествуют преступлению, а также ситуации непосредственно преступления с целью ответа на вопрос: как в этих ситуациях во взаимодействии с поведением преступника криминологически значимо проявляется поведение (действие или бездействие) жертвы (потерпевшего);

  • посткриминальное поведение жертвы (потерпевшего) с целью ответа на вопрос: что она предпринимает для восстановления своего права; прибегает ли к защите правоохранительных органов, суда; препятствует или способствует им в установлении истины;

  • систему мероприятий профилактического характера, в которых учитываются и используются защитные возможности как потенциальных жертв, так и различных потерпевших;

  • пути, возможности, способы возмещения причиненного преступлением вреда и, в первую очередь, физической реабилитации жертвы (потерпевшего).

Виктимология, следовательно, не может ограничиваться изучением потерпевшего от преступления (жертвы) на психологическом уровне как отдельно взятого индивидуума. В ее предмет входит и массовая уязвимость, уязвимость отдельных социальных, профессиональных и других групп.

Виктимология, возникнув как научное направление всего лишь в середине прошлого столетия, активно развивается и вносит свой весомый вклад в предупреждение преступности.

Цель курса – показать студентам современное научное понимание виктимологического подхода к предупреждению преступности, особенностей криминологических характеристик жертв преступлений и их отношений с преступниками, видение современных подходов к предупредительно-профилактической деятельности и проблем их реализации.

При изучении курса «Виктимология» делается упор на рассмотрение общетеоретических положений, прежде всего связанных с раскрытием понятий виктимности, виктимизации, виктимогенных и криминогенных ситуаций, коэффициента и структуры массовой виктимности, стадий, субъектов и объектов виктимологической профилактики; на рассмотрение особенностей виктимологической профилактики применительно к различным видам преступлений и категорий жертв; а также на актуализацию материала применительно к сегодняшним условиям, выработку умения анализировать ситуацию и противодействовать преступным посягательствам.

В разделе «Ювенальная виктимология» большое внимание уделяется проблемам раннего формирования осмотрительности и привитию навыков безопасного поведения.

Задачи курса:

  • расширить и углубить знания о преступности как явлении, полученные в процессе изучения курса «Криминология» и других предметов юридического профиля;

  • показать особенности применения общих научных подходов к решению задач предупреждения преступности через комплекс мероприятий в сфере виктимологической профилактики; раскрыть особенности взаимодействия жертвы и преступника, специфику развития механизма преступного поведения применительно к различным видам преступности и категориям объектов посягательства;

  • привить студентам навыки и сформировать компетенции, позволяющие применять общие подходы к решению актуальных проблем сегодняшней действительности и вероятных задач в ближайшем будущем;

  • сформировать навыки безопасного поведения, умения видеть предпосылки виктимогенной ситуации, оказывать помощь окружающим в снижении уровня потенциальной виктимности, принимать эффективные меры по противодействию преступным посягательствам и уменьшению тяжести наступивших последствий.


Виды занятий и методики обучения

Учебным планом подготовки специалистов-юристов в Кировском филиале НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» предусмотрено изучение курса «Виктимологии» на вечернем и заочном отделениях в объеме 10 часов аудиторных занятий.

Изучение курса осуществляется в одном семестре с последующей подготовкой контрольной работы и сдачей экзамена.

От студентов требуется не только глубокое знание общих подходов в сфере борьбы с преступностью, но и умение правильно объяснить происходящие события, высказать и аргументировать свою точку зрения.

Основными формами получения знаний по данному курсу будут лекции, иные виды учебных занятий, консультации, научно-исследовательская и самостоятельная работа.


Формы контроля

Оперативный контроль. В процессе изложения теоретического материала преподаватель возвращается к пройденным ранее темам, заостряя внимание студентов на основных терминах и понятиях, рассматривая примеры современной практики борьбы с преступностью и выясняя мнение студентов по существу поднимаемых вопросов; а также объясняя криминологический аспект широко обсуждаемых в СМИ преступлений.

Рубежный контроль. В процессе семестра после изучения теоретического материала студенты, используя материалы УМК, самостоятельно отрабатывают соответствующие варианты контрольных заданий и готовят письменные работы, направляемые в установленном порядке для проверки преподавателем.

При наличии серьезных замечаний контрольные работы возвращаются студенту для исправления и переработки.

Кроме того, студент готовится к предстоящему экзамену, ориентируясь на представленные в УМК вопросы.

Итоговый контроль. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусматривается экзамен. К экзамену допускаются студенты, получившие «зачет» по контрольной работе в установленные учебным планом сроки.

Экзамен может быть сдан устно преподавателю по билетам или заменен, по желанию студента, прохождением тестирования на компьютере в установленные для группы сроки. Полученную в ходе тестирования оценку преподаватель заносит в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента. При желании улучшить оценку студент может сдавать экзамен на общих основаниях.

Методические рекомендации

по изучению дисциплины
Самостоятельная работа студентов включает в себя изучение учебной, учебно-методической и специальной литературы, нормативных актов, их конспектирования, обобщения положительной практики органов внутренних дел, суда, прокуратуры и других органов по борьбе с преступностью, а также подготовку письменных контрольных работ.

Кроме того, студентам рекомендуется завести папку с подборками сообщений, публикуемых в специальных юридических журналах и СМИ и касающихся самых последних решений Правительства и иных органов власти в сфере борьбы с преступностью, сообщений о реализованных операциях правоохранительных органов и т.п.

Главная задача самостоятельной работы – приобретение научных знаний путем изучения рекомендованной литературы, поисков дополнительной информации для ответов на контрольные вопросы, формирование интереса к творчеству и решению профессиональных вопросов, изучение тематики курса в полном объеме.

Учебно-тематический план курса


Наименование темы

Количество часов

Лекции

Семи-нары

Самост. работа

Всего

Понятие, предмет и система виктимологии

1

-

7

8

История виктимологии

1

-

7

8

Жертва (потерпевший от преступления)

0,5

-

7

7,5

Виктимологическая составляющая механизма преступления.

0,5

-

7

7,5

Виктимология преступлений против жизни и здоровья (жертвы и ситуации)

0,5

-

7

7,5

Виктимология хулиганства (жертвы и ситуации)

0,5

-

7

7,5

Виктимология преступлений против собственности (жертвы и ситуации)

0,5

-

7

7,5

Виктимология экономических преступлений (жертвы и ситуации)

0,5

-

7

7,5

Виктимологическое предупреждение (профилактика)

2

2

9

11

Социально-психологическая реабилитация жертв, их защита и возмещение вреда

1

-

7

8

Итого:

8

2

72

80


Содержание курса6
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция»,...
Административное право России: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 –...
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция»...
Уголовное право: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция»...
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция»,...
Актуальные проблемы уголовного права: учебно-методи­чес­кий комплекс по направлению: 030500 − «Юриспруденция», по специальности:...
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс правоохранительные органы
Административное право России: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 –...
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция»,...
Филиал ноу впо санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» iconА. Г. Свинаренко
Виктимология: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» /...
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» iconМосква 2005
Виктимология: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» /...
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» iconКак стать хорошим педагогом
Виктимология: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» /...
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» iconЛурия А. Р. Эволюционное введение в психологию
Виктимология: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» /...
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» iconТема Содержание
Уголовное право: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция»...
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» iconТесты тема 21. Амины
Уголовное право: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция»...
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» iconОбщение, его виды, функции и средства
Виктимология: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» /...
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» iconПедофильная виктимизация и виктимологическая профилактика педофильных преступлений
Виктимология: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» /...
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» iconАсбест попадая в легкие, вызывает рак Безработица
Виктимология: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» /...
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» iconВиктимологическая профилактика преступлений: объект, субъект, правоотношения
Виктимология: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» /...
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» iconШкольный буллинг как социально-педагогическая проблема
Виктимология: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» /...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск