Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/41
Дата публикации31.03.2014
Размер4.5 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ

И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Сборник научных статей и докладов

VII Всероссийской научно-практической конференции



Уссурийск, 2013
ББК 74.58

Н35

Печатается по решению Редакционно-издательского совета

Школы педагогики Дальневосточного федерального университета,

г. Уссурийск
Редакционная коллегия:
Глухих Е.В., кандидат педагогических наук, доцент

Сепик Г.В., кандидат филологических наук, доцент
Н 35 Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы: Сборник научных статей и докладов VII научно-практической конференции. Уссурийск: Издательство Дальневосточного федерального университета (филиал в г. Уссурийске), 2013 г. – 274 с.

ISBN 978-5-86733-310-2
Сборник содержит научные статьи и доклады VII Всероссийской научно-практической конференции «Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы»
Издание адресовано преподавателям высшей и средней школы, аспирантам и студентам педагогических специальностей, всем интересующимся проблемами отечественного образования

ВНИМАНИЕ!

Ответственность за достоверность изложенных фактов, аутентичность цитат, правописание и стиль, правильность оформления библиографии, соблюдение Закона об авторском и смежном правах несут авторы статей.

ISBN 978-5-86733-310-2 © Издательство Дальневосточного федерального университета (филиал в г. Уссурийске), 2013

Раздел I. Историко-педагогические аспекты развития профессионального образования в России



В. Т. Литвинцева

Традиции отечественного воспитания и современность



Конец XX - начало XXI вв. ознаменовался в России масштабными изменениями, связанными с новым вектором социального развития на высокую динамику реформ, что обусловило как положительные, так и негативные последствия.

Наблюдается утрата духовных и нравственных ценностей, отсутствует должное внимание к человеку, основанное на справедливости. В образовании на первое место выходит требование к уровню знаний, и утрачиваются его гуманистические основы, игнорируются вопросы духовного становления и развития личности в процессе обучения. Современные социокультурные изменения, сопровождаемые потерей гражданского национального и культурного кода, настоятельно диктуют необходимость поиска ценностных оснований бытия человека, без чего невозможно обеспечить устойчивость общества. Для сложившихся условий актуален анализ тех пластов отечественного наследия, которые преданы забвению по разным причинам. Сегодня все чаще обращаемся к опыту и знаниям прошлого, к историческим традициям в поиске ценностных ориентиров. Познать историю – это лучший способ понять современность и определить вектор будущего развития. Традиции, возникшие в глубокой древности, играют определяющую роль в воспитании и образовании новых поколений и представляют элементы социокультурного наследия, которые передаются от поколения к поколению и сохраняются в обществе в течение длительного времени, доказывая свою жизнеспособность, и выступают в роли регулятора внутрицивилизационных процессов.

В педагогической традиции обращается внимание на педагогические труды, на идеал человека в образовании, на систему ценностей, созданную духовным опытом общества и обусловливающую процесс становления личности.

Современная социокультурная ситуация в стране свидетельствует о признании православной культуры как важнейшей составной образования в России, а в педагогической науке обращение к православию как одной из основных традиций отечественного воспитания приобретает особую актуальность. Об этом свидетельствует факт государственно-церковного сотрудничества, проявляющегося в распространении преподавания православной культуры в общеобразовательных школах. По мнению Патриарха Кирилла, это принципиальный шаг по пути долгожданного воссоединения образовательного и воспитательного процессов в контексте школьного обучения. Тем самым закладывается краеугольный камень в систему преемственной передачи подрастающим поколениям ключевых представлений о нашей национальной идентичности.

И в этом плане особое звучание приобретает наследие С.И. Миропольского. Будучи сторонником церковно-приходской школы, он выступает против преклонения перед западом, против заимствований и обращается к истории отечественной школы, подчеркивая, что российское образование формировалось вокруг Православной Церкви: «Школа на Руси и образование возникают с просвещением Руси христианством и учреждаются на утверждение веры» [2, С.9-10]. У С.И. Миропольского определены задачи, стоящие перед народной школой: развивать душевные способности, совершенствовать дар слова, облагораживать нравы, утверждать истинное благочестие. Школа, по его утверждению, «нужна для спасения, для нравственного назидания человека на всю жизнь, как нужна пища человеку живущему, она нужна не для внешних целей, а для внутренних, для жизни духа», «она служит духовной жизни народа православного» [1, C.78]. Целью народной школы должно было стать формирование человека не столько просвещенного, сколько духовно-богатого, нравственно развитого в духе национальных традиций. Основа школы должна быть национальной, сохранять традиции и следовать им. Эти традиции носят православный характер, направленный на развитие религиозно-нравственных чувств в человеке. «Дети должны выходить из школы не только обладая знаниями, но получив развитый рассудок, пробужденную любознательность, навык и любовь к труду, задатки здорового, честного характера, любовь к правдивости, уважение к человеческой личности, стремление к самообразованию, навык сознательно подчиняться требованиям дисциплины, усвоить Закон Божий не только головой, но и сердцем», - так определял назначения школы С.И. Миропольский [2, С.185]. Важнейшими нравственными качествами, как следует из этой мысли педагога, он считал чувство долга, совесть, правдивость, воздержанность, скромность, дружелюбие, трудолюбие. Поэтому для него вопрос «какой должна быть народная школа» не вызывал никакого сомнения, в ней он видит не только источник грамотности народа как основу экономического благополучия страны, но и, что наиболее важно для него, подготовку человека, ответственного за «благоустройство государства», что невозможно без его духовно-нравственного развития. Именно православие, по глубокому убеждению С.И. Миропольского, способствует установке на гармонию человека и гражданина. Отсюда и миссия школы - в воспитывающей деятельности, что и определило воспитание как основную категорию его педагогической концепции.

В раскрытии сущности воспитания С.И. Миропольский исходит, во-первых, из понимания сущности человека как личности, представляющей единство души, духа и тела, как носителя духовности, во-вторых, из миссии школы - духовно-нравственное воспитание, в основе которой - приобщение ребенка к нравственным идеалам христианства. Это привело СИ. Миропольского к выводу о неразрывной связи обучения и воспитания: «При обучении действует не один ум, но и все силы духа; правильное сообщение познаний действует на развитие всей нераздельной души дитяти. Поэтому обучение называется воспитывающим».

Воспитание в его понимании - это побуждение человека к внутреннему преодолению зла в себе в пользу добра; к расширению «совестного» пространства в себе. Средствами воспитания становятся доброделание, пробуждение любви, выработка духовных приоритетов. Смысл воспитания с православной точки зрения в движении к абсолютному добру, к Богу, а значит, - к спасению. Воспитание, таким образом, рассматривается им как целенаправленный процесс формирования личности, связанный с духовным возвышением человека, с его совершенствованием, с воссозданием в себе единства духа, души и тела. Только при обучении ума и воспитании сердца возможна полнота нравственного характера. И добиться успеха в воспитании можно с таким учителем, который достиг единства нравственного, умственного и религиозного образования, религиозно-нравственных убеждений.

Будучи сторонником православной религии, С.И. Миропольский считал, что только глубоко и истинно верующий человек может быть воспитателем детей. Христианская любовь - вот основное требование к воспитателю, ибо она «строга и бдительна». Любовь человека к детям - это, по убеждению С.И. Миропольского, естественное чувство. А для учителя важно, чтобы оно соединялось с христианской любовью, с христианским убеждением, что только она может быть источником нравственных качеств учителя. Никакие воспитательные средства, если они не подкреплены христианской любовью, требованием веры, не дадут положительных результатов. Все средства зыбки, по его мнению. Только религия даст человеку возможность достичь «полноты нравственного характера, свойственного человеку». Конечно, С.И. Миропольский сделал серьезный акцент на православии, на религии, на традициях, но нельзя не увидеть в его концепции призыва к воспитанию, прежде всего, человеческого в человеке.

Немаловажно и замечание С.И. Миропольского о том, что народная школа нуждается в народном учителе, в учителе от самого народа, из «среды народа». «Учитель, взяв порученное ему дитя, должен заботливо учить его полезным наукам; за непослушание наказывать, но не тирански, а наставнически; не сверх меры, но по силам, не с буйством, а кротко и тихо, не только мирски, но и выше мирского. И чтобы он по своей небрежности, зависти или лукавству не остался виновным ни за одного ученика перед Богом Вседержителем, а также перед родственниками ученика и перед ним самим, если бы отнял у него время или занял его чем иным» [3, С.98].

Главная цель обучения, о которой должен помнить учитель, «не в области знаний и умений, но в воспитании сердца и добром направленной воли. От сердца исходит жизнь душевная, а воля, направленная к добру, руководимая совестью, служит основанием нравственного характера человека» [3, С.12].

С.И. Миропольский неоднократно подчеркивает мысль о том, что основными сферами жизни ребенка всегда были и остаются семья, церковь и школа. Семья – это первая воспитательница ребенка, говорит С.И. Миропольский. И самые дорогие и яркие впечатления получают в семье и очень важно, чтобы «ребенок стал предметом особенных забот и попечений родителей». Самые дорогие впечатления детства, считает С.И. Миропольский, принадлежат религии. Религиозность предстает как качество духовной жизни личности. Именно воспитание является одной из наиболее эффективных, наиболее плодотворных и созидательных форм социализации уже подрастающих поколений. Именно в семейном воспитании культивируется верность традициям, любовь к родному языку, благоговение перед духовно-нравственными сокровищами родного народа и формируются у детей важнейшие нравственные качества как идеалы воспитания: трудолюбие, преданность семье, гуманность, доброта, чуткость и т.д.

Таким образом, педагогическая позиция С.И. Миропольского ориентирована на духовную жизнь развивающейся личности, на приоритет религиозно-нравственных основ в социально-педагогическом процессе. И эта тенденция взаимосвязи православия и гуманизма выступает важнейшей традицией отечественной педагогики, которую следует не только сохранять, но и приумножать. Опора на отечественные традиции сегодня не требует слепого копирования опыта прошлого, но подразумевает творческое их применение в решении вопросов современного обучения и воспитания подрастающих поколений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск